Уголовный кодекс ( ст 141 ук рф 2021 )

Оглавление

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

1. Передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума, или расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Комментарии к статье 141 УК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Объект преступления. Основным объектом преступления выступают гарантированные Конституцией РФ свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

Дополнительными объектами в квалифицированном составе преступления (ч. 2 ст. 141 УК РФ) являются здоровье, неприкосновенность, безопасность лица, законная деятельность предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности.

Потерпевшим может быть гражданин Российской Федерации, чье избирательное право или право на участие в референдуме было нарушено, член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, а также близкие членов указанных комиссий.

Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий:

  • воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании;
  • нарушения тайны голосования;
  • воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, недопуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов может состоять в отказе от предоставления комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 141 УК РФ

Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

Преступление может быть совершено и путем бездействия, т.е. неисполнения органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий.

Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином его избирательных прав либо препятствует работе избирательной комиссии, и желает совершения указанных действий.

Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста;

Ч. 2 ст. 141.1 УК РФ

Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Статья 141 УК РФ Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Статья 142 УК РФ Фальсификация избирательных документов, документов референдума

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

  • а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
  • б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Часть 2 ст. 141 УК РФ

Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 141 УК РФ) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения:

  • подкуп;
  • обман;
  • принуждение;
  • применение насилия;
  • угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей. Обман может касаться, например, обстоятельств о личности кандидата, его партийной принадлежности, месте и времени выборов, возможности террористического акта в помещении избирательной комиссии.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким (признак насилия включает причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью).

Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

Содержание насилия, которое применяется или которое грозит применить виновный, законодателем не конкретизировано. Оно может быть как опасным, так и не опасным для жизни или здоровья, применено непосредственно и немедленно или быть обращено в будущее, но обязательно должно восприниматься потерпевшим как реальное, дающее основания опасаться перерастания угрозы в конкретные действия.

В зависимости от содержания насилия, его последствий действия виновного могут быть квалифицированы по совокупности составов преступлений. Так, если насилие выражается в побоях, причинении легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, дополнительной квалификации по соответствующим статьям о преступлениях против здоровья личности не требуется. Совокупность преступлений будет иметь место, если применение насилия повлекло за собой причинение тяжкого вреда здоровью.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК РФ.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Оглавление

Ч.1 статьи 141 УК РФ

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Ч.2 статьи 141 УК РФ

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Ч.3 статьи 141 УК РФ

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Другой комментарий к статье 141 УПК РФ

1. Комментируемая статья определяет форму наиболее распространенного повода к возбуждению уголовного дела — заявления. Положения настоящей статьи распространяются также на сообщения руководителей организаций и должностных лиц.

Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7 — 10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 «О едином учете преступлений» (БНА. 2006. N 5). В соответствии с данным Типовым положением заявителю под роспись выдается установленной формы уведомление о принятии заявления (сообщения) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

2. Устные заявления и сообщения заносятся в протокол по форме, предусмотренной в приложении 2 к ст. 476 УПК.

3. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).

4. Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи). Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.

5. Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организаций, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.

6. Сообщения должностных лиц могут содержать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например аудитора — о нецелевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок Счетной палатой, ревизора — о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти, и т.п.

7. Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями (уполномоченные по правам человека, государственные инспектора санэпиднадзора, гостехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т.п.).

8. Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными. Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.

Статья 141 УПК РФ (заявление о преступлении)

Согласно указанной статье с последними изменениями, сообщить об уже совершённом, в настоящий момент совершаемом или о планируемом злодеянии или преступлении можно устно или письменно. Информация об уголовном правонарушении, которая предоставляется на бумажном носителе или в электронном виде, должна быть собственноручно подписано заявляющим лицом.

Если же сообщение об уголовном правонарушении носит устный характер, оно проходит три этапа:

  1. Сотрудник полиции, принимающий сообщение, заносит данные в полицейский протокол (фиксирует на специальном бланке).
  2. Составленный сотрудником полиции документ подписывается уполномоченным лицом и самим заявителем.
  3. Документ, составленный по стандартному образцу, должен включать в себя данные о подавшем заявление лице, а также сведения о подтверждающих его личность документах. При предоставлении такого рода информации в ходе проведения установленных законом следственных действий или на этапе судебного делопроизводства, её сразу заносят в соответствующий протокол.
  4. После соответствующего оформления сообщения гражданину разъясняют ответственность за предоставление заведомо ложной информации о правонарушении (донос).

Информация такого рода может подаваться не только лично, но и по телефону.

В этом случае все нужные в настоящий момент данные записываются со слов звонящего. Анонимное сообщение не является поводом, позволяющим возбудить уголовное делопроизводство.

Комментарий к статье 141.1 УК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в активной форме поведения в виде выполнения любого из альтернативных действий, предусмотренных законом, а предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — в выполнении альтернативных действий в виде:

1) использования в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки;

2) расходования в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.

Крупным размером являются суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые составляют не менее 1 млн. руб. и превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, запрещенного рассматриваемой статьей.

3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, необходим специальный субъект. Им может быть: 1) кандидат, участвующий в избирательной кампании; 2) его уполномоченный представитель по финансовым вопросам; 3) уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения; 4) уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Комментарий к статье 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении является одним из поводов для возбуждения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Обе формы заявления – письменная и устная – имеют равное юридическое значение и вызывают равные юридические последствия. Заявление о преступлении должно быть подано в тот орган или должностному лицу, которые вправе принимать по нему установленные законом решения (ст. 145 УПК РФ). Если заявление о преступлении поступило в иную организацию, не имеющую отношения к осуществлению уголовного преследования, то оно должно быть направлено в соответствующий адрес. При поступлении заявления о преступлении в суд оно направляется прокурору для последующей передачи по подследственности (ст. 151 УПК РФ).

2. Письменное заявление составляется тем же лицом, которое его подает. Заявление составляется в произвольной форме. Законодатель предъявляет к нему лишь одно требование – чтобы оно было подписано заявителем (ч. 2 комментируемой статьи). Вместе с тем в любом случае в заявлении должно содержаться наименование органа, в который оно подается, сведения о заявителе, его паспортные данные. В основной части заявления описывается деяние, которое, по мнению заявителя, должно вызвать возбуждение уголовного дела.

К документам, удостоверяющим личность, относятся общегражданский паспорт, удостоверение личности офицера и другие официальные документы, на основании которых можно идентифицировать личность заявителя.

3. В ч. 3–5 комментируемой статьи установлены правила подачи устного заявления. По общему правило оно должно заноситься в протокол принятия устного заявления. В протоколе в числе прочих сведений указываются фамилия, имя, отчество заявителя, дата и место его рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; факт предупреждения лица об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ; содержание заявления о преступлении; факт ознакомления заявителя с содержанием протокола, наличие замечаний и подпись лица.

4. Если устное заявление поступило при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится в соответствующий протокол (ст. 166, 259 УПК РФ). Решение по устному заявлению, поступившему в ходе предварительного расследования, принимает то же должностное лицо, которое осуществляет следственное действие.

5. Из смысла ч. 5 комментируемой статьи следует, что при составлении протокола устного заявления заявитель должен присутствовать в обязательном порядке. Если этого не произошло по любым причинам, то поводом для возбуждения уголовного дела будет служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, что оформляется рапортом (ст. 143 УПК РФ).

6. Заявитель согласно ч. 6 комментируемой статьи должен быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ независимо от того, какое заявление о преступлении – письменное или устное – им подается. При подаче письменного заявления лицо предупреждается в момент представления документа, а устного – при составлении соответствующего протокола.

7. В ч

7 комментируемой статьи установлено важное правило, согласно которому анонимное заявление о преступлении не может выступать в качестве повода для возбуждения уголовного дела. Заявление считается анонимным в случаях, когда оно: 1) не подписано; 2) подписано вымышленным именем; 3) подписано неразборчиво; 4) подписано без указания домашнего адреса лица или с вымышленным адресом; 5) написано от имени некоего абстрактного лица или группы лиц («доброжелатели», «соседи», «сослуживцы» и т.п.)

Вместе с тем анонимные заявления могут направляться в оперативные подразделения соответствующих правоохранительных органов для их проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

8. Уголовное дело может быть возбуждено не только по заявлению потерпевшего о совершенном в отношении него преступлении, но и по письменным или устным заявлениям других лиц.