Оглавление
Порядок задержания гражданина полицией
Основания для задержания лица сотрудниками полиции возникают в случаях, когда есть обоснованное подозрение в совершении противоправного действия, либо если гражданин официально числится в розыске. При этом основания административного и уголовного ограничения свободы будут различаться, и, прежде всего, по максимальным срокам задержания.
В рамках уголовно-процессуального законодательства сотрудники полиции имеют право задерживать только при обстоятельствах, перечисленных в ст. 91 УПК РФ:
- если субъект застигнут при совершении противоправного деяния или сразу после преступления;
- если очевидцы или потерпевшие указывают на конкретного гражданина, совершившего преступление;
- в случае, если на самом подозреваемом или его одежде, а также при нем или в его жилом помещении обнаружены следы, позволяющие сделать обоснованное предположение о совершении преступления.
Обратите внимание! Указанные обстоятельства не являются основанием считать человека преступником, пока его причастность к совершению противоправного деяния не будет установлена при расследовании и судебном следствии. Однако закон предусматривает возможность временно ограничить свободу подозреваемого лица, чтобы предоставить правоохранительным органам время на сбор и закрепление доказательств
Однако закон предусматривает возможность временно ограничить свободу подозреваемого лица, чтобы предоставить правоохранительным органам время на сбор и закрепление доказательств.
Помимо этого, полиция имеет право задерживать граждан по основаниям, предусмотренным КоАП РФ. Условия, порядок и сроки административного задержания регламентированы ст. 27.5 КоАП РФ.
Задержание: соблюдаем права человека
Что делать, если гражданское задержание применяется к вам лично? Корректное поведение возможно, если знать нормативы закона. В нашей стране актуально понятие «презумпция невиновности». Это означает, что человек, которого в чем-либо обвиняют, невиновен, пока обратно не будет официально доказано и оглашено в судебном приговоре. Об этом же говорится во Всеобщей декларации прав.
Даже если человек совершил правонарушение, это еще не повод нарушать его права. Впрочем, на практике гражданское задержание могут попытаться организовать применительно к тому, кто противоправных действий вовсе не делал.
Когда можно задержать?
Далеко не всякая ситуация корректна с точки зрения законодательства. Гражданское задержание имеет следующие ограничения:
- применимо в отношении того, кто совершил умышленное, опасное для общества преступление и пытается сбежать с места событий;
- производится при совершении неправомерного поступка и сразу же после него;
- абсолютная уверенность со стороны задерживающих в том, что они ловят настоящего преступника.
Говорить о том, что ошибки нет, можно при выполнении условий:
- преступник застигнут при нарушении закона;
- имеются очевидцы, способные указать на человека прямо;
- одежда, внешний вид, жилище человека очевидно доказывают, что таковой является преступником.
Основания
Задержание не является мерой ответственности. Осуществляется оно по решению органа или должностного лица, ведущего предварительное расследование по уголовному делу или административное производство.
УПК РФ и КоАП РФ содержат список лиц, которым позволено принимать решение о задержании.
По ст. 91 УК РФ таким правом обладают:
- Орган дознания.
- Дознаватель.
- Следователь.
- Руководитель органа следствия.
Согласно ст. 27.3 КоАП РФ задержание могут проводить:
- Полиция.
- Пограничники.
- Таможенные органы.
- Органы УИС (Уголовно-исполнительной системы).
- Должностные лица военной автоинспекции.
- Вневедомственная охрана МВД.
- Органы, осуществляющие борьбу с нелегальным оборотом наркотиков.
- Лица, ведущие контртеррористическую операцию.
Чтобы задержание происходило строго по закону, основания для него должны быть прямо перечислены в нём. УК РФ (ст. 91) выделяет следующие:
- при совершении (или сразу после него) лицо было обнаружено на месте преступления;
- на человека указали (сделали заявление) потерпевшие или очевидцы;
- следы преступления имеются на самом лице (одежда, руки и т.д.), в его жилье.
Основания также содержатся в статье 14 ФЗ № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
В иных случаях задержание производится только по решению суда о заключении человека под стражу. В суд с ходатайством, поддержанным прокурором, обращается руководитель дознания.
Важно: задержание по уголовному делу проводится только при наличии двух условий одновременно –уже возбуждено уголовное дело. За такое деяние предусмотренонаказание в виде лишения свободы
Если преступление не представляет особой общественной опасности, не нанесло объекту охраны большого ущерба, задержание будет неправомерным.
Ст. 27.3 КоАП РФ предусматривает следующие основания:
- чтобы обеспечить рассмотрение дела о правонарушении (к примеру, если гражданин игнорирует вызовы, скрывается и т.д.);
- для исполнения уже имеющегося решения по делу о правонарушении.
Задерживать можно и человека, в отношении кого ведётся расследование, за которое санкция статьи предусматривает административный арест (здесь срок задержания возможен максимальный – 48 часов).
Административный кодекс подчёркивает, что задержание– мера исключительная. И хотя его могут производить достаточно много органов и должностных лиц (к примеру, при совершении транспортного правонарушения – сотрудники ГИБДД, при нарушении таможенных норм– таможенники).В любом случае при задержании должен составляться протокол (о факте задержания, а не о существе правонарушения).
Обязанности и права сотрудника полиции
Сотрудник полиции обязан соблюдать права задержанного. Существует ряд дисциплинарных мер, призванных привлекать сотрудников, превышающих полномочия, к ответственности.
Они имеют право на:
- обеспечение надлежащих условий для выполнения служебных обязанностей;
- ознакомление с должностным регламентом;
- отдых: выходные, праздничные дни, отпуск;
- оплату труда;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
- доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы;
- ознакомление отзывов о работе до внесение их в личное дело;
- защиту персональных данных;
- профподготовку и переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- рассмотрение служебного спора в соответствии с законом РФ;
- защиту своих прав и законных интересов;
- государственное пенсионное обеспечение.
Зная свои права, обязанности и правила поведения сотрудников правоохранительных органов, человек избежит трудностей, связанных с обоснованным или незаконным арестом.
Незаконные действия полицейских
Совершение правонарушения не является основанием для нарушения прав задержанного лица со стороны правоохранителей. При несоблюдении в момент задержания регламента, полицейского можно привлечь к ответственности.
Непосредственно в момент удержания гражданин вправе позвонить в Главное управление собственной безопасности по номеру 102 и сообщить о незаконных действиях сотрудника. При этом необходимо назвать:
- личные данные задержанного лица;
- серию и номер паспорта;
- контактный телефон.
Жалоба подается в письменной форме. В ней указываются:
- обстоятельства удержания;
- информация о сотрудниках, нарушивших права гражданина;
- действия, являющиеся неправомерными;
- просьба о привлечении должностных лиц к ответственности.
Если полицейские заведомо знали о незаконности применяемых к гражданину мер, то их ждет уголовная ответственность. Согласно ст. 301 УК РФ такое противоправное деяние наказывается одной из следующих мер:
- ограничение свободы до 3-х лет;
- принудительным трудом на период до 2-х лет;
- арест до полугода;
- помещение в колонию на срок до 2-х лет.
Кроме этого сотруднику могут запретить занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3-х лет.
Если к гражданину была незаконно применена физическая сила, то полицейских можно привлечь к ответственности за побои. Также пострадавшее лицо может взыскать с правоохранителей компенсацию морального вреда, согласно ст. 1070 ГК РФ. Для этого необходимо обратиться с иском в суд.
Применение физической силы к задержанному
Полицейский вправе применить физическую силу к лицу, подлежащему задержанию, в целях:
- пресечения преступления или административного правонарушения;
- доставления и задержания;
- преодоления противодействия его законным требованиям.
В иных случаях сотрудник не вправе физически воздействовать на удерживаемого гражданина.
Перед применением физического воздействия сотрудник обязан предупредить об этом и предоставить человеку возможность для добровольного исполнения его требований. Без предупреждения полицейский может применять силу только в ситуации, когда промедление может угрожать жизни других людей или его собственной.
Для пресечения сопротивления действиям полицейского к задержанному лицу могут быть применены специальные средства – палки, электрошокеры, наручники и другие.
Превышение полномочий
Даже если ограничение свободы гражданина производилось на законных основаниях, но при проведении процедуры полицейский допустил неуважительное или некорректное обращение с гражданином, чем нарушил его законные права, сотрудника можно привлечь к ответственности по ст. 285 и ст. 286 УК РФ. Максимальное наказание по этим статьям – 4 года тюремного срока.
Гражданину при задержании следует сохранять спокойствие и не оказывать сопротивления полицейским. Задержанное лицо вправе позвонить родственникам и сообщить о факте ограничения свободы. Правоохранители не могут удерживать человека более 3-х часов без веских оснований. При нарушении сотрудниками регламента или превышении собственных полномочий они могут сами оказаться в роли обвиняемых. Для этого пострадавшему нужно подать жалобу на незаконность их действий.
Основания и порядок задержания по ст. 91 УПК РФ
Первое, что должно интересовать граждан, это круг субъектов, наделенным правом задержания. Сюда входят сотрудники следствия, дознаватели. Понятно, что, например, работник охранного предприятия, при пресечении хулиганских действий дебошира, применить к нему меры ограничения свободы не может.
Для того, чтобы представители правоохранительных органов могли использовать меру ограничения свободы в виде задержания, ст. 91 УПК РФ обязывает соблюдать главное требование – для того, чтобы кого-то задержать, должны быть весомые основания, а именно такой человек должен быть под подозрением в совершении преступления.
Второе условие для применения этой меры, которое предписано статьей 91 Уголовно процессуального кодекса РФ – задерживаемое лицо должно не просто быть под подозрением в совершении преступления, а наказание за такое преступление должно предусматривать ограничение свободы.
То есть, ст. 91 УПК РФ ограничивает право следователя задерживать подозреваемого тяжестью инкриминируемого ему деяния.
Особое тревожным являются участившиеся случаи применения такого ограничения свободы по предпринимательским статьям, о чем неоднократно высказывался Президент РФ Владимир Путин.
По статье 91 УПК РФ можно задержать гражданина в случаях:
- когда имеются явные улики и доказательства совершенного преступления на одежде, в жилом помещении, автомобиле подозреваемого;
- когда подозреваемый задержан в момент совершения преступления, сразу же после него и нет сомнений в том, что это именно его деяние;
- когда задержанный опознан свидетелями в качестве лица, совершившего преступления.
Помимо бесспорных оснований, ст. 91 УПК РФ предусматривает также дополнительные основания для применения задержания:
- есть сведения о том, что подозреваемый может скрыться от следствия и суда;
- у гражданина нет постоянного места регистрации или он там длительное время не проживает;
- на месте задержания не удается установить личность гражданина и у него отсутствуют документы, удостоверяющие личность.
На какой срок можно задерживать по ст. 91 УПК РФ
При наличии оснований, гражданин может быть ограничен в свободе на период времени до 48 часов. За это время следователь должен постараться определиться со своими подозрениями и отпустить человека, либо обратиться в суд с ходатайством о его аресте.
Если следователь не укладывается в 48 часов, статья 91 УПК РФ позволяет ему обратиться в суд с ходатайством о продлении задержания на 72 часа.
Гражданин имеет право незамедлительно (3 часа) сообщить своим родственникам, адвокату о факте своего задержания. В этом праве граждане всё еще часто встречают нарушения со стороны следователей и им часто самим приходится разыскивать своих задержанных родственников, что конечно же неправильно.
Кроме того, статья 91 УПК РФ регламентирует обязанность следователя не просто задержать подозреваемое лицо и ограничить его свободу, но и провести незамедлительные следственные действия с ним – допросить в течение 24 часов и не позже.
Прокурор должен быть проинформирован о факте задержания гражданина не позднее 12 часов с момента совершения такого действия.
Ст. 91 устанавливает ограничения — подозреваемый не может быть дважды задержан при подозрении в совершении одно преступления.
Подведем итог. Для следователя, дознавателя – применение ст. 91 УПК считается необременительно процедурой, так как протокол задержания не нужно утверждать у руководителя органа следствия, дознания. А вот подозреваемые часто сталкиваются с применением к ним такой меры принуждения без должных оснований, и будучи задержанными, не всегда имеют возможность своевременно уведомить о случившемся своих родственников и привлечь независимого адвоката.
Применение ст. 91 должна преследовать только одна цель – временное ограничение свободы подозреваемого с целью обеспечения возможности в судебном порядке изучить необходимость применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. То есть, просто говоря, чтобы лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно совершило преступление, не скрылось от следствия и суда до момента избрания такому гражданину меры пресечения.
Наказание для нарушивших правила
Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.
Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».
Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.
Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.
Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.
Общественная опасность
Любое действие, нарушающее установленные нормы, несёт в себе урон обществу и опасен для него. Степень такой опасностипри различных преступлениях неодинакова.
Выделяют преступления небольшой степени тяжести, не наносящие охраняемым законом отношениям значительного ущерба. Поэтому при задержании человека, даже если правоохранители уверены, что он преступник, нужно учитывать тяжесть сделанного.
Неслучайно УК РФ разрешает проводить задержание, если виновному грозит санкция в виде лишения свободы. Предусмотрена ответственность за превышение мер воздействия, применяемых в случае задержания (ст. 35 УК РФ).
Что касается административного задержания, то оно носит исключительный характер, и причинения вреда при нём быть не должно.
Другой комментарий к статье 301 УК РФ
1. Объективная сторона преступления состоит в заведомо незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей.
Закон устанавливает раздельно ответственность за незаконное задержание и за заключение под стражу или содержание под стражей, предусмотрев их в разных частях комментируемой статьи исходя из общественной опасности деяний.
2. Задержание как мера процессуального принуждения применяется к лицу, подозреваемому в совершении преступления, в целях оперативного раскрытия преступления и изобличения виновного. Оно возможно в случаях и по основаниям, исчерпывающе предусмотренным в УПК РФ.
Незаконным будет задержание, осуществленное при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением хотя бы одного из ограничительных условий. Подпадает под признаки комментируемой статьи задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры уголовно-процессуального принуждения (например, без составления протокола, без указания в нем времени задержания или времени его составления).
3. Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, и его законность определяется как общими условиями, относящимися ко всем мерам процессуального принуждения, так и нормами, непосредственно регламентирующими применение именно этой меры.
Незаконным считается заключение под стражу, если отсутствуют указанные в законе основания для этого или нарушаются правила и порядок его избрания.
4. Уголовно-процессуальным законодательством определены сроки содержания под стражей, нарушение которых образует самостоятельный вид рассматриваемого преступления, указанного в ч. 2 ст. 301 УК.
5. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей имеют формальный состав преступления. Их следует считать оконченными с момента совершения перечисленных в законе действий.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
7. Субъект преступления — должностное лицо, обладающее правом задержания или заключения под стражу. Ответственность за незаконное задержание могут нести лишь работники органов дознания или следователи, а за незаконные заключение под стражу и содержание под стражей — судьи.
8. Тяжкие последствия (ч. 3 ст. 301) — оценочный признак. К их числу могут быть отнесены самоубийство потерпевшего или покушение на него, психическое заболевание или иное причинение вреда здоровью, тяжелое материальное положение семьи и т.п.
В каких случаях задерживают на 3 часа?
Рассмотрим, в каких случаях возможно задержание на 3 часа. Основная причина — выяснение личности. Это значит, что гражданин вызвал подозрения у полицейских, но документов у него при себе не оказалось. В таком случае правоохранители могут доставить его в отдел.
Если за это время выяснится, что гражданин значится в розыске, проходит подозреваемым в преступлении и т.д., время задержания в полиции увеличится. Кроме того, на три часа могут задержать лицо, которое находилось в пьяном виде в общественном месте.
Спустя три часа задержанного должны отпустить, если:
- подозрения не подтвердились;
- нет оснований для заключения под стражу;
- при задержании были нарушены требования закона.
Помните, что при превышении времени задержания в полиции без оснований вы вправе требовать немедленного освобождения.
Понятие гражданского ареста и его последствия
Практически во всех цивилизованных государствах за гражданами закреплено право осуществлять задержание лиц, совершивших преступление. Это дает возможность избежать тяжелых последствий до приезда полиции. Закон о гражданском аресте в России пока остается спорным вопросом. Многие граждане предпочитают не вмешиваться, просто чтобы не навредить себе. И это несмотря на приведенную статистику.
Все дело в том, что россияне не всегда имеют право задержать преступника, который уже совершил или только имеет намерение совершить преступление. А ситуация иногда складывается таким образом, что обдумывать правомерность своих действий просто некогда.
То есть если человек увидел где-то преступника, маньяка, убийцу, свободно гуляющего по улице, то предпринимать никаких мер он не имеет права. Единственное, что ему можно сделать, — это позвонить в полицию. Все действия в отношении гражданского ареста указаны в статьях 38, 39 УК РФ.
Важен и тот факт, что при задержании преступника гражданским лицом ему нельзя причинить вред, тем более совершать действия, повлекшие смерть правонарушителя. Такие действия (недопустимый вред) со стороны гражданского лица преследуются уголовным правом и подразумевают разные степени наказания. Вот поэтому и предпочитают граждане оставаться в стороне. Сложно представить, какой была бы статистика, если бы у простых россиян было больше полномочий и они были бы защищены Законом о гражданском аресте в России.
Понятие недопустимого вреда применяется в том случае, когда преступнику были нанесены тяжелые увечья. В подобных случаях задержавшему придется доказывать, что иначе поступить было невозможно, и это должны доказать свидетели.
Комментарий к статье 27.2 КоАП РФ
1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.
Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.
Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.
2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.
Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.
———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.
3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.
Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.