Статья 213. рассмотрение и утверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете

Отчет об исполнении бюджета

В завершение бюджетного процесса происходит составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетного отчета.

На протяжении года бюджетополучатели составляют отчеты оперативные, за каждый квартал, за полгода и год. Бюджетные отчеты включают в себя следующее:

  • отчетность об исполнении бюджета;
  • баланс исполнения бюджета;
  • отчетность о финансовых результатах бюджетной деятельности;
  • отчет о движении финансовых средств;
  • пояснительную записку.

Сводные отчеты, составленные главными распорядителями бюджетных средств (на основе отчетов нижестоящих распорядителей), передаются в финансовый орган соответствующего уровня для подготовки отчета об исполнении бюджета.

До рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета его необходимо проверить в законодательном органе. Внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета производит Счетная палата России.

Замечание 5

Представительным органом принимается решение по отчету об исполнении бюджета после получения итогов проверки, выполненной контрольными органами.

В конце отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый период утверждают законом об исполнении бюджета.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Стадии рассмотрения и утверждения бюджета

Рассмотрение и утверждение проекта закона или решения о бюджете определяется по отношению к федеральному бюджету БК России, бюджету субъекта России – законом субъекта России, местному бюджету – исходя из нормативно-правовых актов органа местного управления, согласно требований БК России.

Статья 184.1 БК России гласит, что в законе о бюджете содержатся главные черты бюджета. А конкретно это:

  • общий объем доходной части бюджета;
  • общий объем расходной части;
  • дефицит/профицит бюджета;
  • нормы распределения доходов между соответствующими бюджетами.

Параллельно с проектом закона о бюджете в представительный орган власти направляют пакет документов, к примеру, с:

  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики;
  • прогнозом социально экономического развития соответствующих районов;
  • пояснительной запиской к бюджетному проекту;
  • методами и расчетами распределения межбюджетных трансфертов и другой документацией.

Правительством России вносится на рассмотрение ГосДумы проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год не позже, чем 1 октября текущего периода вместе с документами, предусмотренными статьей 192 БК России.

Замечание 1

Параллельно вносят на рассмотрение также проекты федеральных законов о бюджетах российских внебюджетных фондов.

В течение одних суток с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете Советом ГосДумы направляется проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету с целью подготовки заключения по поводу соответствия представленной документации и материалов необходимым требованиям. Помимо этого, проект федерального бюджета направляют в Совет Федерации, остальным субъектам права представительной инициативы и Счетную палату России на заключение.

На основе имеющихся заключений проект федерального закона о федеральном бюджете принимают к рассмотрению.

Замечание 2

ГосДумой рассматривается проект федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в 3-х чтениях.

Принятый ГосДумой федеральный закон в течение 5 суток с даты принятия направляется на рассмотрение в Совет Федерации в порядке, определенном Конституцией России (статья 106).

Советом Федерации рассматривается закон о бюджете в течение 14 суток с даты представления его ГосДумой. В процессе рассмотрения депутаты должны голосовать за одобрение федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в общем.

При отклонении федерального закона Советом Федерации закон направляется для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 суток выносит закон на повторное рассмотрение ГосДумы.

ГосДума рассматривает еще раз федеральный закон в 1-м чтении. Закон о федеральном бюджете признается принятым в случае, если при втором голосовании за него отдано не менее 2/3 голосов депутатов от их общего количества в ГосДуме.

В случае одобрения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете в течение 5 суток с даты одобрения документ направляют Президенту России на подписание и обнародование. При отклонении Президентом России закон передается для преодоления имеющихся противоречий в согласительную комиссию. Причем в состав согласительной комиссии входит представитель Президента России.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Формирование бюджета на отчетный год и плановый период

Стадия составления проекта бюджета начинается с Послания, которое Президент РФ направляет в адрес Федерального Собрания (ФС) не позднее марта года, который предшествовал очередному финансовому году.

Исключительной прерогативой Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований является формирование проектов бюджетов.

Замечание 1

Непосредственно составляет проекты бюджетов Министерство финансов РФ, а также определенные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Формирование бюджета имеет в основе Бюджетное послание Президента РФ, прогноз социального и экономического развития выбранной территории на рассматриваемый финансовый год, основные аспекты налоговой и бюджетной политики на следующий год, прогноз сводных финансовых балансов соответствующих территорий, план развития муниципального или государственного экономического сектора. Порядок и срок формирования проектов федерального бюджета (далее — ФБ), включая работу с документами и материалами, которые обязательны для представления наряду с проектом ФБ, определены Правительством РФ.

За 10 месяцев до начала следующего финансового года оно должно организовать работу по формированию ФБ. Это происходит путем доведения до представительного и исполнительного органа власти республик в составе Российской Федерации, других субъектов страны инструктивных писем, касающихся особенностей проведения расчетов по проектам бюджетов на последующий финансовый год, включая централизованно установленные финансовые и социальные нормы и нормативы (их изменения).

Замечание 2

Рассмотрение несогласованных вопросов по бюджетным проектировкам в будущем периоде и в среднесрочной перспективе должны рассматриваться посредством межведомственной правительственной комиссией, во главе которой стоит министр финансов.

Министерство финансов РФ осуществляет внесение проекта федерального закона (ФЗ) в ФБ не позднее 15 дней до момента, когда указанный законопроект должен быть внесен в Государственную Думу.

Правительством, органами власти субъектов и органами местного самоуправления осуществляется вынесение уточненного проекта бюджета для рассмотрения в предназначенный для этого представительный орган. По любому финансовому вопросу, включая работу с бюджетом, органы всех уровней формируют специализированные комиссии (комитеты).

Пример 1

В рамках Государственной Думы сформирован Комитет госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. В рамках Совета Федерации действует Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Правительство должно представить госдуме проект ФЗ «О федеральном бюджете», к которому прилагаются необходимые документы и материалы.

Особенности рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета

Бюджетный кодекс РФ подробно определяет порядок и сроки рассмотрения и утверждения федерального бюджета, а также последствия его отклонения.

Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года.

Рассмотрению бюджета предшествуют определенные предварительные процедуры.

Первоначально решается вопрос о принятии закона к рассмотрению. На этом этапе проверяется соблюдение формальных требований к законопроекту (ст. 194 БК РФ).

Далее осуществляются подготовительные процедуры, в рамках которых принятый к рассмотрению закон направляется различным субъектам права законодательной инициативы, в соответствующие комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение (ст. 195 БК РФ). После этого начинается непосредственное рассмотрение федерального бюджета в чтениях.

В настоящее время Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики. Указанные материалы носят информационный характер.

Непосредственным предметом первого чтения являются основные характеристики федерального бюджета (п. 2 ст. 199 БК РФ).

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума может либо согласиться с представленным проектом и принять его, либо отклонить.

В случае отклонения федерального бюджета в первом чтении 235 Бюджетный кодекс РФ предусматривает три варианта дальнейшего развития событий: а) передача законопроекта в согласительную комиссию.

В ее состав входят представители Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.

Решения в согласительной комиссии принимаются в два этапа.

Вначале голосуют участники каждой стороны в отдельности. Принятым считается решение, за которое проголосовало большинство участников соответствующей стороны.

На втором этапе голосование осуществляется сторонами комиссии в целом, т.е. одна сторона имеет один голос.

Принятым здесь считается лишь то решение, которое было поддержано сторонами единогласно; б) возвращение законопроекта в Правительство РФ на доработку. Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций и вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении; в) постановка вопроса о доверии Правительству РФ.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, программы предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, а также иные показатели и приложения (ст. 205 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

В то же время предусмотрена возможность внесения в него поправок (п. 3—5 ст. 205 БК РФ). Следовательно, при несогласии с отдельными положениями бюджета Государственная Дума должна внести соответствующие поправки, не отклоняя при этом законопроект.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов. При этом законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый проект федерального закона о федеральном бюджете передается в Совет Федерации для одобрения.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязан рассмотреть данный законопроект. В случае отклонения бюджета Советом Федерации предусмотрено образование согласительной комиссии.

Одобренный закон о бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

При отклонении законопроекта Президентом также предусмотрено образование согласительной комиссии.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания (ст. 5 БК РФ).