Особенности конституции рф. конституция российской федерации

Содержание

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Определение термина

В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.

В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.

Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране — определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.

Виды конституций

Основные признаки конституции и их различие в каждом государстве дают возможность произвести классификацию этого нормативного акта. Разделение на виды производится путём выделения какого-либо отличительного фактора. На сегодняшний день в конституционном праве существуют следующие виды классификации:

  1. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции.
  2. Писаные конституции подразделяются на кодифицированные (в виде единого нормативного акта), некодифицированные (совокупность законов, судебных прецедентов, доктрин и правовых обычаев).
  3. Конституции подразделяются относительно субъекта, который её издал: принятые парламентом, чрезвычайным созывом, съездом депутатов, временным правительством, референдумом и т.п.
  4. Отличие в порядке внесения изменений позволяет выделить гибкие (изменения вносятся так же, как и в другие нормативные акты), жёсткие (особый порядок внесения изменений).

Таким образом, невзирая на единый статус конституции практически во всех странах, существует множество видов этого специфического нормативного акта.

Юридические свойства

Они считаются производными от приведенных выше черт. Юридические свойства, которые имеют статьи Конституции РФ, выражены в:

  • Верховенстве Основного Закона.
  • Роли Конституции как центра государственной правовой системы.
  • Особой охране Основного Закона.
  • Специфическом порядке пересмотра и утверждения документа, внесения поправок в него.

Конституция страны представляет собой нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий базу конституционного строя, фундамент правового статуса гражданина и человека, устройство страны, принципы организации и функционирования, а также всю структуру органов местной и государственной власти.

Зачем и для чего нужна Конституция в РФ

Закрепление существующего государственного строя – главная задача, с которой разработана Конституция.

В этом документе даются точные определения для следующих понятий:

  1. Государственность.
  2. Нация.
  3. Государственно-сохраняющие ценности политического бытия.

Здесь устанавливаются основы государственного строя, определяется его устройство

Это особенно важно для стран, где проживает большое количество народов. Отдельно устанавливаются области компетенции Государства, которые допускают такое регулирование

Документ распространяется на все юридические акты вне зависимости от того, с какими сферами деятельности они связаны.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Характеристика Конституции РФ

Положение Конституции РФ в качестве основного нормативного акта России обеспечивается:

  1. Верховенством Основного Закона.
  2. Прямым действием конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ действует на всей территории Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу, то есть все принимаемые на территории страны законы (федеральные или приняты в отдельных субъектах) должны соответствовать конституционным нормам.

Несмотря на то, что субъекты РФ наделены правом принимать собственные уставы, их действие ограничивается территорией субъектов, в то время, как Конституция РФ распространяет свое действие сразу на все субъекты.

Прямое действие конституционных норм означает, что они действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, то есть их несоблюдение не может быть оправдано никакими причинами.

Текст Конституции РФ включает в себя:

  • полный свод основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов, которые обязаны обеспечивать взаимодействие гражданских прав и свобод со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического и социального устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности;
  • структуру и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства и др.;
  • принципы и структуру судебной власти РФ;
  • структуру и компетенции местного самоуправления РФ;
  • способы и порядок внесения поправок в содержание Конституции и её пересмотра.

Конституции РФ состоит из краткой преамбулы и двух разделов, первый из которых, разбит на 9 глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Особенности норм Конституции Российской Федерации

Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.

Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу, предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.

Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой — это свойство принадлежит Конституции в целом.

Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.

Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.

Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.

Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).

Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.

Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию. Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.

Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1)    Преамбула

2)    Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3)    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой «кодекс». Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, — «кодексообразный документ».

Основы конституционного строя РФ

Общие принципы конституционного строя РФ, закрепленные в ст. 1–16 Конституции РФ, таковы:

  • Приоритет человеческих прав и свобод: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.
  • Народовластие, суверенитет народа — признание народа единственным источником власти.
  • Федерализм — децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
  • Демократия.
  • Республиканская форма правления.
  • Полнота суверенитета РФ.
  • Равноправие субъектов РФ.
  • Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения.
  • Экономическая свобода.
  • Разделение властей. Законотворческая деятельность, исполнение законов и контроль за соблюдением законности производится различными органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. Таким образом, выделяются 3 вида власти: законодательная, исполнительная и судебная соответственно.
  • Существование органов местного самоуправления.
  • Идеологический и политический плюрализм. Установлен запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). В обществе разрешено политическое многообразие, провозглашена свобода политических мнений и действий, многопартийность.
  • Светское государство, отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.
  • Приоритет закона. Россия является правовым государством, в котором установлено верховенство закона в общественных отношениях.
  • Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом. Подписанные и прошедшие ратификацию РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. О том, как соотносятся по юридической силе нормы Конституции РФ и международного права, читайте в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Многообразие и равноправие форм собственности, признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.).
  • Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя. Так, ст. 135 Конституции РФ гласит, что основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре Конституции РФ будет поддержано не менее чем 3/5 от числа голосов ФС РФ, то созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает ее новый проект, который потом выносится на всенародное голосование.

Наглядная схема основ конституционного строя РФ представлена ниже.

Особенности Конституции РФ

По своей структуре Основной Закон близок к аналогичного рода документам, традиционно присутствующим в демократических странах. В большинстве из них отражено стремление скоординировать деятельность всех уровней власти в государстве. При этом преследуется одновременно цель установить реальные приоритеты каждой ветви с учетом специфики сформированных политических отношений в определенный исторический этап становления и развития страны.

Оценивая позицию Президента, Правительства, ФС, многие политологи и юристы обнаруживают аналоги в иностранных законодательствах. Достаточно явно сходство с французской Конституцией, которая была принята в 1958 году на референдуме. Следует отметить, что ее концепция была определена в то время Ш. де Голлем. Он являлся, как известно, президентом Франции. Влияние де Голля на формирование Конституции было связано, главным образом, с необходимостью обладать значительной личной властью, которая смогла бы обеспечить выход страны из кризисного состояния, сложившегося в те годы. Тем не менее при внешнем сходстве формул власти, просматриваются достаточно явные отличия в практике их применения.

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Соответствие современной ситуации

Говоря о том, каковы особенности Конституции РФ, нельзя не упомянуть и о ее адекватном характере. В Основном Законе отражены переходные процессы, происходящие в обществе, противоречивость его существования в целом. Статьи Конституции РФ воплощают все то, что достиг и отстаивает многонациональный народ. Это, в частности, разнообразие форм собственности, свобода экономических отношений, идеологический и политический плюрализм, конкуренция. К этому списку стоит, безусловно, отнести и признание свобод и прав гражданина и человека, самостоятельный статус системы местного самоуправления, федеративное устройство, которое основывается на равноправии и самоопределении народа. Присутствующие в Основном Законе предписания носят абстрактный характер. Это связано с тем, что их цель состоит в закреплении самого главного момента в тех или других общественных отношениях.

Обновление конституционной системы в 1937 г

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г., вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако

Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Она сохранила свою классовую сущность, о чем упоминалось в ст. 2.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст. 127 говорилось о равноправии граждан «независимо от их национальности и расы».

Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль.

Норма о партии была введена в Конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев, трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Это была Конституция победившего социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

По своей юридической форме Конституция приобрела более совершенный вид. В ней четко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В Конституции были более развернуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.

Значительно полнее, чем в прежних конституциях, было отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Основные черты Закона

В первую очередь стоит отметить, что в своем современном значении Конституция выступает как акт, утверждаемый народом и от его имени. Примечательно, что сам факт возникновения в 17-м столетии идеи о необходимости такого документа, был связан именно с указанной чертой. Она и сегодня признается как доминирующая в теории и практике законотворчества.

Неслучайным, таким образом, является начало Основных Законов большинства демократических стран: «Мы, народ, провозглашаем (учреждаем и т. п.) настоящую Конституцию». Еще одна достаточно значимая черта документа – его учредительный характер. Он обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию. В связи с тем, что носителем суверенитета в стране выступает народ, и он же считается источником власти, то только он имеет и высшее ее проявление. Это означает, что он имеет право принимать Конституцию, утверждать посредством ее новые основы государственности, которые выбирает он сам. Только имея учредительную власть, можно изменить, даже самым радикальным образом, существующие основы политического и общественного режима. Проявление этой черты также просматривается в том, что главы Конституции РФ выступают как первоосновы. Они считаются исходными.