Доверенность по административным делам

Оглавление

Подтверждение полномочий представителя

Обратите внимание! Полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст

57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью.

Предлагаем ознакомиться Третья группа инвалидности нерабочая

Доверенности, выдаваемые представителям в рамках административного процесса, хотя и составляются по общим правилам оформления доверенностей на представление интересов (см. наши статьи «Доверенность на представление интересов юридического лица — образец» и «Доверенность от ИП на физлицо — образец заполнения»), тем не менее имеют свои особенности (помимо содержания):

  • в доверенности от имени юрлица должны в обязательном порядке наличествовать подпись его руководителя, а также печать;
  • доверенность от имени физлица должна быть удостоверена либо нотариусом, либо уполномоченным лицом, определенным в соответствии с п. 8 ст. 57 КАС РФ;
  • доверенность от имени ИП может удостоверяться как доверенность либо от юрлица, либо от физлица.

https://youtube.com/watch?v=4PggBmRy0y4

Представительство в уголовном производстве по устному заявлению

Что же сказать про представительство в уголовном
производстве по устному заявлению? Возможно ли такое или нет? Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ предусматривает несколько
иные варианты представительства не совсем похожие на представительство в
гражданском процессе, арбитражном процессе или административном (в рамках
кодекса об административных правонарушениях).

Проще говоря, если речь идёт о гражданском ответчике, то
допуск такого представителя осуществляется на основании ходатайства самого
гражданского ответчика, однако такое ходатайство должно быть либо в письменном
виде, которое приобщается к уголовному делу, либо в устном виде, которое
заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.
Соответственно такое ходатайство должно быть рассмотрено, и на основании определения
суда или постановления судьи, следователя, дознавателя в качестве представителя
может быть допущен представитель.

Цитирую ч. 1 ст. 54 УПК
РФ:

Что же касается представителя потерпевшего, гражданского
истца и частного обвинителя, то в этом случае, фактически ничем не отличается
порядок привлечения представителя от порядка, предусмотренного в гражданском
процессе, арбитражном процессе, но с учётом ст. 120 УПК РФ.

Цитирую ст. 120 (Заявление
ходатайства) УПК РФ:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17
(ред. от 16.05.2017) «О практике применения судами норм, регламентирующих
участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»

Следовательно, представительство
в уголовном производстве по устному заявлению возможно, но такое заявление, а именно ходатайство, должно быть
совершено в соответствии со ст. 120 УПК РФ. Во всех остальных случаях, т.е.
когда речь идёт о подозреваемом, обвиняемом, подсудимом, осуждённом, в
уголовном производстве представителем может быть только адвокат, а точнее не
представителем, а защитником.

А в случае, когда речь идёт о несовершеннолетнем
подозреваемом и обвиняемом, то к обязательному участию в уголовном деле
привлекаются их законные представители (мать, отец, опекун и т.п.). Следовательно,
в данном случае, представительство в
уголовном производстве по устному заявлению не будет.

Статья 25.2 КоАП РФ. Потерпевший

  1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
  2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Статья 25.7 КоАП РФ. Понятой

  1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
  2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
  3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
  4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
  5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Представительство в арбитражном суде по устному заявлению

Наверное, возникнет вопрос, а возможно ли в арбитражном
процессе представительство
в суде по
устному заявлению? Отвечаю – Да. Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ предусматривает возможность
определить полномочия представителя, выраженные в заявлении представляемого. Но
при этом стоит также помнить о том, что полномочия такого представителя, будут
ограничены. Т.е. когда юрист будет оказывать юридические услуги в арбитражном
суде как представительство в суде по
устному заявлению, сделанному вами, то его полномочия, предусмотренные ч. 2
ст. 62 АПК РФ должны быть изложены в доверенности, выданной представляемым
лицом, или в ином документе.

Цитирую ч. 4 ст. 61 АПК
РФ:

Доверенность по административным делам — полномочия защитника

Ходатайство о привлечении защитника или представителя заявляет соответствующий участник дела. На любой стадии — применения мер обеспечения (административное задержание, личный досмотр). Составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрения или обжалования вынесенного постановления.

Орган, рассматривающий дело (судья, должностное лицо), допускают защитника или представителя. И проверяют его полномочия.

Статья 25.5. КоАП РФ говорит о том, что защитник и представитель имеют право:

  • знакомиться со всеми материалами дела,
  • представлять доказательства,
  • заявлять ходатайства и отводы,
  • участвовать в рассмотрении дела,
  • обжаловать применение мер обеспечения производства по делу,
  • подать жалобу на постановление по делу,
  • пользоваться иными процессуальными правами.

На практике: уделите внимание формулировке права на обжалование. Так, «наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ» суды признают является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении

Но, к примеру, формулировка «вправе пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса» – по мнению многих судей не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.

Так как КоАП РФ специальных правил по оформлению доверенности не содержит, применяются общие требования. Право представителя (защитника) на подписание и подачу жалоб на постановление по делу, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности по административным делам.

Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

  1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
  2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
    При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
  4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарий к статье 25.4. КоАП РФ:

1. Основным правовым актом, определяющим правовое положение юридических лиц и порядок управления ими, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

2. В развитие положений ГК РФ принят ряд законов, в которых детализируются полномочия органов управления юридических лиц. К ним, в частности, относятся Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп.), Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.

Органы управления юридического лица и их полномочия могут определяться также в учредительных документах (учредительных договорах, уставах) юридических лиц. При определении круга лиц, являющихся законными представителями юридических лиц, следует руководствоваться положениями вышеуказанных правовых актов.

3. Привлечение юридических лиц к административной ответственности, как правило, связано с нарушением порядка предпринимательской деятельности, правил безопасности, с нарушениями налогового, бюджетного, таможенного, валютного законодательства. Соответствующие правила установлены в ряде федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» текущая деятельность общества осуществляется исполнительным органом в лице директора или генерального директора, которые действуют от имени юридического лица без доверенности. Акционерное общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица. По смыслу Закона руководители исполнительных органов этих обществ также действуют без доверенности.

Таким образом, директора или генеральные директора акционерных обществ, а равно дочерних и зависимых обществ являются законными представителями этих обществ.

Филиалы и представительства акционерных обществ не являются юридическими лицами. Следовательно, их руководители не могут выступать в качестве законных представителей юридического лица и могут представлять его интересы только по доверенности.

По Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» интересы таких обществ представляют единоличные исполнительные органы (генеральные директора, президенты и др.), которые выступают от имени общества без доверенности.

Согласно Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» действовать от имени потребительского общества без доверенности вправе только председатель правления потребительского общества.

Согласно ст. 113 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), который назначается собственником либо органом, уполномоченным собственником. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности.

Таков примерный круг руководителей, являющихся законными представителями юридических лиц. Представляется, что произвольное расширение этого круга может повлечь нежелательные последствия.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (служебным удостоверением, соответствующей выпиской из учредительного документа, протоколом общего собрания членов общества, заседания совета директоров, выпиской из приказа о назначении данного лица руководителем юридического лица).

Статья 25.6 КоАП РФ. Свидетель

  1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
  2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
  3. Свидетель вправе:
    1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
    2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
    3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
    4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
  4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
  5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
  6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
    Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица

  1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
  2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
  3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
  4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Когда и кому нужна доверенность по административным делам

Право воспользоваться помощью другого человека, оформив доверенность по административным делам, предоставлено:

  • потерпевшему (лицу, которому причинен вред административным правонарушением)
  • лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Причем как физическому лицу (гражданину), так и юридическому, индивидуальному предпринимателю. Назовем их предполагаемыми нарушителями. Ведь правонарушителем они могут называться только после вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

Юридическую помощь потерпевшему оказывает представитель. А предполагаемому нарушителю – защитник. Именно так называет их КоАП РФ. В отличие от Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ), производство по делу об административном правонарушении не требует подтверждения наличия юридического образования. Поэтому защитником и представителем могут быть не только адвокат, но и иное лицо. Подтверждают полномочия они по-разному.

Адвокату доверенность на административные дела не нужна. Такое лицо подтверждает свои полномочия ордером. А вот иные лицо – исключительно доверенностью. Оформляется она по общим правилам, но полномочия по КоАП должны быть указаны специально.

Не нужна доверенность на административные дела законным представителям физического и юридического лица.

В качестве защитника Закон допускает участие уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Для этого предполагаемый нарушитель должен заявить ходатайство. Дело, конечно, должно быть связано с нарушением в области предпринимательской деятельности.

Другой комментарий к статье 24.7 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении, а также определяет, на какой счет они относятся, как документируются.

2. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из двух частей: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам, включая суммы, выплачиваемые на покрытие расходов на проезд, на оплату жилых помещений и суточные, если участники производства по делу постоянно проживают в иной местности (см. комментарий к ст. ст. 25.2 — 25.4, 25.6 — 25.10); 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств (см. комментарии к ст. ст. 26.4 — 26.7).

Согласно ст. 25.14 Кодекса потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, понятому, специалисту, эксперту и переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело; труд специалиста, эксперта и переводчика также оплачивается (см. комментарий к ст. 25.14). Это осуществляется в соответствии с Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда».

3. В случае совершения административного правонарушения физическим лицом издержки по делу распределяются следующим образом. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, издержки относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

4. Иное положение установлено для случаев совершения правонарушения юридическим лицом: за исключением сумм, выплаченных переводчику в связи с рассмотрением дела, все остальные издержки относятся на счет указанного юридического лица.

Данное исключение объясняется тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.2 Кодекса лицам, участвующим в производстве по делу и не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела, распределяются аналогично ранее изложенному правилу. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, эти суммы относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, издержки по делу распределяются в таком же порядке. Если правонарушение предусмотрено настоящим Кодексом, они относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта.

5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании документов, подтверждающих наличие и размеры произведенных затрат, которые в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи относятся к издержкам. Данные документы должны быть приобщены к материалам дела.

6. Решение об указанных издержках отражается в соответствующем постановлении по делу об административном правонарушении: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 29.9 и 29.10).

7

Обращает на себя внимание разъяснение, данное в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.). Отметив, что расходы на оплату труда адвоката и иного лица в качестве защитника не отнесены к издержкам по делу, Верховный Суд РФ разъяснил, что, в случае отказа от привлечения лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к ответственности и причинения этому лицу вреда в связи с оплатой труда указанных лиц, такие расходы могут быть взысканы в судебном порядке за счет средств соответствующей казны (федеральной или субъекта РФ) на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ.

Статья 25.9 КоАП РФ. Эксперт

  1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
  2. Эксперт обязан:
    1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
    2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
  3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
  4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
  5. Эксперт вправе:
    1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
    2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
    3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
  6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 25.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в деле может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. При этом к участию в производстве по делу в качестве защитника и представителя не допускаются: сотрудники государственных органов, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела; лица, ранее выступавшие в качестве иных участников производства по данному делу. Формулируя такой запрет, законодатель исходил из конституционного положения о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). В связи с этим защитник и представитель не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если они каким-либо образом связаны с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к ним за юридической помощью. Лицо не должно выступать защитником или представителем и в случае предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое, одностороннее мнение по существу дела.

В частности, адвокатам запрещено принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях если он участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного дела, либо оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам обратившегося к нему лица.

2. По смыслу комментируемой статьи к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника не должны допускаться лица, состоящие в родственных отношениях с потерпевшим, его законным представителем, представителем, специалистом, экспертом, переводчиком, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. В качестве представителя не должны допускаться родственники лица, привлекаемого к административной ответственности (его законного представителя, защитника, специалиста, эксперта, переводчика, прокурора, судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, в производстве которых находится данное дело). Например, адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если он состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица.

3. Согласно ст. ст. 25.8, 25.9 и 25.10 КоАП РФ для участия в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика могут быть привлечены только не заинтересованные в исходе дела лица. В связи с этим комментируемой статьей определено, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, а равно если имеются основания считать их лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. Участвовать в производстве по делу в качестве специалиста, эксперта и переводчика не могут также лица, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

4. Законодатель не указывает в комментируемой статье, что следует понимать под родственными отношениями. В ст. 25.6 КоАП РФ определяются близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Хотя данный перечень для положений комментируемой статьи, безусловно, не является исчерпывающим, видимо, нет нужды в его чрезмерном расширении. Дело в том, что в любой ситуации никакое лицо не может быть допущено к участию в производстве по делу, если имеются основания считать его прямо или косвенно заинтересованным в исходе данного дела.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Как работает представитель

Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:

  • первичная консультация;
  • изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
  • сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
  • поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
  • подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
  • участие в судебном процессе на всех его стадиях;
  • обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.

Почему стоит воспользоваться помощью представителя по административному делу

Законодатель не запрещает участнику административного разбирательства самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако привлечение представителя может оказать положительное влияние на рассмотрение дела:

  • юрист обладает необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, которые позволят ему найти правильные ответы на все возникающие материально- и процессуально-правовые вопросы;
  • участие юриста позволитповысить вероятность положительного исхода дела или минимизировать негативные последствия судебного акта, вынесенного не в пользу доверителя.