Статья 27 конституции россии

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Комментарий к ст. 31.2 КоАП

1. В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 392 УПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ все вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Проблемы неисполнения судебного акта выражаются в привлечении виновного лица к ответственности в соответствии со статьей 315 УК РФ.

Целью данной нормы выступает обеспечение реализации судебных актов, принятых по всем категориям дел, и в том числе в порядке административного судопроизводства.

Подлежат исполнению с момента вступления в законную силу постановление (решение) о назначении административного наказания и постановление (решение) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

2. Обязательность судебных актов отражена и в статье 16 АПК РФ.

Так, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами:

— статья 6 ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» (Российская газета. 1997. 6 января; 2005. 9 апреля);

— статьи 17.3, 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

А также признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом;

— статья 80 ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «Об исполнительном производстве» (Российская газета. 1997. 5 августа; 2006. 8 ноября);

— статья 35 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с Положением о международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Положением о морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Российская газета. 1993. 14 августа)).

Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

Комментарий к ст. 31.10 КоАП

1. Характерные особенности правоприменительной практики наступают в зависимости от того, исполнено ли в полном объеме постановление о назначении административного наказания, и тогда орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести следующие действия: либо сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате произведенного исполнения наказания, либо направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье, которые его вынесли.

В свою очередь данное постановление может быть полностью не исполнено или не исполнено частично, тогда постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшим его.

Обращение постановления к исполнению производится непосредственно судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли постановление о назначении административного наказания, либо направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению в соответствии со ст. 32.1 — 32.11 КоАП РФ (см. комментарии).

Важное значение при анализе положений комментируемой статьи играет ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «Об исполнительном производстве» (Российская газета

1997. 5 августа; 2006. 8 ноября).

Так, на его основании исполнительное производство признается оконченным при:

1) фактическом исполнении исполнительного документа;

2) возвращении исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

3) возвращении исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона;

4) направлении исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

5) направлении исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) прекращении исполнительного производства.

Предусмотрена возможность обжалования в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Статья 26 закрепляет возможность возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично:

1) по заявлению взыскателя;

2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);

4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.

В случае невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

А о возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем выносится постановление, которое утверждает старший судебный пристав.

2. Согласно ч. 4 ст. 31.10 КоАП РФ постановление может быть обращено к исполнению, то есть передано судебному приставу-исполнителю неоднократно в пределах одного года со дня вступления его в законную силу.

Однако исполнительные документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, то есть на основании ФЗ N 119-ФЗ три месяца со дня вынесения постановления, судебным приставом-исполнителем к производству не принимаются, а пропущенный срок восстановлению не подлежит.

Действия судебного пристава-исполнителя по исполнению постановления о назначении административного наказания определены, а основанием для окончания производства по исполнению постановления установлено истечение срока давности исполнения, то есть одного года (см. комментарий к статье 31.9 КоАП РФ).

Толкование положений статьи 20 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 3-П от 02.02.1999г.

…Из данной конституционной нормы в ее взаимосвязи со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в этих случаях право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно — процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь (как основного, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения), прямо установленной самой Конституцией Российской Федерации; оно является непосредственно действующим и в качестве такового должно определять смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовного и уголовно — процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по принятию, изменению и дополнению этого законодательства, и обеспечиваться правосудием.

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом (часть 1); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2). Следовательно, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, должно быть обеспечено на равных основаниях и в равной степени всем обвиняемым независимо от места совершения преступления, установленной федеральным законом территориальной и иной подсудности таких дел и прочих подобного рода обстоятельств…

…Согласно статьям 19 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому равным образом гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих ей положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, каждый при рассмотрении предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Это означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться именно законно установленным составом суда…

Основные нюансы ст. 31 ТК

В начальном разделе статьи перечисляются ситуации, когда сотрудники могут воспользоваться помощью иных представителей (а не профсоюзных организаций) для отстаивания своих трудовых интересов перед нанимателем. Этих ситуаций три:

  • если сотрудники не объединены в первичную профорганизацию;
  • когда такие профорганизации имеются, но по отдельности не включают свыше половины сотрудников;
  • когда профорганизация не уполномочена, в соответствии с критериями и указаниями ТК, представлять всех сотрудников организации-нанимателя.

В этих случаях сотрудники, для того чтобы их интересы были представлены на локальном уровне по вопросам социального партнёрства, имеют право выбрать специальных представителей. Для их выбора организуется общее собрание персонала, на котором применяется метод тайного голосования. Иные представители избираются из числа самих сотрудников.

В заключительной части статьи 31 ТК указывается, что иные представители не могут препятствовать функционированию первичных профорганизаций, т.е. они должны действовать параллельно.

Итак, рассмотренная статья прописывает возможность сотрудников применять для переговоров с нанимателем по нюансам социального партнёрства не только традиционные профорганизации, но и институт иных представителей.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство
      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации
      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание
      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации
      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление
      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Другой комментарий к статье 28 Конституции Украины

Конституция закрепляет уважение к человеческому достоинству, в связи с чем устанавливает норму, за которой пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство лица, виды обращения и наказания являются грубым нарушением прав человека. Эта норма воспроизводит соответствующие положения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой в 1984 г., участницей которой является Украина.

Согласно статье i этой Конвенции термин “пытка” означает любое действие, которым определенному лицу умышленно вызваны сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или другими лицами, которые выступают в официальном качестве, или с их подстрекательства, или с их ведома или с их молчаливого согласия.

Прежде всего следует иметь в виду, что запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания согласно международному праву является абсолютным. Это означает, что даже исключительные обстоятельства, такие, как состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток или других указанных в Конституции видов обращения или наказания.

Во-вторых, согласно действующему законодательству совершение пыток и других видов жестокого обращения с человеком со стороны любого лица представляют собой тяжкое преступление, в отношении которого запрещены всякие ссылки на “приказ вышестоящего начальника или государственной власти”, “исключительные обстоятельства” и прочее.

Указанная выше Конвенция не содержит четкого определения, что представляет собой жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание. Поэтому в этом вопросе есть необходимость сослаться на практику соответствующих органов.

Так, в соответствии с соображениями, которые были поданы на рассмотрение Комиссии по правам человека Экономического и Социального Совета ООН, условия, в которых содержатся подозреваемые в совершении преступлений в следственных изоляторах России, являются жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство; они сами по себе является пыткой. Так же подозреваемые содержатся там с целью ускорения проведения предварительного следствия, чтобы сломать их волю и получить признания и информацию, вполне можно считать, что они подвергаются пыткам.

Что касается вопроса о соответствии правового порядка в Российской Федерации нормам Совета Европы, которое рассматривалось Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1994 г., То было подчеркнуто, что требование к подозреваемому в совершении преступления участвовать в “следственном эксперименте”, когда он снимается на фотопленку после чего видеофильм подается как доказательство в суд, – даже когда речь не идет о каком-то физическом насилии, – очевидно унижающее достоинство в том понимании, которое существует в европейской судебной практике.

Под обращению, которое запрещено ст. 28 Конституции, могут подпадать такие явления, как “дедовщина”, использование труда новобранцев офицерами армии, случаи доведения до самоубийства и т. др.

В ч. Ст. 28 на уровень конституционного права поставлена невозможность піддання ни одного лица без его согласия медицинским, научным или иным опытам. Подчеркнем. во-первых, что это положение воспроизводит соответствующую норму, которая содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Во-вторых, следует при его применении иметь в виду как требования о действительной добровольности получения согласия человека, включая правила по установлению дееспособности и правоспособности, так и то, что согласно высказанным выше соображениям медицинские, научные и другие опыты ни в коем случае не должны иметь характер пыток или быть связаны с жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство лица, обращением.

Добровольный отказ от преступления: признаки и условия, особенности квалификации

Добровольный отказ от преступления. Отличие от деятельного раскаяния

Добровольный отказ – это прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействий), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

· Добровольно и окончательно

· Отказ до момента окончания преступления

· Это не должно быть попыткой отложить преступление на другое время – то есть окончательный отказ

· Есть наличие возможности довести преступление до конца

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если есть добровольный отказ.

НО: если то что фактически уже сделано, содержит состав другого преступления, то лицо подлежит ответственности

Деятельное раскаяние – это те действия, которые направлены на возмещение вреда или его смягчение

Только после окончания преступления

– Это смягчающее обстоятельство.

1) Определение. Добровольный отказ – это прекращение лицом подготовительных действий или исполнения состава преступления при сознании возможности доведения преступления до конца. Такое определение дает статья 31 УК РФ.

Особенности: – Он может быть вызван любыми мотивами: сострадание, страх перед наказанием, желание поесть. Главное, чтобы мотивация не устраняла главное условие добровольного отказа – а именно осознания возможности довести преступление до конца

Отказ – это окончательное прекращение начатого преступления. Тактическая пауза, не является отказом.

При отказе – НЕТ СОСТАВА преступления. Потому что нет признаков даже неоконченного преступления, ибо нет вообще никаких ООП. При неоконченном же преступлении умысел остается, потому что ООП не наступают из-за внешних обстоятельств.

2) Добровольный отказ vs. Деятельное раскаяние. Деятельное раскаяние представляет собой добровольное заглаживание СОВЕРШЕННЫХ ООП. Следовательно, главное отличие в том, что добровольный отказ происходит до наступления ООП, а раскаяние осуществляется после ООП.

При добровольном отказе – нет состава преступления. А при деятельном раскаянии он выполнен.

Добровольный отказ не влечет УО вообще. А деятельное раскаяние влечет смягчение УО.

Добровольный отказ соучастников

Отказ должен быть а) По своей воле

· Для фиксации добровольного отказа участникам надо добиться не совершения исполнителем преступления

· Организатор преступления и подстрекатель не подлежат ответственность, если своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца

· Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

Другой комментарий к статье 31 ТК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам представления интересов работников иными представители работников.

В ст.3 Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 год) закреплено, что термин «представители работников» означает лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой, будь то: — представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; — выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, и функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Иной представитель (представительный орган) работников выбирается в следующих случаях: — когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации; — когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Такой представитель может быть избран на общем собрании (конференции) работников из числа работников. Представитель избирается тайным голосованием.

Вопросы практического использования ст. 31 ТК

Как сотрудники, выбранные иными представителями, соотносятся с традиционными профорганизациями?

ТК не запрещает иным представителям быть членами профорганизаций. Более того, посвящённый функционированию профсоюзов №10-ФЗ от 12.01.96 г. указывает, что члены профсоюзов могут выдвигать свои кандидатуры в иные представительные органы работников. Единственное требование для них – трудиться вместе с другими сотрудниками. Но на практике иные представители не всегда являются членами профсоюзов.

В чём отличие иных представителей от традиционных профсоюзов?

Иные представители действуют: 1. на локальном уровне конкретного нанимателя и 2. только по вопросам социального партнёрства. У профорганизаций возможности и спектр ответственности намного шире. Они могут действовать в масштабах отрасли, на федеральном уровне, по всем параметрам защиты прав персонала. Также нужно отметить, что институт «иных представителей» не получил широкого распространения: у крупных работодателей действуют профсоюзы, а на мелких предприятиях сами сотрудники не всегда готовы к выборам несистемных представителей.

Каким критериям должны соответствовать иные представители?

В ТК говорится, что они должны принадлежать к числу сотрудников, работающих у конкретного нанимателя. Т.е. человек со стороны не подходит для этой позиции. Кроме этого, они обязаны избираться в соответствии с определёнными правилами, изложенными в ст. 31 ТК. Так, должно быть проведено общее собрание, организовано тайное голосование и т.д. Другие аспекты юридического профиля иных представителей (или их представительных органов) в ТК не рассматриваются.

Какое законодательство регулирует взаимодействие традиционных профорганизаций с иными представителями?

По этому вопросу можно ориентироваться на принятую в 1971 году Конвенцию МОТ № 135 (была ратифицирована СССР, а в РФ она вступила в силу с 2011 года). Конкретно взаимодействие традиционных профсоюзов с иными выбранными представителями персонала рассмотрено в статье 5 этого документа. В ней говорится, что:

  • должны приниматься меры (при необходимости) для того, чтобы выбранные представители не мешали функционированию профорганизаций;
  • необходимо поощрять взаимодействие между профорганизациями и выбранными представителями сотрудников.

Статья 31 ТК повторяет мысль о недопустимости использования выбранных сотрудниками представителей для препятствования деятельности традиционных профорганизаций. Это же положение подчёркивает и принятый в 1996 году № 10-ФЗ, посвящённый деятельности профсоюзов.

Комментарий к ст. 31.1 КоАП

1. Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.

Устанавливаемый порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу согласуется с положениями статей 30.1 и 30.9 КоАП РФ (см. комментарии).

Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, определения.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

2. Свойство законной силы решения означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Существуют две категории решений, принимаемых арбитражным судом первой инстанции, в виде исключения приобретающих законную силу немедленно после их принятия. Это решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК) и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК)

Предоставление законной силы указанным решениям немедленно после принятия вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах

Для некоторых категорий дел АПК и другими законами установлены иные, как правило, сокращенные, сроки вступления решения в законную силу. Среди таких дел можно назвать следующие:

— о привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 4 ст. 206 АПК);

— об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 5 ст. 211 АПК).

3. По другим смежным вопросам, возникающим при рассмотрении соответствующих положений, необходимо обращаться к главе 30 КоАП РФ (см. комментарий).