Главные законы для предпринимателей

Оглавление

Новые поправки

Последние изменения были внесены в Федеральный Закон 209 27 ноября 2017 года, при принятии ФЗ номер 356.

Изменения произошли в статье 25.1. Согласно новой редакции, объектами инвестирования корпораций малого и среднего предпринимательства являются:

  • Долговые обязательства РФ;
  • Депозитные счета в финансовых организациях.

В ст. 25.1 были добавлены пункты с 11.1 по 11.7. Согласно им, дочерние корпорации теперь вправе также инвестировать средства. Порядок и условия размещения средств или их инвестирования определяется советом директоров корпорации.

Корпорации малого или среднего бизнеса обязаны соблюдать следующие нормативы:

  • Достаточное количество капитала;
  • Величина риска инсайдера должна быть совокупной;
  • Размер рисков на контрагентов максимальный;
  • Соблюдение соотношения капитала корпорации и обязательств.

Расчет условий и нормативов ведется согласно указаниям Правительства Российской Федерации. Проверки корпораций на соблюдение условий, требований и нормативов, установленных Правительством РФ ведутся аудиторными организациями. Все числовые значения и информация о соблюдении нормативов должна быть открытой и размещена на официальном сайте корпорации.

В статье 25.2 были добавлены изменения в части 6.1. Совет директоров корпорации может принять решение о разрешении получения отрицательного финансового результата. Однако такое может происходить только в планируемых отчетных периодах.

В статье четыре изменения произошли 26 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 207. Согласно этой статье к предприятиям малого и среднего бизнеса относятся:

  • Хозяйственные общества;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Хозяйственные партнерства;
  • Фермерские или крестьянские хозяйства;
  • Кооперативы на производстве;
  • Потребительские кооперативы.

Изменения произошли в части 1.1, пункт 2, подпункты а и б. Численность сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства не должна превышать ста человек (для малого бизнеса) и 250 (для среднего бизнеса). Согласно изменениям пункта 2.1, правительство Российской Федерации имеет право устанавливать и изменять предельную численность сотрудников для организаций, компаний и фирм малого и среднего бизнеса за прошедший календарный год.

Изменения в категории предпринимательства с малого на средний, со среднего на большой и наоборот происходит, если в течение трех календарных лет происходило изменение численности сотрудников. В случаях вновь созданного или вновь зарегистрированного ИП или юр. лица, если информация была изменена или сохранена в едином реестре, то категория предпринимательства соответственно сохраняется или изменяется.

Текст действующей редакции ФЗ 209

Федеральный закон о предпринимательстве был основан на актах Конституции Российской Федерации. Каждый желающий вести бизнес малой или средней категории имеет определенные права и обязанности, правительство РФ поддерживает и помогает предпринимателям. Чтобы понимать в каких случаях можно обратиться за помощью, к каким категориям относится бизнес и как не совершить ошибки, за которые можно понести ответственность, рекомендуется прочесть или изучить ФЗ 209.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Чем запрещено заниматься ИП

Ориентировочный перечень, какими видами деятельности не может заниматься ИП:

  • требующими спецразрешения, получить которое предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах;
  • требующими получения лицензии, которая недоступна предпринимателю в соответствии с ведомственными или иными специальными документами (например, алкогольная);
  • которые осуществляются исключительно юрлицами по специальному закону, например, открытие ломбардов, страхование.

Также недоступны для предпринимателей:

  • разработка и реализация военной продукции;
  • изготовление и реализация наркотических, ядовитых веществ, взрывоопасных смесей и элементов;
  • трудоустройство граждан из России за границами РФ;
  • поставка и продажа электрической энергии;
  • разработки в области космонавтики.

«Надзорные каникулы»

В заключение напомним, что до 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся плановые проверки ( Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Однако «надзорные каникулы» освобождают предпринимателей только от плановых проверок и не распространяются на налоговые проверки, ревизии со стороны ПФР и ФСС России и отдельные виды госконтроля (). Таким образом, в случае, если предприниматель обнаружит себя в плане проверки и посчитает эту проверку незаконной, он вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки (). План проверок предпринимателей опубликован в сводном ежегодном плане проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (plan.genproc.gov.ru/plan2017/).

Кроме того, только для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок, который не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены ().

МНЕНИЕ

Евгений Дьяченко, генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz:

«Законы, необходимые для развития малого и среднего бизнеса, в России функционируют. Например, упрощенная система налогообложения, «надзорные каникулы», субсидии. Сегодня, в основном, если возникают вопросы, налоговая служба взаимодействует с налогоплательщиками: звонит и просит пояснить ту или иную ситуацию. Бизнес поддерживается также и региональными структурами. С моей точки зрения, этих видов поддержки достаточно. Бизнес развивается не с той скоростью, как хотелось бы, не потому, что отсутствует поддержка государства, а потому, что люди не готовы массово заниматься бизнесом».

МНЕНИЕ

Лада Горелик, управляющий партнер коллегии адвокатов «Горелик и партнеры»:

«Безусловно, налоговая система в России стала работать более качественно. Большое количество нововведений (в частности, введение различных интеллектуальных систем анализа деятельности предприятий) позволило эффективнее выявлять фирмы «однодневки». Но тут есть, как всегда, ряд нюансов: интеллектуальная система работает по своим внутренним алгоритмам и нередко под удар попадают абсолютно добросовестные компании, в деятельности которых нет никакого криминала. Проводить качественный и конкретный анализ каждой компании налоговики не имеют возможности из-за ограниченного штата и большой загрузки инспекторов. В результате в зону пристального внимания налоговиков попадает немало добросовестных компаний».

Виды предпринимательства для ИП

В законодательстве нигде не найти конкретного указания, какую деятельность не вправе вести индивидуальный предприниматель, ответ придется искать в системном толковании действующих норм. Мотивация ограничений в действующем законодательстве тоже не обозначена. Скорее всего, они обусловлены тем, что предприниматель изначально считается представителем малого или среднего бизнеса, а для некоторых отраслей нужны средства, оборудование и высококвалифицированные специалисты. Чаще всего это занятия, для которых требуются специальные разрешения — лицензии.

Простые

Ими вправе заниматься любые субъекты предпринимательства сразу после государственной регистрации без получения дополнительных справок, разрешений или исполнения иных формальностей. Здесь разрешенные виды предпринимательства для ИП практически не ограничены.

Их перечень условно поделим на следующие группы:

оказание различных видов услуг (бытовые, бухгалтерские, консультационные, юридические, посреднические и т

д.);
аренда недвижимости, как жилой, так и коммерческой;
артистическая деятельность, творчество;
прокат имущества, вещей и транспорта;
репетиторство;
полиграфия и издательство (нужно принимать во внимание защиту интеллектуальных и авторских прав);
оптовая и, частично, розничная торговля (исключая продукцию, для осуществления оборота которой требуются спецразрешения).

Лицензируемые

  • фармацевтика;
  • медицина;
  • частная детективная деятельность;
  • разработка и изготовление компьютерных программ, фонограмм и т. д.;
  • осуществление пассажирских перевозок.

Кроме того, некоторые занятия, даже не требующие лицензии, предполагают получение других разрешений: например, для открытия продуктового магазина проходят согласование с госорганами и получают заключения Роспожнадзора и СЭС. Для открытия салонов красоты, гостиниц, парикмахерских потребуется соблюдение определенных санитарных правил. Разрешение выдается и для оказания услуг такси. А при наличии судимости гражданин не вправе работать с детьми, в области культуры, в сфере развлечений, в скорой и в медлабораториях и т. д. Это необходимо учесть при выборе сферы предпринимательства.

Разрешенные занятия

Определить запрещенные виды деятельности для ИП 2021 года придется методом исключения, так как конкретного списка законодатель ни в одном нормативном или законодательном акте не сформировал.

Законы в области налогов

В обязанности ФНС входит не только регистрация ИП, но и ведение основной деятельности, к которой относятся:

  • контроль налогов;
  • все уровни бюджетных сборов.

Налоговый кодекс описывает все правила, в соответствии с которыми происходит налогообложение предпринимателей.

Представители бизнеса наделены правом самостоятельно выбирать направленность деятельности и систему обложения налогов. Часть 2 Налогового Кодекса России содержит описание доступных вариантов, среди которых:

  • единый сельхозналог;
  • УСН;
  • общий режим;
  • ЕНВД;
  • патентная система.

Местная НС дает предпринимателям разъяснения о коэффициентах и муниципальных налогах. Если представитель бизнеса намерен перейти на другой тип налогообложения, он должен подать письменное заявление в территориальную Федеральную Налоговую службу, в которой он ведёт свой бизнес.

Два года назад в качестве эксперимента был введён налог на профессиональную деятельность (НПД). Он может быть использован не только индивидуальными предпринимателями, но и самозанятыми гражданами. НПД регулируется ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действителен на протяжении 9 лет с момента введения на территории четырёх регионов:

  • в Москве и Московской области;
  • Калужской области;
  • Татарстане.

Данный налоговый режим является достаточно привлекательным, так как ставка по нему составляет от 4% до 6%. НПД будет внедрена по всей России в случае, если пилотный проект окажется успешным. После этого каждый предприниматель, которому подойдет данный режим, сможет отдать ему предпочтение.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

Другие законопроекты

Кроме приведенных, существует множество указов, вмещающих в себя разнообразные статьи. Целью этого, является регулирование коммерческих вопросов во всех сферах. Начиная от регистрации, заканчивая наймом сотрудников и правилами продажи. Рассмотрим основные из них.

Правовые регулирующие нормы:

  • о развитии предпринимательства;
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Конституция РФ;
  • о защите конкуренции;
  • о естественных монополиях;
  • о недрах;
  • о поставках продукции для федеральных нужд;
  • постановление о связи.

Так, как это довольно широкая сфера во всех областях жизни, то и упоминание о ней почти везде. Все законы, касающиеся нормативно-правовых отношений, имеют пункты, касающиеся предпринимательства. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности устанавливает четкие сроки регистрации или отказа для начала своего дела.

Польза или вред

Бизнес разделен на несколько мнений по поводу того, помогает ли государственное регулирование или вредит. Данное мнение скорее зависит от сферы и честности человека. Для некоторых компаний, не составляет труда, придерживаться всех статей. Также, есть те, кто действительно оплачивает абсолютно все налоги. Но есть и другие, рассмотрим подробнее, этот вопрос.

Польза:

  • постановление о монополии защищает малый и средний бизнес;
  • опираясь на указы, можно обжаловать действия проверяющих органов;
  • каждый участник рынка, может узнать свои права и обязанности;
  • для каждой компании, прописаны правовые рамки;
  • защищают от недобросовестной конкуренции.

Вред:

  • часто используют для давления;
  • некоторые неточности и противоречия мешают работать.

Почти все подобные акты стран СНГ, довольно похожи. Например, закон Украины также начинается с описания субъектов и объектов. В большинстве своем, некоторые пункты меняются время о времени, но основная составляющая прежняя. Главная задача этих актов, обезопасить рынок и государство. Ведь к сожалению, иногда свое дело, люди ведут с нарушением всех возможных правил.

Какая деятельность считается незаконной

Если вы определились, что ваша деятельность считается предпринимательской, убедитесь, что ведете ее легально. Незаконной коммерческая деятельность признается в следующих случаях:

  • Вы не встали на налоговый учет;
  • Нарушены правила регистрации, в том числе срок постановки на учет;
  • При регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения;
  • Для ведения деятельности не получены необходимые лицензии и разрешения;
  • После регистрации в качестве ИП утрачено право работать в таком статусе, но с учета предприниматель не снялся. Это может произойти, если, например, вы поступили на государственную службу.

Какая ответственность может грозить в 2021 году

Ответственность предусмотрена именно за отсутствие регистрации в качестве ИП, для не вставших на учет самозанятых она не установлена. Но учтите, что если вы работаете на себя в сфере, в которой по закону можно стать самозанятым, и не зарегистрировались ни в каком качестве, вас ждет наказание как за отсутсвие регистрации как предпринимателя.

За такие нарушения существует ответственность следующих видов:

  • Налоговая. За нарушение сроков регистрации — штраф 10 000 руб., за работу без регистрации — 10% от полученных доходов (но не менее 40 000 руб.);
  • Административная: штраф от 500 до 2000 руб.;
  • Уголовная: штраф, исполнительные работы или арест. К уголовной ответственности могут привлечь, если полученный доход превысил 2 250 000 руб. или ущерб на эту сумму был причинен иным образом (это считается крупным ущербом). В таком случае штраф составит до 300 000 руб. (или сумму дохода за два года), также суд может назначить исправительные работы (до 480 часов) и даже арест на срок до 6 месяцев. В случае особо крупного ущерба (от 9 000 000 руб.) или совершения преступления организованной группой, штраф вырастет до 500 000 руб., а вместо ареста могут присудить лишение свободы на срок до 5 лет.

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Отмена зачетного механизма взносов

С 1 января 2021 года назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам на всей территории Российской Федерации, в том числе на территории г. Москвы, будет осуществляться непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования с использованием механизма прямых выплат.

Зачетный механизм уплаты взносов с 01.01.2021 отменяется.

Взносы в Фонд перечисляются в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Переходные положения

Закон N 209-ФЗ устанавливает, что субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность до дня вступления указанного Закона в силу, но не отвечающие определенным Законом N 209-ФЗ условиям отнесения к таковым, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

В целом, проанализировав новый Закон N 209-ФЗ, можно сделать следующий вывод: при всем многообразии форм, видов и мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Закон не содержит ни одной нормы, которая могла бы непосредственно применяться на практике без принятия дополнительных подзаконных актов, федеральных и иных программ. Без создания значительной нормативной, имущественной и организационной базы во исполнение данного Закона его положения останутся действующими лишь на бумаге.

Т.Л.Астахова

Юрист

? Онлайн-кассы

О применении контрольно-кассовой техники — 55 ФЗ

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2021 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Действующие меры поддержки

Мораторий на плановые проверки

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса, который действовал в 2020 году, продлён до конца 2021 года. В список попадают даже начатые проверки. Исключение — объекты высокого и чрезвычайно высокого риска, по которым установлен режим постоянного госнадзора.

Автоматическое продление лицензий и разрешений

Принято новое правительства РФ, согласно которому срок действия лицензий и разрешений продлевается на один год. Это позволит сократить издержки бизнеса, связанные с прохождением разрешительных процедур.

Льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности

В действие вступила программа «ФОТ 3.0». Оформить льготный кредит по ставке 3% можно с 9 марта 2021 года сроком до 12 месяцев. Расходовать средства можно на любые нужды, включая выплату зарплаты и платежей по кредитным договорам. При этом правило не распространяется на выплату дивидендов, покупку собственных акций, долей в уставном капитале и благотворительность.

Размер кредита определяется исходя из количества сотрудников (один МРОТ на сотрудника), лимит — 500 миллионов рублей. Главное условие программы — сохранить не менее 90% рабочих мест в течение действия кредитного договора. Порядок и условия получения льготных кредитов прописаны .

Снижение страховых взносов

Для всех компаний МСП предусмотрено снижение тарифов по страховым взносам с 30 до 15% в отношении выплат сверх МРОТ. Для ИП на патентной системе налогообложения взносы уменьшаются вдвое.

Налоговые каникулы для ИП

Вновь зарегистрированные ИП могут работать по нулевым налоговым ставкам до 2024 года. Согласно , льготой могут воспользоваться новые ИП, которые используют УСН (упрощённую систему налогообложения) или ПСН (патентную систему налогообложения), также работают в производственной, социальной, научной сферах и отрасли бытовых услуг.

Отсрочка по арендным платежам

Субъекты МСП отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, отсрочить арендные платежи за 2020 год и оплачивать их частями в течение двух лет, до 2023 года.

Материал по теме
Проверки для среднего и малого бизнеса: когда их ждать и как подготовиться

Прямое субсидирование субъектов МСП

Сейчас действует несколько программ прямого субсидирования бизнеса:

От Министерства экономики и развития. Деньги выделяют из федерального бюджета для поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Принять участие в конкурсе может любой предприниматель. Предпочтение отдаётся тем, кто развивает социальные проекты, программы экспорта, сельское хозяйство, народные промыслы, а также инвалидам и одиноким предпринимателям с детьми

Во внимание принимается уровень доходов заявителя. Сумма зависит от региона.

От Центра занятости

Субсидию выдают на открытие своего дела. Чтобы получить помощь, заявитель должен стоять на учёте в Центре занятости и иметь бизнес-план. Размер субсидии зависит от среднерыночных цен в регионе, где работает предприниматель. В среднем это 60 тысяч рублей. Если будут наёмные работники, аналогичная сумма выделяется на каждого из них. Деньги можно направить на покупку оборудования, сырья, ремонт помещения. Расходы проверяет комиссия. Также предусмотрена компенсация расходов по регистрации бизнеса до 20 тысяч рублей.

От Департамента развития и поддержки предпринимательства. Компании, работающие менее года, могут получить до 300 тысяч рублей на развитие. Нужно предоставить документы о ведении деятельности и детальный бизнес-план. Субсидию выдают на конкурсной основе, заявки принимают от тех, кто не имеет долгов по налогам и зарплате и может вложить не менее 50% собственных средств в реализацию проекта.

От Фонда содействия инновациям. Фонд предлагает несколько конкурсных программ, по которым предприниматели могут получить от полумиллиона до 25 миллионов рублей: «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация».

Поддержка сельского хозяйства

Предприниматели, которые работают в отрасли более двух лет и имеют бизнес-план по развитию, могут претендовать на компенсацию до 90% расходов в рамках полутора миллионов рублей. Плюс действует программа льготного кредитования фермеров: проценты по кредитам до пяти миллионов рублей в течение пяти лет гасятся за счёт бюджетных средств.

Мы описали федеральные меры поддержки, которые действуют во всех регионах. Местные власти правомочны дополнять их на своё усмотрение.

Кстати, даже в сложные времена при помощи простых инструментов можно не только решать важные задачи, но и неплохо экономить — время, деньги и нервы. Полезные и понятные сервисы для предпринимателей собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес».

Помогает ли государственное регулирование развитию предпринимательской деятельности?

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть как негативными, так и позитивными. Государство должно максимально быстро выявлять отрицательные тенденции и принимать все возможные меры по их устранению.

Польза

Плюсы государственного регулирования заключаются в следующем:

  • малый и средний бизнес получает защиту от монополий и недобросовестных конкурентов;
  • каждый коммерсант может обжаловать действия проверяющих органов;
  • любой участник рынка вправе получить информацию о своих правах и обязанностях;
  • установлена сбалансированная система законных сдержек для каждого субъекта предпринимательской деятельности.

Вред

Минусы государственного регулирования:

  • устанавливаемые меры могут быть использованы для давления на определенных субъектов бизнеса;
  • во время вмешательства государства в предпринимательскую деятельность граждан может возникнуть социальная напряжённость в обществе;
  • наличие неточностей и противоречий, существующих в связи с отсутствием единого закона о предприятиях, может создавать трудности в работе бизнесменов;
  • принятые государством меры могут привести к безработице и дефициту бюджета.