Я хочу проверить, корректно ли проходит проверка

Оглавление

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг. 

Налоги уходят в медиацию

Сегодня Петербург стал экспериментальной площадкой для новой процедуры разрешения спорных ситуаций: у нас бизнес может заключить с ФНС медиативное налоговое соглашение. Однако такая возможность существует только до открытия ВНП и при признании бизнесом налоговых претензий, уточняет Юлия Костецкая. Процедура позволяет, к примеру, избежать штрафа, заплатить налоги не единовременно, а частями. На сегодняшний день в Петербурге две компании заключили такие соглашения и уже заплатили в бюджет порядка 150 млн рублей.

Как ранее сообщал «ДП», интерес у бизнеса к этой процедуре есть: медиация активно обсуждается — и на площадке петербургского бизнес-омбудсмена, и на площадке общественной организации «Опора России». А петербургские налоговики, подавшие инициативу по урегулированию споров путём медиации, ждут решения и рекомендации от центрального аппарата ФНС России. Не исключено, что петербургский опыт будет распространён по всей стране.

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

ФНС начинает и выигрывает

В пользу этой процедуры говорит и судебная практика: по данным РБК, более 80% налоговых споров в арбитражных судах завершаются победой ФНС

При этом, как обратила внимание Ольга Анисимова, судья Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, основная ошибка бизнеса в его странной позиции: мы никому ничего не должны, пусть доказывает налоговый орган. «Увы, но сейчас это не работает

Если хотите уменьшить размер претензий ФНС, то должны посчитать и доказать свой расчёт. Не хотите работать — не работайте, заплатите, пожалуйста, налоги и спите спокойно!» — говорит судья. По оценке Ольги Анисимовой, сегодня налогоплательщики реализуют неприкрытые схемы ухода от налогов. Но в ФНС работают грамотные специалисты, которые в суде на раз-два доказывают неправомерность действий бизнеса. «Во всех ситуациях, когда ФНС недоработала, это решается ещё на стадии досудебного обжалования. Когда стороны приходят в суд, то это говорит только об одном: ведомство уверено в своей позиции», — считает Ольга Анисимова. При этом мировые соглашения, которые позволили бы предпринимателям получить рассрочку на выплату доначисленных налогов, в арбитражной практике редки.

«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам

Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать. Вот примеры некоторых из них:

Вот примеры некоторых из них:

  1. При нахождении разрыва в цепочке контрагентов одного из ваших партнеров и подозрениях в использовании так называемых «бумажных» схем пытаются понудить к добровольной уплате налогов (через «устрашающие» требования по аналогии с вызовом для дачи пояснений по проблемным контрагентам);
  2. Поиск потенциальных источников для закрытия разрывов (например, через поиск платежеспособных компаний, которые используют налоговые оговорки в отношениях со своими подрядчиками и поставщиками).

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

Особенности выездной налоговой проверки, ее виды и методы

Выездные налоговые проверки делятся на следующие типы:

  • Комплексные и тематические.
  • Плановые и внеплановые.

Тематическая выездная проверка охватывает только один вид налога. При комплексном инспектировании могут контролироваться сразу несколько налогов.

И тематические, и комплексные проверки могут проводиться двумя способами: сплошным или выборочным.

Способ налоговой проверки – это совокупность методов и приемов, которые позволяют налоговому органу выяснить, следовал ли налогоплательщик нормам законов о налогах и сборах в рамках исследуемого периода. Такие полномочия можно обнаружить в ходе анализа прав и обязанностей налоговых органов.

Чаще всего инспекторы используют метод сплошной проверки, так как решения, принятые по итогам выборочного мониторинга, легче признать недействительными.

При сплошном способе налоговые органы проверяют, устанавливают, истребуют и исследуют все имеющиеся у налогоплательщика документы. Речь идет о первичной документации, журналах и ордерах, кассовых книгах, книгах покупок и продаж, регистрационных сведениях о счетах-фактурах, учете прибыли и убытков, квитанциях, налоговых декларациях, хозяйственных контрактах и пр. Анализу подлежат документы за все налоговые периоды, которые должны быть охвачены проверкой.

Должностные лица налогового органа выполняют следующие действия:

  1. Проверяют:
  • Факт ведения учета налогоплательщиком.
  • Наличие документов, необходимых в соответствии с законодательством.
  • Факт предоставления отчетных документов в налоговые органы.
  1. Устанавливают:
  • Правильность выбора режима налогообложения, зависящего от вида деятельности.
  • Факты, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ приводят к возникновению обязанности по уплате налогов.
  • Соблюдение норм законов о налогах и сборах.
  1. Истребуют:
  • Необходимые документы и пояснения к ним у налогоплательщика.
  • Документы о налогоплательщике у сторонних лиц: организаций, партнеров, контрагентов.
  1. Исследуют:
  • Правильность ведения документов, указание в них необходимых реквизитов.
  • Правильность и полноту документооборота и учета.
  • Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.
  • Полноту и верность начисления налогов, а также своевременность, полноту и верность их уплаты.
  • Своевременность и достоверность отчетов в налоговый орган.

Документы, предоставленные субъектом проверки, анализируются и сопоставляются с бумагами, полученными от сторонних лиц: организаций, партнеров и контрагентов налогоплательщика.

Записи в первичных документах и бухгалтерском и налоговом учете тщательно сверяются. На основании этих данных делается вывод о наличии или отсутствии налогового нарушения.

Если был выявлен факт налогового нарушения, то его событие и состав тщательно фиксируются, составляется доказательная база, доначисляются несобранные налоги и пени.

В ходе выездной проверки, осуществляющейся выборочным способом, под контроль подпадает лишь некоторая документация за определенные периоды. В рамках данной проверки выявляются систематические правонарушения, которые допускались во все налоговые периоды (налоговый орган распространяет их именно таким образом).

Выбор способа налоговой проверки происходит исходя из сведений о налоговом периоде, проверяемых налогах, виде деятельности организации и числе инспекторов.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта  9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании  абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – это определенный комплекс действий, включающий в себя следующие этапы:

  • Проверка первичной документации налогоплательщика (учетной, бухгалтерской и пр.), регистров бухучета, бухгалтерской и налоговой отчетности, хозяйственных контрактов, актов выполненных работ, внутренних документов и пр.
  • Осмотр и обследование объектов, которые налогоплательщик использует для получения прибыли, и помещений, в которых эти объекты хранятся (склады, торговые и производственные площади и пр.).
  • Инвентаризация имущества, которым владеет налогоплательщик.
  • Иные действия налоговых органов и их должностных лиц, которые выполняются там, где налогоплательщик пребывает, осуществляет свою деятельность, располагает объекты налогообложения, а также и в других местах вне самого налогового органа (статья 89 Налогового кодекса РФ).

Особенностью выездной налоговой проверки является тот факт, что в ней участвуют как налоговые инспекторы, так и проверяемые организации или ИП. При этом по инициативе налогового органа к контролирующему мероприятию могут привлекаться иные лица: эксперты, переводчики и т.д.

Выездные налоговые проверки проводятся с теми же целями, что и камеральные:

  • Контроль над вычислением и уплатой в бюджет налогов и сборов.
  • Контроль над соблюдением законов о налогах и сборах, взыскание недоимок и пеней.
  • Привлечение должностных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, профилактика таких нарушений.

Особенностью выездной налоговой проверки также является тот факт, что этих целей удается достичь специфическими методами. К примеру, только в ходе выездной налоговой проверки может производиться выемка документов и объектов извлечения прибыли.

В ходе выездной налоговой проверки можно инспектировать деятельность организации только за три календарных года, предшествующих мероприятию (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Эта норма введена для того, чтобы установить срок давности и период прошлой деятельности налогоплательщика, которые доступны для проверки. При этом она не запрещает выполнять проверки в течение периодов, соответствующих текущему календарному году.

Налоговая инспекция не имеет права дважды проверять одни и те же налоги в течение одного и того же года. Однако ч.2 п.10 ст.89 НК РФ приводит два исключения из этого правила:

1) Если повторная проверка проводится:

  • Вышестоящей инспекцией, которая желает проконтролировать работу налогового ведомства, осуществлявшего первую проверку. Если в ходе вторичной налоговой проверки будут выявлены правонарушения, не замеченные ранее, то налогоплательщик не будет привлекаться за них к ответственности за исключением случаев, когда нарушения не были выявлены из-за сговора между налогоплательщиком и проверяющим органом.
  • Налоговым органом, который проводил первую проверку, если налогоплательщик предоставил уточненную налоговую декларацию, сумма налогов в которой оказалась меньше заявленной ранее. В этом случае проверка может затрагивать только тот период, за который предоставлена уточненная декларация.

2) Если повторная проверка назначена по причине реорганизации или закрытия компании-налогоплательщика (п.11 ст.89 НК РФ).

Если ни одного из вышеперечисленных оснований нет, то налоговая инспекция не может провести повторную проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Выездная налоговая проверка может длиться не больше двух месяцев. Исключительные обстоятельства позволяют увеличить ее продолжительность на срок от четырех месяцев до полугода.

Особенности проведения выездной налоговой проверки позволяют осуществлять осмотр помещений и территорий, которые используются для извлечения прибыли или хранения объектов получения дохода, выполнять инвентаризацию собственности, выемку документации, объектов налогообложения и пр.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка предусматривает совершение ряда контрольных мероприятий в месте нахождения налогоплательщика. Это необходимо, чтобы проверить имеющуюся документацию по предмету анализа – порядку исчисления и уплаты налогов в конкретной организации.

Основные процедуры

Каждое мероприятие, реализуемое при проведении выездной проверки, регламентируется Налоговым кодексом РФ. К ним относят следующее:

Инвентаризация (ст. 89 НК РФ).

С помощью данного мероприятия проводится проверка достоверности сведений, полученных от налогоплательщика. Также инвентаризация может помочь выявить дополнительные обстоятельства.

Осмотр (ст. 91,92 НК РФ).

Сотрудник налоговой инспекции имеет право осмотреть любое помещение, склад или территорию, которые используются плательщиком для реализации своей деятельности, получения дохода или содержания принадлежащих объектов.

Истребование документации (ст. 93, 93.1 НК РФ).

Инспектор может также потребовать у налогоплательщика любые документы, которые необходимы для проверки. Также он имеет право самостоятельно запрашивать сведения у иных органов для подтверждения информации.

Выемка (ст. 94 НК РФ).

Данное мероприятие направлено на получение документов и предметов от налогоплательщика для дальнейшей проверки сведений.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ).

Привлечение эксперта осуществляется в исключительных случаях. Сотрудничество происходит на договорной основе. Нередко экспертные действия связаны с оценкой показателей работы организации, бухгалтерией и отчетностью.

Допрос (ст. 90 НК РФ).

К этому мероприятия привлекаются свидетели, которые могу владеть информацией, необходимой для достижения достоверного результата проверки.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ).

Налоговые органы без ограничений могут вызывать физических лиц для получения сведений по вопросам проводимой проверки.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ).

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, влияющие на ход проверочных мероприятий, то они могут входить в заключение, а позже в документированный результат выездной проверки.

Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ).

Это мероприятия осуществляется при необходимости поверки документов на другом языке, либо когда субъектом выступает иностранное лицо.

Сроки прохождения выездной налоговой проверки

Прохождение налоговой проверки для юридических лиц занимает конкретно установленный срок. Как было указанно ранее, период проведения контрольных мероприятий в части налогообложения составляет 2 месяца.  Если выездная проверка ИФНС носит самостоятельный характер, то срок сокращается до 1 месяца.

Порядок выездной налоговой проверки допускает продление сроков дом 4 и 6 месяцев. Это возможно в следующих случаях:

  • если субъект проверки признается крупнейшим налогоплательщиком;
  • если требуется дополнительная поверка в связи с получением сведений о нарушении законодательства;
  • при наличии нескольких подразделений компании;
  • налогоплательщиком по требованию службы в установленный срок не были представлены документы;
  • иные обстоятельства.

Исчисление срока проверки осуществляется со дня вынесения решения руководством ФНС. Завершающей является дата составления справки о проделанной работе.

Законом также предусмотрено приостановление срока проверки. Это допускается при следующих обстоятельствах:

  • направление запросов в иностранные государственные органы в рамках международных договоренностей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчика и перевод документов на русский язык.