Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Оглавление

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

  1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
    2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
    3) об отложении рассмотрения дела;
    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
  2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Решение суда по административному делу — процессуальные вопросы

Допустим, суд по одному из требований истца решения не вынес. В таком случае сторона, заявлявшая такое требование, вправе обратиться в суд и после вынесения решения, но до вступления его в законную силу, с заявлением о принятии дополнительного решения. Такое правило распространяется и на случаи, когда суд умолчал о распределении судебных расходов и когда не указал, какие именно действия должен совершить административный ответчик. Дополнительное решение принимается в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц.

Если в решении суда обнаружены описки, опечатки, арифметические ошибки, внести исправления можно путем подачи в суд соответствующего заявления. Иногда достаточно обращения в устной форме к помощнику судьи или секретарю, чтобы суд по своей инициативе привел решение в надлежащий вид. Такой вопрос также рассматривается в судебном заседании, но явка в него не обязательна.

Иногда решение суда может быть по каким-то причинам не понятным для стороны. Тогда можно подать заявление о разъяснении решения суда – оно не меняет его содержания, но более подробно освещается порядок и способ исполнения. Такое разъяснение возможно, только если оно не вступило в законную силу.

Вступает в силу решение суда по административному делу спустя месяц, если на немедленность исполнения прямо не указано в КАС РФ (например, о включении гражданина в списки избирателей, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) или в решении суда по ходатайству стороны (например, по административным искам об оспаривании решения органа власти).

Правовое регулирование

Общие принципы судебного производства устанавливаются законодательством «О судебной системе в России». Основное же правовое регулирование этой категории дел производится посредством применения норм КоАП. Он устанавливает главные процессуальные правила, виды санкций, составы правонарушений, а также иные моменты, имеющие значение для судебного разбирательства.

Порядок привлечения предпринимателей к административной ответственности определяются АПК России (ст. 202)

При возникновении противоречий, следует обратить внимание на п. 18 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 года №11

Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

  1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
  2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
    1) дата и место рассмотрения дела;
    2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
    3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
    4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
    5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
    6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
    7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
  3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Кто выносит постановления об административном правонарушении

В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях данного типа. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.

В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).

Комментарий к ст. 29.6 КоАП

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.

За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.

За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция «административное приостановление деятельности» и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.

Комментарий к статье 29.9. КоАП РФ:

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения. Решение по существу дела оформляется постановлением (см. комментарий к ст. 29.10). Решение, носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела, оформляется определением (см. комментарий к ст. 29.12).

2. В виде постановления выносится решение о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 3.2). При назначении наказания необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в статьях главы 4 Кодекса (см. комментарий к ст. ст. 4.1 — 4.5).

3. В виде постановления выносится решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5).

4. Аналогичное решение выносится при малозначительности совершенного нарушения. В этом случае лицо, его совершившее, может быть освобождено от ответственности с объявлением ему устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9).

5. В том же виде выносится решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Передача таких материалов осуществляется с учетом подведомственности, определяемой в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.

6. Постановление о прекращении производства по определенным категориям дел выносится также при освобождении лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в примечаниях к ст. ст. 6.8, 6.9, 14.32 Кодекса.

7. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Кодексом одни и те же дела могут рассматриваться различными субъектами (судьями, органами, должностными лицами), которые уполномочены назначать различные наказания или применять различные меры воздействия.

Так, дела о некоторых категориях административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (см. комментарий к ст. 23.1), поскольку к исключительной компетенции судьи относится назначение таких административных наказаний, как, например, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и др. (см. комментарий к ст. ст. 3.6 — 3.12).

Аналогичным образом дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2), поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 2.3).

Что касается должностных лиц, то полномочия некоторых из них ограничены установлением назначаемых видов административного наказания, а равно максимальных размеров налагаемых административных штрафов. Можно привести пример в отношении органов внутренних дел (полиции): начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей (ст. 23.3).

8. В виде определения выносится и решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Имеется в виду, в частности, случай так называемой переквалификации правонарушения, когда выясняется, что фактический состав нарушения соответствует не тому юридическому составу, который был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а иному.

Что делать, если в удовлетворении жалобы отказано?

Вся череда инстанций при обжаловании постановлений об административных правонарушениях и момент вступления этих постановлений в силу различается в зависимости от того, кто вынес это постановление и какой путь своей защиты избрало лицо, привлеченное к ответственности. Ниже мы рассмотрим все возможные последовательности подачи жалоб.

Схема обжалования № 1:

Постановление должностного лица – Жалоба вышестоящему должностному лицу – Решение должностного лица по жалобе – Жалоба в районный суд – Решение суда по жалобе – Жалоба в вышестоящий суд – Решение вышестоящего суда по жалобе (с этого момента постановление вступает в законную силу) – Жалоба в кассационный суд общей юрисдикции (КОЮ) – Постановление КОЮ по жалобе – Жалоба в Верховный Суд РФ (ВС РФ) – Постановление ВС РФ

Схема обжалования № 2:

Постановление должностного лица – Жалоба в районный суд – Решение суда по жалобе – Жалоба в вышестоящий суд – Решение вышестоящего суда по жалобе (с этого момента постановление вступает в законную силу) – Жалоба в кассационный суд общей юрисдикции (КОЮ) – Постановление КОЮ по жалобе – Жалоба в ВС РФ – Постановление ВС РФ

Если постановление о привлечении к административной ответственности вынес суд:

Постановление суда – Жалоба в вышестоящий суд – Решение суда по жалобе (с этого момента постановление вступает в законную силу) – Жалоба в кассационный суд общей юрисдикции (КОЮ) – Постановление КОЮ по жалобе – Жалоба в ВС РФ – Постановление ВС РФ

Подготовка к рассмотрению

Материалы дела об административном правонарушении анализирует орган или суд, к которым они поступили. На этой стадии уполномоченное лицо проверяет соблюдение правил подведомственности, требований к содержанию протокола, иных документов, наличия отводов. Они проверяют полноту дела и собранные доказательства. А также наличие ходатайств

Обратите внимание, что по общему правилу ходатайство в рамках привлечения к административной ответственности должно быть подано в письменном виде

На этой стадии возможна замена лица, которому поступили материалы. Основание — родственная связь с правонарушителем, потерпевшим, защитником или представителем по доверенности по административным делам. А также иная личная или косвенная заинтересованность в результатах рассмотрения дела. Правило об отводе распространяется и на суд, и на членов административной комиссии, и на любых иных лиц, которые будут рассматривать дело.

После разрешение вышеуказанных вопросов, уполномоченное лицо назначает место и время рассмотрения дела. Одновременно в суд оно может вызвать иных лиц, истребовать доказательства. Если поступило ходатайство об отложении дела о рассмотрении по месту жительства нарушителя, принимается соответствующее решение.

Когда собранных материалов по делу недостаточно для рассмотрения дела, уполномоченное лицо их возвращает на доработку. При нарушении правил подведомственности материалы дела перенаправляются в полномочную инстанцию.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

На этапе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, решают следующие вопросы:

  • относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения, данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.

Статья 29.13 КоАП РФ. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

  1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
  2. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

профессиональный адвокат по административным делам (Москва)

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования — один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Когда инициируются дело

Под административным правонарушением понимается противоправное действие (а в оговоренных случаях также и бездействие), за которое законодатель предусмотрел ответственность. Речь идёт только о ситуациях, когда действие прямо предусмотрено в законе как противоправное.

Лица, обвиняемые в совершении таких деяний, посягают на здоровье отдельного человека или группы людей, общественную безопасность, собственность, экологию и другие блага, определенные законодателем. Но конечный вред всегда менее существенен, чем при совершении уголовных преступлений.

Действие лица может считаться именно административным правонарушением при наличии следующих признаков:

  • результат действий – общественная опасность (определённая КоАП РФ);
  • лицо совершило конкретное противоправное действие или в определённых ситуациях бездействовало (в большей степени касается субъектов предпринимательства);
  • деяние наказуемо в соответствии с законодательством (КоАП РФ);
  • лицо должно быть виновным в противоправном деянии.

Для того чтобы привлечь конкретное лицо к ответственности, нужно иметь для этого юридические, фактические, а также процессуальные основания. Привлекаемое лицо должно является субъектом (то есть может быть привлечено к ответственности по конкретной статье КоАП). Это могут быть как физические лица, так и предприятия.

Действие должно быть задокументировано должным образом сотрудником государственного или муниципального органа, имеющим на это соответствующие полномочия. По результатам проверки (определения оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, установления виновного лица и т.д.), выносится соответствующее постановление о применении меры ответственности или дело передаётся в суд (в зависимости от обстоятельств).

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа — трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.