Требования к участникам закупок. как поверить соответствие установленным требованиям

Оглавление

Содержание статьи 31 ФЗ-44

В статье 31 ФЗ-44 говорится о физических и юридических лицах, которые участвуют в закупках. К ним предъявляются единые требования:

  • Соответствовать условиям Настоящего Федерального закона. Обязаны выполнять в срок свою работу в коммерческой сфере, поставлять своевременно товар, оказывать услуги;
  • Проводить ликвидацию юридического или физического лица по закупкам, если тот не соответствует установленным в законодательстве стандартам. Если нет решения арбитражного суда, проводить ликвидацию физического лица или индивидуального предпринимателя запрещается.
  • Юридическое или физическое лицо не должно обладать задолженностями по платежам в бюджетной системе за текущий календарный год согласно ФЗ-44. Если они есть, то размер по долгам, согласно закону, не должен превышать 25 процентов от итоговой стоимости активов юридических или физических лиц за последний отчетный период. На него может быть подана жалоба о задолженности другими участвующими лицами. Она рассматривается в установленные сроки. Если жалоба не подтверждена, участник по закону допускается к закупке.

Это лишь основные требования, предъявляемые к лицам согласно ФЗ-44, которые могут участвовать в закупке. Чтобы узнать больше по теме, изучить статью 34 этого же 44 ФЗ.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования Основание для требования Документы, которые предоставляет участник НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация Статья 52 ГК РФ, приказ Минрегиона от 30.12.2009 № 624
Другие Письмо Минэкономразвития от 28.05.2015 № Д28и-1542
Постановление Правительства от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития и ФАС от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16
Статья 49 ГК РФ
Отсутствие судебного решения о банкротстве участника, непроведение ликвидации участника Пункт 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Деятельность участника закупки не должна быть приостановлена Пункт 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам Пункт 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2971
Участник не должен быть судим за преступления в сфере экономики, не должен быть дисквалифицирован Пункт 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Письмо Минэкономразвития от 28.01.2015 № Д28и-166
Участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (если заказчик приобретет по контракту права на такие результаты) Пункт 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др.
У участника и заказчика не должно быть конфликта интересов Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Декларация и др. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016
Участник закупки не является офшорной компанией Пункт 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Выписка из ЕГРЮЛ Письмо Минэкономразвития от 08.02.2016 № Д28и-224; обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016

Зачем нужен этот документ

По действующему законодательству, всем участникам закупки потребуется декларация соответствия участника требованиям ФЗ 44: этот документ удостоверяет, что заявитель отвечает требованиям, установленным в этом Федеральном законе. В то же время существенные изменения, внесенные в ФЗ-44 в 2018 году, фактически аннулировали юридическое значение этой формы. Теперь это отметка в нужной графе при заполнении заявки на торговой площадке. Письменная форма не является обязательной (за исключением особых случаев).

Введена форма Федеральным законом № 44-ФЗ. Для подтверждения соответствия требованиям, указанным в ст. 31 этого нормативного акта, и заполняется этот документ. Организатор тендера вправе ввести и иные, дополнительные требования. Характеристиками, установленными законодательно, заявитель должен обладать в обязательном порядке.

Подавая такой бланк, участник процедуры подтверждает, что:

  • в суде не рассматривается дело о его банкротстве;
  • ликвидация лица не инициирована;
  • его деятельность не приостановлена;
  • нет задолженности перед бюджетом;
  • у директора и членов коллегиального органа управления нет судимости за экономические преступления;
  • конфликт интересов с заказчиком отсутствует;
  • взысканий за незаконное вознаграждение нет;
  • есть исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, если он передается заказчику (нужно только для закупок, в процессе которых заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование к участникам не устанавливается при заключении контракта на создание произведений литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствуют ограничения на участие в тендере.

Дополнительные особенности

На основании несоответствия требованиям участник может быть отстранен от контракта на любом этапе вплоть до момента заключения контракта. Если заказчик отказывается от сотрудничества, то соответствующий протокол должен появиться в ЕИС не позже одного дня. Решение заказчика об отказе может быть обжаловано участником.

Для чего нужны требования? Они нужны для качественного исполнения контракта. К примеру, это контракт на возведение моста. Лицо, участвующее в заказе, должно иметь все оборудование, требуемое для работы. Без этого мост не будет возведен в рекомендуемые сроки.

Документы, доказывающие соответствие требованиям

Требования к участникам размещены в аукционных документах. Для подтверждения своего права на участие в контракте понадобятся эти бумаги:

  • Декларация, оформленная в свободной форме.
  • Выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная не ранее чем за полгода до момента подачи заявки на конкурс. Предоставляется она в том числе в электронной форме.
  • Уставные бумаги.
  • Если есть дополнительные требования, нужно предоставлять дополнительные бумаги. К примеру, заказчик требует определенного количества сотрудников определенной квалификации. В этом случае нужно получать справку из кадрового отдела. Этот документ подписывается руководителем фирмы и заверяется печатью.

Если какой-либо документ у поставщика отсутствует или информация в бумагах изложена неверно, заявка участника отклоняется.

Изменения, внесенные в статью 31 ФЗ № 44

Закон № 44-ФЗ в своей первоначальной редакции был принят еще в апреле 2013 года. С тех пор в него не единожды вносились различные правки. Статья 31 этого закона также претерпела некоторые изменения. Для поставщиков был введен ряд новых требований, позволяющим им совершать закупки.

С 2015 года (ФЗ № 227 от 13 июля 2015) введено условие о том, что желающее поучаствовать в закупке лицо не должно являться оффшорным. С 2017 года требуется также представить официальные сведения об отсутствии у претендентов на закупку судимостей за незаконное предпринимательство, взяточничество (ФЗ №489 от 28 декабря 2016).

Кроме того, нужно указать на отсутствие фактов привлечения к административным мерам ответственности по статье 19.28 КоАП. С июля 2018 также вступили в силу условия об отсутствии каких-либо ограничений для участия в проводимых закупках по законам (иным актам) страны.

Как подтвердить соответствие для торгов по 223-ФЗ

В заказах отдельными видами юридических лиц единые условия для потенциальных исполнителей не установлены. Они закрепляются в локальном Положении о закупках.

Декларацию по Закону №44 нельзя использовать для подтверждения соответствия предписаниям в рамках 223-ФЗ. Такие выводы сделала комиссия УФАС Забайкальского края в Решении №04-20-984/2018 от 23.03.2018. Среди прочего комиссия УФАС установила, что декларирование по 44-ФЗ хоть и подтверждает соответствие по всем пунктам, предусмотренным документацией о закупке №31806154433 на поставку мягкого инвентаря для нужд Государственного автономного учреждения «Молодежный центр «Искра»» Забайкальского края, де-факто он подтверждает соответствие условиям ФКС, а не 223-ФЗ. Таким образом, для публикации извещения и всех сопроводительных документов по 223-ФЗ рекомендуем убрать отсылки к Федеральной контрактной системе.

В закупочной документации по 223-ФЗ заказчики часто прикладывают свою форму декларации. Вот один из примеров.

При проверке готового документа обратите внимание, чтобы в нем было задекларировано соответствие всем требованиям, которые предъявляет заказчик

Статья 31. Временное исполнение обязанностей

1. На сотрудника с его согласия могут быть временно возложены обязанности по вышестоящей должности в органах принудительного исполнения с одновременным освобождением его от исполнения обязанностей по замещаемой должности либо без такового.

2. Срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником) должности не может превышать в текущем году шесть месяцев.

3. Непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником) должности младшего, среднего или старшего начальствующего состава не может превышать четыре месяца, а по должности высшего начальствующего состава — шесть месяцев.

4. Непрерывный срок исполнения обязанностей по невакантной (замещаемой другим сотрудником) должности в органах принудительного исполнения в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника не может превышать четыре месяца, за исключением случая, если на сотрудника с его согласия возлагается исполнение обязанностей по невакантной должности с одновременным освобождением его от исполнения обязанностей по замещаемой должности на период нахождения замещающего ее сотрудника в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

5. Сотрудник, временно исполняющий обязанности по вакантной должности в органах принудительного исполнения, может быть назначен на нее в порядке перевода до окончания срока временного исполнения обязанностей.

6. Возложение на сотрудника временного исполнения обязанностей в соответствии с настоящей статьей и освобождение его в связи с этим от исполнения обязанностей по замещаемой должности младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляются на основании приказа уполномоченного руководителя, за исключением случая, если исполнение обязанностей непосредственного руководителя (начальника) в период его отсутствия предусмотрено должностной инструкцией сотрудника.

7. Порядок возложения на сотрудника временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождения его от временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава устанавливается Президентом Российской Федерации.

8. Денежное довольствие сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности в органах принудительного исполнения в соответствии с настоящей статьей, выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

9. В связи со служебной необходимостью по решению уполномоченного руководителя сотрудник может без освобождения от замещаемой должности в органах принудительного исполнения и его согласия привлекаться к исполнению обязанностей по иной должности, не предусмотренных должностной инструкцией, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по замещаемой должности.

Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)

Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:

  1. Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
  2. Выписка из электронного реестра членов СРО.
  3. Лицензия на фармацевтическую (медицинскую) деятельность.

Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:

  • официальным запросом в партнерство;
  • запросом оригинала документа у компании;
  • с помощью онлайн-сервисов (НОСТРОЙ, НОПРИЗ);
  • поиска сведений о компании в электронном реестре партнерства, которое выдало свидетельство.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта.

Шаг 2. Перейти на вкладку «Реестр членов СРО».

Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».

Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.

Также заказчик вправе потребовать от поставщика наличие лицензии, которая действует в течение исполнения контракта.

Особенности проверки соответствия участников требованиям

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок:

• общим требованиям (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора);

• требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике (при установлении такого требования);

• дополнительным требованиям — в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг.

При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора комиссия по осуществлению закупок вправе проверять участников на соответствие требованию о том, что участник не является офшорной компанией.

Стоит отметить, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, когда данные требования установлены Правительством РФ. Поэтому в основном участники подтверждают соответствие декларированием.

Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ст. 31 Закона о контрактной системе или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, требования к участникам, установленные Законом №44-ФЗ, четко прописаны в самом законе, как и случаи установления дополнительных требований. Другие требования, не следующие из Закона № 44-ФЗ, не могут предъявляться к участникам закупок.

В любом случае для участия в закупках потенциальному участнику стоит внимательно изучить документацию о ней и извещение и оценить соответствие предъявляемым требованиям, чтобы зря не потратить время при подаче заявки на интересующий конкурс или аукцион, тогда как заказчик обязан дать грамотную оценку предъявляемым к участникам закупок требованиям на предмет соответствия действующему законодательству и собственным потребностям.

17 апреля 2019 г.

———————————-

1 Решение ФАС России от 26.11.2015 по делу № КГОЗ – 488/15.

2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 по делу № А29-2241/2017.

3 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.

4 Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.

5 Решение Новосибирского УФАС России от 13.07.2017 № 08-279.

6 Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 302-КГ17-6955 по делу № А33-10842/2016.

Участник — индивидуальный предприниматель

Участнику торов со статусом индивидуально предпринимателя (ИП) дозволено заключать договоры намного крупнее, чем обычным физическим лицам. А по сравнению с юридическими субъектами ИП не требуется добавлять огромный набор документации, необходимой для прохождения аккредитации.

Особенности участия ИП в государственных закупках:

  • запрет на государственный оборонный заказ, предусмотренный п.3 ст.3 275-ФЗ;
  • вероятность риска отвечать по долгам всем личным имуществом;
  • получение дополнительных преимуществ как для субъектов малого бизнеса;
  • возможность применения упрощенной системы налогообложения, подразумевающей освобождение от уплаты НДС.

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

  • опыт, недвижимое имущество, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт и владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в закупочной сфере.

Особые случаи

Контрольные органы посчитают нарушением, если заказчик потребует от участника предоставить письменное подтверждение того, что он не является офшорной компанией (Решение ФАС России от 22.08.2016 по делу № К-1342/16).
Если заказчик устанавливает требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, то требовать от участника каких-либо подтверждающих документов он не вправе. Например, он не может требовать, чтобы к заявке была приложена декларация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ (Решение Челябинского УФАС России от 03.10.2016 по делу № 209-СО-ВП/2016).

Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, 44 ФЗ, образец

По закону допускается производить выбор закупщиков-поставщиков и в виде аукционов, назначаемых в электронном формате. Если решено сделать аукцион именно в таком виде, то сведения о нем доносятся до неопределенного числа лиц. Поучаствовать в таком аукционе можно, если будет пройдена аккредитация. Порядок ее проведения регулируется ст. 61 указанного закона.

Если аккредитация пройдена, то следующим этапом будет предъявление заявок от претендентов на сам аукцион. Они состоят из двух разных частей, первая из которых касается самого предмета закупки. Во вторую же включаются сведения о подающих заявку лицах.

В частности, к ней нужно прикладывать информацию и документы о:

  • названии претендента или его ФИО, его местонахождении или месте проживания, данные паспортов, ИНН, контактный телефон;
  • соответствии претендента вышеуказанным требованиям, в том числе, декларация о соблюдении условий, включенных в п. 3- 9 ч. 1 статьи 31; ⇐
  • соответствии предлагаемых услуг (работ), а также товаров установленным для них ним законодателем требований.

Законодателем для деклараций никаких специальных форм не предусматривается. Поэтому предполагается, что ее можно оформить самому произвольно. Она составляется письменно, и фактически включает перечисление предусмотренных законом обязательных для всех требований, а также указание на их соответствие участником.

Она подписывается заполняющим ее лицом или его уполномоченным представителем. Организации и ИП могут также проставить на этой декларации свою печать.

Единые требования к участникам закупки

Рассмотрим единые требования к участникам закупки. 1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов. 2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки. 5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты); 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией. Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию. Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки. Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях). 8) участник закупки не является офшорной компанией.Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно. Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.

Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо). Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости. Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.

Если участник не соответствует требованиям

Если участник закупки не будет соответствовать всем обязательным требованиям электронной площадки, то он не сможет стать членом торгов и получит отрицательный комментарий от комиссии. Также, если он предоставит ложную информацию о своих данных, то его смогут отстранить или отказаться от предлагаемых им услуг на аукционе в любой момент до подписания с ним контракта. Это правило прописано в 9 части 31 статьи 44-ФЗ.

Чтобы допустить в участие на закупки только добросовестных лиц, комиссия рассматривает заявку каждого кандидата на соответствие установленным требованиям и условиям.

Компания-поставщик должна исправить все недочеты и тогда она сможет попробовать участвовать в закупке снова.

Например, участились случаи применения индекса деловой репутации. Для этого нужно подтверждать сертификат, который соответствует ГОСТ Р 66.1.01-2015. Не каждая организация сможет осуществить данное условие. Оно не является обязательным и носит добровольную форму.

Также заказчик самостоятельно решает какие требования предъявить к исполнителю, например:

  • особая форма заявки и ее содержимого;
  • присутствие срочных справок, на получение которых не хватает времени;
  • наличие связи с производителем;
  • имеющийся опыт в аналогичной поставке и др.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР с помощью сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

Многие учреждения злоупотребляют полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования: связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Некоторые заказчики требуют соблюдения особых условий для формы и содержания заявки, наличия выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходят из этой ситуации через разработку типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Участник — физическое лицо

Участники торгов, которые являются физическими лицами, также востребованы, как и остальные субъекты закупок.

Когда заказчик желает заключить договор с физическим лицом, он должен:

  • выступить в роли налогового агента и удержать с него сумму в размере 13% от полученного дохода. В дальнейшем НДФЛ необходимо перечислить в соответствующий бюджет РФ. Изъятие процента денежных средств указывается в контракте;
  • не забывать о том, что физическое лицо — это не субъект малой предпринимательской деятельности.

Если физическое лицо хочет быть в роли заказчика, то следует обратить внимание, что:

  • это не позволит ему учувствовать в серьезных торгах. Если намечается крупная закупка, необходимо получить статус индивидуального предпринимателя;
  • конечная сумма будет отличаться от указанной в контракте на 13%, которые относятся к налогообложению.

Как стать участником закупок

Перед тем зарегистрироваться на электронной торговой площадке, убедитесь, что ваша ниша будет востребована среди заказчиков. Если производимые товары или оказываемые услуги имеют спрос среди покупателей аукциона, то смело приступайте к участию.

1. Выберите организационно-правовую форму.

2. Получите электронную цифровую подпись (ЭЦП) и пройдите аккредитацию на электронной торговой площадке.

Для этого вам потребуется несколько дней на оформление, а также вносить по 5-7 тысяч рублей каждый год. Площадки, на которых возможно принять участие в торгах по 44-ФЗ:

  • АО «ЕЭТП»;
  • «РТС-тендер»;
  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»
  • «АГЗРТ»;
  • АО «РАД»;
  • ЭТП «НЭП»;
  • ЭТП «ГПБ»;
  • «ТЭК-Торг».

Чтобы быстро пройти на них аккредитацию, достаточно зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС).

3. Приступите к поиску торгов и ознакомлению с должной документацией.

На сайте ЕИС представлены государственные закупки по 44-ФЗ. Благодаря его функционалу можно осуществлять регулирование параметров на свое усмотрение. Например, обозначить:

  • рамки для максимальной и минимальной стоимости;
  • регион, в котором находится поставщик;
  • ключевые слова, фразы для быстрого и точного поиска;
  • этап, на котором находятся торги и др.

4. Создайте специальный счет в банке, необходимый для обеспечения заявки.

5. Соберите всю должную документацию для подачи заявки.

6. Выиграйте торги и подпишите контракт.

На рассмотрение проекта дается пять дней. В течение этого времени изучите:

  • промежуток времени, данного на осуществление обязательств;
  • указанный срок оплаты;
  • возможные штрафы, если обязательства будут выполнены некачественно.

Какие требования предъявляются к участникам госзакупок, есть ли какие-либо особенности при поведении электронного аукциона?

Законодатели уделили отдельное внимание определению требований к участникам закупок по 44-ФЗ, перечислив их отдельно в ст. 31 данного закона. Единые требования к участникам закупки обширны, что представляется вполне оправданным с учетом расходования бюджетных средств. В частности, к ним относятся следующие:

  1. Обязательное соответствие законным требованиям, предъявляемым к субъектам деятельности, которые становятся предметом закупки.
  2. Организация-участник не может ни находиться в процессе ликвидации, ни быть признанной решением арбитражного суда банкротом, ни быть в стадии конкурсного производства. В подтверждение соответствия данному требованию участник представляет лицензии, сертификаты и другие разрешительные документы.
  3. На дату обращения с заявкой деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в результате административного производства.
  4. Заказчик не должен иметь за прошедший год недоимок по обязательным платежам в бюджет всех уровней, превышающих четверть стоимости его активов. Исключение сделано лишь для организаций, подавших заявление об обжаловании таких недоимок, если решение по нему еще не принято, а также для тех, кому были предоставлены отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, чьи задолженности были реструктурированы, признаны исполненными или безнадежными в законном порядке.
  5. У руководителя организации и главного бухгалтера не должно быть непогашенной или неснятой судимости за преступные действия экономической направленности либо по статьям о взяточничестве. Также они не должны быть подвергнуты дисквалификации либо запрету заниматься видом деятельности, ставшим предметом закупки, по решению суда. К закупке не могут быть допущены и юр. лица, привлеченные к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение 2 лет, предшествовавших заявке.
  6. Участник должен иметь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, если при исполнении предмета закупки он приобретет их. Закон делает исключение из правил для создания литературных или кинопроизведений, а также произведений искусства.
  7. Недопустима регистрация участников в офшорах. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
  8. Не должно быть конфликта интересов между участником и заказчиком, вызванного брачными и родственными связями.

Примечание: заказчик вправе установить и требование об отсутствии регистрации участников в реестре недобросовестных (до недавних пор это было обязательным). Также п. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность установления дополнительных требований для закупок, проводимых в порядке двухэтапных и закрытых конкурсов или конкурсов для ограниченного числа участников.

Участники закупок должны в полной мере соответствовать законно предъявленным требованиям независимо от способа проведения закупки, в том числе и тогда, когда она проводится в виде электронного аукциона. Однако проверка соответствия в последнем случае будет иметь некоторые особенности. Так, комиссия по проведению закупок проверяет соответствие требованиям, предъявленным к участникам электронного аукциона, за исключением пп. 1 и 10 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ — соответствие им проверяет оператор электронной площадки при аккредитации.