Федеральный закон от 13.07.2020 n 190-фз

Обзор документа

Скорректированы законы о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении. Кабмин должен установить критерии и порядок отнесения:

— владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, в т. ч. исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и качественных показателей их деятельности;

— владельцев водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них к транзитным организациям.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок. Предусмотрены переходные нормы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 20. Проверка готовности к отопительному периоду

1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

2. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

4. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

5. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

6. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

https://youtube.com/watch?v=qdyeDkrFyAI%3F

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017


ФЗ «О теплоснабжении»29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ

В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Важно! Последние дополнения в федеральный закон N 190-ФЗ внесены в июле 2018 года. Нормативный акт постоянно редактируется с целью совершенствования системы правового регулирования в области теплоснабжения.

Итоги реформирования

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.