Оглавление
Обзор документа
Введена административная ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя СМИ лицом, не имеющим права на это.
Нарушителей будут штрафовать на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или привлекать к обязательным работам на срок до 50 часов.
Также введена ответственность за распространение в СМИ и Интернете сообщений и (или) материалов иностранного СМИ — иноагента и (или) российского юрлица, включенного в реестр иностранных СМИ — иноагентов, без указания на то, что эти сообщения, материалы созданы, распространены указанными субъектами.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Новые поправки
Последние поправки были внесены Федеральным законом № 233-ФЗ от 13.07.2015. Изменениями была внесена статья 3.1 о передаче осуществления полномочий по федеральному государственному метрологическому надзору органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая предусматривает передачу указанных полномочий в соответствии с постановлениями Правительства РФ в установленном законом № 184-ФЗ порядке.
Статья 9 Федерального закона об единстве измерений, предусматривающая требования к средствам измерений, состоит из следующих положений:
- В области государственного регламентирования единства измерений допускаются к применению только те измерительные средства, которые прошли соответствующую проверку в соответствии с требованиями настоящего законодательства. В требования к средствам измерения при необходимости включают и стандарты к их составным частям, программному обеспечению и правилам использования.
- Конструкция измерительных средств должна ограничивать доступ к составным частям для исключения незаконного вмешательства и настройки в целях искажения результатов.
- Определение технических средств как средств измерений осуществляется органом исполнительной власти, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере метрологии.
Статья 13, устанавливающая порядок поверки средств измерений, предусматривает следующие положения:
- Измерительные средства, применяемые в области государственного регламентирования метрологии должны быть подвержены первичной проверке перед вводом в эксплуатацию и после ремонта, а также регулярно проверяться во время использования. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вовремя предоставлять используемые средства измерений для соответствующей проверки на точность и соответствие требованиям законодательства.
- Проверкой средств измерений могут заниматься только организации, аккредитованные в соответствии с соответствующим законодательством.
- Правительство Российской Федерации устанавливает список измерительных средств, которые проверяются метрологическими центрами с соответствующей аккредитацией.
- Результаты проверки подтверждаются соответствующим знаком поверки и свидетельством о поверке, а также делается запись в паспорте измерительного средства, которая заверяется подписью поверителя.
- Порядок осуществления проверки измерительных средств и стандарты к знаку поверки, а также к оформлению свидетельства и проверке устанавливает федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере метрологии.
- Информация о результатах проверки измерительных приборов передаётся в соответствующий федеральный фонд.
Устройства для измерения, которые не предназначаются для использования в области государственного регламентирования единства измерений, могут быть поверены добровольно.
27 ноября 2020 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений»
≪ Вернуться к списку
27 ноября 2020 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 11 ноября 2019 г. № 254-З).
Новая редакция закона направлена на совершенствование действующего законодательства с учетом практики его применения с 2006 года и необходима для укрепления статуса и значения системы обеспечения единства измерений в республике, исключения правовых пробелов и совершенствования нормативной базы, а также для содействия достижению высоких темпов устойчивого экономического роста и динамичному развитию промышленности и бизнеса.
Обновленный закон отвечает положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и прилагаемого к нему Протокола о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений, продолжает политику, проводимую в СНГ в этой области, учитывает документы международных организаций по метрологии (Международной организации законодательной метрологии и др.), опыт Европейского союза.
Применение новой редакции закона обеспечит комплексное, системное и согласованное правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения единства измерений на современном уровне. В большей степени будут защищены права и интересы государства, граждан и организаций, в том числе за счет обеспечения правовой определенности, ясности и прозрачности правил и процедур в сфере обеспечения единства измерений.
В новой редакции закона существенно увеличен объем понятийного аппарата; включены новые термины и определения. Для обеспечения полноты метрологической инфраструктуры в документ включены новые статьи: «Функции национального метрологического института», «Стандартные образцы», «Метрологическая прослеживаемость», «Государственный информационный фонд по обеспечению единства измерений», «Сличение результатов измерений».
Законом в большей степени разграничены полномочия государственной метрологической службы, юридических лиц (их метрологических служб) и иных субъектов по выполнению работ по обеспечению единства измерений в регулируемой (СЗМ) и нерегулируемой областях.
Сфера законодательной метрологии (СЗМ) в контексте нового закона не претерпела больших изменений. Государство оставляет за собой контроль выполнения принципов единства измерений в жизненно важных для страны и потребителей сферах деятельности. Сфера законодательной метрологии – обязательный элемент метрологической инфраструктуры, рекомендуемый международными организациями, в частности Международной организацией законодательной метрологии, членом которой Беларусь является с 1993 года.
Новая редакция закона вводит несколько элементов добровольного характера – проведение метрологических аудитов, сличение результатов измерений и др. Это будет востребовано промышленными предприятиями, индивидуальными предпринимателями, другими субъектами экономики и поможет им улучшить метрологическое обеспечение производственной деятельности. Закон будет максимально способствовать внедрению современных технологий на промышленных предприятиях. С развитием цифровых интеллектуальных производств и переходом к Индустрии 4.0 актуальность метрологии, которая отвечает за предоставление точных данных для контроля качества продукции и производственных процессов, еще больше возрастет.
Предусмотренный обновленным законом Государственный информационный фонд по обеспечению единства измерений позволит аккумулировать всю юридически важную для субъектов экономики и госорганов информацию. Фонд будет включать базу данных утвержденных типов средств измерений и стандартных образцов, результаты государственной поверки средств измерений, сведения об аттестованных методиках измерений, нормативную правовую базу в области обеспечения единства измерений.
В настоящее время разработаны и утверждаются порядка 20 нормативных правовых актов, которые развивают положения закона. Они заменят технические кодексы установившейся практики, устанавливающие процедуры метрологических работ, разработку и содержание национальных эталонов, применение единиц величин и др.
Новая редакция Закона «Об обеспечении единства измерений» послужит для дальнейшего поступательного развития законодательной и прикладной метрологии, повышения ее роли в инновационном развитии национальной экономики и общества в целом.
Опубликовано:27.11.2020
≪ Вернуться к списку
Статья 20. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений, сведения о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества образуют Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
2. Заинтересованным лицам в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, обеспечивается предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениям должен быть ограничен, причем в случае получения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, межведомственного запроса в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.