№ 1054-рм об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г.москве

Какие изменения в 2021 году

С 10 января 2021 года вступили в силу изменения к документу № 54–ФЗ, которые обозначены как Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 541–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Реформирование затрагивает несколько важных пунктов.

Ужесточение правил проведения

Часть внесенных в закон изменений касаются порядка и правил проведения публичных мероприятий:

  • запрещено проводить все формы акций рядом со зданиями экстренных оперативных служб, к которым относятся полиция и ФСБ
  • содержание информации о количестве предполагаемых участников, целях проведения и других условиях события в предварительной агитации должно быть достоверным
  • разрешено признание судом в качестве публичного мероприятия не только совокупности одиночных пикетов, но и поочередного участия в них нескольких человек, а также массового одновременного нахождения или перемещения граждан в общественных местах, объединенного общими идеями и направленного на выражение суждений и акцентирование требований по различным вопросам
  • в случае отсутствия возможности обеспечения полной безопасности участников акции при возникновении чрезвычайной ситуации или террористической угрозы организатор обязан изменить место и время ее проведения по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления

Финансирование митингов

Определены новые требования к финансированию публичных мероприятий:

  • организаторам акций полностью запрещено получение финансирования от иностранцев, международных организаций, некоммерческих и незарегистрированных общественных объединений, признанных «иностранными агентами», а также анонимов и юридических лиц, имеющих регистрацию менее чем за год до даты перечисления средств
  • спонсоры мероприятий должны указывать достоверные личные данные, сведения о гражданстве, необходимые банковские реквизиты и идентификационные номера
  • все финансовые средства на проведение и организацию акций, заявленное количество участников которых превышает 500 человек, необходимо вносить только безналичным способом на открытый в российском банке счет, указанный в уведомительном документе о событии
  • весь объем финансирования публичного мероприятия может быть использован только на покрытие расходов, связанных с его подготовкой и осуществлением, а неизрасходованные остатки средств организатор обязан возвратить спонсорам в течение 10 дней после завершения события
  • обязательно предоставление отчета о расходовании финансовых средств, собранных в целях организации и проведения акции с предполагаемым числом участников свыше 500 человек, который составляется по принятой форме и передается в установленные сроки в органы местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ

Освещение мероприятий СМИ

Права и запреты для журналистов регламентированы вновь принятыми изменениями законодательства:

  • на них распространяются все обязанности и запретные действия, предусмотренные для участников публичных мероприятий в законе № 54–ФЗ
  • им запрещено принимать участие в освещаемой акции (обсуждать и принимать решения, организовывать сбор подписей или пожертвований, применять наглядную агитацию, совершать другие действия в соответствии с целями события)
  • нельзя скрывать отличительный признак представителя СМИ, утверждаемый профильным ведомством и обязательный к ношению во время публичных действий

Одиночный пикет Ильдара Дадина

Ильдар Дадин — известный активист российской оппозиции. Он стал первым в РФ осужденным именно по уголовной, а не административной статье из-за проведения протестных акций. Правда, позже суд аннулировал приговор, так как в нем были найдены нарушения.

В апреле 2017 года Дадин также был задержан за проведение пикета у здания МВД в Москве. Пикетчик выдвигал требование отправить в отставку Начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по карельской республике — Александра Тереха. Эта акция — пример того, как можно попасть в ОВД из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность.

7 июля в Москве его арестовали за одиночное пикетирование у здания ФСБ. На этот раз он проигнорировал распоряжение, что во время чемпионата мира по футболу все протестные акции в столице должны согласовываться с властями и осуществляться лишь в специально оговоренных местах. То есть, с официальной точки зрения, он действительно нарушил законодательное положение о проведении публичного мероприятия без уведомления (статья 20.2 ФЗ РФ). В итоге активист был оштрафован на 20 тысяч рублей.

Запрещенные места

К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:

  • местности, находящиеся в близости от опасных объектов производства;
  • ж/д магистрали, нефте-, газопроводы, участки, где расположены высоковольтные линии передач;
  • территории, которые прилегают к резиденциям президента, зданиям судов или к учреждениям лишения свободы;
  • пограничные зоны (исключение — наличие специального разрешения).

Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.

Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Гарантируя гражданам право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), Конституция России избегает прямого употребления таких терминов, как «протест», «критика» или «возражение», по отношению к механизмам подобного участия.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В преамбуле ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее − ФЗ № 54) сказано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Можно констатировать, что ФЗ № 54, который регулирует порядок реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не говорит, что это все разновидности протестов, а обозначает это менее радикальным понятием, таким как «публичное мероприятие».

То есть да, несмотря на то что понятие «протест» прямо не упомянуто в законодательстве, это не лишает граждан права выражать каким-либо образом несогласие, критиковать решения или действия (бездействия) органов власти.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Основные запреты

К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание «экстремистская деятельность» входит:

  • распространение и демонстрирование атрибутов нацизма;
  • фабрикация экстремистских лозунгов и их распространение;
  • общественные воззвания к осуществлению вышеописанных действий;
  • преднамеренно ложное обвинение представителя, который занимает государственную должность в РФ, в совершении вышеперечисленных деяний.

Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.

Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.

Акции в Южно-Сахалинске

В Южно-Сахалинске 9 февраля 2019 г. состоялось несколько одиночных пикетов против передачи Южных Курил Японии. Гражданские активисты с плакатами рассеялись по разным районам города. Эти акции не имели политического характера, участники — обычные горожане. Все мероприятия прошли мирно. Полицейские не мешали участникам протеста. Данная акция была спланирована правильно и не нарушала предписаний законодательства РФ.

Резюмируя, можно сказать, что несмотря на все сложности закона, акция одиночного пикетирования является вполне реальной формой протеста. Одиночные пикеты разрешены и гарантированы Конституцией РФ. Тем не менее имеется много ограничений в их проведении. Именно поэтому, решившись на такой вид протеста, надо вооружиться знаниями закона и соблюдать все правила одиночного пикета. В таком случае акция будет максимально продуктивной и не повлечет за собой штрафных санкций.

Акция Алены Поповой

В 2018-м правозащитник и общественный деятель Алена Попова провела одиночный пикет: это был протест против поведения депутата Госдумы Слуцкого. Поводом для протеста также стала работа комиссии Государственной думы, которая, разбираясь в истории с депутатом Слуцким, не нашла нарушений этических норм в его поведении.

По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.

У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.

По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.

Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.

Что такое пикет?

Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.

Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий

Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам

Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.

Требования к участнику

Основные предписания следующие:

  • являться гражданином РФ;
  • быть совершеннолетним (18 лет);
  • средства наглядной агитации должны соответствовать нормам закона РФ.

При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия — документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, — земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43