Оглавление
Неимущественные права
Неимущественные права — это права на славу и власть. Дизайнер сделал макет, теперь он автор. Вот что он может требовать:
- право быть автором своего макета. Нельзя взять картину Васнецова и сказать, что ее написал Петя;
- чтобы его именем или псевдонимом подписали макет и каждую страницу макета;
- самому публиковать макет анонимно или разрешить это сделать заказчику.
Кроме славы автор получает право:
- запретить кому-либо менять произведение;
- разрешить публиковать, а потом передумать;
- опубликовать его первым.
В законе это называется «правом на неприкосновенность», «обнародование» и «отзыв».
Автор написал сценарий, по нему сняли фильм и назначили дату премьеры. По закону автор может слить сценарий до официальной даты. А может вовсе запретить показывать фильм по его сценарию.
То же самое с фотографом. Фотограф передал фото дизайнеру, тот собрал макет, маркетолог согласовал и запустил в печать. А фотограф за день до печати решил, что не хочет, чтобы его фотографии были в макете. По закону он вправе так сделать.
Как быть заказчику с таким правом автора — это отдельная тема, расскажем о ней в другой раз. Скажем сразу, что можно подстраховаться. Как минимум, автор должен выплатить убытки компании из-за отзыва.
Неимущественные права могут быть только у человека — у одного или нескольких, если они вместе создавали произведение. У компании нет таких прав и она не может их получить.
Цена сделки
Цена является следующим неотъемлемым условием данного вида сделки. В пунктах договора должен быть прописан размер вознаграждения, которое Автор получит после окончания работы, либо же по окончанию какой-то части работы. Например:
3. После поступления в адрес Заказчика первой демо-версии аранжировки, он обязуется выплатить автору 30% от оговоренной в договоре суммы вознаграждения.
После поступления в адрес Заказчика итоговой версии аранжировки, а также согласование всех нюансов, связанных с произведением, он обязуется выплатить оставшуюся часть полной суммы вознаграждения в размере 150 000 (Ста пятидесяти тысяч) 00 копеек (могут быть указаны другие суммы).
Также может быть оговорено условие о процентном отчислении от суммы дохода, полученном в процессе реализации произведения. Например:
4. Вознаграждение в виде 15 (Пятнадцати) процентов от суммы дохода, которые были получены в результате реализации произведения на музыкальных платформах/цифровых площадках, выплачивается в пользу Автора.
Правила расторжения
ГК не выделяет каких-либо существенных особенностей в порядке расторжения контрактов с авторами, поэтому типовой авторский договор должен содержать посвященные этому пункты, которые по форме и содержанию аналогичны соответствующим статьям других гражданских соглашений. Однако если срок действия явным образом не прописан в тексте контракта, то автор вправе расторгнуть его через пять лет после заключения в одностороннем порядке, направив другой стороне письменное уведомление за 6 месяцев до даты расторжения. Рекомендуется оговаривать возможность и условия расторжения договора заказа по причине творческой неудачи автора.
Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на произведение
К существенным условиям договора об отчуждении исключительного права относятся:
- Предмет договора. Предмет договора должен включать указание на объект авторского права, а также условие о том, что исключительное право на этот объект передается приобретателю в полном объеме. В случае отсутствия последней части договор может быть квалифицирован судом как лицензионный договор, что влечет совершенно другие юридические последствия.Если предмет договора об отчуждении исключительного права относится к зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных, следует указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации.
- Цена (вознаграждение правообладателя). По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права на произведение является возмездным. Однако стороны могут согласовать безвозмездную передачу исключительного права. Цена определяется по соглашению сторон. В договоре об отчуждении исключительного права цена, как правило, представляет единовременный платеж или несколько платежей в рассрочку.
Какие права у автора
Автор — это человек, который что-то создал. Закон защищает автора любого произведения, даже надписи на стене: «Маша любит Пашу», иллюстрации к статьям или гифки с котиками. Об этом есть подробная статья на Деле.
Коммерческий канал в Телеграме без спроса утащил иллюстрацию к статье Дела о кассах. По закону автор иллюстрации может потребовать с канала пять миллионов рублей
У автора есть личные неимущественные права и имущественные:
Право авторства
Право автора на имя
На неприкосновенность
Обнародовать произведение
Имущественные
Право использовать работу и получать за это деньги
В правах надо разобраться, чтобы понять — какие может передать автор, а заказчик получить, а какие нельзя. Иначе в договоре можно написать лишнего, и если будет спор, он не поможет отстоять свое в суде.
Гарантия для заказчика
Есть риск, что автор обманет. Дизайнер передает макет и права на него, а оказывается слизал откуда-то или рисовал не один, а втроем.
Чтобы подстраховаться, можно написать в договоре, что за любые проблемы с другими авторами или правообладателями, отвечает автор. Убытки возмещает тоже он.
Дизайнер гарантирует: исключительное право на материалы в полном объеме принадлежит только ему. Он никому не передавал исключительное право на материалы, никто не судится с ним из-за прав и не судился раньше.
В случае претензий или исков к заказчику из-за нарушений прав третьих лиц, дизайнер обязан самостоятельно урегулировать претензии и за свой счет.
Исключительные права можно передать не только на фотографию или статью. Для правил на другие произведения есть целые статьи в Гражданском кодексе:
- на изобретение, полезную модель или промышленный образец. 1365 и 1366 статьи ГК;
- селекционное достижение. 1426 и 1427 статьи ГК;
- топологию интегральной микросхемы. 1458 статья ГК;
- ноу-хау. 1468 стать ГК;
- товарный знак. 1488 статья ГК;
- единую технологию. 1547 и 1550 статьи ГК.
Что это — служебное произведение?
Служебным произведением является произведение литературы, искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ, п. 39.1 Постановления N 5/29). В качестве служебных произведений могут быть созданы:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.
Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо установить, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Но прежде нужно понять, а что такое трудовые отношения и как они возникают.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с требованиями ТК РФ. Вместе с тем из ст. 56 ТК РФ следует, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя.
Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (соглашением к договору), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения (п. 39.1 Постановления N 5/29).
Пример 1. Физическое лицо, заключая трудовой договор с работодателем (учреждением культуры), принимается на штатную должность костюмера. Его трудовыми обязанностями согласно трудовому договору является создание костюмов для действующих лиц в спектаклях, тематику которых определяет работодатель. В служебном задании указываются название произведения и краткое описание сюжета, размер и материал. Для его выполнения работодатель предоставляет соответствующее оборудование, организует рабочее место, обеспечивает безопасность труда, то есть создает необходимые условия для реализации работником своей трудовой функции (ст. 22 ТК РФ).
Поскольку работа над художественным продуктом осуществляется в пределах трудового договора и согласно выданному служебному заданию, результат интеллектуальной деятельности костюмера является служебным произведением.
Приведем другой пример.
Пример 2. Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, в свободное от основной работы время поставил спектакль «Красная шапочка» в детском театре. Из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, не вытекает, что созданные в свободное от основной работы время произведения также являются служебными для драматического театра.
Таким образом, для драмтеатра постановка спектакля «Красная шапочка» не является служебным произведением.
Или вот еще пример.
Пример 3. Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время, используя писчие принадлежности и компьютер работодателя, придумал сценарий к празднику и продал исключительное право на него дому культуры. Узнав об этом, работодатель стал оспаривать исключительные права на этот сценарий.
Поскольку в трудовые обязанности работника не входило создание произведений, сценарий праздника не является служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него (ст. 1295 ГК РФ).
Объекты авторского права и Интернет
Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:
- возможность использования в равной мере любых объектов;
- возможности глобального использования;
- повышение риска изменения объектов;
- сложность установления подлинности объектов;
- оторванность от вещного объекта;
- низкая ценность материального носителя;
- отсутствие развитого международного правового регулирования;
- отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.
Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.
Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».
Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания
Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.
Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:
- это составное произведение;
- это база данных;
- это специфический объект авторского права.
В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.
В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.
Правовое регулирование понятия авторских прав
В российском законодательстве защиту авторских прав и механизмы их регулирования обеспечивают положения Гражданского кодекса. В частности, данному вопросу в полном объеме посвящен VII раздел четвертой части ГК РФ. При этом данный документ объясняет как вопросы установления авторских прав, так и особенности их продажи, в том числе в отдельных конкретных ситуациях, а также порядок действий, связанных с передачей или отчуждением любой интеллектуальной собственности.
Прежде чем разбираться в вопросах продажи авторских прав, следует запомнить, что как российское, так и международное законодательство, наделяют авторов произведения имущественными и неимущественными правами. При этом неимущественные права не могут быть отчуждаемыми и всегда остаются за автором – вне зависимости от того, продавал ли он своё произведение или нет, и на каких условиях договора таковая продажа производилась. Так, к личным неимущественным правам относятся:
- Право на авторство. Оно подразумевает право автора на публикацию именно его имени в качестве автора произведения, либо – выбора себе псевдонима или анонимной публикации.
- Право на защиту произведения. Таковое право подразумевает неизменность изначального произведения и возможность правок исключительно уточняющего характера, не изменяющих суть произведения и не порочащих имя автора.
Важный факт
Cогласно международным законодательным актам, неимущественными правами могут обладать как физические, так и юридические лица, в то время как российское законодательство относит неимущественные права автора исключительно к прерогативе физических лиц.
Имущественные права на произведения подразумевают возможность его продажи, демонстрации или иного использования как в целях получения выгоды, так и без него. Таковые права являются отчуждаемыми и могут реализовываться как автором, так и законными правообладателями, если таковые получили соответствующее право от автора. При этом вершиной имущественных прав является исключительное право на произведение, позволяющее его владельцу осуществлять любую разрешенную законодательством деятельность, связанную с данным произведением и не нарушающую неимущественных прав автора.
Другой способ продажи произведений, их части, или права коммерческого использования подразумевает применение лицензии. Таковая лицензия может быть выдана исключительно законным правообладателем, имеющим исключительные права на произведение, а ее условия оговаривают конкретные варианты использования или применения такового объекта интеллектуальной собственности. При этом лицензирование не подразумевает полной передачи исключительных прав. Также допускается и передача прав на распоряжение исключительными правами без их непосредственного отчуждения.
Обратите внимание
Полная продажа авторских прав, в том числе продажа произведений с возможностью изменения имени автора или иных реквизитов на имя покупателя не является допустимой. Сделки, подразумевающие таковое условие могут быть признаны в этой части ничтожными, как несоответствующие законодательству.
Авторские права на какой-либо объект появляются непосредственно при создании этого объекта. Авторские права сами по себе не требуют обязательной регистрации и подлежат защите со стороны законодательства даже без неё. Тем не менее, регистрация авторских прав позволяет упростить их защиту и реализацию.
Договор об отчуждении исключительного права на произведение: основные права и обязанности сторон
Договор об отчуждении исключительного права на произведение обычно предусматривает следующие обязанности правообладателя:
передать исключительное право на произведение в полном объеме. Для исполнения этой обязанности лицо должно являться действительным правообладателем объекта авторского права на момент передачи права. Если правообладателями являются несколько лиц совместно (например, при соавторстве), на стороне правообладателя в договоре должны выступать все лица. В противном случае передача исключительного права не состоится.
Обязанностью приобретателя в договоре об отчуждении исключительного права на произведение является:
уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. Порядок и срок уплаты лучше всего также урегулировать в условиях договора. Последствия неуплаты предусмотренного договором вознаграждения зависят от факта перехода исключительного права. Если исключительное право на произведение перешло к приобретателю, правообладатель вправе в судебном порядке перевода прав и обязанностей, которые содержит договор об отчуждении исключительного права на произведение, на себя и возмещения убытков. Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков.
Другой комментарий к статье 1489 ГК РФ
В комментируемой статье говорится о лицензионном договоре о предоставлении права использования товарного знака. Ранее ст. 26 Закона 1992 г. о товарных знаках в рамках подобной регламентации предусматривала предоставление лицензии на использование товарного знака. Так, в части 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) устанавливалось, что право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака. В данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесено изменение — в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о предоставлении права использования товарного знака применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности, а не в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.
В пункте 1 комментируемой статьи воспроизведены применительно к исключительному праву на топологию следующие общие положения ч. 1 п. 1 ст. 1235 комментируемой части, определяющие понятие лицензионного договора: по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Соответственно, в отношении регламентации лицензионного договора о предоставлении права использования топологии интегральной микросхемы необходимо обращение к положениям указанной ст. 1235.
Пункт 1.1 комментируемой статьи, введенный Законом 2014 г. N 35-ФЗ, устанавливает дополнительное требование к содержанию лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака: такой договор наряду с условиями, предусмотренными п. 6 ст. 1235 комментируемой части, должен содержать перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака. Соответственно, перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака, относится к существенным условиям лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака и без согласования этого условия такой договор не может считаться заключенным (см. комментарий к ст. 1235).
В пункте 2 комментируемой статьи содержится регулирование, которое ранее сводилось к следующим положениям ч. 2 ст. 26 Закона 1992 г. о товарных знаках: лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Вместо этого п. 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность лицензиата обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром, а также предусматривает право лицензиара на осуществление контроля за соблюдением этого условия. Кроме того, в п. 2 комментируемой статьи закреплено нововведение о солидарной ответственности лицензиата и лицензиара по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров. Солидарные обязательства регламентированы положениями ст. 322 гл. 22 части первой ГК РФ.
Пункт 3 комментируемой статьи содержит нововведение комментируемой части (аналогичное нововведение содержит п. 3 предыдущей статьи), устанавливающее условие предоставления права использования товарного знака, включающего в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории РФ предоставлена правовая охрана (речь идет о случае, предусмотренном в п. 7 ст. 1483 комментируемого параграфа, к которому и сделана отсылка): предоставление такого права возможно лишь при наличии у лицензиата исключительного права на такое наименование. В данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ также внесено изменение — в прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о наличии у лицензиата права пользования соответствующим наименованием, а не права на наименование.
Немного практики
Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.
С Алёнкой все сладко да гладко
Спор между ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь» и ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», который связан с брендами шоколадок «Аленка» и «Алина». Дело было в дизайне упаковки шоколада.
«Красный октябрь» требовал компенсации более 310 миллионов рублей (!!!) от «Славянки» за нарушение исключительных прав на товарный знак. По мнению «Красного октября», «Славянка» выпускала шоколад «Алина», дизайн которой «схож до степени смешения с этикеткой шоколада „Аленка“». Представитель «Красного октября» даже представил суду исследование ВЦИОМ, которое установило, что шоколад «Аленка» и «Алина» воспринимаются «как товары линейки одного производителя».
Разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколадок в спорном оформлении, а также выплатить «Красному октябрю» 15 миллионов рублей.
И снова о вкусняшках
В 2007 году группа Ferrero подала иск в арбитраж Москвы о нарушении исключительного права на товарный знак, охраняющий внешний вид конфет Raffaello. Ответчиками по иску выступили ЗАО «Ландрин» и предприятие розничной торговли ООО «Чакуба» (Москва). Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью — в обсыпке из кокосовой стружки.
В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.
Ваша песенка спета
А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:
«Happy birthday to you» — кто из нас хоть раз в жизни не исполнял эти слова в качестве поздравления с днем рождения? =) Но вот коммерческое исполнение этой песни без отчислений правообладателю в США запрещено. Именно поэтому крайне редко встретишь эту песню, например, в американских фильмах (ибо дорого). Авторами этой песни являются сестры Пэтти и Милдред Дж. Хилл (они написали песню в 1893 году). Права на песню перешли родственникам сестер. Официально авторские права на песню «Happy birthday to you» были зарегистрированы в 1935 году и по законам США истекут к 2030 году.
Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:
Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.
Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ
1. Статья 1291 ГК РФ определяет права владельца оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав на произведение.
В соответствии с комментируемой статьей установлено два общих правила:
1) если оригинал отчуждается автором, то исключительные права переходят к приобретателю соответствующего объекта права собственности только в случае, если это предусмотрено договором;
2) если оригинал произведения отчуждается его собственником, который одновременно является субъектом исключительных прав, то по общему правилу такие права переходят приобретателю.
И в том, и в другом случае, если в соответствии с положениями закона предметом договора являются исключительные права, договор должен отвечать требованиям, предъявляемым к таковому (ст. ст. 1233, 1285 ГК РФ).
2. Перечень прав собственника оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав, определенный в абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ, является закрытым.