Статья 21 упк рф. обязанность осуществления уголовного преследования

10.3. Подследственность и ее виды

Компетенция органов следствия разграничивается на основе
правил о подследственности, под которой понимается совокупность
установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми
производство следствия относится к ведению определенного органа расследования.

Различаются следующие виды подследственности:

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером
совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего
разграничивается компетенция между следователями прокуратуры и органов
внутренних дел (ст. 151 УПК РФ). Следователи прокуратуры расследуют дела об
особо опасных государственных и иных государственных преступлениях, о наиболее
тяжких преступлениях против личности, дела о должностных преступлениях,
преступлениях против правосудия, уголовные дела в отношении прокурорских
работников.

Следователи органов внутренних дел расследуют некоторые дела
об иных государственных преступлениях, незаконном обороте наркотиков,
вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях и др.

Следователи ФСБ расследуют дела о наиболее опасных
преступлениях (шпионаж, убийства, контрабанда).

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом
(районом) совершения преступления. Однако в целях обеспечения наиболее
быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по
месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого
или большинства свидетелей.

Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта
преступления.

В силу этого признака следователи военной прокуратуры
расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными,
лицами, призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими
воинских частей и учреждений.

Альтернативный признак подследственности определяется тем, что дела о
некоторых преступлениях расследуются тем органом, которым возбуждено уголовное
дело. По делам о мошенничестве, об уклонении от подачи деклараций о доходах,
следствие производит орган, возбудивший дело.

Если при расследовании этих дел будут установлены должностные
преступления, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они
расследуются этим же органом.

При необходимости расследования двух или нескольких связанных
между собой преступлений действует признак подследственности по связи дел.
Так, дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложном
показании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иных
преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится
преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

Следователь, установив, что дело ему не подследственно,
обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело
прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности по
признаку места совершения преступления решается прокурором района, где было
начато следствие.

При необходимости производства следственных или розыскных
действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить
производство
этих действий соответствующему следователю или органу дознания,
который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:ПодследственностьПодрывник-разрядчик боеприпасов (Выпуск №72 ЕТКС)Подручный сталевара электропечи (третий)Подсобный рабочийПодсобный рабочий на лесозаготовках, лесосплаве и подсочке леса (Часть №2 выпуска №37 ЕТКС)Подсочка леса

Статья 159 УПК РФ. Обязательность рассмотрения ходатайства

  1. Следователь, дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса.
  2. При этом подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.
  3. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь, дознаватель выносит постановление.
  4. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

Сроки преследования

Любые виды уголовного преследования имеют определенные сроки, которые зависят от рассматриваемого дела. По закону процесс, в рамках которого происходит досудебное выяснение всех обстоятельств, должен длиться не более двух месяцев, согласно статье 162 УПК РФ. Если окажется, что лицо может быть переведено из категории подозреваемых в обвиняемые, материалы дела передаются прокурору для утверждения обвинения.

Должностное лицо обязано в течение пяти дней решить вопрос об утверждении заключения, которое предоставили следственные органы, или о направлении материалов на дополнительное расследование.

На всех стадиях движения дела любые виды уголовного преследования не могут быть прекращены (за исключением вышеуказанных условий). Основанием для окончания преследования, если лицо признано виновным, считается заключение его под стражу для отбывания наказания в виде срока в колонии.

Таким образом, срок преследования находится в прямой зависимости от процесса – начиная от заявления или выявления преступления и заканчивая приговором суда.

Защита документов

Обязательное требование к подобного рода обращениям прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя — их соответствие пределам полномочий, установленных для каждого из них УПК РФ. Полномочия прокурора установлены ст.37 УПК РФ, следователя — ст.38 УПК РФ, органа дознания — ст.40 УПК РФ, дознавателя — ст.41 УПК РФ (см. комментарий к соответствующим статьям). 9. Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, касающиеся предоставления сведений, относящихся к государственной, коммерческой тайне и другим сведениям, к которым нет свободного доступа, подлежат исполнению в порядке и пределах, установленных соответствующими законами Российской Федерации. Так, сведения, составляющие коммерческую тайну, выдаются органам предварительно следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора. Порядок предоставления сведений, относящихся к банковской тайне, определяется федеральным законодательством. Порядок доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, регулируется ст.139 ГК РФ. 10. Закон не установил форму и порядок оформления требований, поручений и запросов, что позволяет считать любую форму обращения (как письменную, таки устную) обязательной для исполнения. В то же время для некоторых поручений письменная форма обязательна (см. приложения 45 и 46 к ст.476 УПК РФ). 11. Требования и поручения, исполнение которых связано с осуществлением действий правового характера (поручение о допросе свидетеля, проживающего в другом регионе, требование о производстве ревизии и т.п.) должны оформляться письменно. Иные запросы о предоставлении сведений, предъявленные в пределах полномочий следователя или дознавателя по расследуемым ими преступлениям, могут быть оформлены письменно, а могут быть переданы устно (например, телефонограммой).



СТ 21 УПК РФ

1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

3. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, уполномочены осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.

4. Требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Комментарий к ст. 21 УПК РФ

  1. 1

    В данной статье получил закрепление принцип публичности (официальности), понимаемый как обязанность органов и должностных лиц органов уголовного преследования осуществлять уголовно-процессуальную деятельность независимо от волеизъявления участников процесса, имеющих в деле законный интерес, в том числе потерпевшего (за исключением дел частного и частно-публичного обвинения, предусмотренных ст. 20), с целью установления события преступления и изобличения лица (лиц), виновных в его совершении. В отличие от УПК РСФСР (ст. 3) данный принцип более не включает требование неотвратимости наказания за каждое преступление, учитывая многочисленные возможности отказа в возбуждении уголовных дел и прекращения уголовного преследования (см. об этом ком. к главе 4).

  2. 2

    Конституционный Суд указал, что, «возлагая на суд в уголовном процессе исключительно задачу осуществления правосудия, Конституция РФ не относит к его компетенции уголовное преследование, посредством которого реализуются закрепленные, в частности, за исполнительной властью конституционные полномочия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью… Вместе с тем суд вправе осуществлять по делам публичного обвинения судебный контроль за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела, отказа в его возбуждении или прекращения дела, который реализуется лишь путем рассмотрения в судебном заседании материалов, представленных ему органами государственного обвинения, в том числе по жалобам заинтересованных лиц, чьи конституционные права этими актами были нарушены». В случаях, когда суд в процессе рассмотрения уголовного дела приходит к выводу о наличии фактических данных, свидетельствующих о признаках преступления, он должен, воздерживаясь от утверждений о достаточности оснований подозревать конкретное лицо в совершении этого преступления и от формулирования обвинения, направлять соответствующие материалы для проверки поводов и оснований к возбуждению уголовного дела в органы, осуществляющие уголовное преследование, которые обязаны в этих случаях немедленно реагировать на факты и обстоятельства, установленные судом, и принимать необходимые меры. Так же должен поступить суд и в случае поступления к нему заявления о привлечении лица к уголовной ответственности за совершение преступления, производство по которому должно осуществляться в форме публичного или частно-публичного обвинения.

  3. 3

    О досудебном соглашении о сотрудничестве см. ком. к ст. 317.1.

Что показывает судебная практика по данной статье

Рассмотреть принцип осуществления должностными лицами своих обязанностей по возбуждению уголовного преследования можно на примере кражи. Группой лиц (Петров Иванов и Соболев) было похищено золото из магазина. В отношении этих трех людей было возбуждено уголовное дело и инициировано преследование. В процессе следственных мероприятий выяснилось, что Соболев не выступал участником хищения, он работал таксистом и являлся родственником Петрова.

Возвращаясь с работы, его остановил родственник и попросил подвезти. Тот согласился, не подозревая, что двое знакомых только что совершили преступление. В отношении данного субъекта было прекращено уголовное преследование, и с категории «подозреваемого» его перевели в «свидетели», ведь в его действиях не отмечаются признаки злодеяния.

Уголовное производство продолжилось в отношении Петрова и Иванова. Петрову вручили обвинение и привлекли к ответственности, но вот Иванов скрылся от следствия, и уголовное преследование не принесло результатов на протяжении двух месяцев. Было принято следователем решение приостановить уголовное производство и преследование до изменения ситуации.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 21 УПК?

По делам частно-публичного и публичного обвинения решение инициировать уголовное преследование выносят всегда, так как нужно обязательно собрать доказательство вины конкретного человека. Без аргументов, фактов и неопровержимых доказательств ни один человек не может предстать перед судом. Уголовное преследование человек, в отношении которого оно инициировано, может оспаривать в суде и, если представит неопровержимые доказательства своей невиновности, преследование прекратят.

В делах частного обвинения уголовное преследование тоже присутствует, но его не возбуждают в общем порядке. Проводит преследование сам потерпевший или гражданский истец. Он в делах частного обвинения выступает обвинителем, соответственно, на него возложены задачи поиска доказательств вины конкретного нарушителя.

На прокурора и мирового судью ложатся обязанности поддерживать обвинение, составленное потерпевшим или истцом. Фактического участия в процедуре «преследования» они не принимают.

Проблемы уголовного преследования

Уголовное преследование − это очень сложная юридическая процедура, которая требует огромных затрат сил и времени работников правоохранительных органов. Основной проблемой данной процедуры, которая существенно влияет на эффективность расследования, является большая нагрузка на следователей и дознавателей, а также несовершенство правового регулирования досудебного производства в ускоренном порядке.

В законодательстве отсутствует процессуальная технология, которая позволила бы реализовать состязательность сторон в досудебном производстве и обеспечить правовые гарантии участникам производства. В большинстве случаев следователи, хоть и обязаны объективно вести расследование и тщательно изучать все открывшиеся факты, сразу становятся на сторону обвинения, и с целью поскорее закрыть дело, не обращают внимания на улики, оправдывающие подозреваемого.

Не менее важной проблемой выступает нарушение ч. 4 ст. 21 УПК РФ, которая говорит о неприкосновенном выполнении указаний прокурора всеми участниками процесса

Прокурор − это одно из основных лиц в уголовном процессе, конечно, все его действия соответствуют закону и с ними должны считаться другие, но часто встречаются ситуации, когда действия прокурора неправомерны либо поспешны

21 УПК РФ, которая говорит о неприкосновенном выполнении указаний прокурора всеми участниками процесса. Прокурор − это одно из основных лиц в уголовном процессе, конечно, все его действия соответствуют закону и с ними должны считаться другие, но часто встречаются ситуации, когда действия прокурора неправомерны либо поспешны.

Например, следователь более «тесно» знакомится с каждой ситуацией и требует возбудить производство. Он имеет мелкие улики, которые перерастут в неопровержимое доказательство вины, нужно только время. При этом он получает отказ от прокурора, ведь тот не видит вины конкретного субъекта. В конечном итоге опасный преступник не привлекается к ответственности, а следователя за излишнюю инициативность могут привлечь к дисциплинарному наказанию.

Комментарий к статье 21 УПК РФ

1. Принципиальная новизна ч. 1 комментируемой статьи заключается в том, что теперь в законе четко указано: наряду с прокурором уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется следователем и дознавателем.

2. В ч. 2 комментируемой статьи выражено публичное начало, свойственное российскому уголовному процессу. Оно заключается в том, что большинство уголовных дел возбуждается в силу обязанности органов, осуществляющих уголовное преследование, а не по усмотрению потерпевшей стороны и прекращению за примирением сторон, за исключением случаев, особо оговоренных в законе, не подлежат. Публичное начало российского уголовного процесса выражается также и в том, что следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения (см. ч. 4 ст. 20 УПК и комментарий к ней), не считаясь с волеизъявлением потерпевшего.

3. Осуществление функции уголовного преследования во многих случаях невозможно без применения мер уголовно-процессуального принуждения. Законные требования органа, осуществляющего уголовное преследование (прокурора, следователя, дознавателя), предъявленные в пределах компетенции, предоставленной уголовно-процессуальным законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Их неисполнение влечет применение мер принуждения. Например, не явившийся на допрос без уважительной причины свидетель может быть подвергнут приводу, а нарушивший требования меры пресечения может быть подвергнут более строгой мере пресечения. За некоторые действия, связанные с неисполнением требований органа, осуществляющего уголовное преследование, предусмотрена уголовная ответственность (например, за отказ свидетеля от дачи показаний).

Публичный (общий) порядок уголовного преследования

Как мы писали выше, если преступление, изначально попадавшее под частный или частно-публичный порядок, получает квалификацию, то оно переходит под уголовное преследование публичного характера. Все остальные преступления априори рассматриваются в публичном порядке.

Итак, публичное уголовное преследование – это наиболее распространенный способ рассмотрения уголовного дела и изобличения обвиняемого в совершении преступления. Поэтому уголовное судопроизводство, как правило, проходит в публичном порядке. Другими словами, если против вас совершено преступление, которое не попадает под частный и частно-публичный порядок, то будьте готовы к тому, что дело будет рассматриваться в суде в публичном порядке.

Для публичного порядка характерны следующие признаки:

  1. Уголовное преследование публичного характера всегда осуществляют только специальные, уполномоченные на то, специалисты, наделенные государственными властными полномочиями, т.к. они действуют от лица государства: Прокурор;
  2. Следователь;
  3. Дознаватель.

Уголовное преследование осуществляется от имени государства, одной из задачей которого является пресечение любых посягательств на интересы и права общества, т.е. нас с вами.
Поскольку уголовное преследование публичного порядка имеет дает прокурору и следственным органам властные полномочия, то все учреждения, фирмы, предприятия, должностные лица и обычные граждане не могут отказаться от выполнения их поручений и запросов (запрос на предоставление документов, дача показаний и т.д.). Например, отказ от дачи показаний строго наказывается Уголовным Кодексом РФ.
Для возбуждения дел публичного характера не требуется заявление потерпевшего. Например, если патруль обнаружил в парке труп, то при обнаружении признаков преступления, дело возбуждается прокурором или следователем.
Поскольку уголовное преследование – это прямая обязанность государства, то при обнаружении преступления сотрудники прокуратуры и следственных органов не смогут прекратить уголовное дело по примирению сторон. Они обязаны довести дело до конца и изобличить преступника.

Уголовное преследование публичного порядка может быть возбуждено без согласия и заявления потерпевшего, поскольку пресечение преступлений и изобличение преступников прямая обязанность государства.

Статья 160 УПК РФ. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

  1. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
  2. Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.
  3. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.

Частно-публичный порядок уголовного преследования

При частно-публичном порядке рассматривают уголовные дела, которые могут затрагивать репутацию потерпевших, их честь и достоинство, т.е. объединяет в себе элементы и частного, и публичного уголовного преследования. Другими словами, будут рассматриваться все «неловкие» или «постыдные» дела, которые потерпевший хотел бы максимально скрыть от общественности, но при этом привлечь виновника к уголовному наказанию. При желании потерпевший может отказаться от участия в судебном заседании, поскольку обвинителем будет государственный представитель – прокурор.

При частно-публичном порядке преследования уголовное дело также возбуждается исключительно по заявлению потерпевшего, однако обвинитель будет действовать от имени государства, а не от частного лица.

Сюда относятся:

  1. Дела о сексуальных преступлениях без отягчающих признаков: Изнасилование (статья 131 Уголовного Кодекса РФ)
  2. Любые иные насильственные действия сексуального характера, том числе сексуальные действия с несовершеннолетними (статья 132 Уголовного Кодекса РФ).

Уголовные дела о нарушении личной жизни человека:

  1. Нарушение неприкосновенности личной жизни (статья 137 Уголовного Кодекса РФ);

Нарушение частной переписки, любых разговоров (телефонных, телеграфных и т.д.), в том числе и электронной переписки и видеосвязи потерпевшего (статья 138 Уголовного Кодекса РФ);
Любые нарушения неприкосновенности жилья человека (Статья 1349 Уголовного Кодекса РФ).
Иные преступления:

  1. Присвоение и растрата чужого имущества – статья 160 Уголовного Кодекса РФ;

Нанесение ущерба чужому имуществу обманным путем – статья 165 Уголовного Кодекса РФ;
Нарушение трудовых прав беременной женщины или матери ребенка до трех лет (увольнение, отказ принять на работу) – статья 145 Уголовного Кодекса РФ.
Нарушения прав интеллектуальной собственности (авторские, изобретательские, патентные) – ст. 146-147 Уголовного Кодекса РФ.

Основные характерные признаки частно-публичного уголовного преследования:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

  • Объект преступления отчуждаем, но индивидуален. То есть, это интеллектуальная собственность.
  • Также объект преступления может носить интимный характер, если речь идет о половой неприкосновенности граждан.
  • Потерпевший может повлиять только на возбуждение дела (отказаться от подачи заявления), на его прекращение по примирению или просто по желанию рассчитывать нельзя.

Все перечисленные преступления попадут под уголовное преследование опять же только по заявлению потерпевшей стороны: самой жертвы или ее законного представителя. Для них действуют те же исключения, что и для частного порядка. А именно, если преступление совершено с отягчающими признаками, т.е. степень тяжести увеличивается, то дело рассматривается в публичном порядке.

Обратите внимание также на следующие нюансы:

  1. Заявление подается в органы предварительного следствия;
  2. Присутствие потерпевшего на судебном заседании не обязательно;
  3. Уголовное дело при частно-публичном преследовании нельзя прекратить по примирению сторон. Исключениями являются случаи, указанные в статье 25 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

Уголовное преследование

Смена законодательства всегда порождает изменения в юридической терминологии. Тем более существенны эти изменения, когда происходит не просто смена закона, а меняется тип права.

Принятие УПК РФ представляет собой серьезную попытку реформи­рования российского уголовно-процессуального права в состязательном направлении. Переход от «инквизиционной» правовой идеологии к состя­зательной отразился в понятийном аппарате и в средствах юридической техники.

К числу важнейших понятий состязательного ряда, введенных новым УПК РФ, следует отнести понятия: «сторона», «сторона обвинения», «сто­рона защиты», «досудебная подготовка материалов уголовного дела», «функция обвинения», «функция защиты от обвинения» и ряд других. Не­разрывно связано с принципом состязательности (ст. 15 УПК РФ) и поня­тие «уголовное преследование».

В понятии «уголовное преследование» отражает­ся суть состязательного способа подготовки и поддержания обвинения. Этим обусловлен ответ на коренной вопрос о том, кто, когда и какими средствами приводит в действие механизм уголовного судопроизводства.

В состязательном процессе это делает сторона обвинения («обвинительная власть») посредством досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявление уголовного иска и поддержания его в суде.

Органы уголов­ного преследования двигают дело, преследуя цель изобличения лица, со­вершившего но их предположению преступление, доказывая его вину, предъявляя и обосновывая в суде обвинение и т.д. Это и является актуальность рассматриваемой темы.

Мы полагаем, что в теоретическом плане уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на подготовку, процессуальное обосно­вание материально-правовых притязаний обвинительной власти к лицу, предположительно совершившему преступление.

Уголовное преследование, таким образом, есть односторонняя обви­нительная деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска.

Рассмотрены следующие задачи.

— Понятие и сущность уголовного преследования;

— Рассмотрения понятие обвинительная власть;

— Виды обвинения и уголовного преследования.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

31 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляя уголовное преследова­ние, органы прокуратуры проводят расследование по делам о пре­ступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. В соответствии со ст.

35 указанного закона проку­рор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя.

Представляется, что в термине «уголовное преследование» закрепи­лись итоги реформы отечественного уголовного процесса последних лет. Напомним некоторые из них.

Во-вторых, суды теперь полностью лишены обвинительной функции. В-третьих, суд вправе рассмотреть жалобу стороны защиты на любое решение и действие.

ФЗ от 20.03.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодатель­ные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод»//Российская газета. 2001. 23 марта, должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, и прокурора.

Право на защиту гражданина гарантировано с момента возбуждения против него уголовного преследования.

Развернутое определение уголовного преследования было дано уже в проекте УПК РФ, принятом в первом чтении.

Пункт 21 статьи 5 проекта указывал, что: «уголовное преследование — деятельность, осуществляемая прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем с целью изо­бличения на основе собранных доказательств подозреваемого, обвиняе­мого в совершении преступления либо запрещенного уголовным законом общественно-опасного деяния в состоянии невменяемости».

Новый УПК РФ прибегнул для расшифровки указанного понятия к более компактной формулировке. В соответствии с п-55 ст-5 УПК РФ «уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществ­ляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обви­няемого в совершении преступления» .

Как видим, законодатель напрямую увязывает понятие уголовного преследования с функцией обвинения, а через нее и со стороной обвине­ния. Из п.47 ст.5 УПК РФ вытекает, что к стороне обвинения относится прокурор, а также следователь, дознаватель, частный обвинитель, потер­певший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.