Комментарии верховного суда рф к статье 161 ук рф (грабеж)

Оглавление

Комментарий к статье 161 УПК РФ

1. Недопустимость разглашения данных расследования обеспечивает: а) раскрытие преступления; б) охраняемые законом тайны (личную, семейную, профессиональную, коммерческую); в) честь и деловую репутацию обвиняемого, других физических и юридических лиц; г) безопасность участников уголовного процесса (свидетелей, потерпевших).

2. Подписка о неразглашении подтверждает разъяснение обязанности и определяет объем данных, не подлежащих разглашению. Поэтому при отказе подписи применяются правила ст. 167 УПК. Отказ дать подписку не освобождает лиц от ответственности. В некоторых случаях отказ дать подписку является основанием для отвода участника процесса (ч. 5 ст. 49). Тайна предварительного расследования по общему правилу не может ограничивать процессуальные права участников процесса на ознакомление с материалами дела, на юридическую помощь.

3. Данное общее условие расследования кроме подписки о неразглашении обеспечивается и другими дополнительными процессуальными мерами: изъятием из основного дела материалов, идентифицирующих личность лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве (п. 4 ч. 1 ст. 154); засекречиванием данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166); мерами неразглашения частных данных, принимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182); мерами по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217). Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные меры).

Положения о тайне

Основные положения тайны предварительного следствия отражены в ст. 161 УПК Российской Федерации. Она указывает на отсутствие допустимости уведомлять иных лиц о проводимом расследовании. Для этого должно быть получено соответствующее разрешение от должностных лиц, например, следователя. Главное, чтобы все прописанные пункты таких правил не были нарушены. Процессуальные нормы обязательны для исполнения.

Кроме этого, каждый участник следственных действий, письменно предупреждается о том, что разглашать какие-либо сведения категорически запрещено под угрозой применения мер уголовного воздействия. Существует даже статья в УК кодексе – 310, где за разглашение грозит возбуждение дела в отношении и соответственно, избрание меры наказания в ходе заседания в суде.

Тайна следствия решает целый ряд задач в уголовном процессе, куда входит и выявление всех обстоятельств, произошедших в результате преступной деятельности человека. Первоначальная цель – доказать виновность лица, а не рассказать всем вокруг.

Что такое тайна следствия

Уголовно-процессуальное законодательство страны не содержит детального определения этого понятия, но в рамках ст. 161 этого же кодекса наложен запрет на распространение каких-либо сведений, касающихся расследуемого дела. Он накладывается в связи с тем предположением, что сведения по разбирательству могут быть чреваты необратимыми последствиями, если они окажутся в руках мошенников, свидетелей, потерпевших, прочих фигурантов.

Документация, связанная с нераспространением материалов, без разрешения берется дознавателем у сторон, принимающих участие в процессе. Разрешение предоставляется только специалистам, осуществляющим ведение дела. Необходимо, чтобы с их стороны был соблюден определенный набор условий:

  1. Отсутствие отрицательного влияния предоставленной информации на ход расследования.
  2. Фигуранты сохранят свои права и интересы при себе, и они будут защищены.

Должен соблюдаться фактор недопустимости разглашения и со стороны сотрудников органов. Сведения о личной жизни участников дела не имеют права на распространение без вспомогательного разрешения, т. к. информация имеет конфиденциальную основу.

В российских законах конкретного перечня, который смог бы определить тайность информации, не существует. В каждом отдельно взятом деле должностные специалисты принимают решение в связи с индивидуальными особенностями.

На основании комментария к можно отметить, что в качестве объекта преступления выступают общественные взаимоотношения, посредством которых достигается обеспечение тайны следствия и дознания.

В роли предмета в данном случае рассматриваются любые материалы, полученные в рамках производства в досудебном периоде. Они могут относиться к собранным свидетельствам и доказательствам, источникам их возникновения.

Запрет на разглашение: молчать обо всем?

Большинство участников процесса, выйдя из кабинета отдела следствия или дознания, где они подписали бумаги о сохранении тайны расследования, думает, что хоть одно слово об уголовном деле за пределами отделения МВД может грозить им статьей УК РФ. Прежде чем бояться сказать лишнего, необходимо знать, что ст.161 УПК РФ не налагает табу на оглашение данных:

  1. О несоблюдении закона Российской Федерации должностными лицами и государственной властью в целом.
  2. Озвученные уполномоченными сотрудниками в СМИ, посредством телевидения и каким-либо другим способом, при помощи которого сведения были переданы в массы.
  3. Проговоренные в судебном заседании открытого характера.

Если изложение данных требовалось при подаче документов в государственные инстанции, разглашение информации не является преступлением. К этой же категории будет относиться и передача данных дела специалисту, привлеченному для расследования, но при условии подписания им документа о секретных данных.

Комментарий к Ст. 310 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие тайну предварительного следствия и дознания в целях недопущения помех при осуществлении процессуальной деятельности, в том числе при собирании и фиксации доказательств и защиты интересов и безопасности участников предварительного расследования.

Предметом разглашения данных могут быть любые сведения, полученные в ходе досудебного производства: о собранных доказательствах, об источниках этих доказательств, о примененных мерах процессуального принуждения, о планируемых следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, об участвующих в производстве предварительного расследования лицах и т.д. Преждевременное, до завершения предварительного расследования, ознакомление участников процесса или лиц, имеющих в уголовном деле непроцессуальный интерес, может привести к уничтожению доказательств, устранению лиц, владеющих ценной для следствия информацией, оказанию незаконного воздействия на участников судопроизводства, подключению различных рычагов влияния на следователя, оперативных сотрудников, прокурора.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Устанавливаемый следователем или дознавателем запрет на разглашение данных может касаться как каких-то определенных сведений, так и любой информации, которая стала или еще станет лицу известной в связи с его участием в предварительном следствии или дознании.

2. Данное преступление может быть совершено только путем действия — передачи другим лицам вербальной информации об уголовном деле, копий каких-либо процессуальных документов или иных материалов из дела, распространения своих выписок из материалов дела и других записей.

Обязательными условиями для наступления уголовной ответственности по комментируемой статье являются: 1) отнесение разглашаемых сведений не просто к информации о преступлении, а к данным именно предварительного расследования; 2) наличие предупреждения следователем, дознавателем или иным уполномоченным лицом о недопустимости разглашения указанных данных; 3) отсутствие согласия следователя или дознавателя на разглашение данных; 4) данные сообщаются лицу, не участвующему в предварительном расследовании либо, хотя и участвующему в нем, но не допущенному к конкретной информации.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 161 УПК предупреждение прокурором, следователем, дознавателем участника уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших ему известными данных предварительного расследования под угрозой уголовной ответственности по комментируемой статье оформляется в письменном виде и удостоверяется подписью участника судопроизводства. Согласие же следователя или дознавателя на разглашение данных может быть как письменным, так и устным.

3. Преступление признается оконченным в случае передачи данных предварительного расследования хотя бы одному лицу, не уполномоченному на обладание ими. Последующее использование или неиспользование им этих данных, а также сообщение о них другим лицам на квалификацию содеянного не влияют.

4. Исходя из сопоставительного анализа комментируемой статьи и ст. 161 УПК РФ, закрепляющей недопустимость разглашения данных предварительного расследования, субъектом рассматриваемого преступления может быть только участник уголовного судопроизводства. При этом, как указывал КС РФ в Определении от 21.12.2004 N 467-О «По жалобе гражданина Пятничука Петра Ефимовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 46, и 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» , запрет неразглашения данных предварительного расследования не может быть распространен на подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, и они не подлежат уголовной ответственности за разглашение таких данных.
———————————
ВКС РФ. 2005. N 3.

5. Рассматриваемое преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, с учетом того, что лицо может не всегда в полной мере осознавать недопустимость разглашения ставших ему известными данных предварительного следствия и относиться к этому безразлично.

По неосторожности данное преступление, в силу ч. 2 ст

24 УК, не может быть совершено.

Комментарий к статье 161 УПК РФ

1. Комментируемая статья содержит запрет разглашать данные предварительного расследования, за исключением прямо установленных законом случаев. При этом под термином «данные предварительного расследования» понимаются не только доказательства, содержащиеся в материалах уголовного дела, но и любые иные сведения, которые представляют интерес для стороны обвинения или затрагивают права и законные интересы участников уголовного судопроизводства.

2. Для того чтобы определенные сведения были преданы гласности, требуется, чтобы следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, дал соответствующее письменное разрешение. Разрешение давать запрещено, если это противоречит интересам предварительного расследования или нарушает права, свободы и законные интересы участников процесса со стороны как обвинения, так и защиты.

3. В комментируемой статье (ч. 3) установлено, что должностное лицо уголовного судопроизводства обязано взять у лица подписку с предупреждением об ответственности по ст. 310 «Разглашение данных предварительного расследования» УК РФ. Наличие подписки является обязательным условием, поскольку наступление уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ возможно лишь в тех случаях, когда лицо было предупреждено о недопустимости такого разглашения.

4. В подписке о неразглашении данных предварительного расследования в числе прочих сведений указывается, какие именно данные предварительного расследования не подлежат огласке.

5. Из правила, установленного в ч. 3 комментируемой статьи, имеются исключения, отраженные в ч. 4 этой же статьи. Они касаются случаев, когда сведения касаются нарушений, допущенных органами государственной власти и их должностными лицами (в том числе должностными лицами уголовного судопроизводства), а также ситуаций, когда сведения уже были преданы гласности.

6. Часть 5 комментируемой статьи содержит запрет разглашения сведений о частной жизни участников уголовного судопроизводства. В числе прочих актов неприкосновенность сведений о частной жизни закреплена в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Для разглашения сведений о частной жизни требуется согласие самого лица, данное в письменном виде и добровольно. Поскольку потерпевший, не достигший 14-летнего возраста, сам не в состоянии в полной мере оценить значение тех либо иных сведений, письменное согласие на их разглашение должен давать его законный представитель (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что запрет на разглашение данных предварительного расследования не распространяется на случаи, когда сведения циркулируют внутри материалов уголовного дела либо когда обращения подаются в правозащитные государственные и межгосударственные органы (например, в Конституционный Суд РФ или Европейский суд по правам человека).

8. Установленное комментируемой статьей правовое регулирование, как обусловленное публичными интересами предварительного расследования и необходимостью предотвращения (предупреждения) нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, не расходится с предписаниями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и не может рассматриваться как препятствующее защитнику по уголовному делу в ознакомлении с протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому. Не содержит эта статья и положений, ограничивающих предоставленные защитнику в порядке конкретизации ч. 2 ст. 24 Конституции РФ права знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования, выписывать из них сведения в любом объеме или снимать за свой счет с них копии, в том числе с помощью технических средств, а потому не создает юридических предпосылок к отказу в праве на судебную защиту обвиняемым, чьи права нарушены незаконными действиями и решениями органов предварительного расследования.

Статья 154 УПК РФ. Выделение уголовного дела

  1. Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
    1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 208 настоящего Кодекса;
    2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
    3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
    4) подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.
    5) отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование производится в порядке, установленном главой 32.1 настоящего Кодекса, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.
  2. Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.
  3. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 настоящего Кодекса.
  4. В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.
  5. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.
  6. Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

Возможные сообщения и их публикация

Некоторые сообщения, поступающие от органов правоохранения, должны обязательно публиковаться в СМИ. Существует даже перечень таких материалов, размещение которых считается обязательной процедурой:

  • Реабилитационные сообщения в отношении ранее подозреваемого.
  • Сведения об отказном материале по проведенной проверке.

То есть, сюда относят события, касающиеся конкретного человека, чтобы восстановить его первоначальное положение и статус в обществе. Дополнительно к этому, у последнего возникает возможность потребовать от государства возмещения причиненных моральных и материальных страданий.

Для этого к редакции имеется ровно 30 суток, чтобы продемонстрировать обществу всю информацию. Есть лишь одно «но» – в число таких СМИ относятся только те, которые ранее уже размещали на своих страницах информации по отношении к человеку. Кроме этого, сами реабилитированные, а равно их близкие родственники могут требовать расположения на страницах издания такой информации.

Что касается информации об отказе в ВУД, то тут процесс аналогичен. Должно поступить опровержение тех событий, которые ранее были напечатаны. Данное требование высказывает не только прокурор или начальник структурного подразделения, но и сам следователь. Они и согласовывают сроки, когда должна поступить информация в СМИ.

Тайна предварительного расследования

В теоретическом плане широко известно такое начало, как тайна предварительного расследования, противопоставляемое гласности судебного разбирательства в рамках континентальной доктрины смешанного уголовного процесса, где предварительное расследование отделено от судебного разбирательства четкой процессуальной границей и построено на прямо противоположных принципах. Одним из них и является тайный характер предварительного расследования, прежде всего в отношении широкой публики (СМИ, рядовые граждане), но также отчасти и в отношении участвующих в уголовном процессе частных лиц — в полном объеме материалы расследования предоставляются им и их представителям лишь по окончании последнего.

Положения о тайне предварительного расследования закреплены в разных нормах действующего российского уголовно-процессуального закона, но прежде всего — в ст. 161 УПК РФ, именуемой «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования». В соответствии с ней данные предварительного расследования не подлежат разглашению без специального разрешения следователя или дознавателя, определяющих также допустимый объем тех сведений, которые дозволяется предавать огласке. Следователь или дознаватель вправе дать указанное разрешение только в том случае, когда разглашение соответствующих данных а) не противоречит интересам предварительного расследования и б) не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия в любом случае не допускается, т.е. здесь одного разрешения следователя (дознавателя) недостаточно — требуется еще получить согласие заинтересованного лица. Участники уголовного судопроизводства предупреждаются следователем (дознавателем) о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения данных предварительного расследования и об уголовной ответственности за такое разглашение (ст. 310 УК РФ), причем предупреждение должно быть не устным, а письменным (они дают подписку).

Обеспечение тайны предварительного расследования действительно необходимо как для решения задач самого предварительного расследования по всестороннему установлению всех обстоятельств дела, так и с точки зрения соблюдения прав участвующих в уголовном процессе частных лиц: охраны честного имени лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, пока окончательно не доказана их вина, и их родственников; охраны частной жизни лиц, пострадавших от преступления; защиты участников процесса от возможных посягательств со стороны тех, кто заинтересован помешать расследованию. Если же допустить противоположное начало — начало гласности, то это, безусловно, навредит установлению истины по делу и создаст благоприятные условия для противодействия расследованию со стороны лиц, нарушивших уголовный закон, а также негативно скажется на правах многих участников уголовного процесса. В целом институт тайны предварительного расследования служит одной из важных гарантий надлежащего отправления правосудия и обеспечения прав личности в уголовном процессе.

По этим же причинам участвующих в уголовном процессе частных лиц (обвиняемого, потерпевшего и др.) и их представителей (защитников) в полном объеме знакомят с материалами дела лишь по окончании расследования, но не раньше, Более того, даже в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, которое выносится в ходе расследования, не должно быть указания на конкретные доказательства (ст. 171 УПК РФ), что объясняется необходимостью обеспечить тайну предварительного расследования. По аналогичным основаниям в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ с момента допуска к участию в уголовном деле и до окончания расследования защитник вправе знакомиться только с ограниченным набором процессуальных документов: протоколом задержания; постановлением о применении меры пресечения; протоколами следственных действий, произведенных исключительно с участием подозреваемого, обвиняемого; иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому (обвиняемому). Доступа к остальным материалам дела у защитника до окончания предварительного расследования нет. Можно привести и другие примеры обеспечения тайны предварительного расследования в отношении участников уголовного процесса.

Другой комментарий к статье 166 УПК РФ

1. Протокол следственного действия является процессуальным документом, служащим для фиксации хода и результатов производимого по уголовному делу следственного действия.

2. Протокол состоит из трех частей — вводной, описательной и завершающей. В вводной части протокола приводится его конкретное наименование, соответствующее выполняемому следственному действию, время и место составления протокола, данные об уголовном деле и лицах, осуществляющих действие и принимающих в нем участие, сведения о применяемых технических средствах и условиях их применения.

В описательной части протокола содержится детализированное изложение хода и результатов следственного действия.

В завершающей части протокола удостоверяется правильность его составления, наличие или отсутствие замечаний на протокол.

3. Ведение протоколов при производстве следственных действий является обязательным, даже если ожидаемые результаты в ходе следственного действия не получены. Невыполнение требования о составлении протокола в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания способно приводить к утрате или искажению полученных фактических данных и может расцениваться как нарушение закона, влекущее признание полученных доказательств недопустимыми (см. коммент. к ст. 75).

4. В комментируемой статье изложены общие правила составления протокола следственного действия. Они могут дополняться или конкретизироваться дополнительными правилами, устанавливаемыми законом для производства отдельных следственных действий. Об особенностях составления протоколов, отражающих специфику следственных действий, см. коммент. к ст. 180, 190.

5. Протоколы осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента, выемки, обыска, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и иных следственных действий, связанных с непосредственным восприятием следователем обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, являются доказательствами по делу (см. коммент. к ст. 83).

6. Фальсификация протоколов, являющихся доказательствами по уголовному делу, влечет уголовную ответственность согласно ст. 303 УК.

7. Участники следственного действия вправе делать замечания, подлежащие занесению в протокол, как в ходе производства, так и после окончания производства следственного действия.

8. Необходимость обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в связи с участием потерпевшего и свидетеля в следственном действии определяется наличием данных об их преследовании с целью оказания на них психического воздействия посредством угрозы убийством, насилия, уничтожения принадлежащего им имущества, надругательства над родственниками и близкими. Принятие в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля мер безопасности может быть обусловлено также применением к ним физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и т.д. О понятии близких лиц, близких родственников и родственников см. п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК.

9. В случае вынесения следователем (при получении согласия прокурора) постановления с обоснованием решения не приводить в протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля псевдоним участника следственного действия определяется с учетом его мнения. Одновременно следователь лично и с помощью органов дознания обязан принять меры по предотвращению и нейтрализации негативного воздействия на участника следственного действия.

10. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК.

11. Приложения к протоколу следственного действия должны быть удостоверены его участниками.

12. Нарушение правил процессуального оформления результатов следственного действия, в том числе их ненадлежащее удостоверение, влечет за собой признание протокола следственного действия утратившим доказательственное значение.

13. Об удостоверении факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия см. коммент. к ст. 167.

14. Протокол может быть изготовлен рукописным, машинописным или иным способом, обеспечивающим доступность восприятия его содержания.

15. Правила составления протокола следственного действия применяются также при составлении протоколов иных процессуальных действий следователя, таких, как разъяснение прав участникам уголовного процесса, объявление участникам процесса об окончании предварительного следствия и т.д.