Последствия самовольного оставления части контрактником

Оглавление

Наказание за самовольное оставление части контрактником

Вид и размер уголовного наказания за самовольное оставление части, совершенное военнослужащим по контракту, зависит от срока самоволки:

  • Самоволка от 10 суток до 1 месяца может повлечь следующие виды наказания: ограничение по военной службе до 2 лет; содержание в дисбате на срок до 2 лет; лишение свободы на срок до 3 лет;
  • Самоволка свыше 1 месяца: лишение свободы до 5 лет;

Как показывает практика, чаще всего контрактникам назначают наказание в виде условного лишения свободы, либо ограничение по военной службе. Реальные сроки лишения свободы по данной статье дают достаточно редко. Что касается дисбата, то этот вид наказания применяется только к солдатам-срочникам, либо к тем военнослужащим, которые заключили контракт в период прохождения службы по призыву.

При рассмотрении дел данной категории суды всегда обращают внимание на обстоятельства и мотивы, побудившие военнослужащего самовольно покинуть часть. Довольно часто случаются ситуации, когда военнослужащих-контрактников пытаются обвинить в неявке на службу без уважительных причин во время переезда воинской части из одного региона страны в другой и т.п., при этом, не принимают во внимание наличие уважительных причин (задержка самолета, поезда, поломка машины и т.п.)

В таких случаях «Условка.Ru» рекомендует вам фиксировать данные обстоятельства любыми доступными средствами на тот случай, если кому-то из особо ретивых начальников придет в голову угрожать контрактнику уголовной статьей. В особо тяжелых случаях, если делу уже был дан ход, лучше обратиться к юристу (адвокату), с тем, чтобы совместными усилиями доказать отсутствие злого умысла на неявку на службу

Довольно часто случаются ситуации, когда военнослужащих-контрактников пытаются обвинить в неявке на службу без уважительных причин во время переезда воинской части из одного региона страны в другой и т.п., при этом, не принимают во внимание наличие уважительных причин (задержка самолета, поезда, поломка машины и т.п.). В таких случаях «Условка.Ru» рекомендует вам фиксировать данные обстоятельства любыми доступными средствами на тот случай, если кому-то из особо ретивых начальников придет в голову угрожать контрактнику уголовной статьей

В особо тяжелых случаях, если делу уже был дан ход, лучше обратиться к юристу (адвокату), с тем, чтобы совместными усилиями доказать отсутствие злого умысла на неявку на службу.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, касающиеся самовольного оставления части военнослужащим по контракту, вы можете прямо сейчас задать их юристам на нашем сайте и получить квалифицированный ответ в течение ближайшего времени.

Комментарии к ст. 337 УК РФ

Объектом посягательства выступает порядок нахождения лица на службе в ВС РФ. Как выше говорилось, правила устанавливаются соответствующим ФЗ, уставами, иными правовыми актами.

Деяния, установленные частями 1, 2, относятся к категории небольшой, а 3, 4 – средней тяжести.

Объективную сторону составляет, во-первых, активное поведение. Оно выражается в самовольном оставлении части или места службы. Вторым элементом объективной стороны деяния выступает неявка – уклонение от посещения части.

При этом ответственность по УК наступает при отсутствии служащего в течение определенного срока – не менее 2-х, но не более 10 суток.

Порядок увольнения лиц, находящихся в ВС по призыву и размещаемых в казармах, закрепляет Устав внутренней службы ВС РФ (статьи 239-245).

Оставлением части признается выход за пределы ее территории. Под ней следует понимать район лагерного, казарменного, походного размещения войсковой группы в границах, определенных командованием. Соответственно, самовольным оставлением в/ч не считается уход из казармы, если служащий находится в пределах территории части.

Постановление Новосибирского гарнизонного военного суда от 28.03.2012 N ДА-8/2012

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего — судьи Спириной Н.В., с участием военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона майора юстиции Сюркалова С.А., представителя командира войсковой части 0000 капитана юстиции Ф., рассмотрев материалы о грубом дисциплинарном проступке, предусмотренном ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в отношении военнослужащего войсковой части 0000 прапорщика

В., родившегося <…>, гражданина РФ, со средним (полным) общим образованием, ранее не привлекавшегося к дисциплинарной ответственности,

установил:

08 февраля 2012 года В., согласно установленному регламенту служебного времени военнослужащих по контракту войсковой части 0000, должен был прибыть на службу в 8 часов 30 минут. В установленное время он на службу не явился, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил.

В судебном заседании В., не отрицая фактических обстоятельств произошедшего, признал себя виновным в совершении указанного грубого дисциплинарного проступка и дал показания, соответствующие изложенному выше.

Помимо личного признания его виновность в содеянном полностью подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, представленных командованием войсковой части 0000.

Прапорщик А., заместитель командира взвода, показал, что 08 февраля 2012 года, около 08 часов 30 минут, при проверке личного состава части было обнаружено отсутствие прапорщика В., в связи с чем, были приняты меры для установления его местонахождения, которые результатов не дали.

На следующий день, 09 февраля этого же года, в 8 часов 30 минут, прапорщик В. прибыл на службу, пояснив, что накануне плохо себя чувствовал, однако документов подтверждающих уважительность причин не явки не имеет.

Из протокола о грубом дисциплинарном проступке от 17 февраля 2012 года усматривается, что 08 февраля этого же года В. отсутствовал в расположении войсковой части 0000 без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

Из представленной в суд справки фельдшера войсковой части 0000 и медицинской характеристики явствует, что противопоказания, препятствующие отбыванию правонарушителем наказания в виде дисциплинарного ареста, отсутствуют.

Представитель командования части ходатайствовал о применении к В. дисциплинарного взыскания в виде ареста сроком на 10 суток.

Прокурор ходатайство командования части поддержал, указав о необходимости применения к тому дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на срок 5 суток.

Таким образом, оценив представленные материалы в их совокупности, заслушав мнение представителя командования части, прокурора, следует прийти к выводу, что В., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 08 февраля 2012 года без уважительных причин отсутствовал на службе в воинской части более четырех часов подряд, чем совершил грубый дисциплинарный проступок, предусмотренный ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

При назначении наказания и определении его срока, в качестве обстоятельства, смягчающего дисциплинарную ответственность В., суд признает его раскаяние в содеянном.

Кроме того, суд учитывает, что В., ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, по военной службе характеризуется в целом положительно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 18 и 19 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках…»,

постановил:

В. признать виновным в отсутствии на службе в воинской части без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени, то есть в совершении грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного ст. 10 Дисциплинарного устава ВС РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на основании ст. 28.4 того же Закона применить к нему дисциплинарный арест сроком на 3 (трое) суток.

Срок отбывания дисциплинарного ареста В. исчислять с момента его принятия на гауптвахту.

Местом отбывания ареста определить гауптвахту Новосибирского гарнизона.

На данное постановление могут быть поданы жалоба или представление в Западно-Сибирский окружной военный суд, через судью его вынесшего, в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья Н.В.СПИРИНА

Предотвращение самовольного оставления части

Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.

Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.

К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:

  1. Резкое увеличение доли солдат-контрактников на военной службе, что позволило более тщательно подходить к отбору призывного контингента.
  2. Улучшение продовольственного и социально-бытового обеспечения солдат срочной службы.
  3. Введение процедуры профессионально-психологического отбора при поступлении в Вооруженные силы, которая стала обязательной для всех призывников.
  4. Появление законодательно регламентированных возможностей для солдат-срочников обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в военную прокуратуру, а также к родителям, в комитет солдатских матерей.

В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:

  • составление рапортов начальников команд по сопровождению нового пополнения со сборных пунктов субъектов Российской Федерации к местам прохождения военной службы, об их отношении к военной службе;
  • индивидуальные обследования нового пополнения психологом по прибытию в воинскую часть;
  • индивидуальная работа командиров подразделений с военнослужащими, ведение в учетной документации отдельного раздела — со склонными к правонарушениям и нежелающими служить в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • ежемесячные заседания комиссий по проверке морально-деловых и психологических качеств военнослужащих, допускаемых к несению службы с оружием;
  • ежедневное медицинское и психологическое сопровождение военнослужащих, заступающих в состав суточного наряда, особенно тех, кто несет службу с оружием.

Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.

Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.

Так, весной 2020 года Следственный комитет Российской Федерации сообщил, не вдаваясь в особые подробности, что количество зафиксированных им случаев самовольного оставления части или места службы сократилось в 1,7 раза. Также военные следователи отметили, что снизилось число случаев рукоприкладства по отношению к подчиненным (на 18%) и в целом немного сократилось число военнослужащих, пострадавших от нарушений устава.

Военные прокуроры

Правовой статус этих лиц определен в ФЗ № 2202-1. Задачи военных прокуроров определяются в Приказе Генпрокуратуры № 84 от 2008 г.

Указанные должностные лица, в числе прочего, осуществляют надзор за выполнением командованием и другими уполномоченными служащими дисциплинарных и прочих воинских частей, организаций, учреждений, предприятий, включенных в систему ВС РФ, законов при содержании обвиняемых, осужденных и подозреваемых в воинских преступлениях.

Военные прокуроры также уполномочены контролировать соблюдение законодательства органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное расследование при обнаружении, раскрытии деяний, совершенных военнослужащими, гражданским персоналом ВС, а также субъектами, находящимися на военных сборах.

Что показывает судебная практика по ст. 337

Преступления против военной службы нельзя назвать распространенными в Российской Федерации. Всего за 2021 год было рассмотрено 1 736 подобных уголовных дел. Из общего числа лишь немногие касались оставления места службы и несвоевременной явки в часть.

Тем не менее привести примеры подобного можно:

  • Военнослужащему срочной службы рядовому С. было предоставлено увольнение сроком на 24 часа. По истечении этого времени он не явился в часть. Не вернулся он и в течение следующих 48 часов. Спустя 4 дня с момента окончания действия увольнительной С. был задержан патрулем и доставлен по месту службы. В действиях рядового был выявлен состав, предусмотренный ст. 337 ч. 1. Он был осужден на отбывание наказания в дисбате сроком на 4 месяца.
  • Гражданин Н., проходящий службу в рядах ВС РФ по контракту не вернулся из очередного отпуска. По истечении 10 дней с момента неявки он был объявлен в розыск и был задержан полицией. Следствие усмотрело в действиях Н. состав преступления, предусмотренный ст. 337 ч. 3. Суд согласился с доводами следствия и назначил наказание в виде прохождения службы в дисбате сроком 1 год.
  • Рядовой Р. не вернулся в часть в положенное время после отпуска. Спустя 48 часов он был объявлен в розыск. Р. удалось избежать наказания. Как выяснилось, он намеревался своевременно прибыть в часть, но непредвиденные обстоятельства помешали этому. Причина неявки заключалась в госпитализации Р. в результате получения им ножевого ранения. Он не смог своевременно оповестить командование, так как находился в бессознательном состоянии. Уголовное дело было закрыто по причине отсутствия состава преступления.

Возможность привлечения военнослужащих к ответственности во многом зависит от командования части. Зачастую нерадивых солдат наказывают дисциплинарно, согласно положениям Устава, например, внеочередными нарядами. Разумеется, это актуально, если военнослужащий не явился в течение нескольких дней, а не месяцев.

От чего зависит суровость наказания?

Каждая часть ст. 337 содержит в себе перечень возможных наказаний. При этом указаны максимально возможные карательные меры. Например, максимальное наказание за противоправное деяние, предусмотренное ч. 3 – лишение свободы сроком на 3 года. Максимально возможное наказание назначается редко. Суд предпочитает ограничиваться менее суровой карой. От чего же зависит размер наказания, которое выберет суд?

В данной ситуации первоочередное значение имеет размер причиненного поступком вреда. Чем он выше, тем серьезней будет наказание. Разумно полагать, что солдат, который не вовремя вернулся из увольнения, причинит гораздо меньше вреда, чем военнослужащий, покинувший часть непосредственно перед караулом.

Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства

При изучении воинских преступлений учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом при рассмотрении уголовных дел, предусмотренных ст. 337, согласно примечанию к уголовной норме, часть смягчающих обстоятельств может являться поводом для освобождения от ответственности.

К числу смягчающих обстоятельств, применимых к ст. 337, следует отнести:

  • совершение преступления в первый раз;
  • наличие маленьких детей;
  • явка с повинной;
  • совершение преступления в результате морального, физического истязания.

К числу отягчающих обстоятельств следует отнести:

  • повторное совершение преступления;
  • совершение преступного деяния в составе группы;
  • совершение преступления в условиях ЧС.

Перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств не исчерпывающие. Все обстоятельства подобного рода рассматриваются судом в индивидуальном порядке.

Субъекты

К ответственности могут быть привлечены:

  • Сержанты, солдаты.
  • Курсанты военных учебных заведений, а также отчисленные за недисциплинированность или неуспеваемость до заключения контракта (до завершения 1 курса).
  • Курсанты, выразившие отказ в заключении контракта, если они должны быть или были направлены на службу по призыву.
  • Служащие, не достигшие 27 лет, находящиеся в ВС по контракту, не прошедшие службу по призыву, уволенные с нее до окончания контракта. Эти граждане привлекаются к ответственности, если к моменту увольнения они не выслужили срок, установленный для службы по призыву, и при этом не имеют права на отсрочку/освобождение от нее.

Ответственность

Рассматриваемое преступное посягательство предусматривает меры уголовного принуждения ввиду причинения вреда специфическим, важным для государства отношениям.

Перечень наказаний при самовольной попытке покинуть воинскую территорию разнообразен и варьируется с учётом квалифицирующих признаков. Однако необходимо при установлении мер ответственности определить степень тяжести подобного деяния.

Действия по статье 337 признаются деяниями либо небольшой тяжести (части первая и вторая), либо средней тяжести (части третья и четвертая).

Говоря о квалифицирующих признаках, указанная норма содержит в себе несколько вариантов, которые отягчают положение нарушителя.

Относят к ним следующее:

  • ч. 2 статьи предусматривает случаи, когда лицо покидает дисциплинарную воинскую часть, нахождение в которой уже признаётся мерой наказания;
  • третья часть предполагает увеличенный срок отсутствия военнослужащего – как контрактника, так и призывника, не меньше десяти суток, но не больше месяца;
  • ч. 4 нормы также касается изменения времени нарушения в большую сторону и применяется при отсутствии лица больше одного месяца.

Соответственно, по мере возрастания положения нормы, будет отягчаться и наказание для виновного человека.

Варианты наказаний, применяемых по указанной выше статье, несмотря на разнообразие, всё же ограничены одним общим принципом действия – полное или частичное лишение человека свободы.

Относят к таким мерам принуждения следующее:

  1. Арест. Применяется только при квалификации действий лица по ч. 1 статьи 337. Максимальный период действия ареста составляет шесть месяцев.
  2. Содержание в дисциплинарном воинском отделении. Такие структуры создаются специально для наказания военнослужащих и распространяют своё действие, соответственно, только на них. Предусмотрен данный вид ограничения только по ч. 3 статьи и не может превышать двух лет.
  3. Ограничение по службе. Такой вариант не всегда связан с лишением свободы передвижения или иными подобными мерами, он предполагает скорее прекращение действия каких-либо полномочий виновного субъекта. Действовать это наказание может не больше двух лет, а установлено исключительно третьей частью нормы.
  4. Тюремное заключение. Лишение свободы – основная мера воздействия по данной статье, предусматриваемая в каждом квалифицирующем положении статьи. Срок заключение варьируется. Нижний предел – два года, верхний – пять лет.

Назначение наказания происходит исключительно по усмотрению суда, опирающегося на представленные материалы и фактические обстоятельства дела.

Для военнослужащих также действуют отягчающие и смягчающие обстоятельства. Применяемые ранее поощрительные меры или, наоборот, ограничительные могут в итоге повлиять на приговор суда. Во многих случаях нарушения лиц, проходящих службу, могут оставаться внутри расположения и там же подлежать наказанию, более того, судебная практика отражает больше случаев уклонения от самой обязанности проходить службу, нежели самовольного отбытия.

Отдельное место в статье занимает примечание, которое позволяет освободить человека от ответственности. Однако для этого необходимо установить факт того, что деяние было совершено впервые, и на незаконное отсутствие у человека были веские причины, а именно какие-либо тяжкие обстоятельства. Также актуальным для всех вариантом избежать наказания является акт амнистии, но последний раз он был реализован в 2016 году решением Государственной думы РФ.

Примером назначения наказания за рассматриваемый вид посягательства может служить последнее решение Военного гарнизонного суда в Тамбове, которое было вынесено в феврале 2018 года. Согласно обстоятельствам дела подсудимый являлся военнослужащим-контрактником, и чтобы на время избежать службы, не явился вовремя в часть, скрывался у сестры сорок три дня. В итоге ему было назначено наказания по ч. 4 ст. 336 в УФ РФ в виде тюремного срока на четыре года.

Таким образом, указанная статья уголовного закона предполагает нарушение, посягающее на военную службу, и предполагает не уклонение, а временное несанкционированное приостановление. Подобное деяние имеет небольшую и среднюю тяжесть, что отражается на мерах воздействия и не допускает тюремного срока больше пяти лет. Кроме того, всегда есть возможность избежать наказания или даже возбуждения дела.

Комментарии к ст. 337 УК РФ

Она состоит из 4 частей и одного примечания. В ч.1 ст.337 УК РФ указаны меры ответственности за следующие правонарушения:

  • самовольное оставление воинской части;
  • неявка на службу без объективных причин во время увольнения;
  • непоявление в части при назначении или переводе от 2 до 10 дней.

В первой части комментируемой статьи поясняется, что наказания назначаются за подобные правонарушения, если они имели место со стороны военнослужащего, проходящего службу в армии по призыву.

Отличие дезертирства от самовольного оставления части или места службы заключается в том, что первое совершается с конкретной целью, а именно — с целью уклонения от прохождения военной службы, тогда как у второго могут быть разные цели и предпосылки.

Под объективными причинами неявки на службу понимаются:

  • серьезное заболевание служащего;
  • болезнь или смерть его родственников;
  • стихийные бедствия или техногенные катастрофы;
  • задержание сотрудниками правоохранительных органов и т.д.

По ч.2 ст.337 УК РФ определяются меры за те же деяния служащих в армии, которые перечислены в ч.1 этой же статьи, но в случае, если они проходят службу в дисциплинарной воинской части (подразделения, куда помещаются служащие в армии, нарушающие нормы УК РФ).

Согласно ч.3 ст.337 УК РФ, наказания назначаются за:

  • самовольное оставление части или места службы;
  • неявку в срок на службу от 10 до 31 дня, если деяние было совершено служащим в армии по призыву или по контракту.

В части 4 ст.337 УК РФ указаны те меры, которые избираются судом за деяния, описанные ч .3 комментируемой статьи, но если их период совершения превышает месяц.

В примечании к статье указано, что если служащий в армии совершил указанные в ст.337 УК РФ деяния по независящим от него причинам, то к нему могут не применяться перечисленные в статье меры.

К этим причинам относятся такие:

  • тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника;
  • семейные обстоятельства, не терпящие промедления в действиях (пожар в доме или квартире);
  • стихийные бедствия;
  • неуставные действия со стороны сослуживцев (например, когда служащего в армии избивают другие, и поэтому он решается на оставление части);
  • материальные трудности и т.д.

Это неполный список, так как под такими причинами понимаются те, что хоть и не препятствуют исполнению военным служебных обязанностей, но сильно затрудняют это. Они могут нарушать его правовой статус или унижать его честь и достоинство.

Когда считается правонарушением

Правонарушение будет считаться оконченным в тот момент, когда служащий в армии по контракту или по призыву покинул место своей службы или воинскую часть или истек срок его законного отсутствия там (закончился период отпуска или командировки).

Объективная и субъективная стороны

Объективная сторона деяния представляет собой совершение одного из деяний, перечисленных в ст.337 УК РФ.

Субъективная сторона заключается в умышленном уклонении от своей службы, то есть гражданин вполне осознает незаконность совершаемого им проступка, но все же допускает его.

Также в цели правонарушителя входит лишь временное нежелание находиться на месте службы и не полное уклонение от исполнения своих служебных обязанностей.

Объекты и субъекты преступлений

Объект правонарушения – порядок пребывания служащих в армии, который регулируется уставами, ФЗ №76 от 27.05.1998 года и прочими законодательными актами.

Субъектами деяний признаются:

  • служащие в армии, которые исполняют служебные обязанности по призыву (солдаты, несущие службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до того, как заключили контракт; курсанты, которые были отчислены из вышеуказанных учреждений до того, как ими был подписан контракт, и пр.);
  • служащие в возрасте до 27 лет, проходящие службу в армии по контракту или уволенные раньше срока, указанного в этом контракте, если они не имеют права на преждевременное оставление своей службы или увольнение.

Какие предъявляются доказательства

Доказательством выступает просроченный период увольнения или командировки. В документах указываются их сроки, поэтому легко проследить, что гражданин не вышел вовремя на службу.

В случае самовольной неявки на место службы в армии фиксируется сам факт этой неявки, а также проверяется, действительно ли гражданин обязан был выполнять свои служебные обязанности в этот промежуток времени.

Особое внимание уделяется тому, не было ли у служащего в армии объективных причин на то, чтобы оставить свою часть. Для этого анализируется его семейное положение и состояние финансов его семьи

Предотвращение самовольного оставления части

Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.

Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.

К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:

  1. Резкое увеличение доли солдат-контрактников на военной службе, что позволило более тщательно подходить к отбору призывного контингента.
  2. Улучшение продовольственного и социально-бытового обеспечения солдат срочной службы.
  3. Введение процедуры профессионально-психологического отбора при поступлении в Вооруженные силы, которая стала обязательной для всех призывников.
  4. Появление законодательно регламентированных возможностей для солдат-срочников обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в военную прокуратуру, а также к родителям, в комитет солдатских матерей.

В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:

  • составление рапортов начальников команд по сопровождению нового пополнения со сборных пунктов субъектов Российской Федерации к местам прохождения военной службы, об их отношении к военной службе;
  • индивидуальные обследования нового пополнения психологом по прибытию в воинскую часть;
  • индивидуальная работа командиров подразделений с военнослужащими, ведение в учетной документации отдельного раздела — со склонными к правонарушениям и нежелающими служить в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • ежемесячные заседания комиссий по проверке морально-деловых и психологических качеств военнослужащих, допускаемых к несению службы с оружием;
  • ежедневное медицинское и психологическое сопровождение военнослужащих, заступающих в состав суточного наряда, особенно тех, кто несет службу с оружием.

Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.

Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.

Так, весной 2021 года Следственный комитет Российской Федерации сообщил, не вдаваясь в особые подробности, что количество зафиксированных им случаев самовольного оставления части или места службы сократилось в 1,7 раза. Также военные следователи отметили, что снизилось число случаев рукоприкладства по отношению к подчиненным (на 18%) и в целом немного сократилось число военнослужащих, пострадавших от нарушений устава.

А если по контракту?

Если призывникам дается всего лишь 2 дня, то у контрактников есть больше возможности «погулять». По установленному нормативу, преследование начинается, когда отлучка, опоздание составляют 10 дней.

Контрактники по закону должны на территории военной части пребывать рабочий день. Жить они могут где угодно, выбирают место, которое нравится, при надобности и днем оставляют место, если возникли обстоятельства, способствующие этому. Словом, самая обычная работа с обычными правилами поведения. Это усложняет применение к контрактникам законных норм, довольно простых относительно призывников. Когда человек уклоняется от службы, а когда он просто отошел по своим делам? Суду придётся доказать, что у военного была четко обозначенная и осознаваемая цель уклониться, лишь после этого можно привлечь к ответственности по УК. Поэтому и ввели норматив 10 дней.

Нюансы

Все решения, касающиеся назначения наказания уклонисту, выносятся судом, который анализирует действия призывника и ищет в них умысел

Если гражданин не пришёл в военкомат в назначенный срок, но до конца призыва всё же соизволил нанести туда визит, то суд обязательно примет этот факт во внимание, и несостоявшийся уклонист может «отделаться» штрафом в 500 рублей. А если у парня была уважительная причина, то он и вовсе освобождается от всякой ответственности и с чистым сердцем идёт в армию

Если призывник не подписывал повестку и, разумеется, не являлся на призывной пункт, либо повестки вручались ему с нарушением закона, то уголовной ответственности за такое уклонение он точно не понесёт. То есть, суд посчитает, что гражданин был уведомлён ненадлежащим образом, что является серьёзным нарушением со стороны ответственных лиц. Стоит отметить, что любой умышленный отказ от исполнения воинского долга стране – наказуем.

И даже в случае назначения реального наказания, после погашения судимости молодой человек всё равно будет призван в армию, если к тому времени не выйдет из призывного возраста. Возможно, что парню и бегать от военкомата не придётся, ведь может статься так, что он вовсе и не годен к несению строевой службы. Вот почему имеет смысл пройти медосвидетельствование.