Оглавление
Отчет об исполнении бюджета
В завершение бюджетного процесса происходит составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетного отчета.
На протяжении года бюджетополучатели составляют отчеты оперативные, за каждый квартал, за полгода и год. Бюджетные отчеты включают в себя следующее:
- отчетность об исполнении бюджета;
- баланс исполнения бюджета;
- отчетность о финансовых результатах бюджетной деятельности;
- отчет о движении финансовых средств;
- пояснительную записку.
Сводные отчеты, составленные главными распорядителями бюджетных средств (на основе отчетов нижестоящих распорядителей), передаются в финансовый орган соответствующего уровня для подготовки отчета об исполнении бюджета.
До рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета его необходимо проверить в законодательном органе. Внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета производит Счетная палата России.
Замечание 5
Представительным органом принимается решение по отчету об исполнении бюджета после получения итогов проверки, выполненной контрольными органами.
В конце отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый период утверждают законом об исполнении бюджета.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
Рассмотрение и утверждение проекта закона или решения о бюджете определяется по отношению к федеральному бюджету БК России, бюджету субъекта России – законом субъекта России, местному бюджету – исходя из нормативно-правовых актов органа местного управления, согласно требований БК России.
Статья 184.1 БК России гласит, что в законе о бюджете содержатся главные черты бюджета. А конкретно это:
- общий объем доходной части бюджета;
- общий объем расходной части;
- дефицит/профицит бюджета;
- нормы распределения доходов между соответствующими бюджетами.
Параллельно с проектом закона о бюджете в представительный орган власти направляют пакет документов, к примеру, с:
- основными направлениями бюджетной и налоговой политики;
- прогнозом социально экономического развития соответствующих районов;
- пояснительной запиской к бюджетному проекту;
- методами и расчетами распределения межбюджетных трансфертов и другой документацией.
Правительством России вносится на рассмотрение ГосДумы проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год не позже, чем 1 октября текущего периода вместе с документами, предусмотренными статьей 192 БК России.
Замечание 1
Параллельно вносят на рассмотрение также проекты федеральных законов о бюджетах российских внебюджетных фондов.
В течение одних суток с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете Советом ГосДумы направляется проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету с целью подготовки заключения по поводу соответствия представленной документации и материалов необходимым требованиям. Помимо этого, проект федерального бюджета направляют в Совет Федерации, остальным субъектам права представительной инициативы и Счетную палату России на заключение.
На основе имеющихся заключений проект федерального закона о федеральном бюджете принимают к рассмотрению.
Замечание 2
ГосДумой рассматривается проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в 3-х чтениях.
Принятый ГосДумой федеральный закон в течение 5 суток с даты принятия направляется на рассмотрение в Совет Федерации в порядке, определенном Конституцией России (статья 106).
Советом Федерации рассматривается закон о бюджете в течение 14 суток с даты представления его ГосДумой. В процессе рассмотрения депутаты должны голосовать за одобрение федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в общем.
При отклонении федерального закона Советом Федерации закон направляется для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 суток выносит закон на повторное рассмотрение ГосДумы.
ГосДума рассматривает еще раз федеральный закон в 1-м чтении. Закон о федеральном бюджете признается принятым в случае, если при втором голосовании за него отдано не менее 2/3 голосов депутатов от их общего количества в ГосДуме.
В случае одобрения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете в течение 5 суток с даты одобрения документ направляют Президенту России на подписание и обнародование. При отклонении Президентом России закон передается для преодоления имеющихся противоречий в согласительную комиссию. Причем в состав согласительной комиссии входит представитель Президента России.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Формирование бюджета на отчетный год и плановый период
Стадия составления проекта бюджета начинается с Послания, которое Президент РФ направляет в адрес Федерального Собрания (ФС) не позднее марта года, который предшествовал очередному финансовому году.
Исключительной прерогативой Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований является формирование проектов бюджетов.
Замечание 1
Непосредственно составляет проекты бюджетов Министерство финансов РФ, а также определенные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Формирование бюджета имеет в основе Бюджетное послание Президента РФ, прогноз социального и экономического развития выбранной территории на рассматриваемый финансовый год, основные аспекты налоговой и бюджетной политики на следующий год, прогноз сводных финансовых балансов соответствующих территорий, план развития муниципального или государственного экономического сектора. Порядок и срок формирования проектов федерального бюджета (далее — ФБ), включая работу с документами и материалами, которые обязательны для представления наряду с проектом ФБ, определены Правительством РФ.
За 10 месяцев до начала следующего финансового года оно должно организовать работу по формированию ФБ. Это происходит путем доведения до представительного и исполнительного органа власти республик в составе Российской Федерации, других субъектов страны инструктивных писем, касающихся особенностей проведения расчетов по проектам бюджетов на последующий финансовый год, включая централизованно установленные финансовые и социальные нормы и нормативы (их изменения).
Замечание 2
Рассмотрение несогласованных вопросов по бюджетным проектировкам в будущем периоде и в среднесрочной перспективе должны рассматриваться посредством межведомственной правительственной комиссией, во главе которой стоит министр финансов.
Министерство финансов РФ осуществляет внесение проекта федерального закона (ФЗ) в ФБ не позднее 15 дней до момента, когда указанный законопроект должен быть внесен в Государственную Думу.
Правительством, органами власти субъектов и органами местного самоуправления осуществляется вынесение уточненного проекта бюджета для рассмотрения в предназначенный для этого представительный орган. По любому финансовому вопросу, включая работу с бюджетом, органы всех уровней формируют специализированные комиссии (комитеты).
Пример 1
В рамках Государственной Думы сформирован Комитет госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. В рамках Совета Федерации действует Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Правительство должно представить госдуме проект ФЗ «О федеральном бюджете», к которому прилагаются необходимые документы и материалы.
Особенности рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета
Бюджетный кодекс РФ подробно определяет порядок и сроки рассмотрения и утверждения федерального бюджета, а также последствия его отклонения.
Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года.
Рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры.
Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопроекту (ст. 194 БК РФ).
Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законодательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК РФ). После этого начинается непосредственное рассмотрение федерального бюджета в чтениях.
В настоящее время Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.
В первом чтении обсуждаются концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики. Указанные материалы носят информационный характер.
Непосредственным предметом первого чтения являются основные характеристики федерального бюджета (п. 2 ст. 199 БК РФ).
При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума может либо согласиться с представленным проектом и принять его, либо отклонить.
В случае отклонения федерального бюджета в первом чтении 235 Бюджетный кодекс РФ предусматривает три варианта дальнейшего развития событий: а) передача законопроекта в согласительную комиссию.
В ее состав входят представители Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.
Решения в согласительной комиссии принимаются в два этапа.
Вначале голосуют участники каждой стороны в отдельности. Принятым считается решение, за которое проголосовало большинство участников соответствующей стороны.
На втором этапе голосование осуществляется сторонами комиссии в целом, т.е. одна сторона имеет один голос.
Принятым здесь считается лишь то решение, которое было поддержано сторонами единогласно; б) возвращение законопроекта в Правительство РФ на доработку. Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении; в) постановка вопроса о доверии Правительству РФ.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, программы предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, а также иные показатели и приложения (ст. 205 БК РФ).
Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.
В то же время предусмотрена возможность внесения в него поправок (п. 3—5 ст. 205 БК РФ). Следовательно, при несогласии с отдельными положениями бюджета Государственная Дума должна внести соответствующие поправки, не отклоняя при этом законопроект.
При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов. При этом законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый проект федерального закона о федеральном бюджете передается в Совет Федерации для одобрения.
Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязан рассмотреть данный законопроект. В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.
Одобренный закон о бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
При отклонении законопроекта Президентом также предусмотрено образование согласительной комиссии.
Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания (ст. 5 БК РФ).