Федеральный закон от 20.12.95 n 202-фз

Оглавление

Право на получение помощи от государства

Переселенцам государство помогает, оказывая финансовую и гуманитарную помощь. Для получения государственной поддержки мигранту следует как можно быстрей получить статус переселенца и соответствующее удостоверение. После этого решается вопрос с льготами и выплатами. Переселение по государственной программе предполагает выплаты в большем объеме. Для получения материальной помощи переселенцам следует обратиться в территориальное учреждение федерально-миграционной службы.

Потребуются следующие документы:

  • заявку с просьбой о предоставлении помощи;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий регистрацию в ФМС;
  • документы на детей;
  • пенсионное удостоверение.

Прекращение статуса

Федеральный закон N 202 «О вынужденных переселенцах» от 20.12.95 г. предусматривает не только порядок приобретения статуса, но и его прекращение, которое возможно как в добровольном и договорном порядке, так и за счет принудительных мер ввиду установления нарушений правил.

Для прекращения действия рассматриваемого статуса необходимо наличие одного из оснований:

  • изменение гражданства;
  • отъезд гражданина за границу или возврат в ранее покинутый субъект;
  • окончание периода действия статуса.

О решении прекратить действие статуса необходимо сообщить гражданину письменным уведомлением в течение пяти дней. Текст уведомления может быть направлен по почте, либо в электронном формате. После снятия лица с учета в миграционном органе все меры соцпомощи прекращают действие, а жилье освобождается в течение одного месяца.

Что дает статус вынужденного переселенца в РФ?

Оформив удостоверение переселенца, граждане могут получать следующие виды помощи от государства:

  • Бесплатные услуги в муниципальных и государственных медицинских учреждениях.
  • Выплата пособий.
  • Размещение в пункте временного содержания, если нет места для проживания. Там они получают бесплатное питание и могут безвозмездно пользоваться коммунальными услугами.
  • Помощь в перевозке крупногабаритного багажа до места проживания.

Также гражданам гарантируется возможность самостоятельного выбора субъекта для проживания. Государство не может этому препятствовать, а тем более – принуждать вернуться на ту территорию, из которой они прибыли (ст. 8 ФЗ №4530-1).

Правовой статус беженца и предоставление политического убежища в Российской Федерации

Российские законы предусматривают три способа защиты иностранцев, бежавших от притеснений:

  • статус беженца;
  • временное убежище;
  • политическое убежище.

Претендовать на статус беженца могут иностранцы и лица без гражданства, покинувшие своё государство из-за угроз и притеснений по причинам:

  • военных действий на территории проживания;
  • национальности или расы;
  • гражданства;
  • принадлежности к какой-либо социальной группе;
  • религии.

Получить его достаточно непросто. Так, из 5 600 прошений, поданных украинцами в 2014 году, были удовлетворены только 166.

Самая распространённая причина просить убежища — военные действия в стране проживания

Намного легче приходится соискателям временного убежища. Оно предоставляется иностранным гражданам и апатридам, если они:

  • имеют основания для признания беженцами, но по каким-либо причинам претендуют только на временное убежище;
  • не имеют основания на признание беженцами, но их возвращение на родину невозможно из-за реальной опасности для жизни.

По данным Росстата, за 2014–2016 годы обладателями этого статуса стали 554 309 человек.

Политическое убежище могут получить лица, подвергающиеся на родине преследованиям из-за политической деятельности и убеждений, которые не нарушают принципы демократии и международное законодательство. Этот вид защиты иностранцев не пользуется популярностью в России. За всю историю страны его обладателями стали всего несколько человек.

Эдвард Сноуден запросил в России политическое убежище, но получил только временное

Иностранцы, получившие политическое убежище в РФ, имеют те же права, что и россияне, за исключением права на участие в выборах и референдумах.

Помощь, льготы и социальные пособия для беженцев

Беженцы и лица, получившие временное убежище, имеют право на ряд преференций. В их число входят:

  • безвозмездные услуги переводчика;
  • обеспечение жильём и питанием в центрах размещения:
  • помощь в проезде к будущему месту проживания;
  • возможность трудиться или заниматься бизнесом без оформления патента;
  • содействие государства в трудоустройстве, а при необходимости и в дополнительном обучении;
  • медицинская и социальная помощь.

Иностранцам, оформившимся в качестве беженцев, также выплачивается единовременное пособие.

Беженцы и лица, получившие временное убежище, обеспечиваются бесплатным жильём

Обязанности беженцев на территории России

Помимо прав, у иностранцев, нашедших защиту в России, есть и обязанности:

  • соблюдать законы нашего государства;
  • своевременно прибывать в центры размещения или в другие места проживания, установленные ГУВМ МВД;
  • не нарушать правила проживания в предоставляемых жилых помещениях;
  • проходить медицинскую комиссию;
  • сообщать компетентным органам правдивые сведения во время проведения интервью;
  • в семидневный срок информировать сотрудников ГУВМ МВД об изменении гражданства, паспортных данных, семейного положения, а также о приобретении права на постоянное проживание в РФ;
  • извещать сотрудников ГУВМ МВД о желании сменить регион пребывания или выехать на постоянное жительство в другое государство;
  • выполнять правила миграционного учёта иностранцев.

Кроме того, беженцы и мигранты, получившие временное убежище, не вправе самостоятельно выбирать место проживания. Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты приёма вынужденных мигрантов для каждого региона, в рамках которых и происходит их распределение по территории страны.

Вынужденные переселенцы

В повседневной жизни понятия беженцы и вынужденные переселенцы часто используются как тождественные. На самом деле это не так. Беженцами могут стать иностранные граждане и апатриды, в то время как статус вынужденного переселенца предоставляется только россиянам. Его обладателями могут стать:

  • граждане РФ, покинувшие постоянное место жительство в другом государстве из-за притеснений по национальным, религиозным, языковым признакам или из-за массовых беспорядков;
  • граждане РФ, переехавшим из одного региона страны в другой по тем же причинам.

Вынужденные переселенцы обладают всеми правами граждан РФ. Кроме того, этот статус даёт возможность получения материальной поддержки и социальной помощи от государства.

Статья 9. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца

1. Лицо утрачивает статус беженца:

1) при приобретении гражданства Российской Федерации;

2) если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

7) если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в данном государстве более не существуют.

2. Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

3. Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

4. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел недействительным.

5. Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктами 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, и не использующее в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

5.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

6. Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктом 2 или 3 пункта 2 настоящей статьи, и члены его семьи теряют право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.

Право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения сохраняется за членами семьи лица, лишенного статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.

Разница между ними

Рассматривая вопрос о том, чем отличается вынужденный переселенец от беженца, изучим права и обязанности этих двух статусов. Для примера и наглядности составили таблицу отличий беженцев от вынужденных переселенцев с позиции законодательства:

Права Беженец Вынужденный переселенец
Получение единовременного пособия Да Да
Получение направления на проживание в центре временного размещения Да Да
Содействие в обеспечении провоза багажа Да Да
Медицинская помощь Да Да
Возможность самостоятельно выбрать место проживания Нет Да
Постановка на учет в качестве нуждающегося в жилье Нет Да
Помощь во вступлении в ЖСК, индивидуальном строительстве, приобретении земельного участка и строительных материалов Нет Да
Предоставление социальных выплат на приобретение жилья Нет Да
Содействие в организации компактных поселений Нет Да
Содействие в устройстве в детские сады, школы и другие учебные заведения Да Да
Содействие в трудоустройстве и профессиональном обучении Да Да
Регистрация в качестве безработного Нет Да
Содействие в получении документов, подтверждающих трудовой стаж Нет Да
Содействие в возвращении на прежнее место жительства Да Да
Помощь в возвращении на территорию РФ имущества, оставленного на предыдущем месте проживания Нет Да
Получение услуг переводчика, разъяснение прав и обязанностей Да Нет
Помощь в пересечении границы при проходе на территорию РФ Да Нет
Получение питания и коммунальных услуг в месте временного размещения Да Да
Предоставление охраны для обеспечения безопасности Да Нет
Социальное обеспечение по законам РФ Да Да
Содействие в получении информации о родственниках, проживающих на территории РФ Да Нет

До получения РВП (разрешения на временное проживание) или ВНЖ (вида на жительство) признанный беженцем иностранец места жительства не имеет, но его право изменить место пребывания закон ничем не ограничивает. Следует лишь сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учета в территориальном органе МВД и в течение семи дней со дня прибытия на новое место встать на учет в территориальном органе МВД (статья 8 закона №4528-1).

Отличия преимущественно касаются разницы в гражданстве, но беженцы не смогут получить помощь в строительстве или приобретении собственного жилья. Кроме перечисленного, они получают часть прав, аналогичных тем, что имеют граждане РФ (на работу, общественную деятельность, получение образования, медицинских услуг и др.), и возможность с минимальными усилиями получить гражданство России или право на постоянное проживание.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

  1. беженца — Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»;
  2. вынуж­денного переселенца — Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

  • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
  • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
  • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др. 0

Помощь переселенцам в РФ

Ежегодно из бюджета Российской Федерации выделяется большое количество денежных средств на поддержку граждан, которые пребывают по программе вынужденного переселения в поисках убежища. Сроки и правила выделения такой помощи постоянно изменяются и дополняются.

Единовременное пособие

Государственным законодательством определен размер единовременного пособия (100 рублей), которое выплачивается вынужденным переселенцам. Пособие выплачивается на каждого члена семьи. В первую очередь оказывается помощь особо нуждающимся гражданам. Это инвалиды, многодетные семьи, сироты, родители в одиночку воспитывающие детей, пенсионеры. Такие переселенцы имеют право получить 150 рублей в сутки на человека.

Людям, вставшим на учет в ЦНЗ, выплачивают по 800 рублей на одного человека, но при этом 250 рублей выделяется на питание, 550 – на оплату арендованного жилья.

Жилищный сертификат

Человек, имеющий статус вынужденного переселенца, имеет право на льготное получение жилой площади. Но для этого следует предъявить документы, подтверждающие отсутствие собственного жилья и денег на его приобретение. В связи с недостатком жилой площади, находящейся в распоряжении государства, было решено выделять субсидии переселенцам для ее приобретения. Право на социальную выплату для улучшения условий проживания может быть использовано только 1 раз.

Гуманитарная помощь

Гуманитарная помощь включает обеспечение нуждающихся людей самыми необходимыми предметами:

  • одеждой;
  • гигиеническими принадлежностями;
  • едой и напитками;
  • медикаментами;
  • посудой;
  • спальными принадлежностями;
  • предметами быта.

Для получения гуманитарной помощи переселенцам необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус. Вызвана такая мера отнюдь не отсутствием желания помочь нуждающимся людям, а ограниченностью ресурсов. Необходимо обеспечить самым нужным минимумом как можно больше нуждающихся.

Материальное вознаграждение

При переезде переселенцы получают так называемые подъемные от государства. Выплаты варьируются в зависимости от региона РФ, куда прибыл переселенец. В городах размер материальной помощи от государства приравнивается к МРОТ. Если переселенец переезжает в сельскую местность, размер выделяемой государственной помощи равняется двум минимальным размерам оплаты труда.

Особо следует сказать о переселенцах, приезжающих по государственной программе о переселении соотечественников. Целью этой программы является заселение малонаселенных территорий РФ людьми из бывшего СССР, которые уехали в другие страны во время существования Союза или в период его распада.

Программа направлена на поднятие демографических показателей, развитие экономики и социальной инфраструктуры в этих регионах. Переселенцам оказывается государственная поддержка в виде денежных компенсаций и различных льгот.

Людям в 2 этапа выплачивают подъемные деньги. Первый раз это происходит сразу после переезда граждан и регистрации в ФМС выбранного района. Вторую выплату человек получает после того, как проживет на новом месте полтора года, никуда не выезжая.

Сумма выплат будет зависеть от условий проживания в конкретном регионе. Существует разделение районов по приоритету.

Приоритет районов Размер выплат

Приоритетные

Сразу выплачивается 150 000 — 240 000 рублей основному фигуранту и на каждого члена семьи по 70 000 – 120 000 (в зависимости от бюджета). Спустя полтора года проживания полагается еще одна выплата главному фигуранту 90 000 рублей, членам его семьи – по 50 000.
Не приоритетные Первая выплата составляет 20 000, вторая – 10 000 рублей.
Частично приоритетные 50 000 рублей фигуранту и 25 000 каждому члену его семьи. Через 1,5 года полагается 30 000 и 15 000 соответственно.

Льготы по провозу багажа

Для получения компенсации необходимо обратиться в ГУВМ МВД по месту пребывания и написать заявление по установленному образцу с просьбой возместить затраты на перевозку личных вещей. После регистрации заявления будет возмещение расходов из расчета не больше 100 кг груза на одного человека в соответствии с тарифами грузового транспорта. Но следует учитывать, что для грузоперевозки можно использовать только эконом-класс самолета, места 3 категории водного транспорта, плацкартные вагоны поездов, общий автобус.

Обязанности вынужденных переселенцев

Помимо прав, лица, получившие соответствующий статус, должны соблюдать и обязанности, установленные ст. 6 ФЗ №4530-1:

  • Находясь на территории РФ, соблюдать нормы Конституции и других законодательных актов.
  • Придерживаться установленного в центре размещения порядка проживания (в каждой организации он разный. С ним можно ознакомиться на информационном стенде или узнать у администратора).
  • При переезде из одного жилья в другое в течение месяца зарегистрироваться по новому адресу проживания. Сниматься с учета по старому не нужно: аннулирование регистрации производится автоматически после поступления соответствующих сведений.
  • Проходить переучет каждые 5 лет.

Если переселенец утратил свой статус, приобрел жилище или отсутствовал в центре временного размещения без уважительных причин более полугода, он не сможет проживать в нем в дальнейшем.

Порядок признания вынужденным переселенцем

Могу ли я получить статус ВП при след. Условиях: 1) я приехала в Москву в 2010 году из г. Владимир, поступила в Москве в Университет, проживала в общежитии. 2) в августе 2012 года был убит мой отец соседкой по квартире. Наша семья взяла в ипотеку комнату в 3-комнатной квартире, в одной проживаем мы, в двух других -семья, мать и сын которой оказались алкоголиками. В настоящее время мать семьи соседей осуждена и находится в местах лишения свободы до 2018 или 2020 года. Так как я уже находилась в Москве на момент совершения преступления против члена моей семьи, могу ли я одна из семьи претендовать на статус ВП? Мои мама и брат хотят остаться во Владимире. А я уже нашла работу, учусь на вечернем отделении и временно зарегистрирована у знакомых.

Пункт 1 статьи 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» определяет понятие «вынужденный переселенец». Так, вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. По обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона, вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Советуем посмотреть

Отказ в выдаче РВП в случае снятия запрета на въезд в Россию

Розыск родственников

Пребывание в России в период обжалования отказа в предоставлении временного убежища

Переоформление транспортного средства участниками программы по переселению

Опубликовано в Гражданство, регистрация

Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2010 года.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета “Казахстанская правда”, база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Жилье

Украинцы, въехавшие частным образом, не ограничены в регионе ПМЖ, но платят 30% подоходный налог. Беженцам положено: госсодержание, а позже уменьшенный налог (пока только подоходный налог, но могут снизить другой федеральный налог – госпошлину).

Насущная проблема – жилье. Многих беженцев интересует ипотека. Закон 4528-1-ФЗ не установил льгот беженцам. А для банков ипотека лицу, не имеющему в РФ ПМЖ и гражданства большой риск: непонятно, сможет ли беженец платить взносы и с каких средств такие взносы взыскивать принудительно, если он утратит статус (право на работу ему гарантирует тот же закон №4528-1-ФЗ, что и статус). Изменений в закон №102-ФЗ, которым урегулирована ипотека, ждать не стоит. Нужно обращаться в банк в качестве полноправного заемщика: закон о гражданстве №62-ФЗ дает возможности быстро его получить.

https://youtube.com/watch?v=DEREqgXA5gg%3Ffeature%3Doembed

Гражданство открывает и другие возможности:

  • программа «Жилье» предполагает соцподдержку незащищенным, программа «Молодая семья» – парам и родителям, существует также программа для молодых учителей.
  • закон гарантирует малоимущим социальное жилье.

Процедура получения свидетельства

До того как получить статус переселенца в России, первым делом оформляется ходатайство. Есть специально утвержденный бланк, который можно взять в отделении, скачать с официального сайта ГУВМ МВД РФ, найти на портале госуслуг. Прошение, в котором подробно излагаются обстоятельства переезда не по своей воле, подписывается заявителем. До 2019 года при этом выдавалась справка переселенца, теперь эта бумага отменена.

Ходатайство рассматривается до 3 месяцев, и по нему принимается решение: присвоить статус или отказать. При этом изучаются причины переезда, запрашиваются сведения о просителе, проводится собеседование. При положительном исходе дела лицу, подавшему прошение, на 5 лет выдается соответствующее удостоверение. В него включаются и дети. Туда же вписывают сведения о сумме пособия, компенсаций, отметки о медобследованиях.

Теперь вынужденному переселенцу предстоит найти подходящее место пребывания, трудоустроиться. Поэтому информация о том, куда поехать жить и работать в России, для таких лиц будет полезной. Если статус решено не присваивать, просителю сообщается об этом, указывается, по какой причине ему отказано, и как обжаловать вердикт.

Куда обращаться

Статус вынужденного переселенца в РФ можно получить, обратившись в миграционный отдел УМВД. В крупных городах – в многофункциональные центры. Если претендент живет за рубежом, – в посольство, консульство России. Заявитель является в учреждение лично с пакетом требуемых документов. Допустимо обращение через представителя, на имя которого оформляется доверенность, прошедшая нотариальную заверку.

Встать на миграционный учет (для граждан России – регистрационный) необходимо в течение 7 дней. По закону вынужденные переселенцы могут остановиться не только у родственников, но и иных лиц, причем даже в случае недостатка жилой площади.

Необходимые документы

В пакет включаются:

  • ходатайство с просьбой присвоить статус вынужденного переселенца;
  • удостоверение личности (как правило, паспорт гражданина);
  • для супругов – соответствующее свидетельство;
  • для имеющих детей – их документы.

Без этих бумаг получить удостоверение вынужденного переселенца не удастся. Могут понадобиться и дополнительные, связанные с причинами переезда.

Скачать ходатайство

Стоимость

Удостоверение временного переселенца оформляется и выдается бесплатно. Как на онлайн-сервисах, так и при обращении в МВД лично.

Помощь государства

Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

Социальные льготы

В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2021:

  • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
  • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
  • программа по оздоровлению детей и инвалидов.

Пособия, предусмотренные для ВП

Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

Вопрос проживания

Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

  • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
  • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
  • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.

Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

Проблемные вопросы получения жилья

К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.