Правовой статус налоговых органов. их права и обязанности. обязанности должностных лиц налоговых органов

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

О правах налоговых органов

Как уже было сказано выше, права и обязанности налоговых органов перечислены в НК РФ. В частности, в ст. 31 оговариваются непосредственно права налоговиков, которые вправе:

  1. Требовать от лиц, являющихся налогоплательщиками, подачи в установленный срок и в предусмотренной законом форме документов, необходимых для правильного и своевременного расчета размера налогов/сборов, а также призванных подтвердить надлежащее исполнение ими своих обязанностей относительно исчисления и уплаты налога.
  2. Осуществлять в предусмотренном на законодательном уровне порядке проверки.
  3. Контролировать исполнение кредитными организациями обязанностей, предусмотренных законодательством в отношении налогов/сборов.
  4. В предусмотренном законом порядке проводить выемку документов.
    Скачать форму уведомления
  5. Вызывать плательщиков налогов для дачи ими необходимых пояснений по вопросам, связанным с исполнением обязанностей по исчислению/уплате налогов/сборов, в т. ч. по нарушениям, выявленным в ходе проведения налоговых проверок и т. п.
  6. Вызывать свидетелей, обладающих информацией, требуемой налоговикам для качественного исполнения обязанностей.
  7. Накладывать предусмотренном законом порядке проводить выемку докуменарест на счета/имущество налогоплательщиков, если данное действие прямо предусмотрено НК РФ.
    Скачать форму решения
  8. Производить осмотр любых помещений, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли и осуществления предпринимательской деятельности, а также проводить инвентаризацию в установленном порядке.
  9. На основании имеющейся в распоряжении информации о налогооблагаемой базе налогоплательщиков налоговики вправе исчислять сумму подлежащего уплате в бюджет налога.
  10. Контролировать исполнение лицами обязанностей, которые предусмотрены законодательством о налогах/сборах, осуществлять контроль устранения нарушений, выявленных при проведении налоговых проверок.
  11. Взыскивать с лиц недоуплаченные ими суммы налогов, а также наложенные на них штрафные санкции, предусмотренные законом.
  12. Требовать от кредитных организаций представления документов, подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанностей в деле уплаты налогов.
  13. Привлекать специалистов, чьи профессиональные знания и навыки востребованы при осуществлении налогового контроля.
  14. Ходатайствовать об аннулировании/приостановке действия лицензий, подтверждающих право на осуществление той или иной деятельности.
  15. В случае возникновения спорных ситуаций обращаться в суды Российской Федерации.

Наделены налоговики и иными правами, вытекающими из положений налогового законодательства по налогам/сборам.

Судебные акты в пользу налогоплательщиков.

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий. Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции. Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации. Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием). Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку. В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

В итоге рассмотрение состоялось в назначенное время 16.11.2012 в отсутствие налогоплательщика – но только после того, как у инспекции появилась информация, что заказная корреспонденция с очередным извещением вручена представителю организации 13.11.2012 (копия почтового уведомления по запросу налогового органа поступила из отделения связи по факсимильной связи).

Суды трех инстанций отклонили доводы инспекции о соблюдении процедуры вынесения решения. Арбитры установили, что письмо, в котором находилось извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, выдано в почтовом отделении неустановленному лицу, не имеющему отношения к налогоплательщику. Соответствующей доверенностью полномочия этого лица контролеры не подтвердили. Не признали судьи и факсимильную копию почтового уведомления о вручении заказного письма. Налоговики не зарегистрировали данный документ в качестве входящего. Следовательно, доказательствами того, что названная копия была в инспекции на дату рассмотрения результатов проверки и вынесения решения (19.11.2012), налоговый орган не располагал. Оригинал почтового уведомления с отметкой о вручении корреспонденции поступил в инспекцию 19.11.2012.

В связи с данными обстоятельствами арбитры пришли к выводу: налоговый орган не предоставил налогоплательщику возможность принять участие в рассмотрении материалов проверки, поскольку решение о привлечении к ответственности было вынесено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом.

Подобные выводы судьи делают довольно часто. Они считают, что на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения налоговый орган обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. Арбитры отмечают, что по смыслу п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо от его получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не пре­дусмотрено. Такая позиция изложена, например, в постановлениях ФАС МО от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от 25.02.2014 № А19-1342/2013, ФАС СКО от 13.07.2012 № А32-11821/2011 и др.

Однако есть и иная судебная практика.

Права

Обращаясь в налоговые органы, права и обязанности, которые они имеют, следует рассмотреть. Данные органы вправе:

  • Затребовать у налогоплательщиков документы по установленным государственными органами формам. Они выступают основанием для исчисления налогов, подтверждения правильности и своевременности уплаты.
  • Проводить проверки в соответствии с порядком, определенным НК РФ.
  • Вызывать налогоплательщиков и налоговых агентов на основании письменного уведомления с целью дачи показаний в связи с проводимыми проверками и уплатой налогов.
  • Выполнять изъятие документов в процессе проведения проверок, связанных с налоговыми нарушениями при подозрении в уничтожении документов.
  • В полномочия налоговых органов включена остановка операции по банковским счетам и арест имущества налоговых агентов и налогоплательщиков.
  • Устанавливать суммы налогов и сборов, которые должны вноситься налогоплательщиками в бюджет.
  • Производить контроль соответствия существенных затрат физических лиц их доходам.
  • Предъявлять иски в арбитражные и суды общей юрисдикции.

Стоит отметить, что рассматриваемые инспекции также в праве наравне с судьями определять обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность за налоговые нарушения. При этом в РФ регулярно проводится модернизация налоговых органов, которая подразумевает введение новых правил, норм и особенностей деятельности.

Комментарий к Статье 35 НК РФ

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщиком вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов (лиц, выполняющих технические функции либо обеспечивающие, обслуживающие деятельность должностных лиц) при исполнении ими служебных обязанностей.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

К таможенным органам относятся Федеральная таможенная служба (ФТС), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. ст. 78, 79, 103 НК РФ) и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) гражданско-правовую ответственность (ст. ст. 16, 402, 1068 — 1071 ГК РФ);

б) уголовную ответственность (ст. ст. 140, 165, 169, 285, 286, 288, 292, 293 УК РФ).

Информация о налоговых органах

К налоговым органам относится ФНС и ее территориальные подразделения. В некоторых случаях, установленных законом, их полномочия вправе выполнять таможенные органы.

Права

Налоговая служба имеет право:

  • на требование от налогоплательщиков предъявления документов, оформленных по формам, установленных вышестоящими государственными и муниципальными органами, в качестве оснований для исчисления налогов и подтверждения его правильности;
  • на проведение налоговых проверок на законном основании;
  • на выполнение изъятия документов в принудительном порядке в процессе проведения проверки при наличии достаточных оснований, что они могли быть подделаны, скрыты или уничтожены;
  • на вызов налогоплательщиков для пояснений после проверок, а также исполнения их прямых обязательств на основании уведомления, созданного в письменной форме;
  • производить остановку операций по банковским счетам;
  • арестовывать имущество налогоплательщиков;
  • проводить осмотр любых помещений и территорий, применяемых гражданами с целью извлечения дохода;
  • на осуществление инвентаризации имущества;
  • на определение суммы налогов и сборов, которые подлежат внесению в государственный бюджет, рассчитываемой на основании представленной информации;
  • требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверки;
  • взыскать пени, штрафы и недоимки по налогам и сборам без непосредственного обращения в судебные органы;
  • производить контроль над крупными суммами доходов и затрат граждан;
  • затребовать от банковских учреждений документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении платежных поручений от налоговых органов касательно списания сумм налогов и штрафов;
  • ходатайствовать об аннулировании лицензий или их приостановлении при осуществлении деятельности определенных видов.

Кроме того, инспекции наделены правом предъявления исков в суды и наравне с ними могут устанавливать обстоятельства, которые в результате будут отягощать или смягчать ответственность после нарушения норм и требований.

Обязанности

Налоговыми органами в обязательном порядке должны выполняться следующие требования:

  • соблюдение соответствующего законодательства;
  • контроль соблюдения нормативных правовых актов;
  • ведение учета налогоплательщиков в предусмотренном порядке;
  • проведение консультационных и разъяснительных мероприятий касательно применения законодательных норм на бесплатной основе;
  • предоставление форм для отчетности и предъявление информации о порядке их заполнения;
  • возвращение излишек сумм налогов и начисленных штрафов;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • предъявление копий актов, решений и требований после проверки и уведомлений иного характера.

В соответствии с Налоговым кодексом таможенные органы имеют аналогичные права и обязанности при транспортировке товаров через границу РФ.

Также предусмотрена ответственность инспекций за причинение ущерба гражданам или организациям в результате совершения неправомерных действий, нарушения законодательства и злоупотребления служебным положением.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

6.3. Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики
имеют право:

— 
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц;

— 
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных
органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах;

— 
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;

— 
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

— 
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне
взысканных налогов, пени, штрафов;

— 
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через
своего представителя;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения

— 
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;

— 
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— 
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а
также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

— 
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении
налогоплательщиков;

— 
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным
законам;

— 
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия
(бездействие) их должностных лиц;

— 
требовать соблюдения налоговой тайны;

— 
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,
причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;

— 
другие права.

Обязанности
у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и
по основаниям, установленным законодательными актами.

На
налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством возлагаются
следующие обязанности:

— 
уплачивать законно установленные налоги;

— 
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена
Налоговым кодексом;

— 
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законо­дательством о
налогах и сборах;

— 
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете»;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и
уплаты налогов;

— 
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей;

— 
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

— 
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

— 
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.

Налогоплательщики-организации
и индивидуальные предприниматели,
помимо перечисленных обязанностей,
обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

— 
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;

— 
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в
срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— 
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в
срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— 
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— 
об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не
позднее десяти дней с момента такого изменения.

Предыдущая

Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?

Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.

Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.

Подкрепим общую информацию:

  1. Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).

  2. Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.

Что в результате?

Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).

В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.

В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:

  1. Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.

  2. Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.

  3. Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.

Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.

Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.

Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. , и . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. , , а именно , частично , о праве и режиме обжалования — ст. —– порядок и срок подачи жалобы, — ее форма и содержание, — случаи оставления без рассмотрения, — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ().

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Вина и умысел

Пленум ВС РФ указал, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает только в том случае, если оно совершено с прямым умыслом (п. 8 Постановления).

Поясним, что это означает.

По общему правилу лицо привлекается к уголовной ответственности только при наличии вины

Существует две формы вины: умысел и неосторожность

Умысел, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный.

Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

То есть, совершая преступление с прямым умыслом, лицо желает наступления предвидимых им общественно опасных последствий, хочет этого, направляет свои усилия на наступление таких последствий.

При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (ст. 25 УК РФ).

А преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 26 УК РФ)

Так вот, Пленум ВС указал, что совершение налогового преступления возможно только с прямым умыслом. Только в этом случае лицо, совершившее правонарушение, привлекается к уголовной ответственности.

При этом, по мнению Пленума ВС, при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать и нормы налогового законодательства: обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

К таким обстоятельствам относятся:

  1. совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  2. совершение деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
  4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Таким образом, если данные обстоятельства имеют место, необходимо признать отсутствие умысла у лица, совершившего налоговое правонарушение. Как следствие, данное лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Соответственно, совершение налогового правонарушения по неосторожности или с косвенным умыслом не влечет уголовной ответственности. Здесь следует отметить, что в отличие от уголовной налоговая ответственность наступает при любой форме умысла, а также и за совершение налогового правонарушения по неосторожности (ст

110 НК РФ). Иными словами, штраф в смысле Налогового кодекса могут применить при любом отношении к содеянному, а вот ответственность по налоговой статье УК РФ — только при совершении преступления с прямым умыслом

Здесь следует отметить, что в отличие от уголовной налоговая ответственность наступает при любой форме умысла, а также и за совершение налогового правонарушения по неосторожности (ст. 110 НК РФ)

Иными словами, штраф в смысле Налогового кодекса могут применить при любом отношении к содеянному, а вот ответственность по налоговой статье УК РФ — только при совершении преступления с прямым умыслом.