Договор фрахтования для перевозки пассажиров

Отличия договора фрахтования от договора аренды транспортного средства

Указанные виды похожи на первый взгляд, но имеют несколько существенных различий:

  1. Стороны несут различные расходы. Так, фрахтователь оплачивает услугу по выставленному счёту. Понесённые контрагентом расходы на топливо, ремонт техники, решение иных проблем его не касаются.

В случае с договором аренды ситуация противоположная. Транспортное средство предоставляется арендатору в технически исправном состоянии, но не более того. Последующее обслуживание, например, замену жидкостей или шин в случае прокола, арендатор производит за свой счёт. Собственник оплатит только капитальный ремонт;

  1. Стоимость услуг фрахтования определяется расстоянием, на которое должны быть перевезены пассажиры, а также типом транспортного средства. При этом издержки перевозчика могут варьироваться. Если говорить об аренде, то её цена зависит от стоимости техники и расчётного срока её амортизации;
  2. Транспортное средство при фрахте остаётся во владении компании-перевозчика. То есть, за его сохранность и исправность несёт ответственность собственник. Если речь идёт об аренде, то в таком случае арендатор отвечает за все повреждения, причинённые машине;
  3. Арендатор использует технику по своему усмотрению и в соответствии с её функциональным назначением. Нет никаких ограничений по срокам её работы или маршруту следования. Фрахтование же предполагает более конкретный режим движения и чёткий результат исполнения обязанностей фрахтовщика (пассажиры доставляются в пункт назначения);
  4. По ходу следования транспорта обе стороны договора фрахтования разделяют ответственность за багаж и пассажиров. Так, фрахтователь обеспечивает порядок в салоне, заботится о том, чтобы люди не отвлекали водителя и так далее. Фрахтовщик, в свою очередь, следит за соблюдением ПДД водителем, предпринимает меры по предотвращению аварий.

Арендодатель несёт ответственность только в части предоставления технически исправного автомобиля. И, перед началом движения, водитель сам должен проконтролировать состояние техники. В дальнейшем собственник транспортного средства никак не влияет на перевозку пассажиров.

Разрешение споров из договора

Возникающие между заказчиком и перевозчиком споры желательно решать при помощи переговоров. В арбитражный суд обращаются лишь в том случае, когда разрешить конфликт мирным путем невозможно.

Пострадавшая сторона вправе запросить возмещение ущерба при повреждении, а также частичной или полной потере багажа. Сюда же можно отнести несвоевременную доставку. Заявление пишут в формате претензионного письма. Срок рассмотрения — 30 суток.

Форс-мажор

Непредвиденные ситуации освобождают стороны от исполнения обязательств. При этом одна из сторон извещает другую о вынужденном отказе в течение 5 суток.

К форс-мажорам относят:

  • забастовки;
  • пробки на дорогах;
  • болезнь;
  • внезапную поломку транспорта;
  • стихийные бедствия — пожар, землетрясение, наводнение и др.

В случае непредвиденных ситуаций стороны освобождаются от исполнения обязательств по договору фрахтования

Неплатежеспособность в этот перечень не входит. Только чрезвычайные ситуации, которые можно отнести к категории «непреодолимой силы».

Прочие условия

Между заказчиком и фрахтовщиком не может быть устной договоренности. Все условия, права и обязанности уточняют в письменной форме. С момента подписания договора неуказанные в нем аспекты теряют юридическую силу.

Документ оформляют в 2 оригинальных экземплярах. Строго на русском языке. После осуществления перевозки детей стороны обязаны хранить договор фрахтования не менее 3 лет.

Адреса и реквизиты

Заказчик и перевозчик указывают следующие данные:

  • основная информация об организации;
  • юр. адрес;
  • сведения об ИНН, ОГРН и БИК;
  • номер расчетного счета;
  • способы связи — e-mail.

Какие реквизиты указывают заказчик и перевозчик

Если фрахтователь является частным лицом, ему необходимо указать:

  • ФИО;
  • адрес прописки;
  • телефон;
  • номер ИНН;
  • паспортные данные — серию, номер, дату и место выдачи;
  • сведения о расчетном и корреспондентском счете — банк и БИК.

Данные оформляют в 2 столбца. Под каждым стороны оставляют инициалы с подписями, подтверждая заключение договора.

Литература

  1. Алихаджиева А.С. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ / А.С. Алихаджиева, Е.В. Артемьев, О.В. Куликова, И.В. Свечникова // СПС «Гарант».
  2. Ананьева А.А. Фрахтование остается вне поля зрения законодателя / А.А. Ананьева // Транспортное право. 2014. N 2. С. 6 — 8.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Н.А. Баринова, Е.А. Бевзюка, М.А. Беляева, Т.А. Бирюковой, С.А. Барышева, Ю.Н. Вахрушевой, Р.Р. Долотиной, Н.В. Елизаровой, Р.Ю. Закирова, Н.А. Захаровой, П.З. Иванишина, С.Ю. Морозова, Т.Н. Михалевой включен в информационный банк.

  1. Баринов Н.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ) / Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев // СПС «Гарант», 2015.
  2. Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств / Е.В. Вавилин. Саратов: СГАП, 2001. 116 с.
  3. Горяева И.Н. Сравнительная характеристика договора аренды, договора фрахтования и договора лизинга воздушных судов / И.Н. Горяева // Российское право: образование, практика, наука. 2015. N 5 (89). С. 40 — 45.
  4. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009. Т. 2. 878 с.
  5. Игнатова Ю.Н. Договор аренды транспортных средств с экипажем / Ю.Н. Игнатова // Юрист. 2014. N 15. С. 28 — 32.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) (под ред. А.П. Сергеева) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2010.

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 976 с.
  2. Котухов С.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ / Котухов С.А., Бевзюк Е.А.; под ред. С.Ю. Морозова // СПС «Гарант», 2011.
  3. Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский // Транспортное право. 2005. N 3. С. 22 — 31.
  4. Морозов С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» / С.Ю. Морозов // СПС «Гарант», 2013.
  5. Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебное пособие / С.Ю. Морозов. М.: Волтерс Клувер, 2007. 320 с.
  6. Пиджаков А.Ю. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) / А.Ю. Пиджаков, О.И. Аксаментов // Транспортное право. 2004. N 2. С. 18 — 23.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) (под ред. А.М. Симоненко) включен в информационный банк СПС «КонсультантПлюс».

  1. Симоненко А.Н. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / А.Н. Симоненко // СПС «Гарант», 2009.
  2. Фаст О.Ф. Договор фрахтования и перевозка грузов автомобильным транспортом / О.Ф. Фаст // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 1 (90). С. 90 — 94.
  3. Юренкова О.С. К вопросу о правовой природе договора фрахтования / О.С. Юренкова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 2. С. 169 — 174.

Особенности перевозки детей

Должностное лицо, которое несет ответственность за обеспечение безопасных условий дорожного движения, должно определить контингент перевозимых детей, а также их количество, что позволит определить основные направления перевозки и предположить требования к транспорту.

Не допускается включение в эти группы детей до 7-ми лет, если предполагается время перемещения от 4-х часов.
Если для организованной поездки необходимо обеспечить аренду автобусов, руководитель ответственного лица осуществляет выбор транспортной организации, которая имеет лицензию на проведение перевозок, а также заключает арендное соглашение – договор фрахтования.
Далее определяется и оговаривается в документе маршрут, по которому следует транспорт, а также график его перемещения. Нужно учитывать лимит по скорости перевозки.
В процессе организации перевозки группы лиц согласно договору фрахтования уполномоченное лицо должно подать заявку в органы ГИБДД в рамках установленных сроков.
Человеком, который руководит этим процессом, должен быть создан распорядительный акт – соответствующий приказ о проведении выезда

В нем содержится перечень данных, характеризующих поездку.
Важно позаботиться о наличии пищевых продуктов для всех детей, которые едут в группе.
Также руководящее лицо занимается разработкой и последующим утверждением документа, который содержит порядок посадки детей в автобус за исключением ситуации, когда этот порядок имеется в рамках договора фрахтования.

Специалист со стороны ответственного лица должен подготовить следующий набор документов:

  • соглашение о фрахтовании, которое заключено между сторонами в письменной форме;
  • документ, в котором содержатся данные о медицинском работнике, включающий его ФИО, должность, лицензию;
  • решение, связанное с назначением сопровождения автобусов посредством авто ГИБДД;
  • перечень набора пищевых продуктов, которые имеются на транспорте для удовлетворения базовых потребностей;
  • перечень сопровождающих лиц;
  • список из фамилий и имен детей;
  • документация, включающая в себя сведения о водителе с указанием ФИО, номера телефона;
  • акт, в котором установлен порядок посадки детей в автобус, утвержденный силами руководителя ответственного лица;
  • график, в соответствии с которым движется автобус, включающий в себя расчетный период перевозки.

Все эти документы хранятся в базе учебного заведения и предоставляются сторонним лицам в случае необходимости.

Таким образом, договор фрахтования – важный документ, в котором содержится необходимый перечень данных для обеспечения безопасных перевозок. Помимо него составляется еще несколько важных бумаг, которые должны храниться у лиц, ответственных за мероприятия по перевозке.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Особенности договора фрахтования

Одной из особенностей договора фрахтования является то, что фрахтователь может потребовать от перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки. Поэтому без согласия фрахтователя заменить такое средство невозможно

Также важное преимущество заключается в том, что в сравнении с линейными перевозками, где график устанавливает перевозчик, при договоре фрахтования договоренность об утверждении маршрута, сроках перевозки и месте для погрузки груза возможна только с учетом нужд и требований фрахтователя

Договор фрахтования разрешает арендовать транспортное средство частично или полностью с целью перевозки грузов или пассажиров с багажом. Поэтому согласно договору перевозчик не имеет права самовольно принимать решения по перевозке других пассажиров или грузов. Если фрахтователь не согласен с присутствием посторонних, он вправе потребовать снять с перевозки незаявленных пассажиров или грузы. Если перевозчик нарушил договоренность по этим пунктам договора и не устраняет их, заказчик имеет право обратиться с требованием о расторжении договора (статья 450 ГК РФ). Также фрахтователь может потребовать соответствующего снижения размера оплаты фрахта и компенсации убытков.

В случае заключения договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь принимает на себя ответственность за перевозку групп пассажиров. В большинстве случаев такие договоры заключают туристические операторы. Пассажиры, которые не являются участниками договора, обладают защитой, гарантированной ГК РФ и действующим транспортным законодательством. Когда причиняется вред здоровью, жизни или имуществу пассажиров всю ответственность несет перевозчик. Кроме того, если перевозка осуществляется ненадлежащим образом, пассажиры имеют право предъявить требования к перевозчику, ссылаясь не только на договор фрахтования, но и на закон о защите прав потребителей.

Договор фрахтования

Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

На что обратить внимание при заключении договора перевозки

При составлении договора фрахтования и перед его заключением всегда надо учитывать индивидуальные особенности, условия и обстоятельства дела. Безответственный и невнимательный подход может привести к серьезным неприятностям и негативным правовым последствиям. Перед тем как лицо подпишет бланк соглашения, ему следует убедиться в:

Наличии у перевозчика действующей лицензии. Документ не имеет ограничений по сроку действия, но лучше удостовериться, что он выдан законным путем, ведь в случае обнаружения проблем, поездка может быть сорвана. Проверка документа осуществляется посредством онлайн ресурсов по персональному номеру.
Возможности проведения рейса в существующих обстоятельствах. Порядок, маршрут и детали поездки устанавливает фрахтователь, который может не располагать необходимыми знаниями и актуальной информацией.
Наличии сведений о перевозчике и его контактных данных. Заказчик и исполнитель, которые взаимодействуют на основании договора, должны обменяться телефонами и иметь возможность связаться друг с другом в любой момент.
Стоимости услуг

Важно в рамках договора указать цену за работу и исключить возможность изменения стоимости.
Четком алгоритме взысканий за нарушение условий договора. Если каждое лицо, участвующее в сделке, знает, какое наказание ждет нарушителя договоренностей, это позволит избежать неприятностей и конфликтов.

Если фрахтование используется для транспортировки детей, до заключения договора нужно удостовериться в нескольких важных моментах. Транспорт должен быть не старше 10 лет, в автомобиле обязательно должен быть установлен тахограф, автобус необходимо оснастить знаком «перевозка детей», переезды в темное время суток допустимы в исключительных случаях. Все эти правила — одно из главных отличий фрахта для взрослых и несовершеннолетних граждан РФ.

Условия и предмет

Предметом договора фрахтования является необходимость перевозки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения на указанном транспортном средстве, имеющим определенную модель и государственный номер.

Перевозка должна быть осуществлена в указанное в документе время (или временное период, если предполагается не один рейс).

К существенным условиям договора для фрахтовщика относятся:

  • необходимость предоставления указанного транспортного средства в определенное время;
  • обеспечение транспорта водителем или экипажем, соответствующим законодательным актам. Например, при международной перевозке пассажиров водитель должен иметь удостоверение на категорию D, стаж вождения не менее 3 лет и действующее медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • необходимость проведений предрейсового контроля, как технического состояния транспортного средства, так и здоровья водителя (экипажа);
  • соблюдение гигиенических норм в отношении фрахтуемого транспорта. Автомобиль (водное или воздушное судно) перед рейсом должны быть тщательно очищены от мусора, кузов и номерные знаки должны соответствовать стандартам;
  • ремонт, производимый в период фрахтования, оплачивается за счет средств собственника транспорта. На владельца так же накладываются все расходы по обеспечению водителя или экипажа необходимыми предметами в ходе перевозки;
  • владелец транспортного средства обязан самостоятельно оплачивать все расходы, возникшие в результате аварии, причинения ущерба имуществу третьих лиц или причинения вреда здоровья пассажирам и/или третьим лицам.

Фрахтователь обязан:

  • своевременно и в полном объеме производить оплату оказанных услуг;
  • обеспечить работу водителя (экипажа), исключив неудобства, возникающие со стороны пассажиров;
  • самолично проконтролировать безопасность пассажиров (наличие ремней безопасности и так далее), а так же не допускать передвижения людей по салону транспортного средства во время следования к пункту назначения.

На что стоит обратить внимание

При заключении договора фрахтования особое внимание рекомендуется обратить на следующие аспекты:

наличие у исполнителя разрешительной документации, необходимой для перевозки пассажиров. Выданная лицензия имеет неограниченный срок действия, однако документ рекомендуется проверить по номеру на достоверность;

В случае отсутствия лицензии транспортное средство может быть задержано и исполнение условий договора будет невозможным.

  • наличие контактной информации заказчика. В ходе перевозки могут возникнуть различные проблемы, требующие немедленного решения. Поскольку все основные решения могут приниматься исключительно при содействии заказчика, то контактный телефон будет скорейшим средством связи;
  • возможность совершения рейса в установленных условиях. Условия по перевозке разрабатываются заказчиком, который может не владеть всей ситуацией на дороге.

Поэтому рекомендуется несколько раз убедиться, что выполнение заказа с данными условиями возможно;

  • стоимость перевозки. Некоторые исполнители устанавливают стоимость согласно тарифам организации, которые могут меняться письменным приказом директора. В связи с этим целесообразнее в договоре прописывать полную стоимость услуг;
  • размер штрафных санкций при несоблюдении условий договора. Четкий размер штрафа поможет обеим сторонам максимально точно соблюдать все условия договора и практически исключит возможность возникновения споров, требующих судебного разбирательства.

Договор фрахтования – это один из нескольких видов документов, на основании которого осуществляется перевозка пассажиров или грузов.

Договор фрахтования заключается на индивидуальных условиях, соблюдение которых обязательно для каждой из сторон.

Другой комментарий к статье 787 ГК РФ

1. Статья дает в ч. 1 традиционное для транспортного права определение договора фрахтования, который именуется также чартером (см. п. 1 ст. 120 КТМ, ст. 134 ВК).

2. Договор фрахтования широко применяется при водных и воздушных перевозках, порядок его заключения и основные условия определены в КТМ, где имеется система норм о чартере, и ВК, где ему посвящена специальная глава (гл. IX «Чартер»).

3. Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера, выработанных в рамках международных неправительственных морских организаций.

4. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.

Принадлежность сделок и их отличия

Составление разных видов соглашений несет индивидуальную смысловую нагрузку. Это зависит в первую очередь от характеристики самого груза, перевозок пассажиров по возрастным группам, типа транспортного средства и других отличий. Поскольку автомобильное фрахтование наземного автотранспорта преобладает в России, то немного упомянем о его особенностях.

Перевозка детей

Сначала рассмотрим, чем отличается транспортировка детей посредством автобусного рейса. Договор фрахтования автобуса для перевозки детей оформляется как на постоянной основе, так и временно. Имеются в виду маршрутные рейсы до детских учреждений и обратно либо отдельные туристические поездки.

Условия сотрудничества базируются на Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. за № 112 раздел о «Подготовке перечня документов» для организации групповых поездок детей на автобусах. Соглашение может иметь долгосрочные обязательства. Однако на каждую поездку может оформляться заказ-наряд, образец которого предлагается для скачивания.

Каждый договор сохраняется у обеих сторон сроком на три года вместе с отдельными заявками. Копия соглашения или отдельный заказ передается водителю, осуществляющему извоз, за два дня до поездки.

Перевозка пассажиров

Договор фрахтования автобуса или другого типа автотранспорта для извоза физических лиц и определенного багажа немного отличается от детского. Он регулируется статьей 27 ФЗ Устава автомобильного и наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года.

Одним из пунктов соглашения является указание круга лиц либо он не определен. Согласно этому пункту выясняется приблизительный возраст пассажиров (до 14 лет или после). Заказ-наряд оформляется в случае единичной перевозки. Постоянная езда регулируется одним соглашением на продолжительный срок.

Структура

Законодатели предъявляют к таким договорам определенный список требований, которые делают его законным и действительным:

  1. Предмет договора и все его пункты, соглашения должны иметь письменное оформление.
  2. Все пункты и договоренности не должны идти вразрез законодательным актам о фрахтовании.
  3. Визы уполномоченных лиц и печати организаций, подтверждают факт достижения соглашения.

Следующие пункты обязательны для отображения в документе:

  • полные идентификационные данные сторон;
  • их реквизиты;
  • вид ТС;
  • количество единиц ТС;
  • подробный и четкий маршрут;
  • категория пассажиров для перевозки;
  • тайм-чартер;
  • стоимость фрахта;
  • спорные и форс-мажорные ситуации и пути их решения;
  • круг лиц, допущенных к управлению ТС.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н)

При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Договор транспортной экспедиции

  Договор транспортной экспедиции (Скачать образец)     Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать)

Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Обратите внимание, что экспедиторская услуга — это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ). Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель

Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера

Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.

Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.

Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.

Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):

  • поручение экспедитору — определяет перечень услуг экспедитора;
  • экспедиторская расписка — подтверждает факт получения груза экспедитором;
  • складская расписка — подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.

Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:

  • за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
  • за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).

В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.