Палаты федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

Оглавление

Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной Думы

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает
возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной
Думы.
Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст.
111,117 КонституцииРФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой
представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2)
если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие
ПравительствуРФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ,
если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних
двух ситуациях ПрезидентРФ может не распускать эту палату, а объявить
об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно,
Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная
Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в
некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по
некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не
может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ
(отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение
недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести
месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента
выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего
решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории
Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Обзор документа

Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента — Совета Федерации.

Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой — от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее — также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.

Не могут стать кандидатами в Совфед лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.

Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совфеда. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.

Члены Совфеда исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совфеда предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совфед депутата регионального парламента.

Новый порядок формирования Совфеда вводится с 1 января 2013 г. При этом члены палаты, избранные (назначенные) до этого момента, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вопрос №62. Федеральное Собрание – Парламент РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из 2х палат: 1) Совета Федерации. 2) Государственной Думы.

Порядок формирования:

1)в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, в настоящее время 83 субъекта, один член от субъекта избирается законодательным органом субъекта, а другой назначается высшим должностным лицом субъекта РФ.

2)Гос. Дума — 450 депутатов, избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Кандидаты:

1)гражданин РФ, достигший 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

2)гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Гос. Думы. Депутат Гос. Думы не может быть депутатом иных представительных органов гос. власти и органов МСУ.

Структура:

1) Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

В целом организационно-структурную основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.

2) Гос. Дума состоит из депутатов, которые работают в ней на профессиональной постоянной основе. Это достаточно разветвленная система комитетов и комиссий, а также депутатских объединений (фракций и депутатских групп), а комитеты и комиссии считать структурными образованиями Гос. Думы. К руководящим структурам Гос. Думы относятся: Совет Госдумы, а также Председатель Госдумы, его заместители, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Гос. Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Полномочия Совета Федерации:

1) Правотворческие:

— одобрение ФЗ, ФКЗ, законов о поправках в Конституцию;

— принятие постановлений (регламент совета федерации);

— утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

— право законодательной инициативы.

2) Кадровые:

— назначение на должность судей высших судов;

— назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и членов Счетной палаты;

— формирование 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии;

— назначение выборов Президента РФ.

3) Иные:

— утверждение границ субъектов РФ;

— принятие решения о применении вооруженных сил за пределами территории;

— утверждение указа президента о введении ЧП и Военного положения;

Дата добавления: 2015-06-01 ; просмотров: 1147 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

5.1. Порядок формирования парламента РФ

Федеральное собрание характеризуется конституцией как
законодательный орган – парламент РФ. Конституция устанавливает, что парламент
РФ является представительным государственным органом, сформированным в
результате всеобщих демократических выборов. Это означает, что верховная власть
принадлежит народу, но не парламенту, который выступает как власть,
уполномоченная народом – сувереном власти. Парламент призван агрегировать в
ходе дискуссий народную волю, общий интерес и выражать их в соответствующих
законах. Парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий
федерации компетенцией в законотворческой сфере.

Федеральное Собрание Российской
Федерации состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой
избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450
депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и
включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).
Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума,
то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей
принадлежит право выражения вотума недоверия.

Совет Федерации как
верхняя палата по принципам формирования, по статусу и компетенции
непосредственно отражает федеративное устройство. Совет Федерации представляет
интересы всех субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от
каждого субъекта – по одному представителю от законодательного и
исполнительного органа государственной власти. В соответствие с федеральным
законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа. Установлен
возрастной ценз члена Совета Федерации – не моложе 30 лет.

Право представления
кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю
законодательного органа субъекта РФ, в двухпалатных – председателям палат поочередно,
а также группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа
депутатов регионального парламента. Решение по избранию принимается тайным
голосованием, оформляется постановлением парламента.

Член Совета Федерации,
представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,
назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа
исполнительной власти) на срок его полномочий. Решение оформляется его указом
(постановлением), направляется в трехдневный срок в законодательный орган
субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа
депутатов парламента субъекта РФ.

Полномочия члена Совета
Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании
(назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании
(назначении) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть
прекращены досрочно.

Государственная Дума
(нижняя палата) формируются путем общенациональных выборов. Выборы проводятся
по смешанной системе. 50% депутатов избирается по одномандатным территориальным
избирательным округам по мажоритарной системе, 50% — по пропорциональной
избирательной системе по партийным спискам. Списку партии или избирательного
объединения для прохождения в Думу необходимо набрать более 5% голосов избирателей.
В соответствие с новым законом, с 2007 г., депутаты Государственной думы будут
избираться по пропорциональной системе. Для прохождению в Думу партийным
спискам будет необходимо набрать не менее 7 процентов голосов избирателей.

Государственная Дума
единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают
на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают
неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно
действующий орган.

СЗ РФ. – 2000.-№ 32.-Ст.3330.

Предыдущая