Закон о сми: простыми словами основные положения

Содержание по главам

Закон структурно состоит из 7 глав, в которые объединены 62 статьи. Вкратце разберем их.

  1. Общие положения.

Глава 1 устанавливает общие положения, относящиеся к предмету регулирования рассматриваемого нормативного акта. Так, ст. 1 декларирует и гарантирует свободу информации, а ст. 3 устанавливает недопустимость цензуры в стране. В то же время 4 статья не допускает злоупотребления правом свободы информации и приводит перечень того, сведения какого рода не подлежат общедоступному распространению.

  1. Организационные вопросы.

Глава 2 определяет порядок регистрации СМИ (ст. 8-14), основания для прекращения или приостановки их деятельности (ст. 16). Кроме этого, устанавливаются иные организационные моменты, связанные с конкретизацией правового статуса учредителя, издателя, редакции и т. п.

  1. Распространение массовой информации.

Третьей главой определен порядок распространения массовой информации. Кроме этого, ст. 31 устанавливает, что для осуществления телевизионного или радиовещания требуется лицензия. Отдельные нормы регулируют порядок ее получения, переоформления, продления, а также основания для ее аннулирования. Кроме этого, прописано право СМИ осуществлять показы передач эротического содержания. Однако для этого предусмотрены временные рамки – с 23 часов вечера и до 4 часов утра.

  1. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Статьей 39 установлено право СМИ осуществлять запросы о деятельности госорганов и должностных лиц. В свою очередь последние обязаны предоставить необходимые сведения, если они не относятся к тайне, установленной законом (40 ст.).

43 статья говорит, что граждане и организации вправе требовать от СМИ официального опровержения информации, которая задевает их честь и достоинство, не соответствуя действительности.

  1. Статус журналиста.

Глава 5 рассматриваемого закона определяет особый статус профессионального журналиста. Ст. 47 устанавливает его особые права, связанные с получением доступа к информации и свободному ее распространению.

  1. Межгосударственное взаимодействие.

Ст. 55 определяет статус представительств зарубежных СМИ на территории РФ.

  1. Ответственность за нарушение законодательства.

Установлено, что за нарушение действующего законодательства предусмотрена ответственность. Это касается как ущемления СМИ в вопросах свободного распространения информации, так и злоупотребления соответствующим правом.

Рассматриваемый в статье закон действует почти 30 лет и за это время много раз подвергался изменениям. Однако в последние годы традиционные СМИ – газеты, радио, телевидение –уступают место сетевым изданиям в интернете, не имеющим ранее себе аналогов. Действующее российское законодательство на данный момент имеет множество пробелов по вопросам регулирования интернет-СМИ. В этой связи вектор эволюции рассматриваемого закона будет направлен в сторону регулирования соответствующих правоотношений в виртуальном пространстве.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Ограничения

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

Роль средств массовой информации (СМИ) в современной культуре

Уже в двадцатом веке средства массовой информации превратились в важнейший элемент культуры, занимаясь преимущественно популяризацией того или иного культурного направления.

В первой половине XX века культура начала отходить от аксиологии эпохи просвещения и веры в ценность познания, а понятие прогресса заменила понятием немедленной прибыли и влияния. Это выразилось в мировых войнах, которые велись во имя имперских интересов, жажды власти и экономического господства над другими. Продолжением этого способа мышления стал современный неолиберализм и деятельность ради выгоды .

Важно помнить, что профессия журналиста зародилась в лоне культуры. Журналист должен был быть не только носителем истины и просвещения, но и художественного слова

В это трудно поверить, читая современную прессу, переполненную жаргонной лексикой, грамматическими и стилистическими ошибками. О какой культуре может идти речь, если в России даже именитые федеральные каналы допускают к ведению телепередач людей безграмотных и не умеющих формулировать свои мысли.

Кроме того, в современных СМИ ключевое место заняло мнение не профессионалов, а шарлатанов. Так, место философов заняли маги и экзорцисты, место учёных – предсказатели и так называемые эксперты, место научных, художественных и моральных авторитетов – знаменитости, чей моральный облик порой далек от традиционных ценностей.

Как отмечают многие современные специалисты в сфере массовых коммуникаций и журналистики, современный СМИ падки кратковременные сенсации. Журналисты слишком часто используют шок/ Это способствует тому, что общество уже не реагирует на культурные события, не может воспринимать новости представленные в ключе «классической журналистики». В потоке бессмысленной и часто бесполезной информации, как сенсации предстают казалось бы заурядные события. Казалось бы в чем новость: «Мужчина украл 2 шоколадки в супермаркете и был пойман при попытке выйти на улицу». Такие события довольно таки обыденны, однако, новости посвящён жирный заголовок на первой полосе региональной газеты.

Типичным примером воспитания «недумающего» общества, удовлетворённого потребительско-развлекательным стилем жизни, являются сатирические телепередачи, ток-шоу со знаменитостями, сериалы или программы типа scripted documentaries (псевдо-документальный фильм), рассчитанные на широкого адресата. Они представляют образец поведения на уровне обыденной жизни, апеллируя часто к низкому интеллектуальному уровню. Пропагандируемую культуру массовой заурядности объясняет лозунг политиков и собственников информации: «глупый народ всё покупают» .

В завершении считаю важным сказать, что современные СМИ потеряли своё истинное предназначение, превратившись из инструмента просвещения в инструмент манипулирования. Если СМИ не пересмотрят концепции своей деятельности, то рискуют потерять большой процент аудитории и остаться не у дел.

Регулирование спорных ситуаций

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Регистрация медиа-средства

Редакция СМИ вправе осуществлять свою деятельность после прохождения соответствующей процедуры. Для регистрации учредитель медиа-средства подает заявление. Это необходимо в том случае, если продукция предназначается для распространения преимущественно:

  1. По всей территории РФ, за ее границами, в пределах некоторых субъектов страны. Заявление в этом случае направляется в службу, осуществляющую надзор за соблюдением законодательства в сфере коммуникаций и охраны культурного наследия.
  2. На территории определенного региона или муниципального образования. Заявление в этом случае учредитель подает в территориальные структуры указанной выше службы.

СМИ будет считаться зарегистрированным после получения соответствующего свидетельства.

Основные положения

Принят в конце 1991 г., дата вступления в силу — 08.02.1992 г. Финальная редакция — от 01.05.2019 г. Как и его предшественник, советский законом о печати, нацелен на продвижение масс-медиа в РФ.

Главные моменты:

  • запрет цензуры;
  • фиксация обязанностей и прав участников процесса;
  • юридическая подоплека для создания масс-медиа;
  • механизм окончания или приостановки функционирования СМИ;
  • запрет на прелиминарное согласование материалов;
  • возможности распространения сведений в массах;
  • виды ответственности за несоблюдение законодательных норм;
  • нюансы выпуска, покупки и хранения приспособлений, нужных для реализации продуктов;
  • невозможность препятствовать продвижению информации.

Свобода слова считается ведущим постулатом информационного взаимодействия в современном обществе.

Закон №2124-1 регулирует функционирование СМИ

Плюсы и минусы

Среди положительных тенденций последнего времени можно назвать резкое увеличение печатных изданий. Так, с конца девяностых годов 20-го века по настоящий момент количество газет и журналов возросло на несколько тысяч наименований. Однако при столь стремительном увеличении этого показателя качество прессы все же оставляет желать лучшего. Многие исследователи в области массовых коммуникаций, говорят о том, что российские СМИ практически полностью игнорируют запросы той аудитории, на которую они рассчитаны. Почти все газеты и журналы не осуществляют «обратной связи» со своими читателями. Материалы в них публикуются, опираясь на субъективное мнение учредителей и отдельных авторов.

Структура закона

Свод приведенных правил описывает отношения между страной, обществом и людьми с одной стороны, а с другой — СМИ, включая издательства, авторов и редакции.

Глава 1

Главные моменты:

  • провозглашение принципа о свободе СМИ;
  • схема применения этого нормативного акта;
  • невозможность злоупотребления свободой слова.

Также излагаются основы государственной информационной системы.

Правки в закон систематически вносились с момента его создания

Глава 2

Организация деятельности:

  • лица, имеющие право выступать в роли учредителя;
  • структура устава и соответствующих договоров;
  • понятие информационных агентств;
  • схема регистрации и особенности написания заявления;
  • оплата госпошлины;
  • правовые статусы издателя, учредителей и редакций;
  • приостановка функционирования масс-медиа ввиду нарушения законодательной базы;
  • характер прав и обязанностей;
  • извещение властей об иностранном финансировании.

Также освещаются главные принципы анализа аудитории и наименования ответственных за этот процесс организаций.

Глава 3

Продвижение СМИ:

  • механизм распространения;
  • этапы продления, переоформления, приостановки, прекращения, ликвидации и возобновления издательской деятельности;
  • образец лицензии на теле- и радиовещание и период ее действия;
  • особенности вещания в эфире;
  • реестр СМИ;
  • форма заявления на выдачу лицензии;
  • перечень общедоступных теле- и радиоканалов;
  • возможные причины отказа в выдаче лицензии и ее переоформлении;
  • правила продвижения рекламы;
  • принципы лицензионного контроля;
  • нормы хранения используемой и выпущенной продукции;
  • данные об осуществляющих трансляцию операторах связи;
  • обязательные сообщения;
  • искусственные помехи.

Также описываются особенности публикации эротических изданий.

Социальные сети и новостные ленты постепенно изменяют способы потребления продуктов СМИ

Глава 4

Взаимодействие СМИ с другими объектами и субъектами:

  • правовые возможности получения информации;
  • механизм подачи запроса и право на получение данных;
  • возможные причины отказа в предоставлении сведений;
  • опровержение и аргументы для его отказа.

Также этот раздел посвящен принципам обеспечения конфиденциальности.

Глава 5

Права и обязанности журналиста:

  • правила получения аккредитации;
  • нюансы скрытой записи;
  • особый статус.

Злоупотребление журналистом служебным положением недопустимо.

Статья 47. Права журналиста

Глава 6

Международное пособничество:

  • зарубежные корреспонденты;
  • характер и структура договоров между государствами;
  • регламент освещения сведений, полученных из-за рубежа.

Также описаны принципы взаимодействия с иностранными СМИ.

Глава 7

Ответственность за несоблюдение правовых актов о СМИ:

  • особенности освобождения от ответственности и ее принятия;
  • возможные причины несоблюдения законодательной базы в сфере ущемления свободы масс-медиа;
  • механизм обжалования приговора;
  • наказание за злоупотребление свободой СМИ.

За причиненный ущерб положена компенсация.

Роль коммуникации в политике

Оповещения населения о любых типах конфликтов и угроз, способствуют выработке рекомендаций об устранении проблем, обращение к государственным органам.

С помощью информации, предоставленной СМИ, государственные органы стоят систему взаимодействия с населением, держат свой авторитет и приобщают людей к ценностям.

Средства массовой информации формируют политические правила и порядки, для выстраивания взаимоотношений между властью и населением.

СМИ имеет влияние над выбором политической элиты, выборы кандидатов в государственные органы и проводимые кампании влети в государстве.

В силу своих характеристик (динамичность, открытость и т.д.), СМИ выражает интересы общественности перед властью, является инструментом интересов индивидов.

Средства массовой информации влияют на политические действия, трансформируя или изменяя отношения правящего класса «низших» и «высших».

Можно сказать, что СМИ относится к политическим институтам, где создаётся представление людей о проводимой кампании государства и его действиями.

Отличительные черты СМИ:

  • коммуникация между населением и властью;
  • публичность;
  • наличие специальной техники и аппаратов;
  • невозможность изменения статусов;
  • отношения между реципиентом и коммуникатором;
  • непостоянная аудитория, которая возвращается к коммуникатору от случая к случаю.

СМИ непосредственно влияет на общественное мнение через информирование и убеждению людей, касательно той или иной ситуации

Каждая компания СМИ борется за внимание аудитории и авторитет. Законодательно СМИ запрещается разжигать неприязнь на основе расовых, национальных, религиозных и др

взглядов, однако, в период избирательной кампании, СМИ активно используются методы пропаганды на основе эмоционального восприятия.

Эмоциональное влияние возможно в государствах с авторитарным или тоталитарным режимом управления., где происходит внушение, базирующееся на страхе перед неподчинением, происходит негативное настраивание людей на другие государства или политических оппонентов; формируются идеи фанатизма и национализма.

Масс-медиа руководствуется следующими принципами:

Формируется приоритетность интересов и тем, подаваемых в общество (проблемы терроризма, экологии, преступности и т.д.). Неординарность сведений (приоритет отдаётся глобальным событиям – массовым терактам катастрофам, войне, а не будничным темам). Зрителям больше нравятся шокирующие темы. Оперативность и новизна сведений

Большое внимание уделяется политическим лидерам, организациям м и движениям, что обеспечивает политический успех

Передаётся информация основными 2 каналами: прессой и телевещанием.

Политическое манипулирование посредством СМИ – латентное воздействие СМИ над населением и его сознанием, выражено в принуждении к определённым действиям, вопреки собственным интересам и целям.

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ, от 06.06.2019 N 131-ФЗ,от 02.12.2019 N 426-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

(Само)регулирование социальных сетей

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. 
    Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

Обязанность не порождает ответственность 

Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.

С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений). 

С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору. 

Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.

Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.

Статус социальной сети зависит от пользователей

Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.

Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости. 

Установлена ответственность за несвоевременное удаление запрещенной информации

С начала января Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 13.41, предусматривающей административную ответственность за неисполнение требований Роскомнадзора об удалении или блокировке информации.

  • К ответственности могут быть привлечены владельцы сайтов и интернет-страниц, провайдеры хостинга или «лица, обеспечивающие размещение сайтов в сети “Интернет”».
  • Административные штрафы для граждан составляют от 50 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 200 до 400 тыс. рублей, для организаций — от 800 тыс. до четырех млн рублей.
  • За повторное нарушение размеры штрафов для граждан увеличиваются до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — до одного млн рублей, для организаций — до восьми млн рублей.
  • Закон не касается случаев неисполнения требований Роскомнадзора в отношении «пиратского» контента.
  • Осуществление контроля возложено на Роскомнадзор.

Административная ответственность для всех 

Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государства. 

Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.

Основные главы


2124-1

  • 1-6 (Глава 1). Здесь приведены основные термины деятельности СМИ, а также установлен запрет на введение государством цензуры;
  • 7-24 (Глава 2) — отображены основные сведения о регистрации, правовом статусе и перечне прав учредителей СМИ;
  • 25-37 (Глава 3). В этих статьях федерального закона о СМИ указаны сведения о правилах публикации конкретной информации. Также, здесь приведен порядок официальной регистрации и получении государственной лицензии на вещание;
  • 38-46 (Глава 4) — регламентированы правоотношения между журналистами и гражданами РФ или компаниями. Здесь говорится о запросах, получении, отказах или отсрочке необходимой информации;
  • 47-52 (Глава 5) — установлены перечень прав и список обязанностей журналистов. Здесь приведен порядок аккредитации и перечислены несколько правил применения скрытых записей;
  • 53-55 (глава 6). Здесь говорится о регистрации и положении зарубежных журналистов в РФ;
  • 56-62 (Глава 7) — приведены виды ответственности журналистов за конкретные правонарушения.

Согласно ст. 55 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., представительства различных зарубежных СМИ в РФ создают только после получения разрешения от МИД России, если иное не предусмотрено конкретными договорами, которые заключены между иностранным государством и РФ.

Внимание! Если за публикацию информации взимают плату, то такое дело считают коммерческим. На информационной продукции, которая предназначена только для некоммерческого использования, ставят пометку «Бесплатно».

Текст закона

С новыми нововведениями должны ознакомиться все редакции, учредители и работники СМИ.

Совет! В тексте вышеприведенного закона есть последние поправки, которые были внесены в 2018 г.

Политика и СМИ

Эффективнее всего СМИ используются в политике. Политика в переводе с латинского «Общественный». А СМИ не что иное, как информация общества об обществе.

Эта «четвертая власть» зачастую обладает огромной силой влияния. Раньше людская молва выполняла функцию передатчика, сегодня имеющий глаза и уши может сам получить все необходимое.

Однако, несмотря на доступность любой информации, люди стали более управляемы. Многие не имеют своего мнения, а привыкли ссылаться на мнение известных людей. Можно выделить следующие причины такого положения:

  1. Людям лень и некогда искать нужное, поэтому они просто берут первое, что нашли и поняли, будь то лекарство или конкретный кандидат;
  2. Обилие точек зрения и альтернативности многих больше запутывает, поэтому легче взять за правило то, о чем или о ком все говорят;
  3. Реклама – двигатель торговли. То, о чем часто говорят, признается таким, как об этом говорят. Агитация в политике играет ту же роль.
  4. Технологические возможности позволяют сделать слона из мухи. С помощью специальных устройств и аппаратуры можно представить любую информацию по желанию заказчика как реальную.

Поэтому сегодня функция формирования общественного мнения и тиражирования получила такое распространение и устойчивость. С помощью телевидения и газет кандидаты на выборные должности способны набрать необходимое количество голосов.

Дополнительный поиск в интернете выявил, что это сюжет почти десятилетней давности. Поэтому в наш век фото– и видеошопа найти истину еще труднее, чем в другие времена.

Но, как говориться: имеющий уши – услышит, имеющий глаза – увидит. Всегда есть мыслящие люди, которые видят нестыковки в самом высококлассном репортаже.

Думающий и анализирующий человек способен найти иглу в стоге сена даже в век высоких технологий и виртуального мира.

Введены санкции за цензуру материалов российских СМИ

10 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.

  • Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
  • Присвоение такого статуса отнесено к полномочиям Генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИД России.
  • Роскомнадзор будет вести перечень нарушителей законодательства и принимать меры по блокировке ресурсов нарушителей.

Реализация закона на практике 

Политика Роскомнадзора в 2020 году в области регулирования интернета несколько изменила курс: от традиционных запретов и контроля к протекционизму отечественных медиаресурсов.

С вступлением закона в силу эта тенденция, скорее всего, сохранится и будет ориентирована, главным образом на деятельность крупных иностранных площадок. Однако с учетом имеющихся у них технических мощностей, вероятность их блокировки или недоступности в России вызывает сомнения.

Скорее всего, применение закона на практике будет комбинироваться с существующими положениями об обязанностях удалять те или иные материалы, исключать их из поисковой выдачи, и новым регулированием социальных сетей. 

Хотя положения нового закона выглядят больше политическим заявлением и инструментом для проведения переговоров с зарубежными ресурсами, не исключено, что в дальнейшем его положения будут дополняться имущественными санкциями или ограничением их бизнес-деятельности в России.

Фото на обложке: Lana U/Shutterstock.com

СМИ в мире

Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.

В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.

Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.

https://youtube.com/watch?v=5RJu33Q0ZWA