Субъекты и регионы российской федерации

Оглавление

Конституционно-правовой статус республик в составе РФ

В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они перечислены в ст. 65 Конституции. Например, Адыгея, Алтай, Башкортостан, Татарстан и т. д.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется следующим образом:

  • республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти;
  • каждая республика имеет свою территорию. Ее пределы определяются государственной границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя является одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория не может быть изменена без ее согласия;
  • каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает Конституцию республики, республиканские законы и другие нормативно-правовые акты, изданные в пределах ее компетенции.

Законы и иные нормативно-правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам РФ, принятым в пределах полномочий РФ. Но если федеральный закон издан вне пределов полномочий РФ, то действует акт республики. Республика в составе РФ также пользуется правом законодательной инициативы;

  • республика самостоятельно определяет систему своих органов государственной власти. Она имеет свой законодательный орган, главу исполнительной власти или главу республики, свое право, свой Верховный и Высший Арбитражный Суд;
  • наличие республиканского гражданства и гражданства РФ означает не двойное гражданство, а два уровня единого гражданства;
  • наличие республиканской собственности. Она включает землю, недра, имущества органов государственной власти, памятники культуры;
  • в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республика вправе устанавливать свой язык. В органах государственной власти и местного самоуправления он употребляется наряду с государственным;
  • республика вправе выступать в качестве участника международных соглашений, подписывать договоры с другими иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в международных организациях. Но ее международная правосубъектность ограничена. Она не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам и федеративному договору;
  • право на государственную символику, включая государственные герб, флаг, гимн, а также столицу;
  • республика не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако он не может быть изменен без ее согласия (п. 5. ст. 66 Конституции);
  • республика вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании;
  • если федеральными органами государственной власти РФ вводится чрезвычайное положение на территории республики, необходимо предварительное согласие органов ее государственной власти. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только одной республики, органы ее государственной власти могут сами ввести ЧП с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ;
  • исключительные полномочия республики определены ее Конституцией на основе федеральной Конституции и федеративного договора.

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

  • государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;
  • единство системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;
  • равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

  • государственный суверенитет;
  • территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

  • единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;
  • наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);
  • единая федеральная система права, которая включает в себя:
    • федеральные нормативно-правовые акты;
    • нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);
    • нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

  • наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;
  • единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);
  • наличие единых вооруженных сил;
  • единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;
  • право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;
  • наличие государственных символов: флага, герба и гимна;
  • наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Социология, билеты 1-24 / 8 Билет. Понятие социального статуса. Социальная роль

Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

Социальный статус человека

– это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

Виды социального статуса

  1. Прирожденный статус

    . Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

  2. Приобретенный статус.

    Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

  3. Предписанный статус.

    Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором

Естественный статус личности

– существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

Профессионально-должностной статус

– это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

Социальная роль

– это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1.Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2.Способ получения. По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

3.Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

4.Формализация. По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

5.Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт –

это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

История изменений состава субъектов РФ

Упраздненные субъекты

Субъект Дата упразднения (де-юре/де-факто) Описание
Хабаровский край (в границах 1956—1991 гг.) 29 октября 1991 Территория края сократилась до нынешних границ за счёт выделения Еврейской автономной области в отдельный субъект федерации
Чечено-Ингушская республика 4 июня 1992/9 января 1993 Образование Ингушской и, соответственно, Чеченской республик произошло по двум причинам: 1) Образование самопровозглашенной республики Ичкерия 2) Лояльность населения Ингушетии России
Магаданская область (в границах 1953—1992 гг.) 17 июня/15 июля 1992 Территория области сократилась до нынешних границ за счет выделения Чукотского автономного округа в отдельный субъект федерации
Коми-Пермяцкий автономный округ (КПАО) 7 декабря 2003/1 декабря 2005 В обоих субъектах был проведен референдум об объединении в Пермский край
Пермская область
Красноярский край (в границах 1991—2007 гг.) 17 апреля 2005/1 января 2007 Территория края расширилась до нынешних границ за счет присоединения ТайАО и ЭвАО путем референдума в данных субъектах
Таймырский автомный округ (ТайАО)
Эвенкский автомный округ (ЭвАО)
Корякский автономный округ (КорАО) 23 октября 2005/1 июля 2007 В обоих субъектах был проведен референдум об объединении в Камчатский край
Камчатская область
Иркутская область (в границах 1937—2008 гг.) 16 апреля 2006/1 января 2008 Территория области расширилась до нынешних границ за счет присоединения УОБАО путем референдума в обоих субъектах
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (УОБАО)
Агинский Бурятский автономный округ (АБАО) 11 марта 2007/1 марта 2008 В обоих субъектах был проведен референдум об объединении в Забайкальский край
Читинская область

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Поделиться в соц. сетях

Права, обязанности и характеристики

Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц.Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан.Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами.Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д.Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.

Статус субъекта РФ

В Конституции Российской Федерации определен статус субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации равны, но все же имеют некоторую специфику в юридическом положении.

Список административных единиц РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Административные единицы, вступающие в состав Российской Федерации, разделяют на три типа от соединения национальных и региональных начал при их развитии, а также специфических положений:

  • республики (правительства);
  • автономная область и автономные округа (национально-правительственные и независимые образования);
  • края, области и города федерального значения (территориально-правительственные образования). Россия включает в свою структуру субъекты с разнообразным конституционно-юридическим статусом, что разрешает считать Россию ассиметричным правительством.

Замечание 1

Различие республик и других территориальных единиц страны по своему положению содержатся прежде всего в том, что они признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66), и характеризуются всеми правительственными отличиями, кроме автономии, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, право на свой правительственный язык, применяемый наряду с русским. Как и остальные субъекты Федерации, они имеют структуру республиканских учреждений правительственной власти, другие свойства правительственной власти.

Края, области, города федерального значения

Края,
области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются
государственно-территориальными образованиями.

Конституция
РФ 1993 г. (ст. 5) впервые признала их равноправными субъектами Российской
Федерации.

Основы
правового статуса

этих субъектов установлены:

·               
в
Конституции РФ;

·               
Договоре
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

·               
указе
Президента РФ “Об основных началах организации государственной власти в
субъектах Российской Федерации”;

·               
“Положении
об основных началах организации и деятельности органов государственной власти
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы”;

·               
другими
нормативными правовыми актами.

Данные
субъекты федерации обладают элементами учредительной власти.
Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательство.
В соответствии со ст. 66 Конституции РФ уставы принимаются
законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской
Федерации.

Принципиально важным является закрепленное в
Конституции РФ право изменения статуса субъекта по взаимному согласию
федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (п.
5 ст. 66
Конституции РФ).

Края,
области, города федерального значения как субъекты федерации обладают элементами
территориального верховенства
, так как границы между ними могут быть
изменены только с их взаимного согласия.

Как
самостоятельное звено субъектов федерации они имеют систему
органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.

Государственно-правовым признаком этих субъектов
является конституционно закрепленное право законодательной деятельности.
Как установлено в ст. 76 п. 4 Конституции РФ, вне пределов
ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов края,
области, города федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Края, области и
города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в
федерации.

Будучи
равноправными субъектами федерации, края, области и города федерального
значения не являются государствами. Они не имеют своих
конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный
язык — русский.

Компетенция
краев, областей, городов федерального значения многообразна. Согласно ст.
73
Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов края, области, города федерального значения обладают всей полнотой
государственной власти.

Органы
государственной власти краев, областей и городов федерального значения:

1) 
обеспечивают
соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам Российской
Федерации;

2) 
осуществляют
защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают законность,
правопорядок и общественную безопасность;

3) 
решают
вопросы изменения своих границ, устанавливают территориальное деление и
организуют местное самоуправление;

4) 
распоряжаются
собственностью, если она не имеет федерального статуса;

5) 
организуют
защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;

6) 
проводят
в жизнь положения административного, жилищного, земельного, водного, лесного
законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды;

7) 
решают
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и
спорта;

8) 
руководят
здравоохранением;

9) 
осуществляют
защиту семьи, материнства, отцовства и детства;

10) 
социальную
защиту, социальное обеспечение;

11) 
организуют
рациональное использование природных ресурсов, охраны окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;

12) 
организуют
карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию
их последствий.

Края,
области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных
и внешнеэкономических связей
, соглашений с другими субъектами
Российской Федерации, если это не противоречит федеральному законодательству.

Проекты
федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются
для согласования в края, области и города федерального значения.

Предыдущая