Оглавление
Литература:
Дилигенский Г.Г.Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7, 8.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
КонституцияРоссийской Федерации. М., 2003
Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
Халипов В.Власть. Основы кратологии. М., 1995.
Шестопал Е.Б.Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Полис. 1995. №4.
Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.
Эффективностьгосударственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.
Использованы материалы с сайта Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/administration.shtml
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2006/05/105546.shtml
Салмин А. Die Realpolitik российской «федерации» // Современная российская политика / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.89.
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/textappears/2005/04/87049.shtml
Пример № 3
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации B) установление правовых основ единого рынка Г) установление общих принципов организации системы органов Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Общие принципы
Вся система субъектов власти устанавливается сама по себе, то есть самостоятельно. Но общий порядок регламентирует закон от 6 октября 1999 года, он подразумевает общие принципы у законодательной и у исполнительной власти. Этот закон был дополнительно изменен, а после вступил в полную силу в июле 2018 года.
ФЗ об органах исполнительной власти субъектов полностью формирует и образует их деятельность. Данные субъекты с помощью этого правого документа распределяют между собой обязанности, порядок по которому обеспечивается на местах, взаимодействуют на федеральном уровне и региональном. Нет никаких исключений. Данный закон подкреплен правами, гарантированными Конституцией РФ. Он не просто распространяет суверенитет на каждый субъект, республику или область, а бережет целостность страны, устанавливая единый государственный порядок. Данный закон очень важен, так как обеспечивает полный порядок и стабильность в работе исполнительных служб.
Также в нем четко прописывается, какая власть исполнительная, а какая — законодательная. Все структуры, наделяемые полномочиями, сбалансированы и контролируют друг друга. Такое распределение не дает сосредоточить в одних руках больше, чем требуется конкретному ведомству или организации. Особенно это касается силовых структур и контор, занимающихся предоставлением юридической помощи. Благодаря этому закону каждый орган субъекта государственной власти обеспечит полную реализацию всех прав для каждого гражданина.
Еще он регулирует систему органов государственной власти и устанавливает ее. В нее входят:
- Законодательный и представительный орган государственной власти конкретного субъекта и всей страны в целом.
- Самая высокая инстанция исполнительных органов государственной власти субъекта.
- Другие государственные органы власти, которые были образованны в результате различных потребностей или особенностей конкретного субъекта.
Порядок формирования и взаимодействия
Цель формирования территориальных органов исполнительной власти – реализация полномочий федерального властного органа. Основные принципы создания территориальных органов установлены Правительством. Финансирование осуществляется за счет федеральных бюджетных средств.
Выделяют районные, городские, региональные, межрегиональные, окружные территориальные подразделения федеральных органов.
Создание таких органов, их реорганизация или упразднение находятся в компетенции федеральных структур и осуществляются решением их руководства. Для этого разрабатывается «схема размещения», включающая перечень территориальных органов, численность сотрудников, фонд заработной платы. Схема утверждается министерством или Правительством на основании предложений федеральных агентств и служб.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и территориальных представительств федеральных структур определяется президентским указом от 2005 года.
Кандидатура претендента на позицию главы территориального органа согласовывается с руководством органов исполнительной власти края, области, округа.
В большинстве субъекте при полномочных представителях президента также действуют региональные комиссии, в задачу которых входит внутренняя координация территориальных подразделений федеральных органов.
В чем специфика исполнительной ветви власти?
В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.
Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.
Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.
Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.
Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.
Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.
Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.
Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.
Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.
Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Система сдержек и противовесов в государственной власти РФ
Система сдержек и противовесов — механизм обеспечивающий работу госвласти в системе разделения властей. Он заключается в том, что все ветви власти независимы в принятии решений, но могут организационно влиять друг на друга. Это предотвращает злоупотребления и излишний рост влияния одной из ветвей власти.
Посмотрим, какие сдержки и противовесы предусмотрены для ветвей власти в России.
Федеральное Собрание силами обеих палат вправе отрешить Президента от должности — разумеется не произвольно, а в случае обвинения в тяжком преступлении, например, государственной измене. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента РФ, а Совет Федерации производит саму процедуру отрешения (см. ст. 93 Конституции, ст.ст. 167-171 Регламента Совета Федерации, утв Постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ).
Президент РФ имеет право вето: оно заключается в возможности не подписать принятый парламентом закон. Соответственно, этот закон не вступит в силу, а вернется на повторное рассмотрение. Повторно направить тот же закон на подпись Президенту можно, если он будет принят квалифицрованным большинством в 2/3 голосов от всех депутатов ивсех членов Совета Федерации (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
Кроме того ГосДума может быть распущена Президентом РФ, когда Президент и ГосДума не договорились о составе Правительства и личности Председател Правительства РФ (ст.ст. 109, 111, 112, 117 Конституции РФ).
Исполнительная власть в лице Правительства РФ вправе оспорить в Конституционном суде принятый закон.
Судьи утверждаются и снимаются с должности Президентом РФ (судьи федеральных судов, т.е. все судьи, кроме мировых судей и судей уставных судов регионов). Мировые судьи утверждаются законодательным органом соответствующего региона России.
Исполнительная власть в системе органов государственной власти
Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).
Органы исполнительной власти
Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:
- Председатель;
- заместители Председателя;
- федеральные министры.
Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ после утверждения его кандидатуры согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и получает право распустить Госдуму и объявить новые выборы в Госдуму (ст
111 Конституции РФ).
Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см., например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок. Также Председатель Правительства представляет на утверждение Госдуме кандидатуры заместителей и федеральных министров. Госдума принимает решение по этим кандидатурам в течение 1 недели (ст. 112 Конституции РФ). Президент не вправе отказать утвержденных министров.
Общие функции Правительства РФ
- разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
- обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в области просвещения, медицины, культуры, поддержки и укрепления семьи, сохранения традиционных семейных ценностей и т. д.;
- управление госсобственностью;
- осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.
Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе 3 закона «О правительстве РФ» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ.
Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований).
Вам также будет полезна справочная информация КонсультантПлюс «Структура и функции государственных органов исполнительной власти и управления». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Субъекты исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:
- Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
- равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
- правительства субъектов РФ;
- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:
- число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
- субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
- должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
- органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
- государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.
Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.
показать содержание
Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).
В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (президент республики, губернатор или глава администрации края или области)
возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.
Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции
Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.). Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).
Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган государственной исполнительной власти (орган государственно го управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.