Важные изменения в госзакупках в 2021 году

Оглавление

Отчет по выполненным работам

Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.

Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.

Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.

Ответственность

Если государственным заказчиком были допущены нарушения и не предоставлены преимущества победителю закупки в рамках статей 28 и 29 44 Федерального закона, к нему применимы следующие виды ответственности:

  1. Административная — наступает при отказе в преференциях лицу, имеющему на это право согласно закона. Ответственность предполагает наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей согласно составленного акта. Если в ЕИС не была опубликована информация о проведении закупки льготной категории товаров, штраф на должностное лицо равен 15 000 рублей, а для организации заказчика — 50 000 рублей.
  2. Уголовная — предусматривается в тех случаях, когда в результате непредоставления преференции общероссийской организации инвалидов, та понесла существенные убытки либо был установлен факт получения незаконной выгоды.
  3. Гражданско-правовая — применима в тех ситуациях, когда победителем закупки был предъявлен иск с целью возмещения ущерба. Это актуально в случаях, когда госзаказчик не предоставил преференцию полностью либо частично. В таких случаях размер возмещения определяется исключительно в арбитражном суде.

44-ФЗ предлагает ряд преимуществ при закупках определенных товаров и услуг организациям инвалидов и участникам уголовно-исполнительной системы. В случае нарушения прав льготной категории государственные заказчики и должностные лица будут нести ответственность, включая уголовную.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, давайте поймем, кто такие представители СМП и СОНКО, и какие требования к ним установлены.

Требования к представителям малого бизнеса прописаны в ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

  • В уставном капитале СМП доля РФ не должна превышать 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не относящимся к малому и среднему предпринимательству) в уставном капитале – не превышать 49%.
  • Среднее число рабочих кадров не должно быть больше 100 человек.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов — не более 800 млн. рублей. Такие критерии утверждены Постановлением Правительства РФ № 265 от 4 апреля 2016 г.

Требования к социальным НКО изложены в гл.II 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно ст.31.1 7-ФЗ такие организации должны вести следующую деятельность:

  • предоставлять социальные услуги, помощь и защиту гражданам;
  • оказывать бесплатную или льготную юридическую поддержку гражданам и некоммерческим организациям и повышать правовую грамотность среди населения; отстаивать права и свободу человека и гражданина;
  • проводить медицинскую и социальную реабилитацию, социальную и трудовую реинтеграцию лиц, незаконно принимающих наркотические и психотропные препараты;
  • и т.д. (в нормативе перечислено 18 видов деятельности).

Перейдем непосредственно к преференциям для СМП и СОНКО по 44-ФЗ.

Объем закупок

Из совокупного годового объема закупок (СГОЗ), которые проводят заказчики, для СМП и СОНКО должно проводиться не менее 15% закупок, а начальная максимальная цена контракта (НМЦК) при этом должна быть не более 20 млн. руб. (ч.1 ст.30 44-ФЗ).

Важный момент! Участник, не являющийся представителем СМП или СОНКО, в таких торгах принимать участие не может.

В ст.7.30 КоАП РФ говорится об ответственности для заказчиков, которые нарушают порядок проведения процедур для этой категории участников. Несоблюдение норм законодательства грозит заказчикам штрафом – до 50 тыс. руб. (ч.11 ст.7.30 КоАП РФ).

СМП и СОНКО на субподряде

Согласно ч.5 ст.30 44-ФЗ поставщик, не являющийся представителем СМП или СОНКО, может участвовать в закупках, проводимых для этой категории участников:

  • если отдаст контракт на субподряд представителям СМП или СОНКО;
  • если возможность передачи контракта на субподряд заказчик указал в извещении.

Сокращенные сроки оплаты за выполненные обязательства

Если закупка ориентирована на СМП и СОНКО, то заказчик обязан прописать в контракте срок оплаты за исполненные обязательства – не более 15 рабочих дней с даты приемки (ч.8 ст.30 44-ФЗ). В закупках не для СМП и СОНКО сроки другие — 30 календарных дней.

Размер ОИК исчисляется из ценового предложения

Если в торгах победил представитель СМП или СОНКО, то сумма обеспечения исполнения контракта (ОИК), как простого, так и с учетом антидемпинговых мер, рассчитывается от суммы контракта, но не должна быть меньше размера аванса (ч.6 ст.96 44-ФЗ). В остальных закупках размер ОИК зависит от НМЦ контракта, а не от ценового предложения выигравшего участника.

Когда ОИК не предоставляется?

Победитель торгов, являющийся представителем СМП или СОНКО, не вносит ОИК (включая и антидемпинговые меры), если предоставит сведения о 3-х исполненных контрактах без штрафов и пеней за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом НМЦК проводимой закупки, указанная в извещении и закупочной документации, должна быть не ниже суммы этих 3-х контрактов (ч.8.1 ст.96 44-ФЗ).

Как понять, нужно ли Вам предоставлять ОИК заказчику? Для этого можно воспользоваться удобным онлайн калькулятором, который ускорит процесс подсчетов.

Выполните следующие действия:

  1. Перейдите по ссылке;
  2. В соответствующих разделах укажите ИНН и реестровый номер закупки, которую вы выиграли;
  3. Нажмите кнопку «Проверить»;
  4. Дождитесь, когда придет информация по исполненным контрактам;
  5. Вставьте полученную информацию на ЭТП при подписании контракта или отправьте заказчику произвольное письмо с указанием исполненных контрактов.

Уменьшенные размеры штрафов

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 от 30 августа 2017 г., если поставщик-представитель СМП или СОНКО некачественно выполнил работы по контракту, то ему грозит штраф от 1 до 5 тыс. руб. от цены контракта (этапа).

Для остальных закупок штрафы значительно суровее (см. п.3 ПП РФ № 1042):

  • 10% для контрактов до 3 млн. руб.;
  • 5% — 3-50 млн. руб.;
  • 1% — 50-100 млн. руб.;
  • и т.д.

Возможные изменения в 2021 году

В январе 2021 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

Предлагаемые изменения ориентированы на несколько направлений совершенствования контрактной системы.

1. Пересмотр порядка осуществления закупок:

  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;

2. Введение независимых гарантий: поставщики получат возможность брать гарантии не только в банках, но и, например, в региональных гарантийных организациях.

3. Введение «универсальной стоимостной предквалификации» — заказы от 20 млн рублей получат только участники, имеющие положительный опыт по контрактам, цена которых равна 20% от НМЦК.

4. Упростят закупки по проектированию и строительству.

5. Расширятся возможности сторон контракта при его исполнении, например, в части внесения изменений в его условия.

6. Оптимизируют процесс обжалования действий, бездействий и решений сторон, в том числе благодаря расширению функционала ЕИС.

Преференции при национальном режиме в 44-ФЗ

Государство поддерживает российских поставщиков, которые участвуют в госзакупках. Правила и ограничения, создающие благоприятные условия для отечественной продукции, изложены в ст.14 44-ФЗ о национальном режиме. Речь идет не только о товарах, работах или услугах, произведенных на территории нашей страны, но и произведенных на территории стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно 44-ФЗ национальный режим реализовывается в трех вариантах:

  1. Запреты;
  2. Ограничения;
  3. Условия допуска (преференции).

Запреты на участие в государственных закупках

Такие запреты применяются к определенным видам продукции, произведенной за рубежом. Перечни соответствующих товаров, работ и услуг установлены Правительством РФ:

  • ПП № 616 от 21.06.2012 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 1236 от 16.11.2015 г. о программном обеспечении.

Если участник подает заявку, в которой в качестве предмета поставки указывает товары из названных перечней, его заявка не будет принята заказчиком.

Ограничения в закупках

Суть ограничения в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, содержащих иностранную продукцию, допускаются только в определенных случаях.

Перечни продукции, разрешенные к поставкам с ограничениями:

  • ПП № 102 от 05.02.2015 г. о медицинских изделиях;
  • ПП № 1289 от 30.11.2015 г. о некоторых лекарственных средствах;
  • ПП № 617 от 30.04.2020 г. о промышленных товарах;
  • ПП № 832 от 22.08.2016 г. об отдельных видах пищевых продуктов;
  • ПП № 878 от 10.07.2019 г. о радиоэлектронной продукции.

Участник может предложить товар из названных списков, если, например, в РФ или странах-участниках ЕАЭС нет его аналога (или такой производитель всего один), или если заказчику поступили заявки только с иностранной продукцией.

Предоставление преференций

Преференции по 44-ФЗ призваны поддержать российского производителя или страну-участника ЕАЭС. Преимущества предоставляются в отношении цены.

В Приказе Минфина РФ № 126 от 04.06.2018 г. говорится о преимуществах, которые предоставляются в отношении продукции, произведенной на территории стран-участников ЕАЭС. Преференции действуют, если закупка проводится в виде конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Министерство финансов обязало участников предоставлять декларацию о стране происхождения предлагаемых товаров и возложило на них ответственность за предоставление ложной информации.

В Приказе Минфина № 126 содержатся Приложение 1 и Приложение 2, в которых приведены перечни товаров для предоставления преференций. Для конкурса, запроса котировок и запроса предложений заявки, содержащие продукцию из этих перечней,  рассматриваются и оцениваются с учетом 15-ти или 20-процентного понижающего коэффициента к цене, предложенной участником.

К списку из Приложения 1 применяется понижение на 15%, а для Приложения 2 — с 1 октября 2020 г. действует понижение на 20%.

При этом контракт с выигравшим участником заключается по предложенной поставщиком стоимости.

Если условия выполнения работ, которые предложили участники при проведении названных процедур, равны, и в закупке были предусмотрены преференции, то контракт заключается с тем участником, который имеет право на эти преференции.

В рамках проведения аукциона, если контракт выигрывает поставщик, чья продукция находится в Перечне товаров из Приказа № 126, произведенных на территории стран, не входящих в ЕАЭС, то сумма контракта будет снижена на 15% или 20% от предложенной им цены.

Когда преференции по не предоставляются?

В некоторых ситуациях названные преференции не предоставляются:

  1. Заказчик признал закупку несостоявшейся.
  2. Во всех заявках указаны товары, произведенные в странах ЕАЭС.
  3. Во всех заявках есть товары иностранного производства.

Участник, попадающий под получение преференций, имеет большие шансы на получение контракта.

Условия закупок

Правила проведения торгов и аукционов на основании положения статьи 111 44-ФЗ имеют ряд особенностей и условий:

  • нет необходимости следовать требованиям в части обязательного банковского сопровождения сделки;
  • заказчик вправе отказаться от проведения антидемпинговых мер;
  • организатор закупки наделен правом самостоятельного принятия решения о публикации информации в ЕИС;
  • заказчик может отказать в преференциях представителям уголовно-исполнительной системы и обществам инвалидов;
  • возможность заказчика отказаться от преимущества в адрес субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, при условии их участия в тендере;
  • в тех случаях, когда для исполнения контракта покупатель пользуется кредитными ресурсами, он не имеет возможности выбирать кредитное учреждение;
  • предоставляется право осуществлять закупки необходимых товаров без проведения торгов, если в их отношении предусмотрено наличие специально регулируемых цен. Производство продукции при этом обеспечивается на территории РФ в рамках исполнения специальных инвестиционных договоров, объем которых не превышает 3 млрд. рублей.

Особенности проведения закрытого аукциона

В закрытом аукционе с учетом положений ст. 111 44-ФЗ могут поучаствовать далеко не все поставщики.

Особенность процедуры закрытого формата в том, что она применима только в ряде ограниченных законодательством случаях, а именно:

  • при закупке товаров, работ или услуг, информация о которых составляет государственную тайну;
  • при поступлении заявки от заказчика на оказание услуг в области страхования, транспортировке и охране музейных экспонатов;
  • при госзаказах на услуги по уборке помещений и услуг водителей в целях обеспечения деятельности службы федеральных приставов.

Если сведения о товаре или услугах содержат информацию закрытого характера, но при этом таких упоминаний нет в документации, извещение о закупке подлежит размещению в ЕИС за 30 дней до момента вскрытия конвертов.

В них он указывает следующие данные:

  • сведения о заказчике;
  • объект будущего договора;
  • способ получения аукционной документации;
  • порядок предоставления документов.

Еще одна особенность закрытых аукционов — это место их проведения. Они размещаются на специализированной электронной торговой площадке АСТ ГОЗ. Здесь проводят свои закупки Министерство Обороны, ФСБ и другие ведомства. Для того чтобы принять участие в подобных процедурах, поставщику потребуется получить ЭЦП и пройти процедуру аккредитации.

Порядок проведения закупок путем закрытого аукциона изменился в 2018 году. Теперь заказчикам запретили дробить договор на лоты, а участникам — использовать шаг ниже 100 рублей. В свою очередь, проверка надежности поставщиков и отслеживание факта непревышения цены предложения над НМЦК, поручена непосредственно ЭТП.

Закупочные процедуры по решению Правительства РФ — особо контролируемая категория, которая регулируется ст. 111 44-ФЗ. Закон наделяет заказчиков правом определения конкретных особенностей проводимого аукциона и возможностью вносить дополнительные условия по дальнейшему исполнению госконтракта.

Расторжение контрактов по 44-ФЗ

Расторжение по 44-ФЗ возможно на основании федерального закона является наиболее выгодным для сторон вариантом решения спорных вопросов. Регулируется это ст. 95 данного нормативного акта и возможно в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по постановлению суда;
  • в одностороннем порядке на основании ГК РФ.

Порядок действий для расторжения контакта следующий:

  1. Составляется соглашение о расторжении соответствующего контракта.
  2. Отправляется стороне договора на подпись. С момента подписания соглашения о расторжении контракт считается расторгнутым.
  3. Стороны обязаны внести сведения о расторжении договора в реестр сроком не позднее 3 дней. Сюда вносится дата расторжения договора, основание, название договора, а также дату и порядковый номер сделки.

Бюджетные организации имеют возможность производить закупки двумя способами:

  • закупки по 44-ФЗ, при условии, что на закупку выделяются деньги из бюджета;
  • закупки по 223 фз, если организация имеет положение о закупках и тратит собственные средства.

Что же касается 44-ФЗ, то любой современный тендер осуществляется по регламентируемой законом схеме:

  1. Составление планов и планов графиков закупок по 44-ФЗ с изменениями 2018.
  2. Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ.
  3. Определение способа закупки: электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, открытая заявка и т.д.
  4. Публикация тендера в ЭТП: составление техзадания и описания закупки.
  5. Заключение договора с выбранным поставщиком.
  6. Прием выполненных услуг, товаров, работ.
  7. Отчет по выполненным работам.

Каждый этап проведения государственной закупки имеет огромное количество особенностей и нюансов.

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

С подачей заявки отечественное производство товара лишь декларируется. Затем, по требованиям нормативных актов согласно национальному режиму, в случае соответствия закупки определённых постановлениям необходимы:

  • Сертификат СТ-1, который выдаётся ТПП;
  • Выписка из реестра российской промышленной продукции или перечня евразийской промышленной продукции, где указываются номера реестровых записей;
  • Данные о совокупном количестве баллов за исполнение технологических условий на территории РФ в случае их учёта Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

Порядок и сроки рассмотрения вторых частей заявок

Оператор ЭТП направляет заказчику вторые части в течение часа после размещения протокола проведения электронного аукциона. Комиссия рассматривает их на соответствие требованиям ч.19 ст.68 44-ФЗ. Примечание: с 1 января 2020 г. в ч.2 ст.69, 44-ФЗ будут внесены изменения о решении комиссии о соответствии либо несоответствии заявки требованиям документации.

После рассмотрения вторых частей, комиссия должна принять решение о соответствии (несоответствии) заявок требованиям документации. Для этого используется реестр участников электронного аукциона, аккредитованных на ЭТП. Примечание: с 1 января 2020 г. в ч.2 ст.69, 44-ФЗ будут внесены изменения о решении комиссии о соответствии либо несоответствии заявки требованиям документации.

Рассмотрение начинается с участника, который предложил наименьшую цену, и продолжается до момента принятия решения о соответствии 5 заявок. Все заявки будут рассмотрены в том случае, если подано менее 10 заявок от участников и требованиям соответствуют менее 5. Если заявок было 10, но не набралось 5, оператор направляет заказчику остальные с учетом ранжирования (ч.18 ст.68 44-ФЗ) для выявления необходимого количества.

Вторые части рассматриваются в течение 3-х рабочих дней с момента размещения протокола проведения электронного аукциона.

Случаи признания заявки не соответствующей требованиям

  1. Непредставление сведений согласно ч.11 ст.24.1 и ч.3 и 5 ст.66 44-ФЗ, несоответствие сведений документации, а также предоставление ложной информации;
  2. Участник не соответствует требованиям ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 ст.31 44-ФЗ;
  3. Несоответствие сведений регламентам РФ согласно ст.14, 44-ФЗ о национальном режиме;

Заказчик вправе отклонить заявку по указанным основаниям (ч.6, ст.69, 44-ФЗ). Иное будет считаться нарушением.

Протокол подведения итогов и его содержание

  • Результаты рассмотрения, подписи всех членов комиссии. Размещается на ЭТП и в ЕИС не позднее дня после подписания;
  • Идентификационные номера 5 заявок, соответствующих требованиям; решение комиссии в случае, если признано менее 5 заявок;
  • Решение о соответствии (несоответствии) требованиям документации с обоснованием и указанием положений закона;

Участник становится победителем, если заявка соответствует требованиям, а предложенная цена является самой низкой среди остальных; либо самой высокой, если аукцион проводился на повышение цены согласно ч.23 ст.68 44-ФЗ.

Участники получают от оператора ЭТП уведомление о соответствии (несоответствии) вторых частей заявок в течение 1 часа после размещения протокола итогов на ЭТП и в ЕИС.

Если все заявки не соответствовали требованиям либо соответствовала только одна, электронный аукцион является несостоявшимся.

Информация Минфина России от 2 июля 2021 г. «Президент России подписал закон об упрощении и оптимизации государственных и муниципальных закупок»

7 июля 2021

Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 360-ФЗ разрабатывался Минфином России с 2020 года во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций Федерального собрания Российской Федерации. Согласование и проработка осуществлялась более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, ЦИК России, МИД России, СВР России.

Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота.

Ключевыми нововведениями стали:

сокращение количества конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращения до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе);

расширение практики осуществления совместных закупок путем установления возможности их проведения с участием уполномоченных органов нескольких субъектов Российской Федерации;

исключение необходимости составления документации о закупке при проведении открытых конкурентных закупок;

введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки от планирования до приемки исполнения контракта, включая внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;

введение новых механизмов недопущения применения иностранными государствами санкционных мер в отношении участников закупок.

Федеральным законом для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также вводится «универсальная стоимостная предквалификация». При закупках стоимостью свыше 20 млн рублей устанавливается обязательное требование к участникам о наличии у них успешного опыта исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ или N 223-ФЗ, независимо от предмета контракта и в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимой закупки. При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг «1 к 5», то есть предусматривается возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн. рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн. рублей, свыше 500 млн. рублей — на 100 млн. рублей.

Реализация предусмотренных изменений обеспечит минимизацию срывов при проведении закупочных процедур, прослеживаемость действий участников контрактной системы и снижение рисков при возникновении злоупотреблений.

Федеральным законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

Более подробно со всеми новациями закона можно ознакомиться на сайте Минфина России в разделе «Контрактная система».

Изменения в закупках с февраля 2021 года

В начале февраля 2021 года в системе госзаказа тоже состоялись некоторые изменения, в основном они касались подзаконных актов; таблица последних изменений в 44-ФЗ в 2021 году выглядит так:

Дата вступления в силу новшества Суть изменения Нормативный акт
02.02.2021 Отныне Минпромторг определяет правила формирования цены при закупках продукции судостроительной промышленности. Делает он это по согласованию с Минфином и ФАС Постановление Правительства №34 от 23.01.2021
07.02.2021 До 31.12.2022 приостановлены централизованные закупки офисного и антивирусного софта Постановление Правительства РФ №63 от 28.01.2021
07.02.2021 Изменен порядок приобретения медизделий. Изменения связаны с возможностью закупать иностранные изделия Постановление Правительства РФ №76 от 28.01.2021
12.02.2021 Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Применяйте ее для расчета пеней Информационное сообщение
16.02.2021 Расширили перечень строительных работ, порядок выбора способа закупки которых для нужд Крыма и Севастополя согласует Минфин Постановление Правительства №113 от 04.02.2021
22.02.2021 Уточнили порядок работы с реестром договоров по 223-ФЗ Приказ Минфина №343н от 31.12.2020
26.02.2021 Вступает в силу новый порядок формирования идентификатора государственного контракта Приказ казначейства №4н от 11.01.2021

Изменения в закупках с апреля 2021 года

С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:

День начала действия изменения Суть новшества Устанавливающий его нормативный акт
01.04.2021 Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
  1. Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
  2. Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
  3. Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
  4. Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
  5. При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
  6. Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
  7. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
  8. В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
  9. Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
  10. Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком

Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:

1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.

3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.

Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему
Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков

Какие товары попадают под запрет нацрежима?

Перечень товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.

Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.

Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».