Оглавление
Меры предупреждения
Предотвращение легализации незаконно полученных денежных средств осуществляется благодаря следующим методам:
- устройство и налаженное действие внутреннего контроля;
- наличие постоянного обязательного контроля;
- запрещение информировать клиентов о предпринимаемых мерах в целях борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма;
Существует ряд денежных операций, которые при любых обстоятельствах подлежат обязательному контролю со стороны федеральных органов в целях борьбы с данной проблемой.
К ним относятся:
- операция с наличием больше 600 тысяч рублей или же иностранной валюты, которая в переводе по курсу будет более 600 тысяч рублей. Это может быть перевод, снятие с банковской карты или банковского счета, зачисление на карту, покупка или продажа валюты, получение денежных средств от нерезидента страны, внесение денег на счет какой-либо организации;
- займы, операции с применением ценных бумаг;
- открытие или пополнение банковского вклада на лицо, которое в будущем будет эти деньги снимать, или на третье лицо с использованием наличных средств;
- операции, проводимые юридическим лицом, которое существует менее трех месяцев, первое снятие денежных средств или зачисление их на счет;
- операции с имеющимся движимым имуществом (аренда, выплата страховки, закладывание драгоценных металлов в ломбард, отправка денег некредитной организацией от имени клиента, приобретение драгоценных металлов или камней, их продажа, получение выигрыша от тотализатора или лотереи, займы от некредитных организаций);
- операции с наличием недвижимого имущества, если его стоимость выше трех миллионов в рублях или валюте по курсу;
- сделки с участием лиц, о которых имеются официальные сведения об их участии или отношении к терроризму или экстремистским операциям. Кроме того, это могут быть третьи лица, которые действуют от лица «замешанных» в этом;
Как не попасть под подозрение в финансировании терроризма
Существует ряд очень простых рекомендаций, соблюдение которых обычно позволяет избежать пристального внимания к себе со стороны контрольных подразделений банков и Росфинмониторинга.
В целом, они заключаются в том, чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах:
- Не стоит поддаваться уговорам знакомых и друзей дать данные карты «чтобы погонять через нее средства», то есть идти на поводу просьб о переводе средств на карту, особенно крупных денежных сумм, и выводом их потом на счета карт неизвестных вам лиц.
- Не снимать с карты крупные суммы наличных по чьей-либо просьбе. Или если банк звонит с вопросом — куда вам столько нала — уметь быстро ответить — зачем вам нужна такая купная сумма наличных. Да, банк может заблокировать карту во время снятия денег в банкомате.
- Стараться больше пользоваться безналичными способами оплаты товаров и услуг.
- Не использовать карту для незаконного предпринимательства без оформления ИП и открытия бизнес-карты.
- При самозанятости — не просить перечислять заказчиков деньги на счета и карты, на которых нет статуса «самозанятый».
- Не платить с личной карты за товары и услуги переводом денег на карту физ. лица, а не на бизнес карты ИП.
- Позаботиться о документах или хотя бы объяснениях, подтверждающих любые операций по счету.
- Платить налоги и не придумывать серых схем для ухода от них.
- Вовремя предоставлять документы по запросу банка. Чем более подробное объяснение финансовых операций поступает в банк, тем больше шансов на благоприятное для клиента решение вопроса.
- Работать по кодам внешнеэкономической деятельности (ОКВЭДам) и соблюдать правила валютного контроля.
- Соблюдать соответствие сведений, заявленных о себе в ЕГРЮЛ, с данными в платежке. Меняется бизнес — меняйте данные в реестре о себе. В платежке необходимо писать подробное назначение платежа, а не приводить только номера договора и счета.
- Исполнять принцип «утром документы, вечером — стулья», то есть оплата должна проходить после обоснования платежа. И надо быть всегда готовым к тому, что необходимо будет подтвердить законность операции документами.
- Не стоит участвовать в финансировании «серого» импорта.
Что могут сделать банки, если решат, что операция «нехорошая»?
- Затребовать пояснения по операции;
- отключить доступ к интернет-банку;
- отказать в выдаче наличных или переводе денег по безналичному расчёту;
- заблокировать карту;
- отказать в открытии нового счёта или перевыпуске карты.
На практике действует правило: сначала блокируем, потому разбираемся, что к чему. Что будет делать человек с заблокированной картой, если на ней все его деньги, никого не волнует.
Конечно, закон не работает идеально. Он сложен для понимания и применения. Случается, что сотрудники банков понимают его неверно.
Примеры ошибок в реализации «антиотмывочного» закона
Пример 1. Человек заплатил с кредитной карты за спортивную секцию дочери. Сумма оплаты — 3280 рублей. Получатель денег — Департамент финансов г.Москвы. Назначение платежа «Оплата за ».
Платёж проводился с кредитной карты Почта Банка, которому операция не понравилась. Банк запросил пояснения — а кто выгодоприобретатель ? Чем закончится история, пока неизвестно.
Пример 2. Человек организовывал совместные покупки: принимал заказы на вещи из магазина, ехал и покупал их. Оплату принимал на свою карту Сбербанка.
Однажды Сбербанк заблокировал карту, потому что счёл операции подозрительными. Банку показалось странным, что множество людей переводят деньги человеку на карту. Но ведь никакого преступления и никакого, тем более, терроризма, в этих действиях не было.
Пример 3. Человек решил купить квартиру на честно и законно заработанные деньги, которые «раскиданы» по разным банкам. За несколько дней до сделки он переводит все деньги в Сбербанк. Покупатель написал заявление на обналичивание этих средств. Никаких возражений со стороны Сбербанка не было.
За два дня до сделки сотрудник банка просит документы, «доказывающие взаимоотношения». Какие это документы, сотрудник сказать не может. Ссылаясь на то, что это формулировка службы безопасности, которую служба никак не пояснила. Покупатель присылает сканы справки 2-НДФЛ, банк доволен.
Но за день до сделки банк заблокировал счёт с деньгами, основываясь на «антиотмывочном» законе.
Покупатель мчится в банк выяснять, что к чему. Выяснилось, что банку нужен был предварительный договор купли-продажи квартиры. В результате снятие средств было всё же одобрено, блокировка снята, но сделку по покупке квартиры пришлось переносить.
Таких примеров много.
Кто такой «Бенефициар»?
Термин бенефициар происходит от французского benefice – прибыль, польза.
В настоящее время, в связи с усилением борьбы против отмывания и повышением
прозрачности совершаемых сделок, понятие
«бенефициарный владелец» прочно вошло в лексикон юристов, налоговых консультантов и банкиров.
Бенефициар бизнеса – это реальный владелец компании, получающий какую-либо определенную выгоду, фактический собственник активов,
не всегда фигурирующий в официальных правоустанавливающих документах.
На основании требований Закона Банк обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации
бенефициарных
владельцев клиентов – юридических лиц
В случае, если в результате принятия Банком предусмотренных мер
бенефициарный владелец не выявлен, то бенефициарным владельцем следует
считать
единоличный исполнительный орган клиента
Клиент обязан предоставлять Банку информацию, необходимую для исполнения требований 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях
и бенефициарных владельца
Образец анкеты бенифициарного владельца
Фамилия, имя и (если имеется) отчество | |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Гражданство | |
Адрес места жительства (регистрации) | |
Адрес места пребывания | |
Сведения о документе, удостоверяющем личность: |
|
Сведения о документе, подтверждающем право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: наименование (миграционная карта, виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание, иной документ), номер, дата начала и окончания срока пребывания (проживания) |
|
Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) | |
Номера контактных телефонов и факсов, адрес электронной почты | |
Дата заполнения Анкеты | |
Наименование организации по Уставу | |
ИНН организации |
|
Руководитель юридического лица (должность) | |
Подпись ФИО |
Анкеты клиентов ведутся в электронном виде и хранятся в электронной базе данных Банка не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Информация, полученная Банком в ходе анкетирования клиентов и выгодоприобретателей, является конфиденциальной.
Доступ к указанной информации ограничивается в соответствии с законодательством РФ и внутренними документами Банка.
На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, сотрудники соответствующих подразделений Банка оценивают степень (уровень) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – Риск).
Оценка степени (уровня) Риска происходит в соответствии с «Критериями оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем, или финансирования терроризма» (далее – Критерии Риска).
Риск совершения клиентами Банка легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма оценивается следующим образом:
- высокий риск;
- средний риск.
Оценка степени риска осуществляется с использованием следующих критериев:
- анализ видов деятельности клиента;
- географический фактор;
- анализ видов банковских операций.
- анализ сведений о клиенте.
Сотруднику Банка ЗАПРЕЩЕНО:
— открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов,
необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);
— открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
— устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих
органов управления.
— заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации
клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом
визуальная оценка фотографии паспорта клиента ; банковское обслуживание экспортеров
Что думают про изменения эксперты?
Деловое сообщество пока что высказывается осторожно. Так, член генсовета «Деловой России» Павел Гагарин заявил, что проблема незаконных операций, связанных с обналичиванием, в нашей стране стоит достаточно остро
Однако новая редакция закона может доставить проблем честным предпринимателям. В частности, наверняка увеличится объем документов, необходимых для обоснования банковских операций, а также возрастет число блокировок счетов в случае малейших подозрений.
Председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев, наоборот, отмечает снижение популярности «теневых» схем за последние годы, а принятые поправки считает важными и своевременными. Во всем мире, по его мнению, происходит ужесточение «антиотмывочных» законов, поэтому России не нужно отставать от общих тенденций.
Важно, чтобы банки в рамках этого нормативного документа не только передавали информацию, но и активно работали с предпринимателями, разъясняя им причины появления подозрений в том или ином случае. По мнению эксперта, нужно досконально разбираться в каждой неоднозначной операции, чтобы исключить блокировку честных бизнесменов. . Советник бизнес-омбудсмена при президенте РФ Антон Свириденко и вовсе искреннее не понимает, почему принятые поправки кому-то кажутся избыточными, ведь они изначально выстроены в соответствии с рекомендациями ФАТФ
Политик предлагает считать их дополнительной точкой контроля, которая позволит выявить «нелегальные деньги» и попытки легализовать теневые доходы
Советник бизнес-омбудсмена при президенте РФ Антон Свириденко и вовсе искреннее не понимает, почему принятые поправки кому-то кажутся избыточными, ведь они изначально выстроены в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Политик предлагает считать их дополнительной точкой контроля, которая позволит выявить «нелегальные деньги» и попытки легализовать теневые доходы.
По какой причине банк может заблокировать счет и карту бизнеса или ИП по 115 ФЗ?
Например, компания по уставным документам занималась перевозкой металлопроката, а потом решила возить яблоки из соседней Беларуси. И вот в один ужасный день счет и карты, к ним привязанные, могут оказаться заблокированными. Банку может показаться подозрительной такая резкая смена деятельности, не подкрепленная документами. И он потребует от клиента объяснить непонятные операции.
Приедем еще один пример — в уставных документах фирмы написано, что компания оказывает консалтинговые услуги в области аренды офисов. А в один момент в банк поступает платежка, в которой сказано, что она перечисляет средства контрагенту «за поставку цемента».
Это будет точно истолковано как отмывание денег, так как профиль деятельности и назначение платежа не совпадают. То есть в платежке назначение платежа указано «с потолка». На то время, пока клиент не объяснит банку, откуда взялась такая платежка, операции по его счету, скорее всего, будут приостановлены.
Что нужно было сделать, чтобы избежать блокировки и объяснения с банком? Надо было предупредить банк заранее, что клиент решил отремонтировать найденный консалтинговой компанией офис. А вот поставку цемента для ремонта попросил оплатить со счета консалтера. Конечно, нужно будет приложить к такой платежке документы на оказание услуг. Но только так можно не налететь на блокировку счета.
Как снять обвинение в отмывании денег? Закажите звонок юриста
Как это работает. Внутренняя банковская кухня
Есть при банках служба, которая называется малопонятным и сложнопроизносимым словом комплаенс. Их уставная задача — следить за тем, чтобы не нарушалось действующее законодательство. Это не машина, а живые люди, прошедшие обучение в Центробанке. Комплаенс призваны защитить свой банк от возможных претензий к нему со стороны ЦБ.
Как только вы попали под прицел комплаенс, тут же блокируется ваш счет. Да, это не очень корректно называть блокировкой. По закону заблокировать счет можно исключительно в случае доказанной экстремистской деятельности.
Ну а дальше вы будете собирать документы, оправдываться, вас будут изучать, подозревать. И тут возможны два варианта, по которым будут развиваться события.
Предположим, вы смогли в конце концов сформировать пакет документов, объясняющий ваши действия. Отлично, расходимся по местам и продолжаем работать.
Но бывает и так, что отбиться не получается. Банк парализует ваш счет, всячески дает понять, что удачного выхода из ситуации не светит. И вот в тот момент, когда вы решаете, что пришло время из этого банка бежать, выясняется, что на сайте банка в открытой оферте прописан пунктик, который почему-то раньше не привлекал вашего внимания. А там черным по белому указано, что если счет закрыт по вине клиента, банку причитается до четверти вашего остатка на счете. Бывают вегетарианские банки, которые берут 15%. Но чаще — 20.
Тут ваши отношения с этой кредитной организацией и подходят к финалу. Что дальше? Дальше новые отношения с новым банком. И вы туда приходите с огромной табличкой на груди, на которой написано «Не прошел проверку по 115-ФЗ». Как думаете, попробует новый банк присмотреться к вам повнимательнее? Наверняка попробует.
О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
Поделиться
Настоящим информируем о принятии Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Начиная с 30 января 2021 года начнет действовать уточненный порядок реализации отдельных «антиотмывочных» правил.
Так, финансовые организации будут обязаны в течении 5 рабочих дней информировать клиентов о дате и причинах принятия ими решений об отказе в проведении операции (в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ), а кредитные организации – также информировать клиентов о дате и причинах принятия решений об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора (в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом, порядок предоставления вышеобозначенной информации должен быть зафиксирован в договоре банковского счета (вклада) или в правилах, доступных любому заинтересованному лицу для изучения (например, путем размещения на сайте финансовой организации в сети «Интернет»).
Кроме того, кредитные организации не смогут на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ отказать физическому лицу
в заключении договора банковского счета (вклада).
Важно отметить, что финансовые институты при наличии подозрений в легализации преступных доходов или финансировании терроризма смогут реализовать свое право на отказ в совершении операции по поручению клиента только, если такое решение принято руководителем организации или специально уполномоченными им лицами. Аналогичный подход будет действовать применительно к решениям кредитных организаций об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада). . Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года
Ряд изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступит в силу с 1 сентября 2021 года.
В частности, с учетом Рекомендации 10 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег1 (ФАТФ) для финансовых институтов будет установлено базовое требование о невозможности обслуживания клиента в случае непроведения его идентификации или упрощенной идентификации и не установления сведений о характере деловых отношений с клиентом, информации о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Поскольку обязанность по идентификации закреплена в Федеральном законе № 115-ФЗ с начала его действия, то названное дополнение не приведет к изменению существующего в настоящее время порядка взаимоотношений граждан и юридических лиц с финансовыми институтами, вовлеченными в «антиотмывочную» систему.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2020 года (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300037).
___________________________
1 Рекомендации размещены на официальном сайте ФАТФ, сайтах Росфинмониторинга и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) в сети «Интернет».
Законодательное регулирование
Заблокировать счет могут не только банки, но и ФНС, приставы, а также суды, поэтому, кроме 115-ФЗ, есть еще несколько документов, регулирующих этот процесс:
- Налоговый кодекс в статье 76 предусматривает приостановление операций при наличии непогашенной вовремя недоимки по налогам и взносам, непредставлении декларации в течение 10 дней после окончания срока ее подачи и отсутствия подтверждения приема требования ИФНС (в тот же срок).
- Закон об исполнительном производстве в статье 68 в качестве принудительных мер указывает обращение взыскания на денежные средства, в том числе на счетах и их арест. Последний возможен по решению суда (). Если сумма к взысканию крупная, то фактически использование банковского счета будет невозможно.
- Другие документы: указания, инструкции, внутренние положения кредитных организаций.
Банки в любом случае обязаны безусловно подчиняться требованиям направленного им документа, будь то решение ФНС или исполнительный лист. Бесполезно приходить в отделение, звонить по телефону и доказывать собственную правоту. Если произошла ошибка, выяснять отношения надо с источником. По-другому обстоит дело со 115-ФЗ, здесь как раз сам банк производит блокировку.
Как узнать о блокировке. Проведение контроля
О блокировании проведения расчетов по конкретной операции банк сообщит, скорее всего, в электронном виде или вы увидите статус платежного документа «ошибка», «заблокировано», «приостановлено», «требуется подтверждение» и т.п. в зависимости от используемого приложения и конкретного банка. Вам также могут выслать обычное письмо, сообщение на электронную почту, смс.
Кстати! Не всегда приходит оповещение о непроведенной операции, банк может просто ее заблокировать и передать сведения в Росфинмониторинг, а отслеживать ее исполнение вам придется самостоятельно.
О блокировке счета иногда становится известно только при попытке попасть в систему интернет-банкинга. Придется связаться с колл-центром и уточнить причину. Вам могут приостановить только ДБО (дистанционное банковское обслуживание), а операции в отделении (оплата по бумажным платежкам, получение наличных по чекам) и использование корпоративной карты продолжится.
Список документов, необходимых для прохождения контроля, предоставляет банк. Если система ДБО доступна, то копии (сканы) можно переслать через нее. Однако менеджер банка может:
- Попросить явиться в отделение лично руководителя или представителя для дачи пояснений.
- Выехать в офис, на место ведения деятельности (стройплощадка, склад, торговая точка и т.д.).
Консультанты и работники службы безопасности вам не враги – прислушайтесь к их рекомендациям, уточните сроки явки, попросите о пролонгации периода предоставления документов, если не успеваете подготовить все сразу.
Лучший исход – разблокировка и продолжение работы, но если вам отказали в проведении платежей, в разблокировании или даже в обслуживании вообще, то нужно разобраться, что пошло не так и можно ли исправить ситуацию.
Что делать, если банк заблокировал счет
Быстрый и квалифицированный отчет банку часто может спасти ситуацию.Евгений Жариков ответил так:
Из этой истории становится понятно, что оперируют антиотмывочным законом не бездушные машины, а живые люди, которым действительно может хватить для снятия подозрений внятного объяснения, подкрепленного документами.
Выигрывает тот, кто не надеется, что проблема растает сама каким-то чудесным образом. Чуда не произойдет. И даже если у вас нет возможности ответить банку качественно и квалифицированно, ответьте хоть как-то. Пусть они видят, что вы заинтересованы в решении проблемы и пытаетесь что-то сделать.
ЦБ РФ выпустил Методические рекомендации 18-МР 19МР. Это достаточно внятный текст, который содержит критерии, позволяющие отнести контрагента к подозрительным по 115-ФЗ. Если получили претензию, открывайте рекомендации и пишите ответ по перечисленным критериям. Делайте это скрупулезно, не упуская ни одного пункта. Пусть даже вам кажется, что этот критерий точно не про вас, не поленитесь, опровергните и его. Подшейте к ответу совершенно все документы, которые удастся отыскать.
И никогда не выбрасывайте чеки или платежные поручения. Всегда будьте готовы к ответу на запрос из банка. Пусть лучше эти папочки с чеками вам не пригодятся никогда, чем возникнет ситуация, когда вам нечего будет ответить. Хороший бухгалтер всегда немного параноик.
Сергей Степашин, индивидуальный предприниматель, занимающийся грузоперевозками: