Оглавление
Эффективность и монополии
В целом сложно говорить о какой-нибудь общественной пользе, которая приносится монополиями. Монополист, стараясь увеличить свою прибыль, поднимает цены на свою продукцию до возможного максимально уровня, оставляя при этом число произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что вызывает неэффективность распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда товара произведено намного меньше, нежели необходимо для установления равновесия на рынке, будь он абсолютно конкурентным. То есть провоцируется по факту ещё и дефицит производимого товара.
Помимо несправедливого распределения дохода, монополии и другими методами способствуют уменьшению экономической эффективности, не применяют всех доступных производственных ресурсов, не так активно, как конкурирующие с другими фирмы уменьшают производственные издержки и не пытаются использовать достижения научно-технического прогресса.
Мы коротко рассмотрели естественную монополию: эффективность, равновесие, виды. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Роль естественных монополий в государственной экономике
В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:
- единственное предприятие-гигант;
- уникальная продукция;
- непреодолимые барьеры для конкурентов;
- полная информация.
В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:
Вид естественной монополии | Комментарий |
Транспортировка газа и нефти | Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока |
Железнодорожный транспорт | Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации – РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством |
Транспортные терминалы | Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку |
Транспортировка электроэнергии | Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками |
Теплоснабжение | Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией |
Коммунальная сеть и водоснабжение | Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения |
Почтовые услуги | ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей |
Видео по теме:
Пример закупок естественной монополии
Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.
Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.
Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.
При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.
Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.
Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.
Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.
Как заказчик ОАО «РЖД» имеет собственную электронную торгово-закупочную площадку (с 01.10.2018 — http://rzd.rts-tender.ru).
СКРИН ПЛОЩАДКА
Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.
Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.
Чем отличается естественная монополия от искусственной
Конкуренция лежит в основе функционирования свободного рынка, поэтому государство ее защищает. Однако есть ряд услуг и товаров, обладающих специфическими чертами
Главная их оособенность в том, что они имеют жизненно важное значение для национальной экономики. В большинстве случаев предложение подобных продуктов одним продавцом оправдано и рационально
Признаки естественной монополии:
- Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
- Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
- Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
- Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.
https://youtube.com/watch?v=eMEXijeec1M
Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:
- Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
- Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
- Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.
Причины формирования искусственной и естественной монополии
Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.
Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.
Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:
- Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
- Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
- Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.
Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.
Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:
- снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
- гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
- государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.
Какие в РФ есть естественные монополии?
Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».
Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.
Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.
Как возникают монополии
Если изучать этот вопрос досконально, нужно быть стоиком. Ибо сколько авторов исследований на тему возникновения и функционирования монополий – столько и мнений, нередко базирующихся на политических пристрастиях автора. Например, вот один из списков таких причин:
А вот ещё:
Таких списков причин можно представить множество, в каждом – результат труда специалистов, сжатый до нескольких предложений. И ни с одним из аргументов, представленных в таких списках, не поспоришь.
В одном из источников эксперты дали наиболее полное определение причин возникновения монополий, и объединили их в пять пунктов:
- Сам закон о конкуренции на рынке… Именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать её как можно больше. В результате предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, тем самым увеличивается доля рынка, компания становится более могущественной и влиятельной, с таким возможностями предприятие может даже поглощать и других более мелких конкурентов, просто скупая их бизнес или «выдавливая» с рынка. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.
- Закон о концентрации каптала и производства. В законодательстве нашей страны есть закон, в котором говорится о том, что каждый производитель должен тратить часть свои денежных средств на развитие бизнеса, в частности на расширение границ производства, что, так или иначе ведет к тому, что масштабы производства увеличиваются и совершенствуются. Это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.
- Новые образования глобального производства. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того, создание акционерных обществ – это правомерная деятельность, которая поддерживается государством. Несколько компаний на рынке со схожим товаром объединяются и создают одно большое предприятие, такой процесс называют в экономике централизацией. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.
- Процессы изменения частной собственности. Малые предприятия на рынке, безусловно, нужны и играют немаловажную роль в экономике страны. Но без формирования крупных предприятий не было бы серьезного прорыва в научной и технической сфере. Так, за последние несколько десятков лет были построены транспортные сообщения, инфраструктура многих городов, интернет, всё это благодаря развитию на рынке крупных корпораций, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс.
- Влияние кризисной ситуации на рынок. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние. В кризисной обстановке мелким компаниям и даже средним достаточно сложно выживать, им либо приходится уйти с рынка, либо быть в одной команде с конкурентами и строить общую империю на совместный капитал. Кризисы толкают предприятия к возникновению монополистических структур».
Описание ФЗ 147
Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.
Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:
Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:
- цели настоящего Федерального закона;
- сферу применения;
- определения общих понятий;
- сферу деятельности;
- службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.
Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:
- методы управления деятельности;
- подробное описание государственного надзора;
- обязанности субъектов;
- стандарты раскрытия сведений.
Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:
- перечень служб регулирования естественных прав;
- права и функции соответствующих органов;
- причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
- осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.
Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.
Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:
- процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
- причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
- процедура осуществления предписаний;
- порядок обжалования решений.
Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»
В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения — совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.
Основные изменения и дополнения:
- был введен понятийный аппарат;
- были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
- разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
- установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
- ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
- субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
- установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
- отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
- были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.
Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.
Перечень организаций
Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.
Выделяется 3 вида организаций:
- реестр по субъектам в ТЭК;
- реестр по субъектам на транспорте;
- реестр по субъектам в сфере связи.
Причины образования монополии и характерные особенности
Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:
- правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
- наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
- компании укрупняются путём слияния и поглощения;
- протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.
Характерные особенности монополий:
- Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
- Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
- Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
- Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
- Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.
Какие монополии нам нужны?
У Ильфа и Петрова есть фельетон «Нужна ли нам сатира». В этом фельетоне и есть ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Классики описывают бурные дискуссии, ломание копий и выдирание волос в процессе обсуждения этого животрепещущего вопроса на очередном съезде писателей. И последовавший вывод, с которым согласились все без исключения участники обсуждения: «Хорошая сатира нам нужна, а плохая сатира нам не нужна!».
Вот и всё, стоило время тратить и людей от своих дел отвлекать. Хорошие монополии нам нужны, а плохие монополии нам не нужны!
Если серьёзно, идеальным примером сосуществования общества, государства и монополий был бы стопроцентный баланс «хотелок» всех этих трёх субъектов
Так, конечно, не получится никогда – но важно стремление к такому балансу. Важно, с одной стороны, участие государства и общества в ограничении влияния на них монополий, – законодательными актами, возможностями общественного воздействия, регулированием финансовых возможностей монополий и их «рулевых»
А с другой стороны, способности тех же «Газпрома» и РЖД без лишней нервозности планировать свою работу и приводить эти планы в жизнь, основываясь на уверенности в долгосрочных и прозрачных перспективах своего существования.
Равновесие в долгосрочном периоде фирмы чистой монополии
Учитывая факторы монополизации, монополия в большинстве случаев защищена от конкуренции и её поведение в долгосрочном периоде не будет отличаться от краткосрочного. Но для ситуации с открытой и естественной монополией могут появляться добавочные обстоятельства, которые приводят к изменению поведения фирмы. Особенность естественных монополий — высокие AC. Достижение ACmin при этом не имеет экономического смысла для фирмы, так как она не будет при этом получать прибыль или будет нести убытки. Поэтому оптимальный объём фирмы выберут в диапазоне, когда есть прибыль. Для открытой монополии есть опасность вхождения новых фирм на рынок. Чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма на рынке создает условия, которые схожи с условиями естественных монополий (то есть устанавливает цену меньше оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат).
Естественная и искусственная монополия
- Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
- Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
- Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
- Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
- Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
- Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.
Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.
Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.
Картель и монополия: в чем разница
Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.
Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:
- Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
- Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
- Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).
Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:
- чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
- проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
- отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.
Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).
При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.
В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА»
Принят Государственной Думой 7 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
Внести в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224) следующие изменения:
1) дополнить абзацем следующего содержания:
«организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.»;
2) в :
а) в :
абзац первый после слов «или иным имуществом (клиента),» дополнить словами «за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,»;
дополнить словами «, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи»;
б) дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:
«1.1. Идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов — физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 рублей:
1) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);
2) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) связанных с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, с оплатой услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также с осуществлением платежей за услуги связи;
4) связанных с уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;
5) связанных с уплатой алиментов.
1.2. При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.»;
в) изложить в следующей редакции:
«4. Документы, содержащие сведения, указанные в настоящей статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.».
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
27 июля 2006 года
N 147-ФЗ
Причины возникновения естественных монополий
С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.
Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.
Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.
Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.
Факторы монополизации
Причины появления монополий:
- Высокая доля постоянных издержек, которые потребуют крупных одномоментных вложений создания бизнеса и при появлении конкуренции не окупаются;
- Желание получать монополистическую прибыль — прибыль больше средней, возможную в итоге того, что у потребителя нет альтернативы;
- Внешнеэкономическая политика. Она направляется на защиту рынка от иностранной конкуренции для поддержки отечественных субъектов. Включает: (ограничение ввоза или запрет, обложение пошлинами иностранных товаров,).
- Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (сертификация, лицензирование)
- Запугивание конкурентов. Угрожая, к примеру, физической расправой или воздействуя физически на руководство (персонал) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и её ухода с рынка.
- Слияние и поглощение фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя на рынке конкуренцию).
Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.
Считается, что монополизация – это процесс завоевания рынка (или территории в самом широком смысле) с целью занятия на нём господствующего положения. Конечный результат – монополия – это исключительное право субъекта на владение чем-либо и осуществление и реализация своей деятельности в рамках этого права.
Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.
Вот он, монополист:
Это существо тоже стремится стать монополистом:
А разница между монополистом в живой природе и его синонимом в человеческом сообществе лишь в том, что в первом случае и стремление, и результат – естественны. Во втором – подчас искусственны.