Экстрадиция. правовые особенности и условия выполнения

Оглавление

Выдача (экстрадиция) иностранных граждан и лиц без гражданства

Выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц:

  • а) преследуемых за политические убеждения;
  • б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, решение о которой принимается на основе дипломатических договоренностей.

Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Выдача лица не допускается, если:

  1. лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;
  2. лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
  3. в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  4. в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
  5. имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В выдаче лица может быть также отказано, если:

  1. деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;
  2. деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
  3. за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
  4. уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

СПРАВКА! Лица, попросившие политического убежища у РФ и получившие его, экстрадиции не подлежат.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:

  1. Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
  2. В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
  3. Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.
  4. Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
  5. Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
  6. Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
  7. В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
  8. Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
  9. Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Страны, где нет экстрадиции

Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.

Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.


Особенности законодательства об экстрадиции в разных странах

Список стран без экстрадиции в Россию

Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.

Мотивация стран без экстрадиции в Россию:

  • ссылка на преследование по политическим обвинениям;
  • ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
  • отсутствие соответствующего соглашения.

Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.

Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.

Некоторые государства полностью отрицают возможность передачи преступников, а у отдельных стран отсутствуют с РФ дипломатические отношения по причине нежелания другой стороны вступать в диалог или непризнанного статуса. Список стран, отказавшихся от экстрадиции в Россию по этой причине, касается Бутана, Соломоновых островов, Косово и Северного (турецкого) Кипра.

Экстрадиция из России в Украину

В последние годы, после смены правящего режима, резко ухудшились отношения РФ с Украиной. Эта страна также неохотно решает с Россией о взаимной выдаче преступников. Из РФ в Украину преступники выдаются, если:

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.

Нормативное регулирование

К особенностям экстрадиции относится:

  1. права и обязанности правоохранительных органов каждого государства прописываются в международных договорах;
  2. для создания многоступенчатого сотрудничества государства присоединяются к международной Конвекции о выдаче, которая введена в 1957 году;
  3. Россия подписала эту Конвенцию, поэтому является ее участником, но при этом внесены некоторые оговорки, по которым страна не выдает другим государствам своих граждан;
  4. на территории РФ действуют и другие нормативные акты, которые регулируют выдачу преступников иностранным государствам, к которым относится ст. 61 Конституции РФ, ст. 13 УК и глава 54 УПК.

Россия выдает другим государствам исключительно иностранных граждан, а россияне на территории РФ сохраняют неприкосновенность.

Если гражданин РФ совершил преступление в другом государстве, то он привлекается к ответственности по законам России. Выдача иностранных преступников выполняется при подозрении в совершении тяжких преступлений, по которым назначается наказание от 1 года тюремного заключения.

Дополнительно выдаются лица при следующих условиях:

  1. иностранец уже лишен свободы минимально на 6 месяцев;
  2. иностранное государство будет привлекать к ответственности экстрадированного человека исключительно за конкретное преступление, после чего гражданин сможет покинуть страну.

Решение относительно возможности выдачи преступника властям другой страны принимается Генеральным Прокурором страны. Если иностранец или лицо без гражданства получает статус политического беженца, то у него появляются те же права и обязанности, что и у всех россиян, поэтому его невозможно экстрадировать.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Не следует путать понятия экстрадиции с депортацией. Под последним термином понимают выдворение иностранца из страны с последующим запретом возврата на определенный срок или пожизненно. Такое решение принимается за нарушение миграционного законодательства, а продолжительность запрета на въезд зависит от тяжести проступка. При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Читать так же: ​​Виза в Ирландию для россиян 2021

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства

Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Виды экстрадиции

Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:

  • российских граждан;
  • иностранных подданных;
  • лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.

Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:

  • расследования уголовного дела;
  • участия в суде в качестве обвиняемого;
  • приведения приговора суда в исполнение.

В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.


Как и когда доходит до экстрадиции

Процедура выдачи лиц, совершивших преступление

Процедура экстрадиции строго регламентирована. Любые ошибки в действиях одной из стран могут привести к тому, что преступник не будет выдан.

Итак, алгоритм экстрадиции представлен следующим образом:

  • Когда злоумышленник задержан, у страны, в которой он совершил преступление, есть 40 дней на направление запроса в ту страну, в которой он находится.
  • В отношении задержанного избирается мера пресечения.
  • Оценивается ситуация на предмет потенциальной экстрадиции преступника.
  • Вынесение обоснованного отказа в экстрадиции или ее удовлетворение.
  • Документальное оформление положительного решения по запросу на экстрадицию.
  • Информирование задержанного о его экстрадиции.

Решение об экстрадиции может быть обжаловано задержанным в течение 10 дней.

Возможна ситуация, когда право на определенного осужденного одновременно могут заявить несколько заинтересованных в нем стран.

Генеральный Прокурор обязан уведомить об экстрадиции то лицо, в отношении которого принято решение, в течение 24 часов.

В экстрадиции может быть отказано в следующих ситуациях:

  • Нарушены правила оформления и подачи запроса;
  • Нет доказательств виновности лица, требуемого к экстрадиции;
  • Преступник не является гражданином той страны, которая запрашивает его выдачу.

Комментарий к ст. 13 УК Украины

1. Преднамеренное преступление, как и любое другое волевое действие— это осуществление субъектом преступного умысла. Осуществление преступного намерения с момента его возникновения до достижения последствий включает несколько этапов, которые отличаются степенью реализации этого намерения, степенью законченности преступления. Каждый такой этап в уголовном праве называется стадией совершения преступления.

2. Стадии совершения преступления — это постепенные этапы завер^ шение умышленного преступления, которые различаются между собой степенью его реализации, осуществления. В ч. 2 ст. 13 УК определяются лишь две стадии совершения умышленного преступления — приготовление к преступлению и покушение на совершение преступления. Стадия законченного преступления выводится из этих двух стадий и определяется в ч. 1 ст. 13 УК.

3. Преступление признается оконченным тогда, когда совершенные действия содержат все признаки состава преступления, описанного в диспозиции (т. е. в той части статьи, в которой указывается запрещена законом действие статьи уголовного закона. Признание преступления оконченным зависит от того, как сформулировано в законе состав преступления, какова его законодательная конструкция. Преступления, содержащие так называемые материальные составы, считаются оконченными в момент наступления преступных последствий: убийство — с наступлением смерти; грабеж — имущественного ущерба; нарушение правил безопасности движения — смерти, телесных повреждений и тому подобное. Преступления, содержащие так называемые формальные составы, считаются законченными в момент совершения действия или бездії, которые образуют объективную сторону оклада преступления: клевета — распространение измышлений, порочащих другое лицо; спекуляция — скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы.

4. Конструкция некоторых составов преступления такова, что они считаются оконченными уже в тот момент, как только объект ставится в опасность. Например, нарушение правши безопасности движения или правил техники безопасности считается законченным, как только это нарушение создает угрозу наступления указанных в законе последствий. Бандитизм (ст. 257 УК) считается оконченным уже в момент организации, создание банды. Такие составы преступлений называются сокращенными: высокая общественная опасность данных деяний заставляет законодателя считать моментом их окончания именно их начало.

Продолжение таких преступлений увеличивает объем их су-совместно опасных действий и ответственности, но не влияет на их квалификацию. Так, квалификация разбоя не меняется от того, удалось или не удалось преступнику завладеть имуществом потерпевшего. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 25 декабря 1992 г. «О судебной практике в делах о корыстных преступлениях против частной собственности» отметил, в частности, что разбой считается оконченным с момента нападения, соединенного с применением или с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья, независимо от того, завладело виновное лицо имуществом потерпевшего или нет (Постановления Пленума…- С. 114).

Принятие решения об экстрадиции и его обжалование

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Как трактуется понятие «экстрадиция» и в каких странах такой порядок действий отсутствует

Если обратиться к Уголовному кодексу и к международному праву, то экстрадиция – это не мера наказания и не способ привлечения виновных граждан к ответственности. Речь идет о некой форме сотрудничества, которая возможна между странами, подписавшими договоренность об оказании взаимопомощи по борьбе с преступностью.

Чтобы читателям стало понятно, поясню простыми словами. Под экстрадицией стоит понимать арест с последующей передачей преступника или подозреваемого в правонарушении лица официальным представителям страны, где было совершено преступное деяние.

К примеру, в США такой порядок действует между штатами, а на мировой арене подобные взаимоотношения существуют между разными странами.

В качестве дополнительной помощи со стороны государства, выдающего подозреваемого, проводятся разные судебные действия, расследования, делаются экспертизы. По достижении договоренности между странами полученные данные передаются представителям другого государства вместе с подозреваемым.

Несмотря на то, что с РФ сегодня заключили подобные соглашения более 350 стран, некоторые государства подобные договоренности пока не подписали. Здесь стоит упомянуть Швецию и США, Великобританию и Белоруссию, Польшу и Украину, Японию и Китай.

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2017 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст. 23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее. Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции. Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

То есть, если до 1 июля 2017 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Пример экстрадиции


В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Соблюдение перечисленных принципов защищает национальные интересы РФ и препятствует неправомерной выдаче сограждан, которые вправе надеяться на поддержку государства.