Оглавление
Индексы цен
Еще одним актом, на который следует обратить внимание в вопросе ценообразования по гособоронзаказу, является «Порядок применения индексов цен при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 апреля 2020 г. № 190. В соответствии с ним для определения цены на период поставки (включая производство) продукции используются индексы в среднем за год к предыдущему году, доведенные до федеральных органов исполнительной власти — государственных заказчиков гособоронзаказа; Министерства промышленности и торговли РФ; госкорпорации «Роскосмос»; госкорпорации «Росатом»; Федеральной антимонопольной службы, Министерством экономического развития РФ (п.3)
На очередной финансовый год и плановый период используются показатели варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период (базовый вариант) (п.3.1). На долгосрочный период, выходящий за рамки планового периода, используются показатели базового варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период (п.3.2).
Так, например к индексам при применении метода анализа рыночных индикаторов, метода сравнимой цены, затратного метода, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат относятся следующие:
— в случае индексации цены в целом на вооружение, военную и специальную технику, поставляемые по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, — индекс цен производителей на продукцию машиностроения (п. 5.1);
— на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), используемые в производстве (п.5.2): — на очередной финансовый год и плановый период: а) отечественного производства — индексы цен производителей по видам экономической деятельности, б) закупаемую по импорту, стоимость которой определяется в рублях, размер индексации определяется как индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, умноженный на 1,021;
— на топливо: а) для газа природного — индекс регулируемых оптовых цен на газ природный для потребителей, исключая население; б) для нефтепродуктов, угля и мазута, для прочих видов котельно-печного топлива — индексы цен приобретения (п.5.3);
— на энергию: а) индекс цен на электроэнергию на розничном рынке для потребителей, исключая население, — в случае покупки электроэнергии на розничном рынке; б) индекс цен на электроэнергию на оптовом рынке — в случае покупки электроэнергии на оптовом рынке; в) индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги — при покупке тепловой энергии (п. 5.4);
— на воду — индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги (п.5.5);
— на транспортные затраты: а) на магистральный грузовой железнодорожный транспорт — индекс тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе; б) на другие виды транспорта — индекс тарифов на грузовые перевозки с исключением трубопроводного транспорта (п.5.6);
— на оплату труда или средний размер основной заработной платы работника — индекс потребительских цен, умноженный на реальную заработную плату (индекс изменения) (п. 5.8) и так далее.
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?
Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).
Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.
Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).
Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.
Учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу
Правила ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, учета результатов финансово-хозяйственной деятельности установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Согласно данным правилам, головной исполнитель и исполнитель осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Первичная учетная документация оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления (п.2).
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 Правил, к которых относятся:
1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к следующим основным выводам в части особенностей заключения и исполнения Контрактов по государственному оборонному заказу для Поставщиков:- каждому государственному контракту на исполнение гособоронзаказа присваивается уникальный код (ИКГ), который необходимо указывать в распоряжениях о переводе денежных средств, включать в контракты с другими исполнителями и указывать в счете-фактуре;
— по общему правилу, все расчеты по контрактам ведутся только через отдельные счета, открываемые исполнителям (имеются исключения);
— возможность «вывести» деньги с отдельного счета возникает только после полного исполнения контракта;
— законодательством предусмотрено государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу, а также размера плановой рентабельности (прибыли) в составе цены;
— учет расходов по контракту в рамках гособоронзаказа и по расходам в рамках обычной хозяйственной деятельности ведется отдельно.
Права и обязанности заказчика в закупках по ГОЗ
Основное правило взаимодействия в ходе выполнения контракта по гособоронзаказу между заказчиком и исполнителем — открытость. Разница с закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ состоит в том, что организатор обладает правом на:
- запрос сведений о всех финансовых операциях головного исполнителя по счетам;
- уточнение информации о привлекаемых головным исполнителем организациях по договору субподряда
- выяснение хода исполнения госконтракта: стадия работ, их соответствие техзаданию, соблюдение требований к качеству и др.
Кроме того, этим правом наделены также органы финмониторинга и прокуратуры. При закупке военной техники и оборудования в данную цепочку может включиться военное ведомство.
Обязанности заказчика:
- проставлять идентификатор госконтракта во всех платёжных документах
- направить в терорган Федерального казначейства информацию о регистрации лицевого счёта для головного исполнителя или отказать в открытии счёта
- сообщать в казначейство о том, что операции по счётам головного исполнителя приостановлены без оснований либо подтвердить факт их обоснованности
- осуществлять перечисление средств на счёт головного исполнителя в соответствии с положениями госконтракта
Закупки по 275-ФЗ: что надо учесть
Основная особенность гособоронзаказа — повышенные требования к участникам, которыми могут стать только юридические лица. ИП, зарубежные фирмы, физлица к участию в таких закупках не допускаются. Их заявка будет отклонена даже при соответствии всем критериям.
По гособоронзаказу могут закупаться любые товары и услуги, регламентированные 44-ФЗ или 223-ФЗ. А не только оружие и боеприпасы. Однако, исходя из характеристик предмета, закупки могут быть двух видов:
закрытые — проводят, когда закупаемая продукция содержит сведения, составляющие гостайну, или предполагает проектирование и выпуск вооружения и военной техники. Участвовать здесь могут лишь специально приглашённые поставщики, имеющие допуск на ведение работ, составляющих гостайну.
Сведения о таких закупках в ЕИС не размещаются. Ознакомиться с закупочной документацией можно только на основании запроса потенциальной организации-исполнителя через АСТ ГОЗ. Чтобы принять участие, следует не позднее чем за десять дней пройти регистрацию на ЭТП.
открытые — организуются как обычные закупки (к примеру, в форме электронного аукциона) с размещением в ЕИС. При этом обязательно наличие информации, что закупка проводится в рамках гособоронзаказа. При этом предметом контракта могут стать любые товары/работы/услуги, как и по 44-ФЗ: канцелярские принадлежности, мебель или полиграфическое оборудование и др.
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 133-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»
4 мая 2021
Принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2015, N 27, ст. 3950; 2016, N 27, ст. 4250; 2017, N 31, ст. 4786; 2018, N 31, ст. 4852; 2019, N 52, ст. 7835; 2020, N 8, ст. 914) следующие изменения:
1) в статье 8:
а) пункт 9 части 1 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
б) пункт 9 части 2 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
в) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Требования пунктов 3, 4, 6, 7 и 11 части 1 и пунктов 2, 3, 4, 6, 7 и 12 части 2 настоящей статьи не применяются в отношении заключаемых головным исполнителем, исполнителем контрактов, расчеты по которым осуществляются в соответствии с подпунктами «б», «б.1» и (или) «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона.»;
2) пункт 1 части 1 статьи 8.3 дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;
3) в статье 8.5:
а) пункт 1 части 1 дополнить словами «, за исключением платежей на основании подпунктов «а», «б», «б.1» и «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3, а также подпунктов «а» и «б» пункта 3, подпунктов «а» — «в» пункта 9 и подпунктов «а» и «б» пункта 15 статьи 8.4 настоящего Федерального закона»;
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. Документы, являющиеся основанием для составления распоряжений, при списании денежных средств в соответствии с подпунктами «а», «б», «б.1» и «з» пункта 2 части 1 статьи 8.3, а также подпунктами «а» и «б» пункта 3, подпунктами «а» — «в» пункта 9 и подпунктами «а» и «б» пункта 15 статьи 8.4 настоящего Федерального закона могут не содержать идентификатор государственного контракта.».
Статья 2
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
30 апреля 2021 года
№ 133-ФЗ
Законодательное регулирование контрактов ГОЗ
Правовые основы регулирования государственных оборонных заказов отражены в федеральном законе «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ от 29.12.2012. Принятые положения отражают порядок размещения и исполнения заказов, определяют полномочия контролирующих органов.
Согласно условиям закона № 275-ФЗ, головным исполнителем может выступать зарегистрированное на территории РФ юридическое лицо. В числе его обязанностей – обоснованный выбор состава участников для исполнения требований контрактов ГОЗ, обеспечение мер, позволяющих заказчику контролировать ход выполнения работ.
Как участвовать в закупках по 275-ФЗ?
Информацию о проводимых закупках по ГОЗ можно найти на сайте Единой информационной системы (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).
Мероприятия по ГОЗ очень часто проводятся в закрытом формате. В этом случае сведения по ним не публикуются в ЕИС. Круг участников формируется по специальным приглашениям на участие. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ.
Если процедура проводится открыто, и она опубликована в ЕИС, то для участия заявка подается обычным способом (например, при электронном аукционе или открытом конкурсе).
Для участия в процедуре, опубликованной в АСТ ГОЗ, сначала потребуется подключиться к этой площадке. На это у вас уйдет примерно 10 дней, после чего система предоставит необходимое программное обеспечение и аккредитует вас как пользователя.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 275-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
3 августа 2020
Принят Государственной Думой 21 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4159; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 11, ст. 1575; N 31, ст. 4853) изменение, дополнив его статьей 4.1 следующего содержания:
«Статья 4.1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии
1. При осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4, 16, 18, 24, 26, 27 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, сотрудник войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
2. Сотрудник войск национальной гвардии имеет право не исполнять требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при возникновении обстоятельств, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника войск национальной гвардии или иных лиц, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
31 июля 2020 года
№ 275-ФЗ
Общие положения 275-ФЗ
Федеральный закон № 275 от 29.12.2012 регулирует государственный оборонный заказ. Акт закрепляет принципы работы по ГОЗ и методологию расчета цен. Законодательно 275-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2020 год уже принят. Но не забывайте отслеживать и возможные изменения.
В отличие от государственных и муниципальных закупок, в заказе продукции ГОЗ участвуют три стороны: заказчик, исполнитель и головной исполнитель. Головной исполнитель и исполнитель кооперируются и реализуют для заказчика гособоронзаказ. Закон № 275 регламентирует деятельность каждого участника закупочного процесса и определяет правила, по которым работают все стороны.
Все закупки по ГОЗ проводятся в соответствии с Федеральным законом № 275. Если расшифровывать 275-ФЗ для чайников, то нормативы интерпретируются следующим образом: законодательный акт закрепляет основные понятия и правила взаимодействия сторон при реализации гособоронзаказа, определяет необходимость казначейского и банковского сопровождения, открытия специальных счетов, регулирует порядок и принципы ценообразования, устанавливает полномочия вышестоящих органов.
Государственное регулирование цен описано в главе 4 275-ФЗ. В этом блоке определяются цели и принципы госрегулирования, методы расчета и виды цен. Основные принципы ценообразования:
- применение правового обеспечения для всех участников ГОЗ и мер антимонопольного регулирования;
- снижение расходов поставки;
- поддержка прибыльности;
- обоснованность издержек;
- соблюдение баланса интересов сторон.
При заключении контракта по ГОЗ применяются ориентировочные (уточняемые), фиксированные и возмещающие издержки цены. Порядок применения цен регулирует правительство РФ.
Основные положения норматива
Изначально необходимо знать, что под государственным оборонным заказом подразумевается реализация поставленной задачи в вопросе:
- поставок;
- исполнения обязанностей по выполнению работ;
- предоставления конкретных услуг в сфере обеспечения безопасности страны;
- поставки различного военно-технического сотрудничества с иными государствами.
275-ФЗ о государственном оборонном заказе в нынешнем году регулирует такие основные сферы, как:
Формирование | Статья 5 Закона указывает на месячный период после утверждения Президентом России бюджета федерального уровня |
Публикация | 6 статья указывает на то, что Правительство России оставляет за собой право установить срок размещения гособоронзаказа |
Исполнение | В данном случае речь идет непосредственно о правах и обязанностях, которыми наделены стороны сделки |
Наблюдение и контроль | 15 статья Закона предусматривает возможность привлечения к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в частности, непосредственно для виновных в нарушениях норм ГОЗ |
Согласно с нормами Закона, сторонами-участниками оборонного заказа являются:
- заказчик;
- головной исполнитель, которым может выступать юридическое лицо, сформированное в четком соответствии с требованиями российского законодательства и подписавшее соответствующий контракт;
- исполнитель, в роли которого может выступать лицо, взявшее на себя ответственность по исполнению гособоронзаказа и подписавшее контракт уже с головным исполнителем.
Стороны должны быть указаны в тексте соглашения
Обращая внимание на указанные особенности можно существенно снизить вероятность возникновения различного недопонимания
Права и обязанности головного исполнителя
Организация, являющаяся в соответствии с госконтрактом головным исполнителем, имеет право:
- осуществлять отбор организаций для субподряда; совместно с ними производить обоснование цены товаров, а также сроки и порядок финансирования поставок
- формировать, если требуется, кооперацию, определять для участников порядок работы в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственной тайне
- в соответствии с п. 3 и 3.1 ст. 7.1 Закона № 275-ФЗ включать после согласования с госзаказчиком положение о возмещении организации всех расходов из собственных средств, обусловленных выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
О размере понесённых расходов уполномоченный банк должен уведомить госзаказчик.
определять после согласования с госзаказчиком уполномоченный банк и сообщать об этом участников кооперации. Информация об этом и о наличии счёта для работы по ГОЗ вносится в госконтракт
Обязанности головного исполнителя:
- при поступлении запроса со стороны заказчика или банка в течение пяти рабочих дней направить сведения обо всех исполнителях-субподрядчиках, а также другие сведения в соответствии с требованиями Закона 275-ФЗ. В этом состоит отличие выполнения госконтрактов в рамках 275-ФЗ. При закупках по 44-ФЗ субподрядчики не несут ответственность, а исполнителю не требуется предоставлять требующиеся документы на привлекаемые фирмы
- проставлять во всех подготавливаемых документах идентификатор госконтракта
- осуществлять контроль исполнения обязательств на всех стадиях работ
- предоставлять казначейству условия для проверки исполнения госконтрактов путём осуществления фото- и видеосъемки
- обеспечить раздельный учет затрат по разным госконтрактам: суммы, направляемые на выполнение контракта по ГОЗ, не должны смешиваться со средствами, финансами, другими расходами, не связанными с ГОЗ
- представлять качественные товары, работы, услуги согласно правовым нормам положениям госконтракта
- обеспечить раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности для каждого госконтракта и направлять заказчику отчет об этом
Головной исполнитель вправе:
- быть в курсе проводимых финансовых операций, проводимых на его счетах и счетах субподрядчиков
- вносить в госконтракт положение, предусматривающее возмещение головному исполнителю расходов при возникновении издержек до поступления средств на специальный счет
- раскрывать информацию о том, из чего складывается цена госконтракта в случаях, определённых нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ
Что такое раздельный учет и как его организовать
Сначала может показаться, что раздельный учет – это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д. Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб. до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).
Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает. Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.
Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.
275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия
Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.
Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:
- соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
- уменьшения издержек при поставке продукции;
- получения прибыли при поставке продукции;
- обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
- противодействия коррупции;
- обеспечения баланса интересов всех участников сделки.
ФАС предлагает увеличить минимальную норму прибыли по контрактам в сфере гособоронзаказа
СОЧИ, 14 июня. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует расширить круг участников-исполнителей государственного оборонного заказа (ГОЗ) путем увеличения минимальной нормы прибыли оборонных предприятий. Об этом сообщил журналистам в пятницу замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Даниил Фесюк
«Мы выходим с предложением о том, чтобы поднять минимальную границу рентабельности с учетом ключевой ставки рефинансирования Центробанка, то есть добавить к нижней границе размер ключевой ставки. Потому что контракты в оборонной отрасли длительные, а деньги стоят денег. Мы считаем, что это более справедливый подход, чем просто фиксация какого-то значения. Мы хотим, чтобы расширялся круг участников-исполнителей ГОЗ, а для этого они должны видеть, что вложение в эту сферу тоже эффективно и оно может приносить доход», — сказал Фесюк в рамках всероссийской конференции «Гособоронзаказ: заказчик — исполнитель — продукция» в Сочи.
Сейчас предельная норма прибыли рассчитывается по формуле 20% + 1%, где 20% прибыли умножаются на собственные издержки предприятия по исполнению гособоронзаказа, а 1% — на привнесенные издержки, в которые могут входить покупка комплектующих изделия, услуги других исполнителей, заготовки, полуфабрикаты и т. д.
При этом размер плановой рентабельности, учитываемый при расчете цены на продукцию, не должен быть ниже 5% от плановых собственных затрат исполнителя. В самом контракте на исполнение заказа прописываются рассчитанный размер прибыли по гособоронзаказу в абсолютных величинах, а не в процентах плановой рентабельности, и остается неизменным в ходе исполнения госконтракта. Согласно предложению ФАС, именно к этой нижней границе должна быть добавлена ставка рефинансирования Центробанка, которая с 17 июня 2020 года будет составлять 7,5%.
Всероссийская конференция «Гособоронзаказ: заказчик — исполнитель — продукция» в третий раз проходит в Сочи. Участниками мероприятия стали 80 топ-менеджеров и руководителей департаментов предприятий, работающих с государственным оборонным заказом. Конференция продлится до 14 июня.
Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа
Предельный уровень прибыли рассчитывается по формуле «двадцать плюс один» (20 % + 1 %), где 1 % прибыли умножается на привнесенные издержки, в которые входят покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других исполнителей, а 20 % прибыли — на собственные издержки. Величина плановой рентабельности, которая учитывается при расчете цены на продукцию, не может быть установлена в размере менее 5 % плановых собственных затрат исполнителя.
В контракте прописываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может.