Оглавление
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее — торговая деятельность).
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
1) внешнеторговой деятельности;
2) деятельности по проведению организованных торгов;
3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
4.1. Положения статьи 13 (за исключением подпункта «д» пункта 4 и пункта 6 части 1) и статьи 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
6. Установленные главой 3 настоящего Федерального закона антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»).
* * *
Осознанно или неосознанно, но в действующей версии Закона о торговле (ст. 9) предъявляются одинаковые требования и ограничения как к дистрибьютору, покупающему товары у производителя с целью их дальнейшего распространения и продвижения, так и к субъекту розничной торговли, приобретающему товары у производителя или перепродавца. В итоге предмет правового регулирования Закона о торговле более широкий, чем было заявлено законодателем при обосновании необходимости его принятия. Основной довод инициаторов Закона основывался на необходимости урегулировать взаимоотношения поставщиков и торговых сетей. Но в итоге законодатель вышел за пределы своих намерений и урегулировал отношения по дистрибуции товаров, которые никоим образом не касаются торговых сетей. Сложилась ситуация, при которой дистрибьюторский рынок фактически оказался вне Закона. Если рекомендуемые заинтересованными участниками рынка поправки к Закону о торговле будут приняты, проблема будет устранена. К сожалению, пока Минпромторг и Минэкономразвития не приветствуют инициативу ФАС по внесению соответствующих поправок. Поэтому сейчас сложно сказать, будут ли они в конечном счете внесены.
Е.С.Серегин
Эксперт журнала
«Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение»
О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок
С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:
- вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
- плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.
Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):
- на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с определенной схемой. Данная схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Основной принцип, которым руководствуются представители органов власти при разработке этого документа, заключается в поддержке представителей малого или среднего предпринимательства. На долю данной категории хозяйствующих субъектов должно приходиться не менее 60% нестационарных торговых объектов от их общего количества.
Всю информацию об утвержденной схеме, а также обо всех вносимых в нее изменениях хозяйствующие субъекты могут найти на официальных сайтах соответствующих органов власти.
Особо следует отметить тот факт, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанного документа или внесения изменений в него.
Также важно подчеркнуть, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в помещениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности, как и прежде, устанавливается собственником с учетом требований, определенных законодательством РФ
Ограничение на дополнительные площади торговых объектов
Статьей 14 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Примечание. Торговая сеть, доля розничной продажи продовольственных товаров которой превышает 25% объема всех реализованных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год, не вправе рассчитывать на дополнительную площадь торговых объектов.
Здесь необходимо учесть, что сделка (купли-продажи, аренды), совершенная с нарушением указанной нормы, признается ничтожной. Причем требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом.
В границах муниципальных районов и городских округов данное ограничение применяется с 1 июля 2010 г. (п. 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что положения ст. 14 Закона N 381-ФЗ не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Закона, то есть до 01.02.2010
С.Н.Кудряшов
Редактор журнала
«ЕНВД: бухгалтерский учет
и налогообложение»
Заявления о проверке проекта соглашения
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 35 Закона о защите конкуренции хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. Вместе с указанным заявлением в антимонопольный орган представляются документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18.06.2007 N 168 «Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение». При этом антимонопольный орган уполномочен проверять проекты соглашений только с определенными контрагентами при представлении всех документов и сведений, предусмотренных вышеназванным Приказом. Кроме того, представляемые проекты соглашений не должны содержать условий, не согласованных участниками соглашений.
Поправки, внесенные в закон о торговле
Последняя редакция закона 381 о торговле была одобрена 15 июля 2016 года. Поправки касались полномочий службы исполнительной власти и полномочий службы районного самоуправления в сфере промышленной деятельности, были дополнены требования к организации и осуществлению промышленной деятельности, а также несколько изменены меры по ее развитию. Главным изменением считается введение правового регулирования в отношении поставок продовольственных товаров.
Главные изменения закона о торговле затронули:
- сроки действия соглашений поставки, заключенных до начала вступления в силу новой редакции закона о поставке;
- область применения закона;
- новое пояснение торговой сети;
- услуги по продвижению товаров включены в текст закона;
- главные требования отбора торговыми сетями поставщиков;
- размер дополнительного заработка, которую сеть получает от поставщика;
- сроки платежа товаров с ограниченным сроком годности;
- нововведения относительно взимания платы;
- борьба с дискриминацией;
- ответственность за нарушение антимонополистических правил.
Правила осуществления розничной торговли в РФ
Главным правилом при розничной реализации товаров, является соглашение между продавцом и покупателем. Соответствующий вид договора представляет собой выдачу кассового и товарного чека, а также и другие документы, подтверждающие факт сделки.
Для получения разрешения на осуществление торговли, продавец обязан соблюдать обязательные правила по реализации промышленной деятельности, принятые законами РФ, а именно:
- владеть помещениями, специальным оборудованием и инвентарем, которое занимается обеспечением высокого качества продукта, а также безопасностью товаров при их хранении в месте продажи;
- располагать и содержать в исправном состоянии средства измерения и в установленном порядке проводить метрологическую поверку;
- должна быть в наличии книга жалоб и предложений, которую обязаны предоставлять покупателю по его требованию;
- торговый зал должен быть оборудован соответствующей измерительной техникой, чтобы покупатель имел возможность проверить правильность цены, веса и меры приобретенного товара;
- проводить запланированную проверку качества и безопасности предполагаемого для продажи товара.
Правила осуществления розничной торговли в Российской Федерации обязывают продавца иметь при себе некоторые обязательные документы:
- соглашение или декларация о соответствии;
- ксерокопия сертификата, заверенная держателем его подлинника, то есть нотариусом, либо службами, выдавшими сертификат;
- товарно-сопроводительная документация, оформленная изготовителем или поставщиком.
Для решения вопроса, касающегося порядка приема наличных денежных средств, следует ознакомиться с Постановлением по налогам и сборам РФ.
Оптовая торговля
Оптовая торговля — это реализация закупаемой продукции по безналичной форме расчетов для использования в торговых целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.
Порядок осуществления оптовой торговли по ФЗ-381 начинается с регистрирования субъектов в качестве юридических лиц, для получения соответствующей лицензии. Далее для реализации оптовой торговли заключается договор, к которому следует приложить справку органа государственной налоговой службы по месту регистрирования покупателя.
Продажа алкогольной продукции в РФ согласно ФЗ 381
Правила продажи алкогольный продукции можно подразделить на 3 основные группы:
- места, в которых строго запрещена продажа алкогольной продукции. А именно: на спортивных сооружениях, на оптовых и розничных рынках, во всех видах транспортного средства, на всех боевых позициях войск РФ, на вокзалах и аэропортах, на территории повышенной опасности, в местах массового скопления;
- несовершеннолетним лицам строго запрещена продажа алкоголя. Согласно статьям закона №381 о торговле, продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, влечет за собой административную и уголовную ответственность;
- допустимое время для продажи алкогольной продукции. Продажа запрещена с 23:00 до 08:00 часов по местному времени. Исключениями являются: пиво, сидр, медовуха, пуаре.
Разберемся с понятиями
Соответствуя базовым принципам изложения нормативных актов, Закон N 381-ФЗ содержит статью, освещающую основные понятия, используемые в нем.
Вполне логично, что комментируемый Закон начинается с пояснения термина «торговая деятельность». Так, чиновники указали, что это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Далее законодатели перечислили понятия розничной и оптовой торговли, которые, собственно, были позаимствованы из гражданского законодательства (ст. ст. 492, 506 ГК РФ). Таким образом, определение розничной торговли, данное в Законе N 381-ФЗ, идентично по значению определению, содержащемуся в гл. 26.3 НК РФ (ст. 346.27), — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не соотносящихся с осуществлением предпринимательской деятельности.
Достаточно внимания уделено торговому объекту. Помимо разъяснения, что он собой представляет, даны определения его видов (стационарного и нестационарного), а также указано, что следует понимать под его площадью.
Итак, торговым объектом являются здания, строения, сооружения (или их части), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров. В свою очередь под площадью данных объектов понимается помещение для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.
К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные — представляют собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следует отметить, что в отличие от нового Закона о торговле в гл. 26.3 НК РФ при определении стационарности (нестационарности) торговой сети делается акцент именно на предназначении используемых объектов для ведения торговли и наличии подсоединения к инженерным коммуникациям. Про прочную связь фундамента здания и строения в ст. 346.27 НК РФ не говорится ни слова.
Кстати, торговая сеть определена как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации) (п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Еще один довольно важный термин, значение которого раскрывает Закон N 381-ФЗ, — «продовольственные товары». Как указали законодатели, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.
Определение существенных условий договора поставки
Существенные условия договора поставки — это условия о его предмете (наименовании и количестве товара, ассортименте и комплектности), сроке поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. В первую очередь дополнительным условием договора, которое согласуется сторонами, является условие о цене.
Если между поставщиком и торговой сетью возникнут разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами) принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (ст. 507 ГК РФ).
Обратите внимание! Если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить в него условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган