Статья 29.5 коап рф. место рассмотрения дела об административном правонарушении

Оглавление

Какие проступки подпадают под значение административных?

Понести ответственность за административное правонарушение может и физическое, и юридическое лицо (фирма, компания, предприятие).

В качестве примеров, связанных непосредственно с нарушениями, произведёнными физическими лицами, можно привести следующие проступки:

  • Нарушение водителем дорожных правил (ПДД). Таковым, например, может считаться высокая скорость. Если при этом удалось избежать аварии и иных моментов с негативными последствиями, служба ГИБДД фиксирует в протоколе факт административного проступка со стороны водителя.
  • Самовольный захват частной земли. Когда владелец соседствующей территории, не имея подтверждающих документов, где значится купля-продажа, решает присвоить заброшенный земельный участок (сад или огород), который в итоге оказывается чужой собственностью.
  • Совершение мелкого хищения. Здесь проявление более серьезного нарушения прав. Чаще это трактуется как административное правонарушение и подлежит соответствующему наказанию с учётом обстоятельств.

Административные правонарушения чаще нельзя включить в область уголовного преступления. Обществу при этом наносится незначительный вред. Но проявлять беспечность, чувствовать себя мало обязанным в отношении ответственности за содеянное не стоит. Действия, имеющие юридический контекст, трактованные первоначально как нарушение административного характера, могут по совокупности всех предоставленных доказательств перерасти в дела с установленным высоким уровнем причинённого ущерба и определяться уже как преступление.

Вождение в нетрезвом виде в определенных ситуациях может рассматриваться как уголовное преступление

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Комментарий к статье 29.5. КоАП РФ:

1. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела (см. комментарий к ст. 26.2).

Важно обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005

19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность

2005. 19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность.

2. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства (см. комментарий к ст. 24.4). При рассмотрении такого ходатайства учитываются конкретные обстоятельства дела (наличие потерпевших, свидетелей и др.). В Определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 2-О-О подчеркнуто, что такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

3. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п. (см. комментарий к ст. 28.7).

4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.

5. В соответствии с упомянутым Постановлением Пленума Верховного Суда РФ при наличии по одному делу совокупности критериев определения места рассмотрения дела, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить приоритет между соответствующими нормами (например, если по делу о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей место рассмотрения дела, следует считать ч. 3 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 Кодекса и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением указанных устройств.

Какие документы должны быть предоставлены стороне производства?

Согласно действующему законодательству, в состав материалов входят следующие документы:

  • протокол (оформляется инспектором на месте остановки виновного водителя);
  • объяснительная записка гражданина, совершившего правонарушение (обычно составляется в подразделении ГИБДД);
  • экспертные заключения (если проводилась медицинская, техническая или иная экспертиза);
  • показания свидетелей и потерпевших в письменном виде;
  • ходатайства участников производства в суде.

Также в состав могут входить иные документы и материалы, используемые при административном расследовании. Например, видео- и аудиозаписи.

О фактическом рассмотрении подробнее

Есть ситуации, когда процесс рассмотрения вообще может быть приостановлен. Обычно к таким случаям относят:

  • Назначение экспертизы. Дело приостанавливают на срок, пока она не будет закончена.
  • Утрата дееспособности у одного из физических лиц.
  • Если имеются какие-либо уважительные причины, из-за которых одна из сторон вообще не может участвовать в рассмотрении дела.

При отпадании оснований для рассмотрения дела процесс возобновляется. Существует так же определённый порядок для случаев, когда заявление и само дело вынуждены вернуть:

  • Если форма и содержание в протоколе не соответствуют указанным требованиям.
  • При нарушениях в документах, используемых в качестве приложений.

К существенным недостаткам в протоколе относится отсутствие информации, которая прямо указано в текущей версии законодательства. Недостаток признаётся несущественным, если доказано, что он может быть устранён при рассмотрении дела по существенным вопросам.

Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

Комментарий к Статье 29.5 КоАП РФ

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП).

Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.

Возможные постановления, которые могут быть вынесены

В результате разбора дела о нарушении могут быть вынесены такого рода постановления:

  • О прекращении производства дела о зафиксированном нарушении;
  • Об определении (назначении) положенного по закону наказания, которое будет применяться к лицам и гражданам, совершившим конкретное нарушение. Отдельно могут быть озвучены условия и причины нарушения, которые требуют немедленного устранения для обеспечения отсутствия аналогичных случаев как в отношении данного лица, так и применимо к определенному месту нарушения или территории.

Постановления о том, что производство относительно протокола, разбор какого осуществлялся, подлежит прекращению, могут выноситься в следующих ситуациях:

  • Если присутствует хотя бы одно обстоятельство, которое предусмотрено статьей 24.5 КоАП;
  • При объявлении устного замечания. Подобные меры предусмотрены статьей 2.9 КоАП РФ, где отражен факт того, что при не особой значительности нарушения орган или лицо, которое производит разбор всех факторов дела, может не применять меру наказания, а ограничиться лишь таким действием.

Подготовка к рассмотрению

Материалы дела об административном правонарушении анализирует орган или суд, к которым они поступили. На этой стадии уполномоченное лицо проверяет соблюдение правил подведомственности, требований к содержанию протокола, иных документов, наличия отводов. Они проверяют полноту дела и собранные доказательства. А также наличие ходатайств

Обратите внимание, что по общему правилу ходатайство в рамках привлечения к административной ответственности должно быть подано в письменном виде

На этой стадии возможна замена лица, которому поступили материалы. Основание — родственная связь с правонарушителем, потерпевшим, защитником или представителем по доверенности по административным делам. А также иная личная или косвенная заинтересованность в результатах рассмотрения дела. Правило об отводе распространяется и на суд, и на членов административной комиссии, и на любых иных лиц, которые будут рассматривать дело.

После разрешение вышеуказанных вопросов, уполномоченное лицо назначает место и время рассмотрения дела. Одновременно в суд оно может вызвать иных лиц, истребовать доказательства. Если поступило ходатайство об отложении дела о рассмотрении по месту жительства нарушителя, принимается соответствующее решение.

Когда собранных материалов по делу недостаточно для рассмотрения дела, уполномоченное лицо их возвращает на доработку. При нарушении правил подведомственности материалы дела перенаправляются в полномочную инстанцию.

Комментарий к Статье 29.7 КоАП РФ

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.

Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.

Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.

В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Где происходит рассмотрение дела

Место рассмотрения заведенного дела устанавливается на основании Статьи 29.5 КоАП РФ и применимо к протоколам, направление на рассмотрение которых осуществило управление ГИБДД РФ, определяется такими факторами:

  • Рассмотрение вопросов по зафиксированным нарушениям происходит непосредственно по месту их совершения. По отдельному ходатайству того, на кого составлен протокол (посредством оформления заявления), возможен перенос дела по месту его постоянного проживания;
  • При оформлении протоколов применимо к жителям (гражданам) других государств рассмотрение дела происходит также именно там, где факт нарушения был зафиксирован;
  • Если в процессе ведения дела проводилось дополнительное расследование, местом рассмотрения является орган, расположенный по месту его проведения;
  • Составленные протоколы по отношению к несовершеннолетним заслушиваются по месту их фактического проживания;
  • Нарушение в области ДД, что было зафиксировано посредством специальных технических средств (выполнения фото- или видеосъемки) рассматриваются по местонахождению того органа, в который поступили данные материалы.

Стоит отметить, что в определенном порядке дела могут подлежать рассмотрению исключительно в мировом суде – такие нарушения определяются списком статей (12.2, 12.4, 127., 12.8 и т.д.). Также в мировом суде могут разбираться дела, которые поступили из органов внутренних дел. В отдельных ситуациях те решения, которые будут приняты мировым судьей, могут подлежать обжалованию. Срок действия (наличия такого права) в такой ситуации составляет 10 дней и уже после рассмотрения второй инстанцией вступает в силу, хоть и в отдельном порядке может подлежать обжалованию в порядке надзора.  Если же нарушение разбирается в отношении военнослужащего, то дело будет заслушиваться именно в военном суде.

Сроки разбора дела судьями могут быть такими:

  • 15 дней с того момента, как материалы были получены сотрудником органа, который уполномочен к его рассмотрению;
  • 2 месяца с того момента, как судьей был получен протокол, содержащий факты нарушения.

Собственно рассмотрение дела об административном правонарушении

Прежде чем начать говорить об этом этапе, необходимо остановиться на том, кто, какие органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, тем более, что лицам, уполномоченным их рассматривать посвящен отдельный раздел КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

КоАП РФ в главе 23 дает перечень более чем из 70 наименований лиц (судьи, органы и должностные лица), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел об АП.

Сроки рассмотрения

Чтобы понимать, как именно протекает данный процесс, необходимо разобраться с характерными для него сроками. Так, рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней с того момента, как должностное лицо или конкретный государственный орган получили протокол, по нему составленный, а также другие материалы.

Рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней

При условии, что от участников данного производственного процесса поступали какие-либо ходатайства, или же потребовалось дополнительное время на выяснение некоторых обстоятельств, указанный выше срок может быть продлен тем же должностным лицом, органом и т.п., которое данное дело рассматривает. Длительность дополнительно дающегося времени составляет ровно месяц.

Продление можно осуществить только при условии вынесения мотивированного определения, в котором будет подробно объяснено, зачем увеличивать изначально установленный законодательно срок.

Дело, которое подразумевает наложение административного ареста, должно рассматриваться в тот же день, когда был получен протокол об административном правонарушении и иные материалы. Дело, касающееся задержанного в административном порядке гражданина, не может быть рассмотрено позднее 48 часов с момента задержания.

Подсудность административных дел КоАП

Административные дела, подсудные рассмотрению по месту совершения деяния – это общее правило в судебной практике. Однако согласно официальной просьбе лица, которая излагается во время обсуждения, возможно рассмотрение по месту проживания данного лица.

Подсудность КоАП

Правовой вопрос, по которому проводилось разбирательство, рассматривается по месту нахождения судебного органа. Дела о проступках несовершеннолетних разбираются по постоянному месту проживания лица. В его отношении ведется процесс по делу о правонарушении. Правонарушения, влекущие за собой лишение права управления транспортным средством, нарушение правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта, очевидно, будут рассматриваться по месту учета транспортного средства. Однако, на практике производство по данным категориям административных правонарушений приводятся в исполнение в общем порядке.

Правильное определение юрисдикции того или иного правонарушения очень важно. Ведь с этого начинается судопроизводство иска и определяется вопрос об отнесении дела к подведомственности мирового или районного суда

Ошибки, допущенные на этом этапе, приводят к возврату иска без рассмотрения. В тоже время это не мешает заявителю исправить ошибку и подать иск в надлежащий судебный орган. Однако время будет упущено, а оно в ряде случаев означает деньги.

Когда административная ответственность исключается

При серьёзных причинах наказание может быть уменьшено, либо вообще отменено. Например, если виновный признаёт свою вину. Или соглашается самостоятельно устранить последствия, хотя бы их часть. У каждого из факторов для снижения или отказа от ответственности есть свои особенности. Раскаяние не будет законным, например, если к нему прибегают под принуждением со стороны других лиц.


Состав административного правонарушения

Что касается обстоятельств, исключающих ответственность, то их список состоит из:

  • Смерти виновника.
  • Отмены закона, по которому ответственность накладывалась.
  • Попадания действия под амнистию.
  • Отсутствия состава правонарушения
  • Истечения срока давности для привлечения к ответственности.
  • Участия лица, не достигшего возраста 18 лет.
  • Признания невменяемости.

Законодатель часто издаёт акты по амнистии, если законодательство меняется в положительную сторону. Что касается сроков давности, то они могут быть равны 60 дням-6 годам. Давность определяется тем, насколько тяжким было само нарушение. Виновник может сослаться на пропуск всех сроков, если потерпевший затягивает с обращениями к судебным инстанциям.

Должностные лица отличаются от остальных тем, что наказания для них более суровые, чем обычно. Это связано и с высокой долей ответственности. И необходимостью всегда сохранять рассудок.

Место рассмотрения дела по ст. 20.25 п.1 КоАП — на видео:

Как правильно определяется место для рассмотрения дела

Рассмотрение дела по месту жительства

Обычно дело рассматривается по тому же адресу, где было допущено само нарушение.

Но составитель может отдельно указать в своём заявлении, чтобы дело рассматривали по месту жительства.

В некоторых случаях возможна даже ситуация, когда рассмотрением вопроса занимаются на территории другого государства, если именно там было допущено нарушение.

Если проводится специальное расследование, то и рассматривается дело там, где данное мероприятие проводилось. Наконец, если дело связано с несовершеннолетним, то его рассматривают там, где он живёт.

Подведем итоги

Рассмотрение дел, связанных с административными нарушениями, вызывает множество вопросов у тех, кто не имеет юридического образования в данной области. Однако, если вы или ваш близкий человек какое-либо правонарушение совершили, то лучше, разумеется на все эти вопросы ответить до того, как вы окажетесь в зале суда или кабинете у какого-либо должностного лица. Внимательно прочитайте данную статью, чтобы ознакомиться со стадиями рассмотрения дел интересующей нас направленности, узнать о сроках данного процесса, наличии возможности обжаловать вынесенное по его итогам постановление, а также о многом другом, что может вам пригодиться.