Федеральный закон от 03.07.2018 n 185-фз

Электрическая энергия безоплатная

При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

1. Вы являетесь ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ ЖИЛОГО ДОМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА. 2. Коммунальная услуга по 354-ПП — это ДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ…. Разве могут действия исполнителя оцениваться в кВтах или в кубометрах??? 3. ВСЕ УК осуществляют действия по эксплуатации жилищного фонда в рамках договора с МСУ и оплачены из бюджета поселения! 4. Все действия ТСЖ, ЖСК, КООПЕРАТИВОВ СОБСТВЕННИКОВ И других объединений собственников НЕ ЗАКОННЫ в отношении жилых домов муниципального и государственного (ведомственного) жилищных фондов.

Тарификация и задачи тарифного регулирования

Н¾ÃÂüðÃÂøòýÃÂüø ðúÃÂðüø ÃÂõôõÃÂðûÃÂýþóþ ÷ýðÃÂõýøàôðÃÂÃÂÃÂàÿÃÂõôÿøÃÂðýøàþÃÂóðýðü üõÃÂÃÂýþóþ ÃÂÿÃÂðòûõýøàÿþÃÂÃÂõÿõýýþ ÃÂñûøöðÃÂàÃÂðÃÂøÃÂøúðÃÂøàöøûøÃÂýÃÂàÃÂÃÂûÃÂó, ÿÃÂõôþÃÂÃÂðòûÃÂõüÃÂàýðÃÂõûõýøààÃÂõüø, ÃÂÃÂþ ÃÂÃÂÃÂðýðòûøòðÃÂÃÂÃÂàò þÃÂýþÃÂõýøø ÿÃÂþø÷òþôÃÂÃÂòõýýÃÂàþñÃÂõúÃÂþò. áõóþôýàöøÃÂõûø þÿûðÃÂøòðÃÂàÿÃÂøüõÃÂýþ 70% þàÃÂðúÃÂøÃÂõÃÂúþù ÃÂõñõÃÂÃÂþøüþÃÂÃÂø òÃÂõàÿÃÂþø÷òþôøüÃÂàÃÂðñþàÿþ ÃÂþôõÃÂöðýøàø ÃÂúÃÂÿûÃÂðÃÂðÃÂøø üýþóþúòðÃÂÃÂøÃÂýÃÂàôþüþò.

ÃÂõôþÃÂÃÂðÃÂþú ÃÂÃÂõôÃÂÃÂò úþüÿõýÃÂøÃÂÃÂõÃÂÃÂà÷ð ÃÂÃÂõÃÂà 100% òÃÂÿûðàÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþÃÂýðñöðÃÂÃÂøü þÃÂóðýø÷ðÃÂøÃÂü ÿÃÂþüÃÂÃÂûõýýÃÂüø ÿÃÂþø÷òþôÃÂÃÂòðüø ø ÿÃÂøÃÂðòýõýýÃÂüø ú ýøü úþüÿðýøÃÂüø ø ÃÂøÃÂüðüø, ÷ð ÃÂÃÂõàÃÂðú ýð÷ÃÂòðõüÃÂàÃÂÃÂñÃÂøôøù. ÃÂûàýøàòûðÃÂÃÂÃÂüø ÃÂÃÂÃÂðýþòûõýð ôÃÂÃÂóðàÃÂðÃÂøÃÂøúðÃÂøàÃÂÃÂûÃÂó, ÿþ ÃÂõðûÃÂýþù, ð ýõ ÷ðýøöõýýþùà ÃÂÃÂþøüþÃÂÃÂø.

ÃÂþ ÿþÃÂÃÂõÿõýýþ ÃÂÃÂð ÿÃÂðúÃÂøúð ñÃÂôõàÿÃÂõúÃÂðÃÂðÃÂÃÂÃÂÃÂ, ø òÃÂõ ýðÃÂõûõýøõ, ÃÂðú öõ úðú ø þÃÂÃÂðûÃÂýÃÂõ ÿþÃÂÃÂõñøÃÂõûø ÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþò, ñÃÂôÃÂàÿÃÂþòþôøÃÂàþÿûðÃÂàÿþ õôøýÃÂü ÃÂÃÂðòúðü ø ÃÂðÃÂøÃÂðü, ñõ÷ ÃÂð÷ûøÃÂøù ÿþ ÃÂþÃÂøðûÃÂýþüà÷ýðÃÂõýøÃÂ.

Отдельные счета и их владельцы

Формулировки п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ дают основания полагать, что под банковским счетом не имеется в виду исключительно специальный счет в смысле ст. 175 ЖК РФ. Напомним, что согласно п. п. 2 и 3 данной нормы владельцами специальных счетов могут быть только ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, РО при принятии соответствующего решения собственниками помещений в МКД, например, когда домом управляет УК или реализовано непосредственное управление, а также в иных случаях. То есть управляющая организация ни при каких обстоятельствах не может быть владельцем специального счета, на котором собственники формируют фонд капитального ремонта и куда они перечисляют свои взносы на капремонт. Между тем в п. 7 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ в числе лиц, которые должны (могут) открыть банковский счет для получения бюджетных средств, выделенных на финансирование капитального ремонта МКД (напомним, речь идет только о тех домах, где собственники формируют фонд на специальном счете), названы:

  • ТСЖ, ЖСК, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив, которые осуществляют управление МКД;
  • УК, если ей по решению общего собрания собственников помещений в МКД на основании договора поручена организация проведения капитального ремонта дома;
  • РО, если ему по решению общего собрания собственников помещений в МКД на основании договора поручена организация проведения капитального ремонта дома.

Иными словами, Закон N 185-ФЗ не ограничивает УК в праве открыть отдельный банковский счет и получить на него бюджетные средства на капитальный ремонт МКД, которым она управляет. Нужно только, чтобы собственники поручили организацию проведения капитального ремонта в доме именно УК. То есть теоретически такое возможно: собственники перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого является РО, но при этом поручают организацию выполнения этого ремонта УК, именно она получает на отдельный банковский счет бюджетные средства на финансирование работ и услуг капитального характера.

В остальных случаях, когда владельцами специальных счетов и организаторами капитального ремонта МКД являются одни и те же лица (ТСЖ или РО), полагаем, открывать еще один банковский счет в дополнение к специальному счету не придется. Ведь требования к таким счетам абсолютно одинаковы, а приемы контроля движения денежных средств похожи. Оба счета должны быть открыты в российской кредитной организации с величиной собственных средств (капитала) не менее 20 млрд руб. (п. 2 ст. 176 ЖК РФ и п. 8 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). На денежные средства, находящиеся как на одном, так и на другом счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам лица, на имя которого открыт счет, за исключением тех, которые вытекают из договоров на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту, а денежные средства на этих счетах не включаются в конкурсную массу при объявлении их владельцев банкротами (п. п. 6, 7 ст. 175 ЖК РФ и п. 9 ст. 20.1 Закона N 185-ФЗ). Безусловно, данный вывод требует обязательного подтверждения со стороны регулирующих органов, поскольку сам закон все же не дает однозначного ответа на вопрос, нужно ли открывать отдельный счет для зачисления на него только бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, или можно объединить бюджетное финансирование и средства собственников на специальном счете.

Общие моменты

Оказание услуг по содержанию жилой площади зависит от типа застройки и системы организации, избранной жильцами:

  • домовладельцы частного сектора получают коммунальные услуги непосредственно от компаний-поставщиков, согласно заключенным договорам. Вопросы содержания жилья собственникам приходится решать самим;
  • жители многоквартирных домов подписывают договора с ТСЖ или управляющими компаниями. Возможна организация жилищных кооперативов. Указанные структуры взаимодействуют с коммунальными организациями – поставщиками ресурсов, отвечают за содержание дома и прилегающей территории, вывоз мусора и решение других насущных вопросов.

У проживающих в многоквартирных домах нередко возникают сомнения в обоснованности полученного счета от управляющей компании.

Основные понятия

Платежи ЖКХ разделяют на две категории:

  • коммунальные – обязательные услуги по поставке энергоносителей, включая водоснабжение с водоотводом, подачу электроэнергии, газа и тепла, твердого топлива (при печном отоплении). Методики расчета расценок за поставленные ресурсы утверждают на общегосударственном уровне. Но окончательно тарифы назначают региональные власти, с учетом организации местного хозяйства;
  • жилищные – расходы на содержание общедомового имущества, ремонт строительных конструкций, вывоз твердых отходов и пр. Все жильцы многоквартирного дома вправе определять актуальность этих затрат и устанавливать размеры платежей. Решение утверждается на общем собрании, на основе сведений, предоставленных управляющими компаниями о характере предстоящих расходов.

Любое жилое помещение оборудуется следующими обязательными средствами:

  • душем, ванной, раковиной с исправным краном;
  • системой отопления;
  • электроснабжением с розетками и выключателями, другими электроприборами;
  • системой канализации.

Объекты из указанного списка, размещенные в пределах квартиры, относятся не к коммунальным услугам, а к средствам их предоставления. Содержание этого имущества входит в сферу ответственности владельцев.

Кто относится к обязательным плательщикам

Жилищный кодекс в ст. 153 предусматривает необходимость оплаты предоставленных коммунальных услуг следующими категориями субъектов:

  • съемщиками квартир или помещений – с момента подписания контракта;
  • арендаторами или нанимателями жилой собственности из муниципальных или государственных объектов – с начала действия договора;
  • членами жилищных кооперативных сообществ – после получения жилплощади;
  • собственниками жилья – с получения права владения помещением.

Законодательство обязывает оплачивать услуги ЖКХ граждан, зарегистрированных на жилплощади. Фактически проживающие в квартире лица могут оплачивать коммунальные услуги добровольно, после заключения договора с владельцем.

Но включение в оплату расходов на содержание общедомовой собственности не отменяется. Образовавшаяся задолженность – серьезное препятствие при намерении продать жилплощадь. Неуплата грозит владельцу исковыми заявлениями, поданными в судебную инстанцию коммунальными организациями. В результате придется в принудительном порядке погашать долги, вместе с начисленными штрафными санкциями.

Законодательные нормы

Вопросы законодательного регулирования вопросов оплаты жилищно-коммунальных услуг регламентируются следующими нормативными актами:

  1. Гражданским кодексом РФ.
  2. Федеральным законом № 261-ФЗ, подписанным в ноябре 2009 года и регламентирующим вопросы энергосбережения.
  3. законом РФ № 2300-1, принятым в феврале 1992 года и определяющим права потребителей.
  4. Жилищным кодексом РФ.
  5. Концепцией ценовой и тарифной политики в ЖКХ РФ.
  6. Правительственным постановлением № 354 от 06.05.2011 г., утверждающим правила предоставления населению услуг ЖКХ.
  7. Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
  8. Основными направлениями и механизмами энергоресурсосбережения в ЖКХ РФ.

Дополнительно указанные вопросы регулируются постановлениями местных органов власти.

За что можно подать жалобу на ЖКХ?

Чаще всего жителей беспокоят следующие виды нарушений УК дома:

  • Несвоевременный ремонт коммуникационных линий, затягивание с проведением срочных ремонтных работ, влияющих на поставку жизненно важных ресурсов.
  • Халатность при выполнении ремонтов разного уровня – недобросовестность подрядчиков, исполняющих непосредственные ремонтные работы.
  • Включение в платежные квитанции оплату за невыполненные обязательные работы по благоустройству дома и прилегающей территории.
  • Предоставление тех платных услуг, которые не оговорены в договоре обслуживания многоквартирного дома.
  • Превышение установленных полномочий, как руководством компании, так и отдельными сотрудниками, повлекшие за собой нарушение жилищных прав и свобод проживающих в доме жильцов.

Что говорят эксперты

Как говорят эксперты, этот закон полностью отдает внутридомовые сети на баланс совладельцам многоквартирного дома. Теперь поставщик воды или тепла отвечает только за трубы до общедомового счетчика, а все что внутри дома – его не касается. Все расходы на ремонт и содержание этих сетей ложатся на плечи жильцов, а проводить их будут отдельные компании. И платеж за это добавится к уже существующим.

— То есть договор между монополистом и потребителем заключается таким образом, что поставщик тепла или воды обязан доставить тепло или воду только до входа в дом, — поясняет юрист Мария Коваль. – Внутренние сети будет обслуживать те, кому это поручит ОСББ или управляющая компания. То есть все прорывы труб и ремонты внутри дома – это головная боль и расходы самих жильцов.

Кроме того, появятся новые платежи: нынешний тариф (в который включено обслуживание всей системы поставок воды или тепла) разделят на несколько отдельных. Делается это якобы с целью разрушить монополию на рынке. Ведь если у потребителя будет выбор, у кого сделать тот или иной вид работ, это должно в идеале привести к снижению цен на такие работы и улучшению их качества. Правда, это все только в теории. Ведь допускаться на этот рынок будет только узкий круг компаний, которые могут быть напрямую связаны с монополистами.

Зато платежек станет в разы больше. Публичный договор присоединения по услугам тепла, горячей и холодной воды предусматривает по три платежа каждый. Итого, мы получаем девять платежек по воде и теплу: 

  • по теплу – плата за услугу по снабжению тепловой энергии, плата за услугу по снабжению горячей воды, плата за абонентское обслуживание; 
  • по воде — плата за услугу по централизованному водоснабжению, плата за услугу по централизованному водоотводу, плата за абонентское обслуживание.

По электроэнергии и газу для потребителей тоже могут появиться новые платежи. Отдельно придется платить за эксплуатацию внутренних сетей.  

Правда, подписанный документ уже имеет правовую коллизию. Например, он предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны были провести конкурсы по назначению управителей многоквартирных домов, в которых по состоянию на 1 января 2021 года не создано ОСББ и совладельцами не принято решения о форме управления домом. Но закон подписан 29 апреля, и местные власти просто не смогут его выполнить.

Эксперты говорят, что в целом коммунальные услуги сразу после этого могут подорожать.

— Стоимость обслуживания многоквартирного дома будет включать в себя плату за жилищную услугу на содержание дома и придомовой территории, содержание лифтов, покупку электроэнергии для содержания дома, текущий ремонт дома, а также вознаграждение управителю, — поясняет глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко. – Для большинства домов управители будут определены «сверху» — «победят» в конкурсах те же компании, что и сейчас обслуживают дома, ведь рынок искусственно монополизирован. Но самое плохое в том, что теперь цена их услуг не будет чем-то ограничена: ни государством, ни конкуренцией.

По его словам, после утверждения Кабмином типовых публичных договоров присоединения о предоставлении коммунальных услуг и через 30 дней после их опубликования на сайте мэрии или исполнителя услуг такие договора будут считаться заключенными автоматически со всеми потребителями.

— С момента автоматического присоединения потребители будут оплачивать, например, не централизованное отопление, как сейчас, одним платежом, а четыре платежки — плату за абонентское обслуживание по поставке тепловой энергии, плату за поставку тепловой энергии, плату за техническое обслуживание внутридомовых систем поставки тепловой энергии, плату за обслуживание и замену узлов учета тепловой энергии. Такая же схема будет по поставке горячей воды. К оплате самого газа и абонплаты за трубу, а также счетам по электроэнергии добавляются платы за техническое обслуживание внутридомовых систем газо- и электропоставки.

В итоге, по словам эксперта, услуг ЖКХ станет больше, и эти услуги станут дороже.

— Качество услуг ЖКХ при этом лучше не станет, — говорит эксперт. —  Порядка в ЖКХ больше тоже не станет. Ведь это все делается не ради потребителей, а в угоду монополистам.

ВОПРОСРЕБРОМ

Когда ждать увеличения количества платежек?

Закон должен вступить в силу с 1 мая. Но из-за того, что Владимир Зеленский почти полгода его не подписывал, имплементация его положений несколько затянется. В начале местным властям нужно будет провести конкурсы для обслуживающих компаний, а потом опубликовать договоры, после чего те вступят в силу только через 30 дней. Скорее всего, новые правила заработают не раньше июля-августа, а, возможно, их отсрочат и до осени.

Функции и обязанности ЖКХ

Ж¸Ã»Ã¸ÃÂýþ-úþüüÃÂýðûÃÂýþõ ÃÂþ÷ÃÂùÃÂÃÂòþ üýþóþúòðÃÂÃÂøÃÂýþóþ ôþüð üþöõàÃÂÃÂýúÃÂøþýøÃÂþòðÃÂàýð þÃÂýþòðýøø ÷ðúûÃÂÃÂõýýþóþ àÃÂÿÃÂðòûÃÂÃÂÃÂõù úþüÿðýøõù ôþóþòþÃÂð þñ þúð÷ðýøø öøûøÃÂýÃÂàÃÂÃÂûÃÂó. àõõ þñÃÂ÷ðýýþÃÂÃÂø òÃÂþôøÃÂ:

  • áþñûÃÂôõýøõ ÃÂðýøÃÂðÃÂýÃÂàø ÃÂÿøôõüøþûþóøÃÂõÃÂúøàÿþûþöõýøù, þñõÃÂÿõÃÂøòðÃÂÃÂøàÿþûýÃÂàñõ÷þÿðÃÂýþÃÂÃÂàôûà÷ôþÃÂþòÃÂàø öø÷ýø, ÿÃÂþöøòðÃÂÃÂøÃÂà ò ôþüõ óÃÂðöôðý, ÃÂÃÂõñþòðýøàÿþöðÃÂýþù ñõ÷þÿðÃÂýþÃÂÃÂø òþ ø÷ñõöðýøõ ÃÂðüþÿÃÂþø÷òþûÃÂýÃÂàÿþöðÃÂýÃÂàÃÂøÃÂÃÂðÃÂøù ø þñõÃÂÿõÃÂõýøõ ÃÂþÃÂÃÂðýýþÃÂÃÂø þñÃÂõóþ øüÃÂÃÂõÃÂÃÂòð öøûÃÂÃÂþò òÃÂõóþ ôþüð.
  • ÃÂþ÷òþûÃÂÃÂàöøòÃÂÃÂøü ò ôþüõ óÃÂðöôðýðü ÿþûÃÂ÷þòðÃÂÃÂÃÂàþñÃÂõôþüþòÃÂü øüÃÂÃÂõÃÂÃÂòþü, ò ÃÂþü ÃÂøÃÂûõ ø ýõöøûÃÂüø ÿþüõÃÂõýøÃÂüø ñõÃÂÿÃÂõÿÃÂÃÂÃÂÃÂòõýýþ, ñõ÷ úðúøÃÂ-ûøñþ ÃÂÃÂÃÂþóøàþóÃÂðýøÃÂõýøù.
  • áþñûÃÂôõýøõ ÿÃÂðò ø ÷ðÃÂøÃÂð øýÃÂõÃÂõÃÂþò ÃÂþñÃÂÃÂòõýýøúþò ø ýðýøüðÃÂõûõù ÿþüõÃÂõýøù ôþüð, àÃÂþñûÃÂôõýøõü ÷ðúþýþôðÃÂõûÃÂýÃÂàýþÃÂü.
  • ÃÂþôôõÃÂöðýøõ òÃÂõàúþüüÃÂýøúðÃÂøþýýÃÂàÃÂõÃÂõù ò øÃÂÿÃÂðòýþü ÃÂþÃÂÃÂþÃÂýøø, þÃÂÃÂûõöøòðýøõ øÃÂÿÃÂðòýþÃÂÃÂø ÃÂÃÂõÃÂýÃÂàø÷üõÃÂøÃÂõûÃÂýÃÂàÿÃÂøñþÃÂþò, ÃÂòþõòÃÂõüõýýþ òÃÂ÷ÃÂòðÃÂàñÃÂøóðôàÃÂõüþýÃÂýøúþò ôûàøÃÂÿÃÂðòûõýøàøÃÂÿþÃÂÃÂõýýþóþ þñÃÂõôþüþòþóþ þñþÃÂÃÂôþòðýøÃÂ.
  • ÃÂñõÃÂÿõÃÂõýøõ ÿþÃÂÃÂðòþú òÃÂõàýõþñÃÂþôøüÃÂàÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþò ôûàöø÷ýõþñõÃÂÿõÃÂõýøÃÂ, ÿÃÂþöøòðÃÂÃÂøàò ôþüõ óÃÂðöôðý.
  • ãàþÃÂòõÃÂðõàÃÂòþõù üðÃÂõÃÂøðûÃÂýþù ÷ðøýÃÂõÃÂõÃÂþòðýýþÃÂÃÂÃÂàÿõÃÂõô ÃÂþñÃÂÃÂòõýýøúðüø ø ýðýøüðÃÂõûÃÂüø ÿþüõÃÂõýøù ÷ð ñõÃÂÿõÃÂõñþùýÃÂàÿþÃÂÃÂðòúàòÃÂõàÃÂõÃÂÃÂÃÂÃÂþò, ýõ÷ðòøÃÂøüþ þàÃÂÃÂõÿõýø þÃÂýðÃÂõýøàôþüð.

ÃÂðÃÂõÃÂÃÂòõýýÃÂõ ÿþúð÷ðÃÂõûø ÿÃÂõôþÃÂÃÂðòûõýøàÃÂÃÂûÃÂó ýõ ôþûöýàÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøÃÂàÃÂÃÂÃÂðýþòûõýýÃÂü ÷ðúþýþôðÃÂõûÃÂÃÂÃÂòþü ÃÂÃÂõñþòðýøÃÂü, ÃÂÃÂþ ÃÂðúöõ ÃÂõóûðüõýÃÂøÃÂÃÂõàÃÂààä.

ÃÂÃÂþüõ ÃÂÃÂþóþ, ÃÂÃÂúþòþôÃÂÃÂòþ ãàýõ ôþûöýþ ÿÃÂõÿÃÂÃÂÃÂÃÂòþòðÃÂàþ÷ýðúþüûõýøààÃÂøýðýÃÂþòþù ôþúÃÂüõýÃÂðÃÂøõù ÃÂÿÃÂðòûÃÂÃÂÃÂõù úþüÿðýøø, ÿÃÂþÃÂþúþûðü ÿÃÂþòõÃÂþú óþÃÂÃÂôðÃÂÃÂÃÂòõýýÃÂüø ýðô÷þÃÂýÃÂüø þÃÂóðýðüø, ÿõÃÂõÃÂýõ ÿÃÂõôþÃÂÃÂðòûÃÂõüÃÂàÃÂÃÂûÃÂó ôûàÃÂòõÃÂúø øàÃÂðúÃÂøÃÂõÃÂúþóþ ÿþÃÂÃÂõñûõýøàöøûÃÂÃÂðüø.

Почему растет квартплата

При этом все специалисты единодушны в том, что отрасль накопила колоссальное количество проблем – построенные в период массового жилищного строительства панельные дома и коммунальные сети сильно изношены, капитальный ремонт не решает принципиальных проблем, благоустройство из года в год повторяет само себя, долги за услуги для неплательщиков продолжают накапливаться, из многих городов уезжают люди, что провоцирует рост тарифов для остающихся.

В мировом рейтинге стоимости коммунальных услуг Россия выглядит достойно, занимая 54-ю позицию и «отставая» от лидеров списка — Германии, Люксембурга и Австрии более чем в два раза. Но при этом и средний доход российской семьи после уплаты налогов отличается от европейцев в 2–3 раза. И плата за коммунальные услуги растет. С 2000 по 2010 год она выросла в 11 раз (при росте цен на энергоносители и воду всего в четыре раза), а за последние пять лет выросла еще на треть. Особенно это стало заметно на фоне замедления роста и спада в экономике — реальные доходы людей стали снижаться, а тарифы продолжили расти, будучи привязанными к инфляции и ценам на газ.

Итогом стал резкий рост долга за коммунальные услуги, который к 2020 году суммарно достиг ₽1,5 трлн, из которых более трети — долг граждан. Подробный рассказ про астрономическую сумму, которую задолжали поставщикам почти 5% россиян, складывается из миллионов историй о людях и семьях, оказавшихся в сложных условиях без возможности из них вырваться. Должники в буквальном смысле уходят в глухую оборону — баррикадируя двери и не впуская судебных приставов, они пишут письма с просьбами президенту страны и наблюдают за тем, как банки списывают с них до 50% пенсий или социальных выплат, порой их единственных доходов. В августе 2020 года на фоне ухудшения экономики Минстрой предложил правительству расширить список льготных категорий, которым государство бы помогало оплачивать часть услуг, однако Минфин категорически отверг такую возможность.

В 2019 году взять под контроль рост тарифов попробовала Федеральная антимонопольная служба — ее руководитель тогда заявил, что россияне уже давно переплачивают за коммунальные услуги почти двукратно, а причиной повышения цен является желание компаний обновлять свою инфрастуктуру за счет собранных денег. Можно сказать, что усиление контроля сработало — рост тарифов замедлился, перейдя в режим индивидуального согласования с федеральным правительством. Это тоже пример того, как решение вопросов в сфере коммунального хозяйства переходит из экономической плоскости в политическую.

Почему же тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут? Эксперты уверяют, что ответов несколько. Во-первых, есть широко известная причина — инфляция. Во-вторых, это, безусловно, рост цен на энергоносители. В-третьих, логично увеличение расходов на ремонт ветшающей инфраструктуры. Но кроме них есть и менее заметные и менее прозрачные факторы — обслуживание банковских займов компаний-поставщиков и содержание профсоюзов работников отрасли.