Фз о пожарной безопасности

Оглавление

Содержание текста ФЗ №69

Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

  • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
  • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
  • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
  • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
  • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.

Любое действие на пожаре регламентируется законом

Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

На сегодняшний день закон № 69 ФЗ о пожарной безопасности с изменениями представляет собой целостный документ, в котором разработана каждая деталь. Последняя корректировка была сделана в 2017 году:

в последней редакции упразднен перечень организаций и учреждений, что подразумевает, что ответственность за противопожарную безопасность лежит на всех ЮЛ и ФЛ;
в статьях 1, 6, 25 и 34 были откорректированы отдельные формулировки, согласно общим законодательным изменениям;
в статье 1 изменились регламенты проведения независимой оценки и уточнены полномочия экспертов, и мера их ответственности;
в ст.19 на органы местного самоуправления ложиться контроль и регулирование мер противопожарной безопасности, от разработки эвакуационных маршрутов до создания и обучения волонтеров, они же отвечают за тушение пожара и спасение людей в ЧС;
в ст.20 закона о противопожарной безопасности была добавлена 8 часть, которая для научно-технических инновационных центров отменяет для ППБ общий ФЗ и переводит их под действие ФЗ №216, прочие объекты остаются под действием ФЗ №69, который контролируется и регламентируется госорганами власти, все дополнительные требования разрабатываются под руководством Правительства России;
в статье 22 уточняются действия и их последовательность во время чрезвычайных ситуаций, осуществлении спасательных мероприятий относительно различных категорий спасаемых объектов — людей, животных, движимого и недвижимого имущества, федеральные власти производят общий контроль, бригады пожарных обязаны выезжать на все вызовы, так же в их полномочия поступает объект, куда они могут запретить вход любому гражданину, включая должностные лица;
в статье 24 дополнен перечень оборудования и средств пожаротушения;
в ст.25 федерального закона о пожарной безопасности обязывает органы любого уровня и подразделения МЧС всячески пропагандировать меры предосторожности, чтобы предупредить возгорания, проводить занятия по пожарно-техническому минимуму, так же уточняется последовательность проведения обучения в учреждениях, организациях и коммерческих предприятиях, его контролируют федеральные исполнительные власти;
вместо статьи 28 продолжает действовать ФЗ №122;
в статье 30 подробно описывается регламент особого режима, когда на территории увеличивается опасность возгораний, в это время противопожарные меры увеличиваются на порядки, вплоть до полных запретов населению посещать лесные массивы.

Права граждан России в сфере противопожарной безопасности устанавливаются в 34 статье:

  • гражданам РФ разрешено защищать свою жизнь и свое имущество;
  • во время пожаров гражданам разрешается получать информации о защите жизни и имущества, и эффективности проводимых мероприятий;
  • принимать посильное участие в действиях следственных органов относительно причин возгорания;
  • участие в волонтерских группах, помогающих профессиональным пожарным устранять ЧС.

Тушение пожара с вертолета

ФЗ №69 был разработан с целью формирования безопасности граждан, которые, как и лица, пребывающие на территории России, обязаны придерживаться предписанных им мер. Предприятия и люди, игнорирующие утвержденные положения, несут ответственность по всей их строгости. И еще раз стоит напомнить, что приоритетными являются предупредительные меры.

Что изменилось с 2021 года

  1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
  2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
  3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
  4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
  5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
  6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.
  7. Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

    Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

  8. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
  9. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

    Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.  

  10. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.

Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории — это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций

Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т

д.

Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

  • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
  • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
  • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
  • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
  • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

Скачать новую редакцию закона

Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан

Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Общие положения 69 ФЗ

Федеральный закон о пожарной безопасности был принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 69 содержит 6 глав и 42 статьи. Этот закон регулирует основополагающие действия и процессы по мерам пожарной безопасности на территории Российской Федерации. Он контролирует правоотношения между государственными органами, гражданами и организациями в сфере пожарной безопасности.

Также в 2017 году вносились изменения в ФЗ №116. Подробнее здесь:

Содержание ФЗ о противопожарной безопасности:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны основные понятия и термины, даны их определения. Оформлено количество и список законов и актов, регулирующих противопожарную безопасность и совокупность принципов, мер и действий осуществления операций и мероприятий по предупреждению и предотвращению пожаров;
  • Вторая глава описывает цели и задачи пожарных систем безопасности. Среди категорий систем Государственная служба, Федеральный противопожарный надзор, Муниципальная пожарная охрана. Оформлен список личного состава службы и надзора, их социальная защита, права и обязанности, обеспечение их специальной техникой и финансирование. Описаны способы открытия и регистрации, а также требования и условия к частным и добровольным пожарным службам;
  • Согласно третьей гл., федеральные, государственные и муниципальные органы в сфере пожарной безопасности обладают большим количеством полномочий, так как от них зависит жизнь и здоровье граждан. В четырех статьях этой главы подробно описаны полномочия каждой службы и органа отдельно в сфере пожарной безопасности;
  • В четвертой гл. описаны процессы, операции, мероприятия и действия по предупреждению, предотвращению и тушению пожаров. Специальные органы при помощи научно-исследовательских организаций разрабатывают новые меры, способы и технические системы для предотвращения пожаров. Описан процесс реализации новых мер, способы тушения и способы спасения граждан из пожаров;
  • Согласно пятой гл., граждане и организации имеют права и обязанности в случае возникновения пожара и обязанности по его предотвращению и предупреждению. Лица, нарушающие условия и требования мер безопасности, избегающие предупреждение и предотвращение пожара, являющиеся соучастниками или организаторами возникновения возгорания несут ответственность за поступок;
  • В шестой главе описаны заключительные положения и дополнительные сведения, условия и требования описываемого закона.

Кроме ФЗ 69, пожарную безопасность регулирует Конституция Российской Федерации и другие правовые муниципальные или региональные акты и законы.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ в последней редакции от 27.12.2019 года

Данный закон определяет основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане).

Файлы для скачивания:

Федеральный закон №69 о пожарной безопасности

Последняя редакция от 27.12.2019 г.

 27.12.2019

 249 KB

 4 404

Скачать

21 декабря 1994 № 69-ФЗ

в редакции следующих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 № 151-ФЗ,от 18.04.1996 № 32-ФЗ, от 24.01.1998 № 13-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ,от 06.08.2001 № 110-ФЗ, от 30.12.2001 «№ 196-ФЗ», от 25.07.2002 № 116-ФЗ,от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 10.05.2004 «№ 38-ФЗ», от 29.06.2004 «№ 58-ФЗ»,от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.04.2005 № 27-ФЗ,от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 25.10.2006 № 172-ФЗ,от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 26.04.2007 «№ 63-ФЗ»,от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 22.07.2008 № 137-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ,от 19.07.2009 № 198-ФЗ, от 09.11.2009 № 247-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,от 23.07.2010 № 173-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ,от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 30.11.2011 № 345-ФЗ, от 30.12.2012 № 283-ФЗ,от 11.02.2013 № 9-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ,от 31.12.2014 № 535-ФЗ, от 08.03.2015 № 37-ФЗ, от 02.05.2015 № 118-ФЗ,от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 234-ФЗ,от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 448-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ,от 23.05.2016 № 141-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 28.05.2017 № 100-ФЗ,от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ,от 30.10.2018 № 369-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ,с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ,определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 82-О)

Что необходимо предпринять организации, какие документы привести в соответствие новым правилам

В 2021 году организациям необходимо:

  1. Добавить в имеющуюся Инструкцию о мерах пожарной безопасности следующие положения:
    • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.);

      обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, при открытии и блокировании в открытом состоянии устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (турникеты, вращающиеся двери и т.п.) и т.д.;

    • сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на внешней поверхности, способной превысить 90 градусов.
  2. Предусмотреть ведение Журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, форму и порядок которого определяет руководитель организации. Журнал можно вести как в бумажном (в т.ч. путем ведения нескольких томов), так и в электронном виде. Большинство проверочных мероприятий, которые ранее требовали составления акта или протокола, теперь необходимо дополнительно фиксировать в этом журнале.

«О пожарной безопасности»

в редакции следующих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 № 151-ФЗ,от 18.04.1996 № 32-ФЗ, от 24.01.1998 № 13-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ,от 06.08.2001 № 110-ФЗ, от 30.12.2001 «№ 196-ФЗ», от 25.07.2002 № 116-ФЗ,от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 10.05.2004 «№ 38-ФЗ», от 29.06.2004 «№ 58-ФЗ»,от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.04.2005 № 27-ФЗ,от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 25.10.2006 № 172-ФЗ,от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 26.04.2007 «№ 63-ФЗ»,от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 22.07.2008 № 137-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ,от 19.07.2009 № 198-ФЗ, от 09.11.2009 № 247-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ,от 23.07.2010 № 173-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ,от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ,от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 30.11.2011 № 345-ФЗ, от 30.12.2012 № 283-ФЗ,от 11.02.2013 № 9-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 12.03.2014 № 27-ФЗ,от 31.12.2014 № 535-ФЗ, от 08.03.2015 № 37-ФЗ, от 02.05.2015 № 118-ФЗ,от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 234-ФЗ,от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 448-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ,от 23.05.2016 № 141-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ, от 28.05.2017 № 100-ФЗ,от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ,от 30.10.2018 № 369-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ,с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 № 150-ФЗ,определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 82-О)

Общие положения

Федеральный закон № 69 о пожарной безопасности состоит из 6 глав. Первый раздел является общим, в нем описывается содержание закона. Здесь же устанавливаются базовые положения, предлагаются термины с определениями. В первой главе так же содержится следующая информация:

  • количество и перечень законов, актов, постановлений и других документов, регулирующих ППБ;
  • формулируется сама противопожарная система, комплекс мер и объединение принципов, направленных на предотвращающие меры, а так же действия при ЧС.

Уже в водной части определяется приоритет – это упреждающие меры, направленные на купирование рисков возгорания.

Уроки противопожарной безопасности начинаются с раннего детства