Статья 801 гк рф. договор транспортной экспедиции

Оглавление

Порядок расторжения договора транспортной экспедиции

Важной особенностью правоотношений является возможность отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке. Каждая из сторон имеет право в одностороннем порядке прекратить договор транспортной экспедиции

Однако есть некоторые условия. Нужно в разумный срок предупредить об отказе другую сторону. А такэе возместить убытки, которые вызваны расторжением договора транспортной экспедиции.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Москва: +7 (499) 391-94-20

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

Вся Россия: 8 (800) 550-82-94 (с 9.00 до 21.00 по Москве)

Стороны договора транспортной экспедиции

Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Однако положения законодательства конкретизируют таких субъектов следующим образом: они должны быть грузоотправителями или грузополучателями. Есть случаи, когда клиентами выступают физические лица. Они приобретают экспедиторские услуги для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Тогда отношения по договору транспортной экспедиции применяются к ним в части, не противоречащей ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и положениям Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор представляет собой лицо, которое выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных конкретным договором транспортной экспедиции. Каких-то специальных требований к таким лицам в законодательстве не содержится. Сейчас для занятия экспедиторской деятельностью не требуется лицензия, поэтому она доступна для любого субъекта без специального разрешения.

Однако отдельные операции, которые входят в состав экспедиторских услуг, относятся к числу лицензируемых. Например, погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте, в морских портах и на внутреннем водном транспорте.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов

Главные обязанности перевозчика:

  • соблюсти сроки доставки;
  • сохранить груз;
  • выдать товар получателю в конечном пункте.

Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.

Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.

Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:

Скачать образец

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

Логистическая компания

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях. Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Транспортная экспедиция: нормативное регулирование, общие положения

Договор транспортной экспедиции — разновидность сделки по возмездному оказанию услуг. В отдельную главу эта сделка была выделена с введением существующего Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Среди основных нормативных актов, которыми регулируются возникающие в этой сфере правоотношения, выделяются следующие:

  1. Собственно сам ГК РФ.
  2. Специальный нормативный акт — закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Иные НПА, регулирующие отношения в сфере транспорта (правила, кодексы, уставы). Подробнее о них можно узнать из статьи Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ.
  4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. 

Правовая природа договора:

  • публичный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • реальный или консенсуальный. 

Экспедитором, то есть стороной, предоставляющей услуги, должны быть субъекты предпринимательства, зарегистрированные в установленном порядке, — ИП или коммерческая компания (см. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.03.2012 по делу № А19-640/2012). При этом экспедитор может быть одновременно и перевозчиком (ч. 2 ст. 801 ГК).

Предмет договоров

Оба соглашения относятся к категории транспортных договоров, однако предмет их различен.

По договору перевозки грузов перевозчик непосредственно доставляет груз назначенному лицу (в конечный пункт), а отправитель оплачивает данную услугу. Если в тексте не определено место назначения, контракт является беспредметным, т. е. незаключенным.

ВАЖНО! Перемещение груза по данному договору осуществляется только с помощью транспортного средства (п. 1 ст

791 ГК РФ). Не считается перевозкой перетаскивание объекта, сплав плотов по реке, подъем на высоту и т. п.

Предметом же транспортной экспедиции является не сама перевозка груза, а связанные с ней услуги и организация их выполнения:

  • выбор маршрута и транспорта;
  • заключение договора перевозки от своего имени или имени заказчика;
  • отправка и получение груза;
  • получение документов на экспорт или импорт;
  • решение таможенных вопросов;
  • проверка состояния груза;
  • погрузка, выгрузка;
  • оплата пошлин и иных расходов;
  • получение и хранение товара;
  • иные действия, связанные с транспортировкой груза.

Таким образом, предмет также является одним из отличий договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. Экспедиционный договор регулирует весь спектр операций, сопровождающих перемещение груза от начальной до конечной точки, предмет же перевозки более узкий и конкретный.

Существенные условия договора

Законодатель не раскрывает, какие условия являются существенными для договора транспортной экспедиции. Единственное, как следует из определения этого договора, данного в ГК РФ, он должен содержать информацию об услуге, которая должна быть оказана.

Учитывая судебную практику рассмотрения споров по делам, возникающим из данного вида правоотношений, можно также выделить следующие условия, которые необходимо согласовывать экспедитору и его клиенту:

  1. Стоимость оказываемых услуг (решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2009 по делу № А45-14031/2009). Стоит отметить, что мнения судов по этому условию расходятся. Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу № А56-57520/2014 указано, что при отсутствии этого условия договор не может быть признан незаключенным.
  2. Условие о предмете (постановление 17-го ААС от 01.03.2011 по делу № А50-17971/2010).
  3. Порядок оплаты по договору (решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2015 по делу № А14-1879/2015).
  4. Сведения о грузе и условиях его транспортировки, в том числе информация о маршруте, получателе и отправителе (постановление 5-го ААС от 04.05.2017 по делу № А51-12257/2016).
  5. Идентифицирующие признаки груза, размер провозной платы (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2017 по делу № А40-225934/2016).
  6. Объем груза (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2009 по делу № А56-57621/2008).

Предмет договора

Возлагаемые на экспедитора услуги подразделяются на основные и дополнительные, которые, в свою очередь, могут быть выражены в форме фактических действий или действий юридического характера. Если основные формируют заключаемый договор, обусловливают его предмет, то дополнительные могут как быть включенными в соглашение, так и отсутствовать в его условиях.

Основные

Дополнительные

Непосредственная организация перевозки конкретным или смешанным видом транспорта

Проверка количества отправляемого товара, его внешнего состояния (упаковки, маркировки и т. п.)

Подготовка заявок для подачи транспорта на погрузку

Погрузка и последующая выгрузка

Заключение договора перевозки, фрахтования

Получение необходимых документов для осуществления импорта, экспорта

Осуществление действий по отправке и последующему получению груза

Выполнение таможенных процедур, уплата пошлин, сборов и прочих возможных расходов

Оплата провозных платежей и др.

Совершение с грузом иных действий, в том числе хранение

Представленные в таблице услуги не являются исчерпывающими. В рамках договора транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть также участие экспедитора в переговорах с контрагентами, информационные услуги, страховые услуги, услуги по розыску груза и прочее (см. постановление 14-го ААС от 17.07.2017 по делу № А44-9467/2016).

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

Страхование грузов и ответственности

Сохранность грузов – зона интересов, которая касается экспедиторов напрямую. Когда заключается договор страхования, экспедитор становится адресатом для желаемой защиты имущества от убытков, которые способны возникнуть из-за повреждений, либо по вине третьих лиц. Из круга которых не исключаются и сами перевозчики.

Страховые договоры способствуют защите следующих разновидностей интересов:

  • Риск того, что определенное имущество будет утрачено, повреждено. Либо получено в недостаточном количестве.
  • Ответственность в связи с обязательствами из-за того, что наносят ущерб имуществу, жизни и здоровью других лиц.

При необходимости страхуют и ответственность, возникающую из-за договоров. Тогда все попадает под определение риска гражданской ответственности.

При этом отсутствует правило, которое бы запрещало сам факт составления соглашений со сторонними компаниями, занимающимися страхованием. Если соответствующее условие прописывается в начальном договоре, то расходы могут быть отнесены на экспедиторский счет.

Образование доходов и налог на прибыль при этом не зависят от данной группы по расходам. Данную задачу решают либо сами клиенты, либо экспедиторы – в зависимости от того, как прописан договор. Стороны сами выбирают вариант, который кажется наиболее удобным.

Напишите свой вопрос в форму ниже

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с « » года до « » года.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее « » года г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее дней с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

Образец договора

Образец договора транспортной экспедиции выглядит подобным образом:

1.    «Шапка»: номер документа, дата составления, указание наименований сторон – перевозчика и клиента.

2.    Упоминание предмета-субъекта. Непременно прописать здесь пункт о наличии приложений к документу: маршрута и спецификацию, по которой договор транспортной экспедиции обязует клиента внести плату за услуги в должном размере.

3.    Порядок предоставления услуг:

  • описание задания заказчика;
  • необходимые данные для исполнения соглашения: сроки, объемные и весовые характеристики груза и пр.
  • стоимость работ в соответствии с заданием;
  • указание наличия грузовой накладной на перевозимую продукцию, написанной в двух экземплярах дополнительно к договору транспортной экспедиции грузов.
  • пункт о возможных изменениях цены перевозки, добавочных затратах как клиента, так и перевозчика.
  • обсуждение дополнительных сборов.

4.    Права перевозчика:

  • отойти от некоторых пунктов задания, если того требуют обстоятельства и не сообщить об этом заказчику, если нет реальной возможности как-либо связаться с ним;
  • исходя из круга интересов клиента, изменить маршрутный лист, вид транспортного средства, порядок доставок;
  • удерживать у себя перевозимый объект до тех пор, пока не будут возмещены расходы по его перевозке и не будет получено установленное условиями договора транспортной экспедиции вознаграждение;
  • не исполнять свои обязанности до тех пор, пока заказчик не предоставит всю нужную информацию и документацию для законной переправки объекта;
  • произвести проверку достоверности информации о грузе, полученной от клиента.

5.    Обязанности перевозчика:

  • в подобающей мере произвести исполнение договора транспортной экспедиции;
  • в обязательном порядке извещать отправителя об отходах от поставленного задания;
  • предоставить во всем объеме для заказчика извещение об исполнителе и его рабочем графике, о зарегистрированном наименовании перевозчика, о наличии и сроке «годности» лицензии на экспедицию, об правилах, стоиости и условиях оказания экспедиций;
  • прислать заказчику экспедиторскую документацию;
  • отдать клиенту его заверенный экземпляр настоящего договора об услугах транспортной экспедиции;
  • после доставки объекта вернуть доверенность на него.

6.    Права заказчика:

  • выбрать маршрут и модель транспортного средства;
  • получать данные о процессе транспортировки;
  • давать установки для надлежащей экспедиции груза.

7.    Обязанности заказчика по договору перевозки груза (договору транспортной экспедиции):

  • в поставленное время предоставить перевозчику стопроцентно верные и полные данные об объекте договора, а также документацию, без наличия которой транспортировка будет невозможна;
  • оплатить цену работ в поставленной величине.

Стороны договора транспортной экспедиции правомочны по обоюдному соглашению внести в эти разделы иные пункты.

8.    Обсуждение расчетов: предоставление счета, полная цена услуги, способ оплаты.

9.    Ответственность субъектов за невыполнение своих обязательств.

10.   Обстоятельства непреодолимого характера, по которым соглашение не может быть исполнено.

11.   Сроки перевозки по данному договору транспортной экспедиции.

12.   Полные реквизиты и подписи каждого из субъектов.

Таков примерный план соглашения о перевозки груза как внутри государства, так и при импорте или экспорте объекта. Упомянутые ключевые пункты обязательно должен иметь в себе документ подобного типа.

О характеристике образцов договора транспортной экспедиции

Законодательство указывает на следующие характеристики, появляющиеся у договоров по экспедиции:

  • участие двух сторон в отношениях
  • возмездность
  • публичность

Типовой договор

В Гражданском Договоре есть ссылка на понятие публичности – таковыми признаются соглашения, заключаемые с коммерческими организациями. И при установлении обязанности одной стороны произвести услуги или товар, выполнить работу. Такие действия компания должна выполнять по отношению к каждому, кто к ней обращается.

Соглашение признается двухсторонним, поскольку каждый из участников наделяется правами и обязанностями по отношению к другому. Возмездность означает, что экспедиторы берут плату за услуги. Вознаграждение передается исполнителям за счет клиентов. Он же отвечает за возмещение любых сопутствующих расходов.

Реальность или консенсуальность договоров определяется тем, в каком объеме есть обязательства у экспедиторов. Последнее определение означает, что соглашение заключается в тот же момент, когда отправляется груз.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора. 

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

Экспедиторские услуги

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.

Необходимость составления

По своей сути транспортно-экспедиционное соглашение – это документ, регулирующий не только взаимные обязательства всех его участников, но и ответственность между ними. Именно для этой цели он и необходим.

Процедура транспортировки груза сопряжена с цепочкой взаимосвязанных разнообразных операций, например, его фасовка и упаковка, оптимальное распределение и загрузка в кузов автомобиля, маркировка, выгрузка в необходимых точках в соответствии с расходными документами и накладными.

Кроме технологических манипуляций, договор регулирует и финансовые аспекты двусторонних отношений, а при правильном его оформлении может выступать в качестве юридического доказательства в судебных разбирательствах при возникновении спорных вопросов, а так же по факту несоблюдения основных пунктов соглашения.

Ответственность за повреждение и утрату груза

Экспедитор отвечает за груз клиента, если:

— вёз груз на своем транспорте;

— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика. 

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

К обязанностям клиента относится:

1) выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

2) предоставить экспедитору документы, а также информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки.

3) предоставить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).

4) предоставить иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, предусмотренную договором.

В случае если экспедитору недостаточно информации, предоставленной клиентом, он вправе ее запросить. В случае если клиент не предоставит недостающую информацию, экспедитор вправе не приступать к исполнению договора, а также потребовать от клиента возмещения убытков.

Договор транспортной экспедиции: важнейшие разделы

Перечислим разделы договора транспортной экспедиции, которые могут содержаться в документе, с пояснением их важности:

  1. Предмет договора. Говорится о предмете договора, а также пунктах отправления и назначения груза, его погрузке, перевозке (а также перевозчике) и выгрузке.
  2. Срок действия договора. Говорится о времени вступления договора в силу и сроке его действия. Указывается время, необходимое для доставки груза в пункт назначения.
  3. Права и обязанности сторон. Подробно описаны права и обязанности клиента и экспедитора. Регламентируются необходимые документы, а также иная информация, необходимая экспедитору для выполнения договора. Прохождение таможенных и иных процедур, уплата пошлин и сборов.
  4. Поручение экспедитору. Обязанность клиента предоставить Поручение экспедитору, в котором указаны исчерпывающие сведения о грузе. В их числе указывается вес, объем, упаковка, маркировка, количество мест, грузополучатель и т. д.
  5. Порядок передачи груза. Говорится о порядке получения груза от клиента, экспедиторской расписке, о времени доставки груза, порядке его разгрузки и передачи грузополучателю, необходимости составления акта приемки.
  6. Вознаграждение экспедитора и возмещение его расходов. Говорится о сумме вознаграждения экспедитора, а также о размере и порядке возмещения его расходов при перевозке груза. Обозначается способ уплаты (наличными или перечислением).
  7. Ответственность сторон. Предусматривается ответственность клиента и экспедитора на разных этапах исполнения договора. Размеры данной ответственности.
  8. Основания и порядок расторжения договора. Рассматриваются различные основания, по которым договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке клиентом и экспедитором.
  9. Разрешение споров из договора. Регламентируется направление сторонами друг другу претензионных писем, порядок и сроки их составления и направления, а также сроки рассмотрения писем сторонами. Разрешение споров в судебном порядке.
  10. Форс-мажор. Освобождение от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены: пожары, землетрясения, наводнения, забастовки и т. д.
  11. Прочие условия. В этом разделе говорится о некоторых особенностях исполнения договора, количестве экземпляров составляемого договора.
  12. Список приложений. Указываются необходимые приложения к договору транспортной экспедиции.
  13. Адреса, реквизиты и подписи сторон. 

Отметим, что права и обязанности сторон, документы регламентирует Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ.

Существенные условия и предмет

Договор транспортной экспедиции – это понятие, включающее в себя определенные взаимные обязательства участников: с одной стороны – экспедитора, а с другой – грузополучателя либо отправителя.

В первом случае работник выполняет свои задачи по транспортировке груза за материальное вознаграждение, во втором – заказчик обязуется создать для этого оптимальные условия и оплатить труд в рамках своих договорных обязательств.

Соглашение может носить реальный характер, если выполняется услуга, или быть консенсуальным – если ее выполнение только организуется.

В качестве клиента может выступить любой участник процесса, заинтересованный в экспедиторских услугах. Роль последнего имеет право выполнять только коммерческая компания или лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и имеющая на это соответствующее разрешение.

Экспедитор на законодательном уровне имеет право нанимать сторонних лиц, если на этот счет нет договорных ограничений. При этом он берет на себя ответственность не только за свою деятельность, но и за действия третьей стороны, которую он наделил определенными полномочиями.

Значимым условием соглашения выступает его предмет – работы, направленные на транспортировку грузов. Договор может быть полным (заключенным на весь объем экспедиционных мероприятий) или частичным (предполагающим долевое обслуживание).