Оглавление
П.1 ст.23 НК РФ
Налогоплательщики обязаны:
пп.1 уплачивать законно установленные налоги;
пп.2 встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
пп.3 вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
пп.4 представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
пп.5 представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов; (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 02.04.2014 № 52-ФЗ)
пп.5.1 представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;
(Подпункт введен — Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ);
пп.6 представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
пп.7 выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
пп.8 в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; (В редакции Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ)
пп.9 нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
НДФЛ 15 процентов с превышения 5 миллионов в год: что делать налоговому агенту
При выплате дохода физическому лицу работодатель удерживает НДФЛ и перечисляет его в бюджет. С введением прогрессивной ставки при уплате налога будет иметь значение, превышена ли сумма в 650 тыс. рублей при расчете нарастающим итогом с начала налогового периода.
Если на дату уплаты НДФЛ сумма налога больше порогового значения
, то нужно отдельно перечислить:
- налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. рублей;
- налог, сумма которого больше 650 тыс. рублей и который относится к части базы свыше 5 млн рублей.
Если величина налога не превышает лимит
, то НДФЛ перечисляется без особенностей.
По остальным ставкам налоговый агент рассчитывает и уплачивает НДФЛ в обычном порядке.
Приказом от 12.10.2020 N 236н Минфин утвердил перечень КБК по налогам на 2021 и добавил для НДФЛ следующие коды:
- 000 1 0100 110 – для налога, превышающего 650 тысяч рублей и относящегося к части базы сверх 5 млн;
- 000 1 0100 110 – для налога с сумм прибыли КИК, полученной физическими лицами, перешедшими на особый порядок уплаты НДФЛ после подачи уведомления;
- 000 1 0100 110 – для НДФЛ с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 1 января 2021 года; для налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства.
Для доходов, полученных в 2021-2022 годах, новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.
Переходный период предусматривает смягчение наказания за ошибки в расчете НДФЛ за 1 квартал 2021 года. Так, если налоговый агент неправильно рассчитает налог по комбинированной ставке, то его не будут штрафовать и начислять пени. Недостающие суммы он должен будет перечислить в бюджет до 1 июля следующего года.
НДФЛ за работника рассчитывается по следующей формуле:
НДФЛ = (Доход работника за месяц – Налоговые вычеты) x Налоговая ставка
Подоходный налог рассчитывается по окончанию каждого месяца нарастающим итогом
с начала налогового периода (т.е. учитываются суммы налогов удержанные в предыдущих месяцах). Налоговым периодом признаетсякалендарный год .
При расчёте НДФЛ учитывается весь доход, который работодатель выплачивал своему сотруднику в течение календарного месяца, за исключением тех доходов, которые по закону НДФЛ не облагаются (ст. 217 НК РФ).
Налоговая ставка
для расчёта подоходного налога составляет:
- 13% — практически для всех доходов, выплачиваемых сотрудникам (включая дивиденды), в общей сумме до 5 млн рублей включительно.
- 15% — с выплат более 5 млн рублей.
- 30% — с выплат иностранным работникам.
При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Применять налоговые вычеты можно только для доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов).
П.2 ст.23 НК РФ
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
пп.1 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)
пп.1.1 (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)
пп.2 о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ)
пп.3 обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
(Подпункт в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
пп.3.1 обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
(Подпункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
пп.4 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ)
П.7 ст.23 НК РФ
Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 02.04.2014 № 52-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ; от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ)
Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 02.04.2014 № 52-ФЗ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ)
(Пункт введен — Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
6.3. Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики
имеют право:
—
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц;
—
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных
органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах;
—
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;
—
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
—
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне
взысканных налогов, пени, штрафов;
—
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через
своего представителя;
—
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения
—
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;
—
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
—
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а
также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
—
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении
налогоплательщиков;
—
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным
законам;
—
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия
(бездействие) их должностных лиц;
—
требовать соблюдения налоговой тайны;
—
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,
причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;
—
другие права.
Обязанности
у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и
по основаниям, установленным законодательными актами.
На
налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством возлагаются
следующие обязанности:
—
уплачивать законно установленные налоги;
—
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена
Налоговым кодексом;
—
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах;
—
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете»;
—
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и
уплаты налогов;
—
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей;
—
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
—
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
—
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.
Налогоплательщики-организации
и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных обязанностей,
обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
—
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
—
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в
срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
—
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в
срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
—
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
—
об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не
позднее десяти дней с момента такого изменения.
Предыдущая |
Информирование налоговой инспекции
Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:
об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;
об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:
1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);
2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.
Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;
о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);
об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.
Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:
1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
если налог был уплачен без уведомления;
если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;
2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).
Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.
Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ)
Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Признаки плательщиков
В качестве таких субъектов выступают граждане и юрлица, на которых, согласно Налоговому кодексу, возлагается обязанность осуществлять регулярные отчисления в бюджет. Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных организаций уплачивают налоги по месту своего расположения. Обязанности, сформулированные в ст. 23 НК РФ, возникают, прекращаются или изменяются при наличии оснований, установленных в Кодексе и прочих отраслевых нормах, то есть, если существует объект налогообложения. В качестве него, по ст. 38, могут выступать:
- Операции по реализации работ/услуг/изделий.
- Прибыль/доход.
- Имущество.
- Стоимость проданных товаров, реализованных работ/услуг.
- Другой объект, обладающий стоимостной, физической или количественной характеристикой.
Плательщики НДФЛ
Начнем с ответа на вопрос, кто является налогоплательщиками НДФЛ. Налог на доходы физических лиц платится лично (или налоговыми агентами за счет личных средств налогоплательщиков) следующими лицами:
- физическими лицами, которые являются налоговыми резидентами РФ (то есть физлицами, фактически находящимися в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У резидентов под налогообложение подпадают доходы, полученные как в РФ, так и за ее пределами.
- физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ (то есть физлицами, фактически находящимися в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев). У нерезидентов под налогообложение подпадают только доходы, полученные от источников в России.
П.3.1 ст.23 НК РФ
Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:
пп.1 о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;
пп.2 об учреждении иностранных структур без образования юридического лица; (В редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)
пп.3 о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
(Пункт введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ)
Отправка сообщений
В п. 7 ст. 23 НК РФ указано, что уведомления, предусмотренные в рассматриваемой норме кодекса, могут направляться через представителя или лично, заказной корреспонденцией, в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи или из личного кабинета субъекта. Форматы и формы сообщений, вне зависимости от носителя, на которых они представлены, порядок их заполнения утверждаются исполнительной федеральной структурой, уполномоченной в сфере контроля и надзора по сборам и налогам. Если уведомления направлены с помощью каналов телекоммуникационной связи, они должны заверяться усиленной электронной квалифицированной подписью заявителя или его представителя. Порядок предоставления указанных сообщений определяется исполнительным (федеральным) органом уполномоченным осуществлять надзор и контроль в сфере обложения.
Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?
Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:
- Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
- Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
- Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.
Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании. Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности
К таким случаям относятся:
Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:
- открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
- создание структурных подразделений на территории РФ;
- намерение закрыть обособленное подразделение;
- наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
- участие в капитале иностранных и российских предприятий;
- начало процедуры банкротства;
- смена места жительства или деятельности.
На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).
Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет. В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях
При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа
В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.
П.5.1 ст.23 НК РФ
Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.
В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).
Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ)
Повышение ставки НДФЛ до 15% в 2021 году: что поменяется
С 2021 года НДФЛ с отпускных, пособий и больничных стало возможным перечислять не позднее последнего числа
того месяца, в котором они были перечислены сотруднику (до этого подоходный налог нужно было перечислять в день их фактической выплаты).
В случае увольнения сотрудника НДФЛ необходимо удерживать и перечислять в тот же день, когда ему был выплачен расчёт в связи с его увольнением.
Если трудовые отношения были прекращены до истечения календарного месяца, датой фактического получения дохода считается последний день работы, за который работнику начислен доход.
Выплаты по договорам гражданско-правового характера не относятся к оплате труда и регламентируются не ТК РФ, а Гражданским кодексом.
В соответствии с этим, датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода по договору ГПХ (в том числе и для выплаченных авансов).
Поэтому НДФЛ с авансов и выплат по договорам ГПХ необходимо удерживать и перечислять в день их фактической выплаты.
В слайдерах ниже перечислены виды отчетности, которую необходимо сдавать за работников по НДФЛ.
Обратите внимание!
Если компания или ИП выплачивает денежные средстваболее 10 физлицам , то с 1 января 2021 формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдавать строгов электронном виде . Ранее такая обязанность возлагалась на тех, у кого работает 25 и более человек.
Работодатели обязаны вести внутренний учёт выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому сотруднику. Делать это необходимо в регистрах налогового учета.
Законом форма налогового регистра не утверждена, поэтому организации и ИП должны самостоятельно разработать свою форму этого документа (cкачать образец).
Ст. 23 НК РФ (действующая редакция)
В первом пункте указаны основные обязанности плательщиков:
- Отчислять установленные законом налоги.
- Вставать на учет в уполномоченных органах, если это предусматривается иными статьями кодекса.
- Осуществлять учет своих расходам/доходам в установленном порядке, если это предписывается законодательством.
- Предоставлять контрольному органу по месту учета декларации (расчеты), если это предусмотрено в кодексе.
- Направлять в налоговую инспекцию по адресу проживания частнопрактикующего нотариуса, индивидуального предпринимателя, адвоката, учредившего кабинет, по запросу КУДР и хозяйственных операций; по месту расположения юрлица представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность не позже 3-х мес. со дня окончания года. Исключением в последнем случае выступают организации, которые по ФЗ № 402 не обязаны вести бухучет либо являются религиозными объединениями, на которые за отчетные периоды не возлагалось налоговое бремя.
- Направлять в налоговые инспекции и должностным лицам документы, необходимые для расчета сборов, в установленном порядке и в случаях, которые предусмотрены в кодексе.
- Исполнять требования уполномоченной инстанции об устранении обнаруженных нарушений положений законодательства о налогах, не создавать препятствия для служащих контрольных структур исполнять их должностные обязанности.
- Обеспечивать на протяжении 4-х лет сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, которые требуются для исчисления бюджетных платежей. К ним, в числе прочего, относят бумаги, подтверждающие расходные операции и поступление доходов (для ИП и организаций), выплату налогов, если другое не устанавливается кодексом.
- Осуществлять прочие обязанности, предусмотренные отраслевым законодательством.
Заключение
Налогообложение представляет собой одну из ключевых сфер государственной деятельности. От того, насколько четко регламентированы обязанности и права субъектов, участвующих в правоотношениях, будет зависеть не только достижение главных целей — полное и своевременное получение средств от организаций и граждан. Регулирование налоговых правоотношений позволяет обеспечить защиту имущественных прав плательщиков. Обязательство по отчислению платежей, более чем другие, содержит противоречие, которое выражается в столкновении общественного и частного интереса.
В этой связи в качестве ключевой задачи на этапе формирования и введения налоговых сборов, законодательных предписаний, регламентации содержания правоотношений выступает поиск оптимального баланса между ними. Именно для этого приняты основы кодекса. В законодательстве четко регламентируется процесс осуществления прав и исполнения обязанностей всех субъектов налогообложения. Жесткая взаимосвязь между юридическими возможностями и обязательствами, четким регулированием вопроса об их реализации обусловили возникновение процедурных предписаний.
Сегодня в действующей редакции кодекса этих норм достаточно много. Вслед за ними в рамках налогового обязательства возникли правоотношения процедурного характера. За счет жесткой регламентации содержания бремени исключается возможность злоупотребления со стороны любого субъекта, участвующего в них
Немаловажно и то, что тщательная проработка предписаний и правил, осмысленное их внедрение в общественную жизнь, сферу хозяйствования позволяет осуществить надлежащий контроль соблюдения законодательства, полнотой и своевременностью направления отчислений в бюджет. Неисполнение предусмотренных нормативными документами обязательств влечет ответственность виновных лиц
Уполномоченные инстанции обладают правом применять меры государственного принуждения, в числе которых, например, блокирование расчетных счетов должника, штрафы, пени. Наложение санкций при этом не избавляет должников от обязанности погасить основную задолженность
Отдельное внимание уделяется в законодательстве предоставлению отчетной документации. Она отражает реальное положение дел на предприятии или у ИП
Декларация также выступает в качестве эффективного контрольного инструмента.