Федеральный закон «об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 n 96-фз (ред. от 11.06.2021)

Источники и состав промышленных выбросов.

Все вещества, загрязняющие атмосферу, в зависимости от условий их образования делятся на вещества естественного (природного) и искусственного (антропогенного) происхождения.

Основными источниками поступающих в атмосферу загрязняющих веществ выступают:

  • источники природного происхождения, такие как извержение вулканов, ветровая эрозия, лесные пожары и пр.
  • сжигание ископаемых видов топлива транспортом;
  • промышленные производства, такие как металлургия, нефте- и газохимия;
  • сжигание бытовых отходов;
  • сельскохозяйственное производство;
  • добыча полезных ископаемых открытым способом.

Выбросы промышленных производств являются наиболее опасными по составу загрязняющих веществ и, поскольку данные выбросы подвижны, то могут влиять на окружающую среду на больших площадях.

Методы очистки промышленных выбросов в атмосферный воздух весьма разнообразны. На выбор того или иного метода очистки в первую очередь влияют химических состав и концентрация загрязняющих веществ в выбросах. К наиболее вредным для здоровья и окружающей среды загрязняющим веществам антропогенного происхождения относятся следующие вещества:

  • твердые частицы (PM);
  • диоксид азота (NO2);
  • озон (O3);
  • окись углерода (СО);
  • диоксид серы (SO2);
  • свинец (Pb);
  • летучие органические соединения (бензопирен).

Токсичные свойства загрязняющих веществ и, как следствие, причиняемый ими вред, привели к принятию ряда нормативно-правовых актов, которые обязывают осуществлять контроль их содержания и концентрации в газообразных отходах различных промышленных производств. Один из основных правовых актов в области охраны окружающей среды — Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющий «правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов…».

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности данным законом устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы выбросов в атмосферный воздух, количественные значения которых, как для стационарных, так и для передвижных источников, определяются в порядке, установленном Правительством РФ и с использованием методов, утвержденных Приказом Минприроды России.

Средства защиты атмосферы

Выделим основные меры по очистке атмосферного воздуха и защите атмосферы от вредного антропогенного влияния:

Внедрение современных экологически безопасных технологических процессов на производстве. Создание малоотходных или замкнутых технологических циклов, которые способствуют полному исключению или же значительному снижению вредных выбросов в атмосферу. Предварительное очищение используемого сырья, для снижения в его составе вредных примесей. Переход на альтернативные источники энергии, которые вообще не имеют вредных компонентов, загрязняющих атмосферу, либо, имеют минимальное содержание вредных веществ. Переход с двигателей внутреннего сгорания, на альтернативные моторы: электродвигатели, гибридные, водородные и другие.
Внедрение очистных сооружений. К средствам защиты атмосферы от вредного влияния жизнедеятельности человека должны относиться способы очистки воздуха при помощи очистных сооружений, которые позволят довести до минимума вредные выбросы в атмосферу на производстве и в сельском хозяйстве.
Внедрение санитарных зон. СЗЗ – санитарно-защитная зона – полоса территории, которая разделяет промышленную зону от жилой

Ранее при строительстве промышленных и жилых объектов практически не обращали внимание на использование санитарно-защитных зон, что приводило к размещению рядом производственной и жилой зоны. Установление ССЗ, ее длина, ширина, площадь определяются исходя из количества выделяемых в атмосферу вредных примесей.
Внедрение правильного архитектурно-планировочного разделения подразумевает правильное расположение промышленных производств и жилых сооружений: с учетом рельефа местности, направления ветра, автомобильных и других видов дорог.

Понятия

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» числится с номером 96, был принят четвёртого мая тысяча девятьсот девяносто девятого года. Обстановка уже на тот момент изменялась в худшую сторону, поэтому глава Российской Федерации принял решение защищать среду и регламентировать любые манипуляции, предполагающие негативные воздействия на атмосферу и её загрязнения.

Действующее законодательство содержит несколько основополагающих терминов

Так, атмосферный воздух положениями определяется имеющим особую важность компонентом, который представляет состоящую из газов атмосферную смесь, располагающуюся вне пределов каких-либо зданий. Загрязняющим веществом является определённый имеющий биологическую, токсическую, химическую природу компонент, который, достигая определённых концентраций, негативно действует на окружающую нас среду и состояние здоровья

Загрязнение законодательством расценивает как образование или же неестественное введение загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые, то есть установленные ФЗ. Также отдельно выделяется:

  • Физическое воздействие, включающее шумы, излучения, вибрационные влияния, температуры, волны.
  • Трансграничное, предполагающее перемещение опасных компонентов, источник которых находится за пределами страны.

Метеорологическими плохими условиями называются способствующие скоплению загрязняющих и вредных компонентов в атмосферных слоях, расположенных максимально близко к планете.

Законодательство устанавливает и допускаемые уровни неблагоприятных воздействий, и среди них выделяются технологические нормативы выброса, допускаемые критические нагрузки, согласованный временно выброс, предельно допускаемые нормативы и уровни негативного физического влияния, а также допускаемые предельно выбросы. Выяснить различия понятий можно, подробно изучив текст рассматриваемого закона.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ

1. Должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами:

проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;

вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха:

обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

Экология природных ресурсов

Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия в виде загрязнения его вредными веществами можно выделить три основные группы мероприятий:

  1. технологические;
  2. санитарно-технические;
  3. планировочные.

К технологическим мероприятиям можно отнести: создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в атмосферу вредных загрязняющих веществ. С экономической точки зрения дешевле бороться с вредными веществами в местах их образования.

Экологизация технологических процессов предусматривает, в частности:

  • создание непрерывных технологических процессов производства;
  • замену местных котельных установок на централизованное тепло;
  • предварительное очищение топлива и сырья от вредных примесей;
  • герметизацию процессов, использование гидро- и пневмотранспорта при транспортировке пылящих материалов;
  • замену угля и мазута природным газом;
  • применение гидрообеспыливания;
  • перевод на электропривод компрессоров, сваебойных агрегатов, насосов;
  • частичную рециркуляцию, т. е. повторное использование отходящих газов.

Учитывая исключительную актуальность охраны атмосферного воздуха от загрязнения отработанными газами автомобилей, первоочередной проблемой является создание экологически чистых видов транспорта.

В настоящее время ведется активный поиск более чистого топлива, чем бензин. В качестве его заменителя рассматриваются экологически чистое газовое топливо, метиловый спирт (метанол), малотоксичный аммиак и идеальное топливо — водород. Продолжаются интенсивные разработки по замене карбюраторного двигателя на более экологичные типы — дизельный, паровой, газотурбинный и др.

Санитарно-технические мероприятия включают в себя специальные меры защиты при помощи очистных сооружений.

Поскольку нынешний уровень развития экологизации технологических процессов, внедрения замкнутых технологических циклов и т.д. недостаточен для полного предотвращения выбросов токсичных веществ в атмосферу, на предприятиях повсеместно используются различные методы очистки отходящих газов от аэрозолей (пыли, золы, сажи) и токсичных газо- и парообразных примесей (NO, NO2, SO2 , SO3 ).

В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих:

  • правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров; выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами; сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов и др.;
  • организацию санитарно-защитных зон;
  • озеленение населенных мест и др.

Источник

Распределение охранных полномочий

Местные и региональные органы власти часто заявляют об отсутствии должных охранных полномочий. В большинстве случаев это можно считать простыми отговорками. На самом деле ФЗ наделяет субъекты и их территории достаточными правами в этой сфере.

Об этом в законе говорится следующее:

  • В регионах могут принимать программы, направленные на снижение выбросов, даже на сокращение использования продуктов из нефти, в том числе и бензина. И наоборот, региональные власти имеют право стимулировать производство в применении тех видов топлива, которые будут более безопасны в экологическом отношении.
  • Местные власти могут принимать решение по ограничению движения транспорта на территориях, где в какие-либо промежутки времени возникает угроза превышения допустимых параметров вредности.
  • Власть на местах самостоятельно может предъявлять иски о возмещении вреда природе, если он является следствием нарушений, которые выявлены в ходе проверки, осуществления надзора.
  • Регион сам может устанавливать ориентировочные показатели выбросов, что будет целью снижения их до приемлемого уровня. Также на этом уровне устанавливаются предельные параметры как для конкретных источников загрязнения, так и их совокупности.
  • Местное самоуправление (в городах, районах) наделяется и полномочиями в сфере охраны атмосферы.

Передачи части полномочий на места логично вытекает из принципов общего управления охраной воздуха. Среди них в приоритете находятся жизнь граждан, их здоровье (в том числе и последующих поколений). Важными являются и гарантии нормальных экологических условий для жизнедеятельности человека. Что конкретно необходимо сделать для этого с учетом местных особенностей, виднее, конечно, в регионах и на их территориях.

Права граждан

Постановление устанавливает и несколько прав, связанных с охраной нашей атмосферы. Согласно закону, все существующие объединения, физические, юридические лица могут:

  • Получать любую информацию, касающуюся состояния окружающей людей среды, её загрязнения и любых источников влияний.
  • Участвовать в посвящённых охране атмосферы мероприятиях, содействовать их материальному поддержанию и проведению.
  • Активно обсуждать вопросы, касающиеся любой запланированной деятельности, которая представляет собой потенциальную опасность.
  • Участвовать в обсуждениях тех или иных программ, затрагивающих охрану среды, вносить разные предложения по поводу нормализации качеств и состояния атмосферы.
  • Подавать в суд иски о возмещении причинённого загрязнениями ущерба окружающей среде, имуществу, здоровью.
  • Представители законных общественных организаций могут получать доступ к территориям различных объектов любой деятельности, на которых есть источники негативных воздействий или загрязнений.

Контроль ситуации и борьба с нарушениями

В законе прописан ряд мероприятий, касающихся непосредственной защиты людей при таком состоянии воздуха, когда возникает реальная угроза их здоровью и жизни. На раннем этапе они предусматривают комплексный мониторинг ситуации, краткосрочное и долговременное прогнозирование. Предусмотрены системы экстренного информирования власти и населения

Важно, что общим делом здесь могут быть заняты и надзорные органы, и общественность

Права надзорных органов

Представители надзорных органов могут, имея документы установленного образца, посещать и проверять любые объекты (даже оборонные), на которых имеются загрязняющие источники. Они имеют право вести расследования, осуществлять измерения, проводить экспертизы и иные контрольные мероприятия.

Необходимо обратить внимание на таких позициях:

  • Работники надзорных органов имеют право запрашивать и беспрепятственно получать информацию, необходимую для проверки ситуации с соблюдением требований по защите атмосферы.
  • Они же в случае выявления и документирования нарушений выдают предписания об устранении недостатков, проведении необходимых профилактических и других мероприятий, направленных на предотвращение ЧС. Ими же составляются протоколы в рамках административного кодекса.
  • Надзорные органы могут без привлечения судом входить в дело с целью оценки причиненного вреда.
  • При неблагоприятных прогнозах все компании и лица, у которых в пользовании есть источники выбросов, должны приступить к мероприятиям по уменьшению вредных последствий деятельности. Контроль за этим осуществляют и надзорные органы.

В случае аварийных выбросов, когда возникают угрозы для населения, принимаются экстренные меры в том или ином формате чрезвычайных ситуаций (ЧС). Это касается и негативных проявлений природного типа. Надзор же в первую очередь осуществляется там, где вероятен техногенный характер проблемы.

Роль общественности

Роль общественности принижать нельзя. Граждане и объединения также должны располагать полной информацией. Для этого они наделены различными правами.

Вот некоторые из отмеченных в ФЗ прав:

  • Граждане и общественные организации, юридические лица могут принимать участие в процедурах по охране атмосферы.
  • Они имеют право участвовать в обсуждении вопросов о какой-либо планируемой опасной деятельности на территории (например, открытии нового производства).
  • Общественность должна допускаться к разработке защитных программ.
  • С целью защиты воздуха и возмещения вреда граждане также могут самостоятельно обращаться в судебные органы.

Вред, который причинен здоровью людей, их имуществу, воздушной среде, подлежит полному возмещению. Это положение нарушители пытаются обойти, поскольку оно предполагает фактическую компенсацию затрат на лечение граждан и восстановление среды за счет виновных организаций. Здесь также важен общественный контроль.

Законодательство «Об охране атмосферного воздуха» включает в себя и другие акты. Издавать их, вводить свои требования могут и регионы. Главным же документом, где эти позиции также нашли отражение, является Конституция РФ. Ответственность за нарушения предусмотрена административным и Уголовным кодексами.

Очередные изменения в закон уже приняты Государственной думой, одобрены Советом Федерации. Последняя редакция документа вступит в силу с 1 января 2019 г.

Требования к охране воздуха

Одним из путей разрешения проблемы охраны атмосферы, является исполнение законодательных требований. Не допускается:

  • использование сырья, не отвечающего действующим нормам;
  • выброс элементов с неопределенной степенью опасности;
  • выпуск транспортных средств, с предельными выхлопами;
  • сбор отходов с резкими запахами, их сжигания без оформления разрешительной документации.

Обязательно:

  • сокращение доли светлых нефтепродуктов, несущих опасность при сгорании;
  • проведение мониторинга выбросов и применение сооружений очистки;
  • соблюдение ПДК опасных элементов;
  • сертифицирование топлива.

Международное сотрудничество

Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в сфере охраны воздуха. Оно осуществляется на принципах, установленных межгосударственными договорами (статья 33 ФЗ № 96).

Почему это так важно: воздушные потоки могут перемещать вредные вещества на огромные расстояния. В результате загрязнению могут оказаться подвержены и другие государства

Поэтому необходимо, чтобы страны координировали свои действия в сфере охраны природы.

Жизнь человека — сплошные противоречия: люди хотят пользоваться всеми благами цивилизации, производство которых зачастую связано с загрязнением окружающей среды. И в то же время они желают жить в городах с чистой атмосферой. Найти разумный баланс — задача непростая. Однако если ее к решению подходить системно, то она выполнима.

https://youtube.com/watch?v=nhmwhd8bJ_U%3F

Методы очистки

На сегодняшний день существуют различные методы очищения, выделим самые эффективные.

Озонный метод

Озонный метод используют для очистки атмосферного воздуха от вредных выбросов и дезодорации выбросов с промышленных предприятий. Делают это путем введения озона, который способствует ускорению окислительных реакций. Время контакта газа с озоном, для обезвреживания вредных компонентов составляет от 0,5 до 0,9 секунды.

Усредненные затраты на использование озона в качестве дезодоратора и очистителя составляют до 4,5% от мощности энергоблока. Такая очистка воздуха от вредных веществ, обычно, используется не в промышленности, а при переработке животного сырья (мясо и жирокомбинаты), а также в быту.

Термокаталитический метод

Основан на использовании в качестве очистителя — катализатора. В емкости (реакторе) с содержанием катализатора происходит очищение токсичных газообразных примесей. Катализаторами обычно выступают: минералы, металлы, которые обладают сильными межатомными полями. Катализатор должен иметь устойчивую структуру в условиях возникновения реакции.

Этим способом выполняется эффективное очищение от запахов и вредных соединений. Он довольно дорогой. Поэтому главная тенденция последних лет направлена на создание и развитие недорогих катализаторов, которые эффективно работают при любых температурах, в любых условиях, устойчивы к ядовитым соединениям, и, кроме этого, являются энергоэффективными, с минимальными затратами на их эксплуатацию. Использование катализаторов, в качестве очистителей, довольно широко применяется при очищении газов от оксидов азота.

Контроль за охраной атмосферного воздуха

Заключается в обобщении сведений по охране атмосферно воздуха и их проверке. Осуществляется для:

  • отслеживания уровня загрязнений;
  • всесторонней оценки и прогнозирования обстановки;
  • обеспечения общественности достоверной информацией.

Контролирующая функция отведена Федеральной надзорной службе, ее территориальным единицам.

Государственный контроль

Управление государственной охраной атмосферного воздуха, выполняют власти федеральной и территориальной принадлежности. Контролируется:

  • Соблюдение предписаний, содержащихся в документации по охране атмосферного воздуха (стандартах, нормах, методических указаниях, федеральных программах, законодательных актах).
  • Исполнение требований к выбросам.
  • Функционирование систем производственной безопасности.
  • Действие всех участников в правовых рамках.
  • Санитарно-защитные зоны предприятий.

Производственный контроль

Обязанности по производственному контролю за охраной атмосферного воздуха лежат на юрлицах, управляющих предприятиями с опасными источниками. Им необходимо подавать сведения об ответственных работниках и отчёты по деятельности экологических служб. В рамках производственного контроля проверке подлежат:

  1. Уровни ПДВ.
  2. Автомобильные выхлопы.
  3. Наличие согласованной разрешительной документации.
  4. Инвентаризация выбросов и нормативы ПДВ.
  5. Акты измерения токсичности и дымности автомобилей.
  6. Протоколы замеров концентрации выбросов.
  7. Журналы ПОД-1, 2, 3 и иные отчёты об охране атмосферного воздуха.
  8. Исправность установок газоочистки.

Общественный контроль

Законодательством субъектов РФ регламентируется контроль за охраной атмосферного воздуха общественными объединениями.

Права общественных объединений:

  • Участие в интересующих тематических мероприятиях.
  • Финансирование программ.
  • Ознакомление с результатами опросов, касающихся планирования действий, способных ухудшить состав воздушного бассейна.
  • Высказывание предложений делающих госпрограммы совершеннее.
  • Посещение предприятий с источниками выбросов.