Вопрос 63. виды законов в российской федерации

Конституция Российской Федерации

Конституция имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации и как базовый закон регламентирует самые важные общественные и социальные отношения. Конституция носит долгосрочный характер.

Конституция РФ складывается из трех важных частей: вводная часть или преамбула, два базовых раздела. Этот документ содержит 137 статей, которые группируются в главы.

Первая часть состоит из девяти глав, в которых идет речь об общей характеристике конституционной организации правления в Российской Федерации, о федеративном устройстве государства, о свободах и правах человека и гражданина, об органах публичной власти, органах муниципального управления, а также о процедуре преобразований и поправок в Конституции РФ.

Вторая часть этого документа содержит переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Важное свойство Конституции — это ее верховенство над государственными законодательными актами. Именно это свойство и определяет все остальные правовые компоненты базового закона РФ

Статья 15 гласит:

Таким образом, в Конституции РФ находятся все основные начала различных законодательно-правовых норм и актов всех отраслей права. В текст Конституции РФ включена отсылка к 14 федеральным законам, а также к федеральным законам, количество которых превышает 40. Все вышеперечисленные свойства приписывают Конституции наивысшую юридическую силу, именно это закреплено в статье 15.

При конфликте между положениями Конституции и нормативными актами работает конституционная норма, а акт, который ей противоречит, подлежит поправке или упразднению. Статья 85 дает право Президенту РФ останавливать функционирование актов исполнительных органов субъектов, если они противопоставляются Конституции РФ до решения этой проблемы соответствующим судом.

Похожие термины:

  • включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативн

  • совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав личности на профессиональное образовани

  • совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия реализации прав взрослых членов общества на образование.

  • совокупность нормативно-правовых и иных актов, регулирующих отношения в сфере образования.

  • правовые нормы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения.

  • (Information Legislation) – совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий (Моисеев В. Б. Ин

  • включает в себя статьи Конституции РФ, относящиеся к сфере образования, Закон РФ «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также закон

  • совокупность законов, базирующихся на Конституции Украины. Состоит из законов Украины «Об образовании», «О научной и научно-технической деятельности», «О высшем образовании» и других нормативно-

  • иерархически выстроенная система нормативно-правовых актов, состоящая из законов и подзаконных нормативных актов, являющихся источниками нормативных предписаний (правил поведения), которые рег

  • включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере занятости населения

  • обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулирование общественных отношений в сфере образования.

  • в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это: а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

  • -соответствие Конституции Республики Беларусь; -соответствие общепризнанным принципам международного права; -обеспечение реализации права граждан на образование; -обеспечение доступности образ

  • прогнозируемые органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, включенными в отношения в сфере образования, результаты функционирования образовательной системы и образоват

  • классификатор, обеспечивающий унификацию формирования эталонных банков данных правовой информации. 190.000.000 Законодательство в образовании 190.010.000 Общие вопросы образования 190.020.000 Органы управлен

Функции Конституции

  1. Учредительная. Эту функцию понимают, как фиксирование социальных норм и отношений, которые уже действуют в государстве, а также образование новых юридических норм для последующих новых социальных отношений. Функция учреждения действует как по отношению ко всему политическому комплексу, так и по отношению к конкретному институту права.
  2. Организаторская. Конституция не просто закрепляет достигнутые положения и нормы, но и оказывает влияние на социальную и политическую активность государства и его граждан. Как важнейшая законодательная база, Конституция совершенствует и укрепляет продуктивную работу законодательных органов.
  3. Внешнеполитическая. Этот документ работает не только на внутреннюю деятельность страны, но и является важным агентом во внешнеполитических механизмах страны. Конституция закрепляет права и обязанности относительно международных договоров и отношений.
  4. Идеологическая. Конституция является не просто обязательным документом, но и идеологией отдельного государства, образом мыслей его населения, Правительства и Президента. Основное свойство этой функции — это не навязывание некоторых норм и положений людям, а возможность свободно выбирать и утверждать голосованием законы.
  5. Юридическая. Конституция является базисом для правового комплекса Российской Федерации, именно она выступает регулятором общественных и социальных взаимоотношений между гражданами, между населением и государством. Также Конституция дает стимул для развития, преобразования и принятия новых норм, законов, сводов и правил.

Проблемы систематизации законодательства

К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

  1. Часть разделов имеет устаревшее деление.
  2. Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
  3. Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
  4. Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.

Последние редакции законов РФ

  • Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 N 151-ФЗ
  • Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 N 190-ФЗ
  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ
  • Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1
  • Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1
  • Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» от 02.11.2013 N 293-ФЗ
  • Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 N 154-ФЗ
  • Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ
  • Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 N 152-ФЗ
  • Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ
  • Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ
  • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ
  • Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ
  • Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ
  • Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ
  • Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ
  • Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ
  • Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ

Инкорпорация

К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

Юридическая сила актов

Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

Утвержденная публичным голосованием Конституция обладает наибольшим правовым весом в РФ. Это не просто закон, но и правовой базис государства. Любые законы или подзаконные акты, характеризующиеся высшей юридической силой, соглашения ни в коем случае не должны противопоставляться Конституции.

Законы, характеризующиеся высшей юридической мощью в Российском государстве, принимают как:

  • законы о поправках к действующей Конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные кодексы.

Порядок принятия Федеральных законов

Что такое законотворческий процесс, и как он проявляется? Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание.

Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.

Отраслевая система законодательства

Определение 2

Отраслевая, второе название — горизонтальная, система законодательства РФ основывается на правовом урегулировании отношений и характеризуется такими аспектами, как система права и муниципального управления секторов экономики.

В ней есть ветви, совпадающие с одноименными ветвями права (конституционное право — конституционное законодательство, гражданское право — гражданское законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Не считая сего, отличаются например именуемые групповые ветви, регулирующие дела в конкретной сфере муниципального управления (транспорт, ассоциация, здравоохранение, воспитание, защита государства и т.д.) и включающие общепризнанные мерки всевозможных секторов экономики права.

Пример 1

К примерам таких групповых ветвей относятся: транспортное законодательство, законодательство о защите и прочие.

Существуют также подотраслевые ветви, в частности, юридические институты, банковское и налоговое законодательства и др.

Замечание 1

Ветви законодательства, регулирующие различные сферы государственной, финансовой и общественной жизни, образуются в зависимости от предмета правового регулирования.

Составленные новые законы о приватизации, таможенном деле, налогооблажении являются ведущими в становлении российского законодательства на современном этапе развития общественных отношений.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Похожие термины:

  •  (науч.). Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу предоставления адвокатских услуг и организации адвокатуры.

  • 1) отрасль российского законодательства; 2) (для целей Гражданского кодекса Российской Федерации) система законодательных актов, состоящая из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним ины

  • согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, – общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Кон

  • антидемпинговые меры государства по сдерживанию импорта, исходя из национальных экономических интересов.

  • в некоторых странах (ФРГ, Австрия, Швейцария) название антимонопольного законодательства.

  • см. Закон Смита 1940 г., Закон Маккарена – Вуда 1950 г., Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г.

  • совокупность законодательных актов, специально направленных на противодействие коррупционному поведению или его нейтрализацию в государстве и обществе.

  • пакет законов и постановлений, направленных на ограничение деятельности монополий; и способствующих развитию свободного предпринимательства и конкуренции.

  • разновидность антимонопольного законодательства в индустриальных странах. Направлено на ограничение монополистической мощи, особенно развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клей

  • 1) отрасль российского законодательства; 2) (для целей Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха») система нормативных правовых актов, состоящая из названного Федерального закона и прини

  • система нормативных правовых актов, состоящая из названного Федерального закона, других законов и иных правовых актов РФ, регулирующих общественные отношения, возникающие при использовании атом

  • совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в сфере использования ядерной энергии.

  • система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников

  • 1) составная часть экологического законодательства, понимаемого в широком значении; 2) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по обеспечению экологической

  • система нормативных правовых актов, состоящая из названного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих общественные отноше

  • система нормативных правовых актов, состоящая из названного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих общественные отношения в области п

  • 1) составная часть законодательства о животном мире; 2) (для целей Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») система законодательных актов, состоящая из назван

  • система нормативных актов, регулирующих как правовой статус бирж, порядок их организации и деятельности, так и торговлю на биржах, совершение биржевых сделок и т.п. В настоящее время биржевое зако

  • система нормативных правовых актов, состоящая из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов

  • комплекс нормативных предписаний государства, приостанавливающих действие конституционных норм в силу сложившейся особой чрезвычайной ситуации в стране.

Признаки Федеральных законов

На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования. Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы.

Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной. Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм. —

Функции законов Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей.

  1. регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей.
  2. законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях — уголовных, гражданских, трудовых и т.д.
  3. закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.

Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах. Порядок принятия Федеральных законов

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое законотворческий процесс?

Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание. Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе.

Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона.

Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.

Роль Совета Федерации в законотворческом процессе В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам. В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето — то есть отклонить его.

Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта. Кодексы Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский,

Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов. Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы.

Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году.

18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.

Сферы законодательства Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются.

Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс.

Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей. Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные.

Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.

Сфера образования Образовательную среду регламентирует Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: «№ 273-ФЗ от 29.12.2012».

Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта. Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д.

В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.