Понятие и общая характеристика судебной системы российской федерации

Форма и содержание кассационной жалобы

Требования к форме и содержанию процессуального документа установлены процессуальным законодательством (ст. 378 ГПК РФ, ст. 277 АПК РФ, ст. 320 КАС РФ, ст. 401.4 УПК РФ). Форма — простая письменная, в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве предусмотрена возможность подачи в электронном виде с помощью официального сайта суда в сети Интернет.

Обязательная информация, которая указывается вне зависимости от вида процесса:

  • название судебного органа, куда подается жалоба;
  • данные лица, подающего заявление на обжалование, его процессуальный статус и данные других участников процесса;
  • указание на судебные инстанции, которые рассматривали дело ранее, с обозначением предмета спора, принятых ими решений, номера дела;
  • основания, по которым принятые решения подлежат отмене, со ссылками на нормы права, обстоятельства дела;
  • просьба лица, которое обжалует решение, его подпись либо подпись его представителя;
  • прилагаемые документы.

Образец документа

Для примера — образец кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, в котором содержатся необходимые реквизиты для этого вида процессуального документа.

В ____________ кассационный суд общей юрисдикции

адрес: _______________________________

Заявитель по жалобе: _____________________________

Иные лица, участвующие в деле: ___________________

Дело №______________

Кассационная жалоба

«___»_________ ____ г. судом _________ (наименование суда первой инстанции) было вынесено решение по гражданскому делу по иску _________ (данные истца) к _________ (данные ответчика) о _________ (указать суть иска). Решением суда _________ в исковых требованиях отказано в полном объеме.

Указанное решение было обжаловано в ______________________ (наименование суда апелляционной инстанции). Определением суда апелляционной инстанции решение _________________ суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.

Считаю, что при вынесении указанных судебных актов были существенно нарушены нормы материального права (указать, в чем именно: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона) и нормы процессуального права (указать, какие нормы нарушены).

Кроме этого, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: __________________________ (указать, как это выражается).

На основании изложенного, руководствуясь статьями , 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

1. Отменить решение суда ________________ и определение суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в _________ (указать наименование суда).

Перечень прилагаемых документов:

  1. Документы, подтверждающие направление кассационной жалобы иным лицам, участвующим в деле.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
«__»_________ ____ г. Подпись заявителя: _______

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях — федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три — основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним — ВС субъектов и городов федерального значения, высшим — ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним — окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено — это арбитражи субъектов, среднее — апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд — на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах — организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин «инстанция» — в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется «первой инстанцией», среднего — кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

Схема судебной системы рф 2021 с изменениями

Согласно документу, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). В этом году судебную систему ждут большие перемены. Это касается рассмотрения апелляций и кассаций. Раньше эти жалобы разбирали областн..

Председатель и судьи Верховного суда обойдутся федеральному бюджету в 2,4 млрд руб. за три года: 770,3 млн руб. в 2021 году, 802,5 млн руб. в 2021 году и 833,5 млн руб. в 2021 году. Судебному департаменту при Верховном суде выделят 4 млрд руб. в 2021 году, 4,2 млрд руб. в 2021 году и более 4,3 млрд руб. в 2021 году.

По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний. 10 600 залов судебных заседаний будет оснащено системами аудиопротоколирования, 95% федеральных судов общей юрисдикции получат комплекты для видео-конференц-связи.

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Теперь перейдём к апелляционным судам. В состав одного апелляционного округа войдёт от 14 до 21 субъекта РФ. Так, в зоне деятельности первого апелляционного суда находятся Москва и Московская область, а также Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. Местом размещения этого суда станет Москва. Поэтому жителям столицы и московской области не придется отправлять жалобы на решения своего городского (или областного) суда в другой регион. Они будут рассмотрены здесь же — в Москве.

Общая судебная система

Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.

Вывод 1

Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.

Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.

В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Полномочия суда субъектов РФ

В компетенцию суда государственного субъекта входит:

  • рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
  • исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;
  • выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.

Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены.

Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:

  • в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;
  • в виде суда апелляционной инстанции дела с жалобами, представлениями на решения районных судов, принятые ими судом 1-й инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные постановления суда государственного субъекта, принятые при производстве по делу в качестве суда 1-й инстанции;
  • в виде суда кассационной инстанции с жалобами, представлениями на промежуточные судебные решения суда государственного субъекта, вынесенные при производстве по уголовным делам в качестве суда 1-й инстанции;
  • дела по новым либо только что возникшим обстоятельствам по отношению к вступившим в законную силу решений.

На специфику полномочий судебных коллегий влияет то, какие именно дела (гражданские/правовые) они рассматривают. В особенности эти различия заметны, когда судебная коллегия действует, как суд 1-й инстанции.

По гражданским отношениям судебная коллегия рассматривает дела о(об) :

  • государственной тайне;
  • приостановлении работы либо ликвидации регионального отделения, иного структурного подразделения политпартии, межрегиональных и региональных общественных организаций;
  • ликвидации местных религиозных компаний, централизованных религиозных объединений, состоящих из местных религиозных организаций, которые находятся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • запрете работы не являющихся юридическими компаниями межрегиональных и региональных сообществ и местных религиозных организаций, централизованных религиозных объединений, включающих местные религиозные организации, находящиеся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • приостановке либо прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых в основном на территории 1-го государственного субъекта;
  • оспаривании решений избирательных комиссий государственных субъектов, избирательных комиссий округа;
  • присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки либо права на выполнение судебного акта в разумные сроки по делам, подсудным мировым и районным судам;
  • оспаривании решений экзаменационных комиссий государственных субъектов по приёму квалификационного экзамена на судейскую должность и об оспаривании действий/бездействия экзаменационных комиссий, вследствие чего кандидата на должность судьи не допустили к сдаче квалификационного экзамена.

Как апелляционная инстанция, коллегия судей по гражданским делам выступает, когда апелляционные жалобы заинтересованных личностей либо апелляционное прокурорское представление поданы на решения районных судов по гражданским вопросам, не ставших законными.

Коллегии суда по уголовным вопросам суда согласно УПК РФ подсудны следующие уголовные дела:

  • о самых тяжких преступлениях и дела о некоторых правонарушениях против правосудия;
  • переданные в суд государственного субъекта согласно с правилам о подсудности;
  • в материалах которых имеются информация, составляющая государственную тайну.

Помимо этого, в Судебную коллегию по уголовным вопросам суда государственного субъекта РФ передаются дела, по общему правилу рассматриваемые судебным органом с участием присяжных заседателей. Причем председательствующим выступает 1 из судей, входящий в состав этого суда.

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Особенности работы российских судов

Какова специфика деятельности, которую рассмотренные нами виды судов осуществляют в России? Прежде всего, можно отметить тот факт, что, как и во многих других странах, в отношении соответствующей ветви власти гарантируются условия для стабильной работы и воспроизводства функций с течением времени. Изменения, касающиеся судебной системы России, могут осуществляться посредством единственного допустимого механизма — внесения поправок в основной закон страны, Конституцию. Упразднить какой-либо работающий суд нельзя, пока его функции не были переведены в юрисдикцию иных инстанций.

Система органов судебной власти РФ функционирует в рамках в достаточной мере корректного, как считают многие эксперты, распределения полномочий между отдельными инстанциями, и одновременно при наличии механизмов контроля деятельности нижестоящих органов вышестоящими.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1992 г. .
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г.
  3. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О правовом положении судей в Российской Федерации» Основные кодексы и законы Российской Федерации. — 2-е изд.; — Санкт-Петербург. 2002.
  4. Конституционное право Баглая М.В. Российской Федерации. Учебник для средних школ. 6-е издание — иссам. и доп. — М.: НОРМА, 2004.
  5. Российское конституционное право. Под редакцией профессора Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТ. 2003.
  6. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. М.: Лан, 2002.
  7. Свободная энциклопедия — Википедия «Верховный суд Российской Федерации», 2014.
  8. Сафонов О.Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении истории государства и права. 2006. № 4.

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику. 

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

Независимость должностных лиц

Этот принцип закрепляется в ст. 120 Основного Закона. Данное положение отражено и в прочих нормативных актах. Как гласит действующее законодательство, разбирательство дела в суде первой инстанции выполняется при участии арбитражных, народных, присяжных заседателей. Они также независимы и руководствуются в своих действиях юридическими нормами. При этом заседатели наделены всеми правами судьи. Принцип независимости предполагает отсутствие влияния на мнение должностного лица со стороны. При принятии решения судья или заседатель руководствуется не внутренними убеждениями, а буквой закона.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года. Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам. Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Современная структура судебной системы РФ

На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:

  • Конституционный суд. Его полномочия заключаются в решении вопросов о признании соответствующим или не соответствующим Конституции РФ конкретного закона, отдельной нормы, статьи, положения и т.д., а также рассмотрение жалоб по вопросам конституционности вынесенного в отношении заявителя постановления, определения.
  • Верховный суд, решениями которого осуществляется надзор за нижестоящими судами, в том числе и за арбитражем. При рассмотрении жалобы в Верховный суд РФ могут быть отменены все предыдущие решения по делу и принято новое.Верховный суд РФ – высший судебный орган, правомочный давать официальные разъяснения по применению на практике тех или иных законов.
  • апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Принцип организации и полномочия указанных судов в целом с 1 октября 2019 года поменялись. Созданы и уже действуют 5 апелляционных судов, которые рассматривают жалобы на не вступившие в законную силу судебные акты областного, краевого уровня. Девять созданных кассационных судов рассматривают кассационные жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения.
  • верховные суды республик, областные и краевые, а также суды городов федерального значения (например, Мосгорсуд) – эти органы судебной власти находятся на одном уровне с друг другом и являются вышестоящими по отношению к районным звеньям. В областных судах функционируют судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, которые рассматривают апелляционные жалобы на приговоры, решения и постановления районных судей.
  • районные суды общей юрисдикции. Эти суды рассматривают практически все гражданские и уголовные дела, за исключением компетенции мирового судьи и некоторых отдельных дел, подсудных областному уровню (к примеру, по уголовным делам об убийстве нескольких лиц или по гражданским делам с гостайной разбирательство будет проходить в областном суде). Районный суд может выступать и апелляционной инстанцией по отношению к постановлениям мирового судьи, например, именно в районном суде обжалуются постановления об административном правонарушении.
  • мировые судьи (суды субьектов) – их компетенция заключается в рассмотрении определенной категории гражданских и уголовных дел, вынесении судебных приказов, постановлений об административных правонарушениях. Это самая первая ступень в судебной иерархии, все остальные суды являются федеральными и вышестоящими по отношению к мировому звену.

Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.

В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.

списка кандидатов

Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.

Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания.  В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.

Основным законом, устанавливающим принципы построения и деятельности судов в РФ, является Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Полномочия же каждого из судебных органов определяются множествами федеральных законов, кодексов, иными нормативными актами, а также разъяснениями Верховного суда РФ. Рассмотрим основные функции судов тех уровней, в которые обращаются наиболее часто.

Важные термины

Подведомственность – это разграничение полномочий судебных органов, то есть распределение дел между судами общей юрисдикции, военными и арбитражными судами. Подведомственность зависит от характера спора и статуса его участников. В процессуальных кодексах прописаны условия, в зависимости от которых дело должен разбирать суд того или иного типа. Ну а если мы уже определились с подведомственностью, нам нужно разобраться с подсудностью. 

Подсудность – это установление суда, который должен разрешить дело в первой инстанции. Различают родовую и территориальную подсудность. 

Родовая подсудность указывает на то, какое звено судебной системы должно рассматривать данный спор (например, мировой судья или районный суд).

А территориальная подсудность указывает на местонахождение суда, который должен разбирать дело. Дело в том, что вся территория России поделена на участки, за каждый из которых отвечает тот или иной суд. И этот суд может разбирать дело, если на его участке либо что-то произошло (например, заключение договора или нарушение закона), либо находится спорное имущество, либо живёт человек, участвующий в процессе, либо находится организация – участник процесса.

Скажем, уголовное дело в большинстве случаев рассматривают в суде по месту совершения предполагаемого преступления, но в некоторых случаях – по месту жительства потерпевшего или обвиняемого ( УПК РФ). Гражданское дело по умолчанию рассматривают по месту жительства ответчика, но в некоторых случаях – по месту жительства истца, по месту нахождения спорного недвижимого имущества или в зависимости от иных оснований ( ГПК РФ). Правила определения подсудности прописаны в кодексах, которые регулируют соответствующий процесс (УПК, ГПК, АПК, КоАП).

Термин «альтернативная подсудность» означает, что истец может выбрать один из нескольких возможных судов (например, по делам о защите прав потребителей человек может обратиться в суд как по своему месту жительства, так и по месту нахождения организации, нарушившей его права,  ГПК РФ).

Термин «исключительная подсудность» указывает на то, что дела определённой категории должен рассматривать только какой-то конкретный суд (например, иски о правах на земельные участки должен рассматривать суд по месту нахождения участка,  ГПК РФ).

Наконец, «договорная подсудность» – это возможность сторон договориться о том, какой суд будет рассматривать их спор ( ГПК РФ,  АПК РФ).

Преюдиция – это обязанность всех судов принять без проверки факты, ранее установленные решением по другому делу.

Представим, что один суд в порядке уголовного судопроизводства установил, что Фёдоров совершил преступление и нанёс Михайлову тяжкие телесные повреждения.

Если Михайлов пропустил разбирательство, то он всё ещё может взыскать с Фёдорова компенсацию в порядке гражданского судопроизводства. При этом ему не нужно доказывать, что преступление действительно произошло и что виноват в нём Фёдоров.

Считается, что раз суд вынес решение, нет нужды снова всё доказывать. Это и есть преюдиция или преюдициальность. Михайлову нужно лишь доказать наличие убытков и аргументировать размер компенсации морального вреда.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

↑яРПСЙРСПЮ

мЮПЪДС Я ЕДХМЯРБНЛ УЮПЮЙРЕПМНИ ВЕПРНИ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ ЪБКЪЕРЯЪ ЕЕ БМСРПЕММЪЪ ДХТТЕПЕМЖХЮЖХЪ.

яРПСЙРСПЮ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ пт НРКХВЮЕРЯЪ ЯКНФМНЯРЭЧ. яСДШ ЛНФМН ЙКЮЯЯХТХЖХПНБЮРЭ ОН ПЮГКХВМШЛ НЯМНБЮМХЪЛ. рЮЙ, Б ЯСДЕАМСЧ ЯХЯРЕЛС пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ БУНДЪР ТЕДЕПЮКЭМШЕ ЯСДШ Х ЯСДШ ЯСАЗЕЙРНБ пт (ЯР.4 тйг «н ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛЕ»). й ТЕДЕПЮКЭМШЛ ЯСДЮЛ НРМНЯЪРЯЪ:

  • йНМЯРХРСЖХНММШИ яСД пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ;
  • бЕПУНБМШИ яСД пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ, БЕПУНБМШЕ ЯСДШ ПЕЯОСАКХЙ, ЙПЮЕБШЕ Х НАКЮЯРМШЕ ЯСДШ, ЯСДШ ЦНПНДНБ ТЕДЕПЮКЭМНЦН ГМЮВЕМХЪ, ЯСДШ ЮБРНМНЛМНИ НАКЮЯРХ Х ЮБРНМНЛМШУ НЙПСЦНБ, ПЮИНММШЕ ЯСДШ, БНЕММШЕ Х ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШЕ ЯСДШ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯХЯРЕЛС ТЕДЕПЮКЭМШУ ЯСДНБ НАЫЕИ ЧПХЯДХЙЖХХ;
  • бШЯЬХИ юПАХРПЮФМШИ яСД пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ, ТЕДЕПЮКЭМШЕ ЮПАХРПЮФМШЕ ЯСДШ НЙПСЦНБ (ЮПАХРПЮФМШЕ ЙЮЯЯЮЖХНММШЕ ЯСДШ), ЮПАХРПЮФМШЕ ЮОЕККЪЖХНММШЕ ЯСДШ, ЮПАХРПЮФМШЕ ЯСДШ ЯСАЗЕЙРНБ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯХЯРЕЛС ТЕДЕПЮКЭМШУ ЮПАХРПЮФМШУ ЯСДНБ;
  • дХЯЖХОКХМЮПМНЕ ЯСДЕАМНЕ ОПХЯСРЯРБХЕ.

й ЯСДЮЛ ЯСАЗЕЙРНБ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ НРМНЯЪРЯЪ:

  • ЙНМЯРХРСЖХНММШЕ (СЯРЮБМШЕ) ЯСДШ ЯСАЗЕЙРНБ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ,
  • ЛХПНБШЕ ЯСДЭХ, ЪБКЪЧЫХЕЯЪ ЯСДЭЪЛХ НАЫЕИ ЧПХЯДХЙЖХХ ЯСАЗЕЙРНБ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ.

б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ОПЕДЛЕРМНИ ЙНЛОЕРЕМЖХХ РПЮДХЖХНММН БШДЕКЪЧР РПХ ОНДЯХЯРЕЛШ (БЕРБХ) ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ: 1) йНМЯРХРСЖХНММШИ яСД пт; 2) ЯСДШ НАЫЕИ ЧПХЯДХЙЖХХ (РЕППХРНПХЮКЭМШЕ Х БНЕММШЕ); 3) ЮПАХРПЮФМШЕ ЯСДШ. оНКЮЦЮЕЛ, ВРН НАПЮГНБЮМХЕ МНБНЦН ТЕДЕПЮКЭМНЦН ЯСДЮ – дХЯЖХОКХМЮПМНЦН ЯСДЕАМНЦН ОПХЯСРЯРБХЪ ОНКНФХКН МЮВЮКН ЯСЫЕЯРБНБЮМХЧ ВЕРБЕПРНИ БЕРБХ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ.

яСДЕАМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ ЯРПНХРЯЪ Я СВЕРНЛ ХЕПЮПУХХ. яСДЕАМЮЪ ХЕПЮПУХЪ НГМЮВЮЕР, ВРН БШЬЕЯРНЪЫХИ ЯСД ЛНФЕР ОПНБЕПЪРЭ ГЮЙНММНЯРЭ, НАНЯМНБЮММНЯРЭ Х ЯОПЮБЕДКХБНЯРЭ ПЕЬЕМХИ МХФЕЯРНЪЫХУ ЯСДНБ. бЕПУНБМНЛС яСДС пт Х бШЯЬЕЛС юПАХРПЮФМНЛС яСДС пт ОПХМЮДКЕФХР ОПЮБН НЯСЫЕЯРБКЪРЭ Б ОПЕДСЯЛНРПЕММШУ ТЕДЕПЮКЭМШЛ ГЮЙНМНЛ ТНПЛЮУ ЯСДЕАМШИ МЮДГНП ГЮ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ МХФЕЯРНЪЫХУ ЯСДНБ.