Оглавление
Что делать если подал не по месту подсудности
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
При рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
Здесь редко появляются частные физические лица в роли стороны, они имеют здесь немного другую роль. Арбитражный суд в первую очередь разбирает отношения между юридическими лицами, включая во многих случаях и некоммерческие субъекты, а также индивидуальными предпринимателями. В арбитражных правоотношениях везде проглядывается данная специфика, именно поэтому данная самостоятельная отрасль была выделена в отдельную, регламентируя свои порядки, сроки, права, обязанности и др.
Естественно, здесь проглядывается огромная связь с гражданско-процессуальной отраслью, тем не менее, многие от нее неприменимы. Здесь мы можем увидеть и специальный статус сторон, измененные сроки, особый институт досудебной стадии разрешения проблемных вопросов. Учитывая всю специфику, необходимо иметь ввиду, что существует отдельное устройство арбитражных судов, поэтому если вы собираетесь подать исковое заявление, то вам необходимо понимать, что существует определенная подсудность.
В случае нарушения подсудности ваше заявление может быть не принято или оставлено без рассмотрения. В конечном итоге это приведет к огромному количеству времени, потраченному напрасно. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Особо стоит заострить внимание на исключительной подсудности, которая имеет специфическое место (возможно даже не здание суда). Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
Подведомственность споров в административных правоотношениях
Сторонами подобных коммуникаций могут быть, в свою очередь, не только хозяйствующие субъекты, но также граждане и организации. Споры с участием тех или иных лиц могут возникать, главным образом, по причине неправомерного — по мнению гражданина или юридического лица, действия государственного органа власти. Кроме того, подведомственность арбитражных судов РФ в рамках административных правоотношений может также устанавливаться также в аспекте рассмотрения ими соответствующих правонарушений.
Еще один вариант, при котором законодательно предусмотрено возникновение подведомственности арбитража — процедура взыскания с физических или юридических лиц различных обязательных платежей в случае, если отдельным федеральным законом не установлены иные механизмы в рамках данной процедуры. Положениями законодательства подведомственность дел арбитражным судам в сфере административных правоотношений может устанавливаться и в отношении иных коммуникаций с участием граждан, юридических лиц и органов власти.
Родовая подсудность в арбитражах
Родовая подсудность предполагает разграничение споров между судебными учреждениями, которые осуществляют деятельность на разных уровнях. В соответствии с основным правилом, закрепленным на уровне законодательства РФ, основная часть споров находится в компетенции арбитражей в субъектах РФ. Исключение — проведение слушаний, которые прямо относятся к подсудности ВС РФ, который в 2014 году перенял полномочия ВАС РФ.
Так, в компетенции ВС РФ находятся:
- хозяйственные споры между федеральными органами власти и субъектами РФ, между отдельными субъектами РФ;
- слушания о признании несоответствующими закону правовых актов президента РФ, Госдумы, Совета Федерации, правительства.
***
Определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. В связи с тем, что на практике этого недостаточно, Илья Федотов предложил закрепить в АПК РФ критерии отнесения дел к подведомственности арбитражному суду. По его словам, можно пытаться определить экономический характер спора через его связь с видами хозяйственной деятельности участников, например, указанными в ОКВЭД, или через направленность требований на защиту коммерческих интересов сторон и извлечение прибыли. Однако, как уже было указано ранее, не все юристы разделяют эту точку зрения. Так, по мнению Юлии Карповой, дополнительное законодательное регулирование вопроса подведомственности является излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров не представляется возможным. Кроме того, некоторые эксперты предлагают разрешать в арбитражном суде еще и споры о распределении общего имущества супругов с участием банкрота. Например, руководитель экспертного совета при Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский считает, что это позволит существенно сэкономить сроки проведения процедур банкротства и предотвратить явные злоупотребления, в случаях, когда должнику присуждают огромные суммы алиментов, явно несоразмерные разумной потребности его иждивенцев.
Система арбитражных судов
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в Российской Федерации включает:
-
- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
- специализированные арбитражные суды.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Подробнее
Арбитражные суды округов являются (ст. 24 ФКЗ):
- судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;
- судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Кроме того, арбитражный суд округа пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (ст. 26 ФКЗ).
Всего образовано 10 арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Арбитражный апелляционный суд:
- проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
В настоящее время образован 21 арбитражный апелляционный суд.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:
- рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ч. 2 ст. 33.2 ФКЗ, ст. 35 ФКЗ), т.е. обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий. Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Что относят к специальной подведомственности дел арбитражным судам
К рассмотрению арбитражными судебными органами законодательство относит следующие категории дел (п. 6 ст. 27 АПК РФ):
- Дела о банкротстве.
- Вытекающие из корпоративных разбирательств (ст. 225.1), которые включают споры:
- о создании, изменении или прекращении деятельности юрлиц;
- выборе или завершении полномочий управляющих лиц предприятия;
- по заявлениям учредителей или участников юрлиц о компенсации ущерба, понесенного организацией, признании соглашений недействительными либо применении последствия недействительности сделок;
- эмиссионным вопросам;
- вопросам организации общего собрания акционеров;
- оспариванию решений органов управления предприятий и иным корпоративным разбирательствам.
- Оспаривание отказов в госрегистрации или уклонений от нее компаний или ИП.
- Споры с депозитарием.
- Оспаривание действий публично-правовых и государственных компаний, госкорпораций.
- Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав, если участниками являются организации, коллективно управляющие авторскими и смежными правами, либо разбирательства отнесены к компетенции специального суда (ч. 4 ст. 34 АПК РФ).
- Разбирательства по вопросам защиты делового реноме в предпринимательском или ином экономическом сегменте.
- Прочие разбирательства, образовавшиеся при ведении предпринимательства (в определенных законом случаях).
Правовое регулирование подведомственности: нюансы
Подведомственность судов общей юрисдикции, арбитражных судов регулируется на уровне федерального законодательства, однако, как отмечают юристы, в соответствующих нормах права присутствует довольно много формулировок, сущность которых не позволяет говорить о стремлении законодателя строго регулировать те или иные правоотношения. Так, например, в АПК РФ есть нормы, по которым подведомственность может не только определяться на уровне соответствующего Кодекса, но также и в иных федеральных законах. Таким образом, критерии подведомственности, приведенные в законодательстве, в большинстве случаев не следует рассматривать как исчерпывающие. Вполне могут быть приняты нормы, существенно расширяющие их перечень.
Наряду с подведомственностью, в юриспруденции выделяется еще одна правовая категория — подсудность. Рассмотрим ее подробнее.
Виды подведомственности
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.
Подведомственность конкретного правового требования может быть:
-
- исключительной,
- альтернативной,
- условной,
- определяемой по связи требований.
Исключительная подведомственность
Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.
К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.
Альтернативная подведомственность
Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.
Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.
Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Условная подведомственность
Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.
Например, в силу ч. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Территориальная подсудность в АПК
Территориальная юрисдикция классифицируется на:
- общую;
- альтернативную;
- исключительную;
- договорную;
- по связи дел.
Общая подсудность
Обратите внимание!На основании действующих положений исковое требование подается заявителем в арбитраж того региона страны, в котором проживает ответчик. Если в качестве последнего выступает юрлицо, то по территории, где оно прошло государственную регистрацию
Принципы данной разновидности подсудности регулируются статьей 36 АПК РФ:
- Если сведения о нахождении ответчика отсутствуют, то исковое требование предъявляется в арбитраж, где размещены объекты владения отвечающей стороны либо в орган, располагающийся по конечному известному заявителю месту жительства либо пребывания в стране.
- Если ответчики расположены по нескольким регионам государства, то исковое заявление может быть отправлено в одну из судебных инстанций по местонахождению одной из отвечающих сторон.
- Если ответчик пребывает либо живет за пределами государства заявителя, при этом в РФ у отвечающей стороны имеется собственность, то истец может отправить заявление в арбитраж по месту, где расположено имущество отвечающей стороны.
- Когда претензию нужно выставить филиалу либо представительству юрлица, то истец обладает правом выбора арбитража: по месту регистрации организации либо ее подразделения (филиала).
- Заявитель может подать заявление за некачественное выполнение условий сделки по месту ее оформления и написания договора.
- Подсудность по месту нахождения истца АПК предусматривает, если дело может быть рассмотрено несколькими арбитражами на определенной территории.
Общая подсудность
Эта категория подсудности предполагает разрешение споров лишь в судебных инстанциях, определяемых АПК РФ:
- при возникновении вопросов по поводу имущественных прав заявление подается в арбитраж, находящийся по месту расположения спорных предметов;
- если разбирательства в суде касаются воздушных, морских, речных судов, то исковое требование необходимо отправлять в суд по месту регистрации этих объектов;
- исковое заявление по банкротству рассматривается судебным органом по регистрации неплательщика;
- споры из-за некачественного выполнения услуг по перевозке грузов, пассажиров с багажом рассматриваются судами, находящимися на территории пребывания перевозчика.
По связи дел
Данный вид подсудности предполагает рассмотрение связанных между собой делопроизводств в одном арбитражном суде. Встречные исковые претензии также будут рассмотрены в этом судебном органе.
Договорная
Договорный тип подразумевает замену общей территориальной и альтернативной подсудности по договоренности участников.
Договорная подсудность
Что такое договорная подсудность
Подсудность, установленная в статьях 25 и 26 настоящего Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон. Предусмотренное в ст. 30 АПК правило о договорной подсудности допускает возможность изменения территориальной подсудности, установленной в ст. 25 АПК, и альтернативной подсудности, т.е. подсудности по выбору истца, предусмотренной в ст. 26 АПК, по соглашению сторон.
Не допускается изменение подсудности дела, если речь идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о делах о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Подсудность этих категорий дел фактически определена как исключительная (ст.ст. 27 и 28 АПК). Да и соглашение сторон по этим делам невозможно, поскольку в них есть только одна сторона в лице заявителя.
Понятие и виды подведомственности
Правом разрешать юридические дела, т. е. споры о праве, и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.) по законодательству РФ пользуются различные органы. Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть (федеральные суды и суды субъектов РФ). Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, органы, входящие в систему исполнительной власти (например, органы, наделенные правом наложения административных взысканий). В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, арбитражи, примирительные комиссии, посредников. В-четвертых, межгосударственные и международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (например. Европейский Суд по правам человека).
Каждый из названных органов, в том числе суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему. Таким образом, подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа — это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами (Ю. К. Осипов).
Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК РФ, ст. 27— 33 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, ст. 11 ГК РФ, ст. 18—23, 27, 35, 41 СК РФ).
Виды подведомственности следующие. В зависимости от того, относит закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на исключительную и множественную. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.
Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями имеют множественную подведомственность, поскольку могут разрешаться как различными государственными судами (общей юрисдикции, арбитражными), так и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и затем судом (гл. 60 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ)).
При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В настоящее время она заключается в возможности выбора между судом общей юрисдикции и иностранным судом.
Экологические правоотношения
Дела по спорам из экологических правоотношений рассматриваются судами общей юрисдикции
Обратить внимание судов на то, что исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ). Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц
Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде рассматриваются арбитражными судами и судами общей юрисдикции в зависимости от осуществления субъектами хозяйственной деятельности. Правовые позиции Верховного Суда РФ
Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими хозяйственной деятельности, вытекают из экономических отношений данных субъектов, то они подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 г. (вопрос N 9), сформулирована правовая позиция о том, что процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию судов и арбитражных судов по критериям субъектного состава процесса и участия в предпринимательской или иной экономической деятельности. Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в п. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если вред окружающей среде причинен перечисленными субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Таким образом, п. 30 Постановления N 21 должен толковаться во взаимосвязи с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 г. (п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016)»; утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)
Подведомственность заявлений прокурора о приостановлении деятельности предприятия, сносе их строений за совершение экологических правонарушений
Ответ.
…Поскольку дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции» (извлечение из «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 в редакции от 04.07.2012 года)