Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

Общие сведения

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции. Конституционное Собрание созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности. В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством голосов членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного голосования.

Не всегда это юридическое свойство Конституции находит отражение непосредственно в ее тексте. Есть конституции, которые его закрепляют, однако, существуют и те, где оно отсутствует. К тому же могут быть использованы различные приемы юридической техники для конституционного закрепления этого качества Конституции. Среди конституций, принятых после второй мировой войны, Конституция Японии 1947 года относится к числу закрепивших это свойство под влиянием американского опыта. В соответствии со ст.98 «настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы» . Многие конституции стран с развитой демократией не фиксируют ни ее верховенство, ни ее высшую юридическую силу. В этом случае отмеченные свойства не только презюмируются как необходимый элемент правового государства, но и обеспечиваются целым рядом институциональных гарантий. Современная доктрина конституционализма предполагает, что реальность Конституции поддерживается в значительной степени обеспечением соответствия конституционным положениям правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния). По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

Конституционно-правовые нормы

В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т. е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов данных отношений для использования прав (свобод) и полномочий и выполнения обязанностей.

В арбитражном процессе

Арбитражные суды обязали учитывать соотношение нормативных актов. Конституционный суд обязал арбитражные суды проверять применяемые нормативные акты на предмет обоснованности и соотносить их с актами более высокой юридической силы.

Проверить положения Гражданского и Арбитражного процессуального кодексов РФ, которые устанавливают порядок рассмотрения дел с опорой на приоритет нормативных актов, попросил предприниматель из Саратовской области Владимир Жуков. Областной КУГИ пытался взыскать с него долг по аренде за земельный участок и пени, причем с применением повышающего коэффициента, который установил местный совет депутатов для участков под торговые объекты

Арбитражный суд области не принял во внимание довод бизнесмена о том, что решение совета противоречит актам большей юридической силы. При этом тот же нормативный акт был отменен еще на первом этапе рассмотрения дела Жукова в областном суде, но не был признан недействующим в судебном порядке, а на момент начисления платы имел силу

Бизнесмен оказался должен около 85 тысяч рублей.

По мнению заявителя, такой подход арбитражных судов противоречит статье 120 Конституции РФ, поскольку та прямо гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». О том, что это несоответствие должно быть закреплено судебным решением, в Основном законе страны нет ни слова.

КС счел положения статьи 12 ГК РФ и статьи 13 АПК РФ не противоречащими Конституции, но дал обязательные к применению инструкции.

Иными словами, арбитражный суд обязан не только знать законы, но и проверять нормативные акты, применяемые в деле, на соответствие им. И учесть, если на несоответствие укажут участники процесса. Дело Жукова пересмотрят.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме:

День Конституции

Конституция – это основной договорной документ. Он важен для каждого гражданина. Здесь прописаны главные права современного человека. На страницах Конституции отражены определения важных государственных систем:

  • Судебная.
  • Экономическая.
  • Политическая.
  • Правовая.

Конституция является настолько важным для человека и для страны документом, что ему отведен отдельный праздничный день.

Данное торжество имеет определенную историю. В 1993 году в стране был принят особый документ. Это своеобразный свод нормативов и правил, по которым обязан жить каждый гражданин.

Так появилась действующая Конституция России, на данный момент являющаяся фундаментом сильного и стабильного государства. С 1993 года страна живет по официальным Положениям и Законам, обозначенным в Конституции. Что касается торжества и праздничного дня, то День Конституции в России празднуется 12 декабря.

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Внесение поправок в Конституцию РФ

Основная часть Конституции защищена от поправок статьёй 135:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Эта статья ставит серьёзнейшее препятствие для попыток внести изменения в главы 1, 2 и 9 (статьи 1-64 и 134—137). Таким образом, для исправления заложенных в Конституции мин потребуется пробить крепчайшую законодательную броню.

«Оборона» построена в несколько эшелонов:

  1. в соответствии с пунктом 1 такие изменения не может внести Федеральное Собрание самостоятельно;
  2. Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы) может лишь созвать Конституционное Собрание;
    • причём для этого требуется три пятых голосов и в Совете Федерации и в Государственной Думе;
    • но для того, чтобы хотя бы созвать Конституционное Собрание, необходимо наличие соответствующего федерального конституционного закона, которого пока не существует;
  3. в соответствии с пунктом 3 такие изменения приравнены к принятию новой Конституции;
  4. проект новой Конституции (подготовленный Конституционным Собранием) может быть принят:
    • либо двумя третями голосов Конституционного Собрания;
    • либо всенародным голосованием — более половины проголосововавших при явке более половины избирателей;
  5. сама 135-я статья себя же и «защищает»: она рекурсивно входит в блок тех статей, от внесения изменений в которых она же и предназначена.

По поводу федерального конституционного закона о Конституционном Собрании:

Хулителям Статьи 15 конституции РФ..

Конституция предусматривает защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Что это значит?

Поправка запрещает однополые браки. КС утверждает, что формулировка «брак — это союз мужчины и женщины» законна. Есть два основания: положение о том, что «одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей», и отсутствие обязательств по поддержке однополых пар.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Что это значит?

Индексация пенсий будет производиться каждый год. Пенсии будут повышаться настолько же процентов, насколько выросла инфляция и подорожали товары.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа Российской Федерации.

Что это значит?

Русские признаются государствообразующим народом, а русский язык подлежит более усиленной защите. КС пояснил, что эта поправка не умаляет значимости других народов. По данным пробной переписи населения в 2018, в России доля русских от всех россиян составила 67,3%.

Ст.55 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Продолжите фразу:

  1. Не могут
  2. Решением Суда
  3. Федеральным законом
  4. Указом Президента

Конфликт национальных и наднациональных норм

Если детально проанализировать ст. 15 пункт 4 Конституции РФ, то в этой части нормы можно увидеть положение, которые разрешает проблему «спора» внутригосударственных официальных документов и международных. Особенность состоит в том, что приоритет во всех случаях отдается нормам наднационального права. Отличным примером являются моменты, когда одни и те же правоотношения регулируются по-разному положениями актов РФ и какими-либо международными документами. В данном случае приоритет будут иметь последние. Такой подход позволяет более полно и эффективно приобщаться к тенденциям, которые сегодня существуют в мировом сообществе.

Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права — это общеобязательные, формально-определенные, неперсонифицированные правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования.

В теории государства и права осуществляется классификация правовых норм по множеству оснований. Все они могут быть использованы и в конституционном праве. Прежде всего нормы права принято делить на общерегулятивные (исходные, отправные, первичные) нормы и нормы-правила поведения.

К общерегулятивным нормам относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи, нормы-дефиниции.

Наибольшее количество таких норм (особенно, норм-начал, нормпринципов) содержится в конституционном праве. Примерами могут служить нормы главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Общерегулятивные нормы характеризуются наиболее общим характером. Их воздействие на общественные отношения носит опосредованный характер. В частности, на основе конституционных норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и восполняться пробелы в действующем законодательстве. К нормам главы 1 Конституции РФ часто апеллирует Конституционный Суд РФ.

Общерегулятивные нормы права носят декларативный характер. Они не могут быть защищены в судебном порядке. В качестве примеров можно привести:

– норму статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»;

– норму части 1 статьи 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Эти и другие нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, служат ориентиром для законодателя, для правоприменительной и интерпретационной практики. Но гражданин не может прийти в суд и заявить иск, обосновывая свои требования ссылкой на одну лишь статью 2 или часть 1 статьи 7 Конституции РФ.

В отличие от общерегулятивных норм, нормы-правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Они определяют конкретные права и обязанности субъектов.

Примерами могу служить нормы главы 2 Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Далее, по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний они подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. По степени определенности — на императивные и диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования — на материальные и процессуальные.

Особенности конституционно-правовых норм. От норм иных отраслей права нормы конституционного права отличаются:

  • предметом регулирования: они регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • источниками: наиболее важные нормы закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, — Конституции РФ;
  • видовым своеобразием: в конституционном праве удельный вес общерегулятивных норм (особенно, норм-начал, норм-принципов) значительно больше, чем в других отраслях права;
  • способом изложения: как правило, в статьях нормативных правовых актов закрепляется только диспозиция либо гипотеза и диспозиция. Санкция конституционно-правовой нормы в большинстве случаев излагается в статье другого нормативного правового акта, являющегося источником иной отрасли права. Например, в ч. 1 ст.20 Конституции РФ закреплено право на жизнь (диспозиция), а в ст. 105 УК РФ установлена ответственность за убийство (санкция).

Конституционно-правовой институт — это обособленная относительно устойчивая группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права.

Институты конституционного права подразделяются на три группы: головные, сложные и простые (одноэлементные).

Головные институты конституционного права характеризуются наибольшей степенью обобщения конституционно-правовых норм (например, институт органов государственной власти, институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина).

Сложные институты характеризуются меньшей степенью обобщения конституционных норм и могут входить в состав головных институтов (например, институт судебной власти).

Простые (одноэлементные) институты не делятся ни на какие другие институты и, в свою очередь, могут входить в состав сложных институтов (например, институт Конституционного Суда РФ).

Юридическая сила нормативных актов

Нормативные юридические акты, имеющие высшую юридическую силу, подвержены некоторым особенностям из-за федеративного устройства государства. Если некоторые вопросы находятся в приоритетном ведении (территориальное устройство государства, военное положение, положение мира, проблемы обороны, специфика безопасности, законодательство в области уголовно-процессуального делопроизводства, а также уголовно-исполнительные нормы), то нормативные правовые акты РФ имеют полную правовую мощь. Такие документы по этим вопросам не могут создаваться в субъектах РФ.

Система нормативных актов, характеризующихся высшей юридической силой, составляет иерархическую структуру, в которой каждый из компонентов занимает определенное место.

Эта структура состоит из:

  • решений Президента;
  • федеральных законов;
  • правительственных постановлений;
  • нормативных правовых актов министерств.

Если по Конституции РФ вопрос находится в общем ведении РФ и ее субъектов (например, это могут быть вопросы природопользования, владения и распоряжения землей, недрами, водой и прочими естественными ресурсами; трудовое, административное, административно-процессуальное, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство и др.), то по данной проблеме могут создаваться федеральные нормативные акты, а также и региональные. В этом случае федеральные акты будут стоять выше, чем региональные.

В ситуации, когда какая-либо проблема или вопрос не входят в совместное ведение государства и его территориальных субъектов, нормативные правовые акты, выпущенные в субъекте РФ, находятся в приоритете перед федеральными нормативными правовыми актами. Отдельный структурный элемент комплекса нормативных правовых актов можно охарактеризовать четкой иерархией его компонентов. Она состоит в том, что нормативные акты имеют в структурной системе точное место и не могут включать в себя нормы, противоречащие актам, которые находятся выше. Каждый нормативный акт — это правовой базис для нормативных актов, которые располагаются в иерархической структуре после него. Конституция РФ объединяет все иерархические ряды, также она устанавливает объекты ведения Федерации и территориальных субъектов РФ и методы разрешения конфликтов между нормативно-правовыми актами.

Для этих целей предусмотрены следующие меры:

  • разработка и функционирование Конституционного суда РФ, такой суд уполномочен аннулировать антиконституционный акт;
  • наделение Президента РФ возможностью отмены правительственных постановлений, а также правом остановить деятельность актов исполнительных органов, если они противопоставляются Конституции РФ и федеральным законам;
  • возможность отмены нормативных правовых актов исполнительных органов посредством судебных инструментов воздействия.

PRAWO (Высшая юридическая сила и прямое действие конституции)

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

Текст из документа «PRAWO»

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);
  • в разъяснениях правоприменителя (например, п. 1.3 письма Роспотребнадзора «О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органом Роспотребнадзора» от 21.04.2009 № 01/5288-9-32).

Примеры соотношения общих и специальных норм смотрите и .

***

Итак, мы рассмотрели иерархию НПА по юридической силе. Наивысшей силой в России обладает Конституция РФ. Специальные нормы имеют приоритет по отношению к общим нормам права.

***

Еще ответы на вопросы по теории права и государства здесь:

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.