Федеральный конституционный закон «о военных судах российской федерации» от 23.06.1999 n 1-фкз (ред. от 08.12.2020)

Оглавление

Компетенция военных судов

Исходя из содержания ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военные суды по подсудным им делам осуществляют правосудие в первой, апелляционной, кассационной инстанциях и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
б) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК;
в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы;
г) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам;
д) материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Помимо того, военные суды по делам, отнесенным к их подсудности, рассматривают и разрешают жалобы на действия (бездействие) и принятые решения прокурора, следователя (дознавателя и др.) в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК, а также согласно ч. 2 ст. 29 УПК принимаются в ходе досудебного производства решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о возмещении имущественного вреда; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК; о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» п. 1, подп. «б», «в» п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК; о контроле и записи телефонных и иных переговоров; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Порядок обращения

Окружной военный суд служит второй инстанцией по отношению к гарнизонному ВС, поэтому для обжалования ранее вынесенных решений (определений) военнослужащему следует обратиться именно туда.

При этом важно грамотно составить жалобу, а также помнить, что решение (определение) гарнизонного ВС вступает в законную силу в течение 15 дней. Поэтому подача жалобы в вышестоящую инстанцию возможна только в пределах указанного срока

В жалобе военнослужащий должен прописать:

  • Полное наименование суда и его юридический адрес;
  • Свои персональные данные: ФИО, адрес места жительства, а также адрес нахождения воинской части;
  • Дату, номер и заключительную часть решения (определения), вынесенного ранее гарнизонным военным судом;
  • Суть требований, подтвержденных нормами действующего законодательства (указать, какие статьи были нарушены при вынесение предыдущего решения);
  • Приложение, в котором указывается перечень подтверждающих документов.

Жалобу необходимо составить в двух экземплярах, один из которых с порядковым номером, датой и печатью ОВС, куда она направлена, следует оставить на руках.

Жалобу можно направить несколькими способами:

  1. Путем почтового отправления ценным письмом;
  2. Лично, обратившись с жалобой в канцелярию ОВС;
  3. Через уполномоченного представителя (обязательна нотариальная доверенность на совершение юридически значимых действий).

Восстановить срок можно лишь при наличии уважительных причин, которые необходимо подтвердить документально (к примеру, справкой о нахождении в военном госпитале). При этом определение ОВС также может быть обжаловано в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Президиум ОВС.

Однако, не всегда повторное обращение в тот же орган дает положительный результат, поэтому последней инстанцией, куда военнослужащий может подать кассационную жалобу, является Судебная коллегия при ВС РФ.

Итак, перечень полномочий ОВС достаточно обширен. Являясь судами апелляционной инстанции в системе военных судов РФ, они призваны рассматривать решения (определения), вынесенные неправомерно по отношению к лицам, проходящим военную службу.

Защищая их права и интересы, ОВС реализуют основной принцип, заложенный в Конституции РФ о праве каждого гражданина на обжалование незаконных действий органов и их должностных лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено — Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС. Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных. Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка. Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 — 6. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

7. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Виды военных судов РФ

В РФ действуют двенадцать окружных и более сотни гарнизонных ВС (в том числе пять — за пределами РФ).

Однако со второго полугодия 2019 года, как уже было сказано выше, количество судов будет уменьшено в связи с реформой.

Главное нововведение, которое ожидается — выделение кассационной и апелляционной инстанции в отдельную структуру. После реформы должны появиться кассационный и апелляционный военный суд (вышестоящие инстанции для ОВС). На ОВС планируют возложить также дела по РВСН и особо режимным военным объектам.

Окружные инстанции занимаются делами по разглашению государственной тайны, а также серьезными уголовными процессами (с наказанием более 15 лет). Более массовые гарнизонные инстанции (ГВС) рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, а также многие другие дела.

Окружные

ОВС, как можно догадаться из названия, действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Дела здесь рассматриваются в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Кассации можно подавать по жалобам и протестам на решения ГВС, а также определения самих ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают такие суды:

  1. обжалование приговора в связи с превышением должностных полномочий военнослужащих;
  2. апелляция на решение гарнизонного военного суда по гражданским и другим делам;
  3. жалобы на действия следователя, военного прокурора и пр.

Уголовные и гражданские дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех человек либо судьей и коллегией присяжных, народных заседателей.

Руководство ОВС осуществляет председатель. В его полномочия входит контроль за работой аппарата, созыв заседания президиума и другие организационные вопросы, а также протесты на приговоры ГВС. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

ВАЖНО! Окружной ВС это фактически три инстанции: первая, апелляционная и кассационная. Судьи в них разные, но председатель суда — один и тот же. После реформы эту систему планируется полностью изменить

После реформы эту систему планируется полностью изменить.

Гарнизонные

ГВС действуют на территории одного или двух гарнизонов. Он рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают ГВС:

  • управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения;
  • совершение кражи военнослужащим;
  • дача заведомо ложных показаний рядовым или другим военнослужащим;
  • превышение должностных полномочий;
  • решение об аресте;
  • неявка в срок на службу и пр.

Чаще всего ГВС имеют дела с дисциплинарными проступками, которые допускают военнослужащие. Материалы о совершении таких деяний подаются представителем командира воинской части через приемную военного суда либо направляются по почте. На момент подачи документов должен быть составлен Протокол о совершении проступка, который подписывается самим военнослужащим.

Но случаются и более серьезные преступления, например, дела о взятках главнокомандующим, офицерам и другим начальникам, процессы, связанные с убийством военнослужащих, избиением («дедовщиной») и другими преступлениями.

Образуются гарнизонные судебные инстанции в составе председателя, его замов и других судей. Судьи назначаются Президентом РФ бессрочно. В процессе могут участвовать народные заседатели, но они должны быть выбраны предварительно на собрании военнослужащих. Присяжным может быть лицо в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенную или неснятую судимость. Они не должны страдать от алкогольной и другой зависимости, а также быть вменяемыми.

Рассмотрение дел может проводиться коллегиально либо одним судьей (например, если рассматриваются уголовные дела, по которым срок наказания не более 5 лет лишения свободы). Председатель гарнизонного суда участвует в рассмотрении дел, занимается организацией работы суда, распределением полномочий между судьями, представлений интересов суда в других инстанциях.

В составе ГВС с недавнего времени также начали создавать обособленное подразделение — постоянное судебное присутствие. Цель создания таких органов: приближенность правосудия к месту дислокации воинских частей и формирований.

Для того, чтобы стать военным судьей нужно сдать квалификационный экзамен и получить заключение квалификационной коллегии c рекомендацией. Естественно нужно при этом соответствовать общим требованиям к судьям, установленным российским законодательством (гражданство РФ, возраст, высшее образование, опыт работы и пр.).

Судебная структура

Военный суд занимается рассмотрением гражданских или административных дел, защитой прав военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Подлежат рассмотрению случаи неправомерных действий со стороны командования или старших по званию. Предстать перед трибуналом может и гражданское лицо, если было совершено преступление совместно с военнослужащим.

Военный суд, как система, имеет определенную структуру. В ней можно выделить три основных звена.

  1. Звено гарнизонных судов. В иерархии считается низшей ступенью.
  2. Звено окружных судов.
  3. Военная коллегия. Считается высшей ступенью.

Военная коллегия является составным звеном Верховного суда РФ. В ее состав, кроме председателя включены заместитель, а также некоторые судьи упомянутого Верховного суда. В данной инстанции рассматриваются дела, связанные с толкованием нормативных документов, с преступлениями со стороны судей военного суда или с прочими сложными преступлениями.

В окружном суде фигурируют гражданские дела по разглашению государственной тайны, а также прочие процессы, по которым предусматриваются наказания в виде длительного срока лишения свободы.

Суд гарнизонного звена образован по территориальному признаку. Рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы. Мера наказания в таких судах ограничивается дисциплинарным арестом.

Структура конституционного закона о военных судах

Функционирование суда, а также его полномочия определены конституционным законодательством.

Содержание первой главы было уже передано ранее. В ней определяются полномочия и задачи военного суда. Отдельной статьей выделена подсудность дел.

Во второй главе определено назначение каждого судебного звена. Глава скомпонована таким образом, что условно делится на три соответствующие части. В них рассмотрены полномочия, состав президиума и подсудность для военной коллегии, окружного и гарнизонного суда.

Глава III подчеркивает статус военных судей. Отбор кандидатов проводит квалификационная коллегия судей РФ. Привилегиями обладают военные, которые за период службы получили звание офицера. Денежное довольствие судей ведется согласно закону о статусе судей, этот же закон определяет разовую выплату при покидании своего поста. Причем гражданин, занимающийся судебной практикой, при выходе на пенсию может выбрать, какое пособие получать: выплату, как для военнослужащего или как для судьи.

Что же касается пенсионного обеспечения, то почетный уход сопряжен с ежемесячными выплатами, которые вдобавок не облагаются налогами

Государство уделяет большое внимание безопасности и социальному обеспечению военных судей и их семей. Предусмотрены льготы, связанные с получением жилья, пользованием медицинскими услугами

Семья погибшего судьи получает ежемесячные выплаты в виде пенсии.

Глава четвертая фз о ВС РФ касается вопросов финансирования. Деятельность суда требует финансовых вложений не только на обеспечение денежного довольствия судей. Из федерального бюджета предусмотрено выделение средств на содержание архивов, средств связи, служебных помещений. Аппарат военного суда представлен работниками строго в соответствии со штатным расписанием.

Естественно, внутренним уставом определены все функциональные обязанности. Работники считаются государственными служащими, значит, их обеспечение производится из бюджета государства. Статья 34 является неким сводом правил для администратора военного суда. Здесь закреплены его основные обязанности.

Следует отметить, сто несмотря на статус, судьи считаются военнообязанными, это приводит к необходимости ведения воинского учета. Но собственного ВУС не предусмотрено, поэтому работы по учету возложены на территориальный отдел военного комиссариата. К зданиям и посещениям, отведенным для заседаний военного суда, предъявляются определенные требования. Они касаются как санитарно-гигиенических норм, так и норм для внешней и внутренней отделки. Арендная плата за предоставленное помещение не взымается.

Пятая глава настоящего закона информационной ценности для анализа текста не несет. Ее общий смысл заключается в том, что все субъекты, включая звенья, судей и прочих работников, приобретают соответствующий статус непосредственно после выхода в свет закона (после его принятия), то же самое касается и судебного имущества. В ранних версиях издания закона фигурировало приложение, в котором были определены должности по штатному расписанию. В настоящее время это приложение упразднено, так как все штатные единицы рассмотрены в статьях закона.

Перечень ОВС по округам

ОВС расположены в разных городах РФ от Хабаровска и Владивостока до Москвы.

Для удобства они подразделены на округа (Западный, Южный, Цетральный, Восточный). В состав входит и Третий окружной суд, расположенный в ГО Власиха (Московская область).

Этот суд планируется реформировать в будущем в Апелляционный военный суд.

ОВС:

  1. Балтийский
  2. 1-й Западный
  3. 2-й Западный
  4. Северный.

Южный

В состав ЮО входит Северо-Кавказский окружной военный суд (недавно был переименован в Южный ОВС соответствующим федеральным законом). Расположен он в городе Ростов-на-Дону.

Центральный

В состав ОСК «Центр» входит Западно-Сибирский ОВС, который планируется преобразовать в 2019 году в Кассационный военный суд г. Новосибирск (после проведения реформы). Уральский и Приволжский ОВС уже объединились в Центральный окружной военный суд г. Екатеринбурга. В Самаре и Новосибирске будет создано судебное присутствие.

ОВС:

Центральный

ОВС:

  1. 2-й Восточный
  2. 1-й Восточный
  3. Тихоокеанский.

Полный список

  • ОСК «Запад»
  • ОСК «Юг»
  • ОСК «Центр»
  • ОСК «Восток»
  • 3-й окружной военный суд.

В ходе реформы Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский ОВС будут переименованы. Вместо них появится 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный ОВС.

Председатель военного суда, его права и обязанности

Основной перечень полномочий председателя военного суда закреплен в Федеральном конституционном законе “О военных судах Российской Федерации”. Они распространяются на организацию и деятельности возглавляемого ими учреждения и различаются в зависимости от того, о председателе какого военного суда идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

  1. участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  2. представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  3. осуществлять иные полномочия.

На него возложены ряд обязанностей:

  1. организовывать деятельность суда;
  2. распределять обязанности между судьями;
  3. контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, утвердить положение об аппарате суда;
  4. иные обязанности.

Соответственно, председателю окружного (флотского) военного суда законом предоставлена возможность:

  1. участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  2. решать в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решать вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  3. изучить поступившею в президиум окружного (флотского) военного суда кассационную жалобу (представление прокурора) лично либо поручить ее изучение судье данного военного суда (п. 1 ст. 380.1 ГПК);
  4. истребовать гражданское дело, на которое поступила кассационная жалоба (представление прокурора);
  5. в случае истребования дела вынести определение о приостановлении исполнения решения гарнизонного суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК);
  6. по результатам изучения кассационной жалобы (представления прокурора) вынести определение:
    • об отказе в передаче кассационной жалобы (представления прокурора) для рассмотрения в судебном заседании окружного (флотского) военного суда – суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
    • о передаче кассационной жалобы (представления прокурора) с делом для рассмотрения в судебном заседании окружного (флотского) военного суда как кассационной инстанции (ч. 2 ст. 381 ГПК);
  7. докладывать кассационные жалобу, представление с делом в президиуме окружного (флотского) военного суда или же дать поручение о докладе таковых иному члену президиума либо ранее не участвовавшему в рассмотрении дела другому судье этого суда (ч. 2 ст. 386 ГПК);
  8. до обращения приговора к исполнению предоставить по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);
  9. представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  10. осуществлять иные полномочия.

На него также возложены обязанности:

  1. организовать деятельность суда;
  2. созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствовать на заседаниях президиума;
  3. распределять обязанности между заместителями председателя суда;
  4. контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Помимо прав, изложенных в Федеральном конституционном законе “О военных судах Российской Федерации”, у председателей военных судов имеются и иные полномочия. Так, к примеру, он вправе высказывать свое мнение о необходимости и возможности перераспределения образовавшихся в возглавляемом им суде вакансий на должности судей (п. 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации”).

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее также — Судебная коллегия по делам военнослужащих) и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

1.1) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

2) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

4. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

5. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, и в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в кассационном порядке.

6. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.