Меры административного пресечения: цель, виды

Общая информация

Меры административного предупреждения, пресечения имеют ряд признаков, допускающих подразделение этой группы правоохранительной деятельности на несколько классов. Также нужно помнить, что имеются ограничения, оговоренные в законах страны.

Меры административно-процессуального пресечения реализовываются только в том случае, когда имеется нарушающая права, законы, правила ситуация, опасная для окружающих. Когда установленный законами порядок, отношения в обществе, оберегаемые действующими правовыми нормативами, находятся под угрозой, появляется смысл в мерах пресечения.

Классификация мер административного принуждения

Виды мер административного принуждения по способу обеспечения общественного порядка можно разделить на 5 групп:

  • предупредительные;
  • пресекательные;
  • обеспечительные;
  • меры административной ответственности;
  • восстановительные меры.

Предупредительные меры

Предупредительные меры — мероприятия, направленные на предупреждение совершения правонарушения, возникновения неблагоприятных для общества либо конкретного лица обстоятельств. Их применяют при отсутствии факта правонарушения.

К административно-предупредительным мерам принуждения относят:

  • объявление карантина (специального режима нахождения) на определенной территории с целью предупреждения распространения заболевания или прочих неблагоприятных эпидемиологических обстоятельств;
  • досмотр вещей при перемещении через границу (таможенный досмотр) с целью предупреждения незаконного ввоза (вывоза) товаров и прочих запрещенных предметов;
  • перекрытия участков дорог с целью обеспечения безопасности участников движения в случае аварии или участников массовых мероприятий при проведении митингов, шествий;
  • принудительную эвакуацию граждан из аварийных домов или мест стихийных бедствий.

Пресекательные меры

Меры административного пресечения призваны прекратить правонарушение. В целях пресечения совершаемого противоправного деяния допустимы способы и средства принудительного воздействия.

Выделим следующие виды пресекательных мер:

  • личного характера (задержание);
  • имущественного характера (изъятие орудия правонарушения);
  • технического характера (запрет на эксплуатацию);
  • финансового характера (приостановка финансовых операций, арест счета);
  • санитарно-эпидемиологического характера (остановка работы предприятия вследствие нарушения санитарных норм);
  • лицензионно-разрешительного характера (аннулирование лицензии, разрешения на ведение деятельности).

Важно! К мерам пресечения, помимо общих, относят меры физического воздействия, применяемые непосредственно к личности:

  • задержание;
  • личный досмотр;
  • отстранение от работы;
  • помещение в медицинское учреждение;
  • применение оружия.

Обеспечительные меры

Обеспечительные меры направлены на обеспечение возможности всестороннего рассмотрения правонарушения, изучения обстоятельств его совершения. Их цель — вынесение справедливого решения.

Их применение дает возможность лицу, в ведении которого находится рассмотрение административного дела:

  • установить личность нарушителя;
  • изучить обстоятельства дела;
  • определить круг лиц, причастных к правонарушению;
  • выявить обстоятельства, смягчающие вину нарушителя либо препятствующие рассмотрению дела.

К таким мерам, в частности, относят:

  • доставление;
  • изъятие товаров, предметов, вещей и документов;
  • запрет деятельности (в т. ч. управления транспортным средством);
  • привод;
  • освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние алкогольного опьянения;
  • помещение иностранных граждан, подлежащих выдворению за пределы РФ, в специальное учреждение;
  • арест имущества (в целях обеспечения исполнения наказания по ст. 19.28 КоАП РФ)

Обратите внимание! Одни и те же меры могут применяться как с пресекательной, так и с обеспечительной целью. Например, административное задержание, личный досмотр и изъятие предметов, причастных к совершенному правонарушению

Требование о прекращении незаконных действий

Этот вид административного пресечения предполагает психическое воздействие на нарушителя. Сотрудники правоохранительных структур могут потребовать от гражданина или должностного лица прекратить противоправные действия, в том числе препятствующие исполнению их должностных обязанностей, совершению законных действий депутатами и кандидатами в депутаты, должностными лицами структур местной и государственной власти, представителями общественных организаций.

При применении этого способа административно-правового пресечения не допускается умаление достоинства личности нарушителя. Служащие правоохранительных органов обязаны руководствоваться положениями 1 части 21 статьи Конституции. В ней закреплено, что государство является гарантом охраны достоинства личности. Его умаление не допускается ни на каких основаниях. Из этого следует, что, предъявляя требование о прекращении противоправного действия, служащие не должны выражать его в оскорбительной форме. Данное предписание должно выполняться вне зависимости от тяжести совершаемого нарушения, личности виновного, иных аналогичных обстоятельств.

Цели и ситуация

Цель мер административного пресечения официально заключается в том, чтобы предельно быстро устранить имеющееся нарушение законов и общественного порядка. Если возникла ситуация, нарушающая чьи-либо права, посредством применения таких мер она разрешается с минимальным ущербом для всех участников (насколько это оказалось возможным в стрессовых условиях). При возникновении ситуации, несущей в себе угрозу для общества, именно специальные меры административного пресечения позволяют восстановить равновесие и устранить причину, тем самым делая функционирование общества снова нормальным.

Многое в каждом отдельно взятом варианте зависит от индивидуальных особенностей ситуации. В ряде случаев меры административного наказания и меры административного пресечения имеют дополнительные цели. Сотрудники правоохранительных органов могут принимать меры, направленные на предотвращение опасной ситуации или таковой, которая вызовет нарушение прав граждан. Выделяют и такие меры, которые направлены на устранение последствий уже случившегося. В некоторых случаях речь идет о привлечении к ответственности.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

показать содержание

Полиция: стражи закона имеют права

Наиболее часто в ситуациях, когда нужно прибегать к обычным и специальным мерам, оказываются сотрудники полиции. Такие должностные лица в силу опасного и трудного характера работы часто сталкиваются с необходимостью очень быстро проанализировать ситуацию и понять, можно ли обойтись мягкими средствами или нужно прибегать к самым агрессивным.

Из законов нашей страны следует, что сотрудники полиции могут потребовать от лиц, совершающих противоправные действия, прекратить такое поведение. Кроме того, в их правах потребовать остановиться у тех, кто мешает работать муниципальным, государственным органам. Сотрудники полиции могут запретить водителям управлять транспортом, эксплуатировать машины и агрегаты, которыми те дополнены (прицепы и прочее), если это создает опасность на дороге. Если машина заявлена в розыск, сотрудник полиции вправе задержать ее.

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Что такое административное наказание и каковы его виды?

16000

Что такое административное наказание и каковы его виды?

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Факт возбуждения административного дела выполняет предупредительную функцию, в связи с чем охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства. Тем не менее, суды приходят к выводу, что при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.

Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению виновного лица. Должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем их расположения от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Менее строгим наказанием является предупреждение. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

назад
вперёд

Домашний арест

Эта мера была закреплена в отечественном уголовном законодательстве относительно недавно. Домашний арест предполагает физическую изоляцию гражданина от общества. Данная мера применяется на основании судебного решения без согласия самого подозреваемого и органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение ограничений, установленных для арестованного.

Место нахождения лица должно совпадать с местом его постоянного проживания и нахождения его личного имущества.

Суть домашнего ареста заключается в ограничении свободы передвижения. Соответственно, гражданину запрещается покидать место проживания без согласия следователя.

Вместе с тем в законодательстве предусмотрены определенные гарантии для подозреваемого. В частности, нормами не допускается ограничение процессуальных прав лица на участие в судебном разбирательстве, следственных и прочих мероприятиях, осуществляемых в рамках производства по делу.

При домашнем аресте в большей степени ограничивается свобода перемещения, чем при подписке о невыезде. Суд в своем решении может запретить постоянно либо в конкретное время покидать жилище, посещать какие-либо места, выходить без сопровождения и пр.

Административные правовосстановительные меры

Административно-правовосстановительными мерами является вид административных мер, которые носят принудительный характер и могут применяться с целью восстановить нарушенный правопорядок принуждением субъекта к исполнению юридических обязанностей.

К данным мерам можно отнести:

  • компенсацию ущерба, нанесенного административным правонарушением;
  • снесение незаконно-возведенных строений;
  • взыскание недоимки, пени;
  • конфискация имущества или денежных средств, полученные незаконным путем;
  • выселение граждан из занятых без разрешения жилых помещений;
  • восстановление на должность ранее уволенного госслужащего.

Определение: общее представление

Меры административного пресечения должны основываться на нормативах права: процессуального, административного. Это методика воздействия на психику, физически на лицо, совершающее противоправный проступок. Доступны меры только тем, кто по должности уполномочен охранять порядок в обществе. Применяются меры напрямую, прекращая неправомерную деятельность.

В зависимости от того, каким образом влияют на правонарушителя, меры делят на:

  • специальные;
  • обычные.

Подразделение производится по следующей логике: все меры относятся по умолчанию к категории обычных и не декларируются, а специальные вынесены в отдельный список.

Срок давности административных правонарушений

В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

  • экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
  • защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
  • налогов и сборов;
  • безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
  • авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
  • использования атомной энергии, электроэнергетики;
  • деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
  • рекламы;
  • спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
  • референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
  • государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
  • лотерей, азартных игр;
  • долевого строительства домов (многоквартирных);
  • сельскохозяйственных коопераций;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
  • финансирования терроризма;
  • банкротства;
  • исполнительного производства;
  • пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
  • сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
  • производства этилового спирта и алкоголя;
  • нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства. Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года — за нарушение законодательства о противодействии терроризму. Шесть лет — за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.
Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1-.14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

Какие предусмотрены сроки?

Существуют определенные сроки меры пресечения, в течение которых она назначается человеку.

После того как к обвиняемому применена такая мера определением суда, в течение 10 дней с начала момента её действия, подсудимому должен быть вынесен приговор.

Если он находится под стражей, то этот срок начинает действовать с момента его заключения.

На законодательном уровне определены все механизмы ведения следствия, дознания, судебного разбирательства, в ходе которых подследственному или подсудимому может быть применена мера пресечения.

Она может реализовываться в виде домашнего ареста, заключения под стражу, подписки о невыезде, контроле за несовершеннолетним со стороны родителей, личном поручительстве, внесением залога, наблюдением во время воинской службы.

Регуляция этих мер зависит от обстоятельств в результате которых они возникли и других поводов к отмене или изменению.

Лучшим советом лицам, которые находятся на стадии обвинения или следствия, будет ведения сотрудничества с правоохранительными органами для установления истинных причин совершения преступления.

Основные виды: короткая характеристика

Существуют виды мер пресечения, которые налагаются в соответствии с обстоятельствами дела, к ним можно отнести:

  • личное поручительство (если у обвиняемого в окружении есть человек, который пользуется доверием правоохранительных органов, то он может поручиться за него, взять на себя обязанность обеспечить надзорным органам надлежащее поведение обвиняемого и явку на судебные заседания по рассмотрению дела);
  • подписка о невыезде (у подсудимого пропадает возможность передвигаться за пределы населенного пункта по месту постоянного проживания без разрешения органов власти);Такая мера предполагает и своевременную явку к дознавателю, следователю, в суд, а также надлежащее поведение.
  • присмотр за обвиняемым, не достигшим 18 лет ;

внесение залога (обвиняемый передает свое имущество или его часть в органы власти, тем самым обеспечивая возможность явки на судебные заседания, содействие следствию);

наблюдение по месту службы (применяется к военнослужащим, командование воинской части ведет контроль за действиями подсудимого, в случае противоправного поведения, учреждение должно сообщить о происходящем следствию);

домашний арест (происходит изоляция подозреваемого от общества в пределах своего жилья, он не имеет права пользоваться сотовой связью и интернетом, отправлять почту, покидать пределы жилого помещения, общаться с лицами определенного круга. В случае ухудшения состояния здоровья он имеет право вызвать скорую помощь);

пребывание под стражей (применяется для подозреваемых в тяжких преступлениях, которым может быть вынесен приговор о лишении свободы на определенный срок. Такая мера является самой строгой, максимальный срок её может определяться до 18 месяцев — в случае продления срока расследования).

Нормативы: кто подчиняется?

Отличительная особенность нормативов, которым подчинены меры административного пресечения, в том, что применяются они вовсе не к лицам, нарушающим общественный правопорядок. В законе прописаны такие нормативы, которым обязаны подчиняться охранники порядка и спокойствия общества. Распространяются некоторые позиции только на должностных лиц, другие – на органы.

Подобный подход позволил ограничить возможность «подмять под себя» простой народ. Обладая силой, властные структуры призваны охранять и защищать простых граждан, а не властвовать над ними и творить то, что им пожелается. Именно для охраны такого порядка и были разработаны нормативы, вписанные в действующие законы страны.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Это важно!

Специальные меры имеют некоторые важные особенности. Благодаря им правоведы группируют методики воздействия на правонарушителей. Учитывают, что к таким вариантам развития ситуации прибегают лишь тогда, когда есть очевидная необходимость в «жёстком» подходе, то есть преодолении противодействия. Таковое бывает не только физическим. Задача лица, исполняющего обязанности охранника правового порядка, в том, чтобы пресечь деятельность и устранить посягательства на безопасность как общества, так и личности.

Как правило, меры административного пресечения вызывают противодействие со стороны инициатора конфликта. Кроме того, сами по себе меры – это ответное действие на ситуацию, спровоцированную правонарушителем. Необходимость прибегать к такому варианту развития ситуации обычно обусловлена не характером правонарушения, а нежеланием нарушителя прекратить свою деятельность и подчиниться закону, олицетворяет которого представитель правоохранительных органов (обычно полицейский). Так как правонарушитель не просто посягает на установленные законодательством права личности, но и на саму власть и порядок правления, это делает его поведение еще более агрессивным.

Все по закону

Применяются меры административного пресечения только как элемент отношений, свойственных управленческой государственной сфере. В качестве основной цели они преследуют прекращение нарушения прав. А для этого сперва нужно точно выявить, что в конкретной ситуации это самое нарушение имеет место.

С точки зрения признанных экспертов, специфика описываемых правоохранительных мероприятий такова, что требует быстрой реакции лиц в соответствующей должности. Необходимо, чтобы эти люди умели принимать решения самостоятельно. Только в этом случае можно оперативно применять полученную информацию и данные властями страны полномочия. При этом меры административного пресечения применяются без специального документирования ситуации. Не нужно заранее делать протокол, акты, постановления. Если возникла надобность, меры административного пресечения просто используют в рамках происходящего конфликта.