Право недропользования и его виды

Оглавление

Законодательство РФ об охране и использовании недр

Согласно Закону РФ «О недрах” от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Закон РФ «О недрах» действует на всей территории России, регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Что касается специфических отношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, то они могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом «О недрах». Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные. В перечень общераспространенных входят: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лориииновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответствующий правовой режим.

Государственное управление недропользованием недр

Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, предусматривающую наиболее рациональное, эффективное использование недр, их охрану. Задачи государственного регулирования: определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ к регионам; развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; установление квот на поставку добываемого минерального сырья; определение характера платежей, связанных с пользованием недрами, установление регулируемых иен на отдельные виды минерального сырья; разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Государственное управление отношениями недропользования осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные органы по согласованию с субъектами Федерации. Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основные задачи органа управления государственным Фондом недр: — государственное регулирование работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;

  • обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
  • выполнение функций государственного заказчика на проведение геолого-разведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;
  • проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

В соответствии с Законом РФ «О недрах” в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:

  • установление общего порядка пользования недрами и их охраны, -разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
  • создание и ведение единой системы федерального и территориально фондов геологи ческой информации о недрах,
  • распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;
  • государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  • распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
  • определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
  • введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  • защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
  • разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
  • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр.

Статья 10. Сроки пользования участками недр

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения — на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона — на срок до 1 года;

разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, — на срок выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона — на срок до 7 лет, а для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4.1 статьи 10.1 настоящего Закона — на срок до 15 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона, продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых однократно на срок до 3 лет. Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с пунктом 4.1 статьи 10.1 настоящего Закона, продлевается по инициативе пользователя недр на срок до 5 лет без ограничения количества продлений.

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Недропользование на региональном уровне

Решение о переводе участков в этот список принимается Правительством РФ. Отношение к недрам местного значения.

К участкам, попадающим под юрисдикцию местных органов управления, относятся:

  1. Земли, в которых имеются залежи полезных ископаемых. Если они не являются редкоземельными. Все участки недр местного значения должны распределяться на местах согласно ФЗ России;
  2. Участки, отданные под подземные сооружения и коммуникации, на которых нет полезных ископаемых. Земли должны быть регионального или местного подчинения;
  3. Озера, расположенные под землей, и водяные пласты, которые обеспечивают этим ресурсом бытовые, хозяйственные и производственные нужды людей и организаций данной территории. Ежедневное использование воды в этом случае не должно превышать 500 м3 в сутки.

Определением и утверждением списка, в котором перечислены участки недр местного значения, занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ в части своих полномочий.

Порядок рабочего процесса по переводу или отказу от передачи такого объекта, как участки недр местного значения, разрабатывается государственным фондом недр, который подчиняется федеральному центру. Пользование некоторыми объектами, к которым относятся участки недр местного значения, может быть прекращено в целях национальной безопасности и защиты окружающей среды.

Использование земли вблизи населенных пунктов, промышленных объектов, транспортных магистралей и линий коммуникаций в случае создания угрозы здоровью людей и целостности хозяйственных объектов прекращается частично или полностью. Это относится ко всем землям, и участки недр местного значения не исключение.

На территории охранных зон использование недр может вестись в пределах законодательства и статуса данных земель по ФЗ.

Получение лицензии на геологическое изучение без проведения конкурса или аукциона (факт «первооткрывательства»)

Государство, желая повысить геологическую изученность территории Российской Федерации, привлечь инвестиции в геологоразведку, а также развить юниорный бизнесс, предоставляет право получения компаниями лицензий на геологическое изучение недр (за исключением недр федерального значения и недр местного значения) по заявочному принципу без проведения конкурса или аукциона, с учётом ряда ограничений (приказ Минприроды России от 10.11.2016 г. № 583).Кроме того, для целей геологического изучения можно брать не более 3 участков недр на одного заявителя, размер каждого из которых составляет не более 100 км (на АО «Росгеология» данное правило не распространяется — п. 1.8 Приказа Минприроды России от 10.11.2016 г. № 583).В случае открытия месторождения в рамках поисково-оценочных работ по лицензии на геологическое изучение недр и получения соответствующего свидетельства в Роснедрах, в порядке установленном приказом Минприроды России от 11.11.2004 г. № 689, или в уполномоченном органе субъекта РФ (в отношении недр местного значения), пользователь недр имеет право получить право пользования недрами (лицензию на разведку и добычу полезных ископаемых в рамках открытого месторождения) (за исключением недр федерального значения) без конкурса или аукциона (п. 3 ст. 10.1 Закона о недрах).дня утверждения заключения ТКЗ (ГКЗ), подтверждающего промышленную значимость месторождения) является основанием к отказу выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения (п. 12 приказа Минприроды России от 11.11.2004 г. № 689). Отказ в выдаче такого свидетельства приведёт к невозможности получения компанией права пользования недрами в отношении открытого месторождения по факту «первооткрывательства». В среде недропользователей такой разовый платёж ещё называется «штраф за открытие месторождения». Порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, установлен Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 94.

Налоги за пользование недрами

После получения лицензии, в течение 30 календарных дней, юридическое или физическое лицо, на которое был выдан документ, должно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту расположения этого участка недр. Это касается земельных и других участков на территории РФ и за ее пределами, в ситуациях которые описывает федеральный правовой документ, как определяет закон в новой редакции ФЗ.

Если добыча осуществляется на континентальном шельфе в экономической зоне, относящейся к РФ, или за пределами территории страны, но на землях, арендуемых Российской Федерацией у иностранных собственников, то налогоплательщик должен стать на учёт в налоговый орган по месту регистрации как физического, так и юридического лица.

Порядок оформления и выдачи лицензии на право пользования недрами

Так, например, если балансовые запасы яшмы на лицензионной площади составляют менее 1 тыс. т и прогнозные ресурсы менее 1 тыс. т, или балансовые запасы меди составляют менее 100 тыс. т и прогнозные ресурсы менее 200 тыс. т, то решение о проведении конкурса или аукциона, и предоставление лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого принимается территориальным органом Роснедр.

  • издание приказа Роснедр или его территориального органа об оформлении лицензии на пользование недрами; 
  • оформление и подписание 2-х экз. лицензий у руководителя или уполномоченного заместителя руководителя Роснедр, или его территориального органа;
  • направление на регистрацию лицензии на пользование недрами;   
  • регистрация лицензии на пользование недрами;
  • выдача лицензии заявителю.

Процедура оформления и выдачи лицензии на пользование недрами является самой быстрой и простой, по сравнению с процедурой переоформления, досрочного прекращения и внесения изменений в лицензию, вместе с тем и в рамках данной процедуры существуют определённые проблемы, часто приводящие к судебным разбирательствам. Опубликовано в журнале «Золото и технологии» № 4/декабрь 2018 г.

Комментарии к закону «О недрах»

Комментарии к закону под номером №2395-1 об использовании недр утверждаются с учетом поправок и изменений, включая Федеральные законы, а именно под номером 118 от 21.02.1992, с номером 120 от 18.07.2008, а также с номером 160 от 23.07.2008.

  • К статье под номером один теперь относятся: месторождения урана, никеля;
  • Первая часть статьи 3 дополнена новым пунктом, касающимся попутных ископаемых;
  • Изменения коснулись и других статей в законе.

Закон о недрах обратил особое внимание на нарушения законодательства и ответственность за эти нарушения. В новой редакции федерального закона можно встретить следующие виды наказания:

  • Уголовное наказание;
  • Возмещение ущерба;
  • Административное наказание.

Конкретный вид наказания применяется в зависимости от тяжести преступления. Лишение свободны на 12 лет является самым тяжелым наказанием при нарушении данного закона в Российской Федерации. Степень наказания и метод определяются индивидуально в конкретном случае. Законодательство предусмотрело серьезное наказание для лиц, которые самовольно добывают, либо используют недра. Основные линии направленности при определении наказания:

  • Если лицо не знает закона, как основных его положений, так и второстепенных, это не освобождает его от ответственности;
  • Даже при применении наказания виновный должен возместить ущерб, нанесенный его действиями.

Все возникшие споры решаются переговорами сторон, органами власти, судом или арбитражным судом

Важно понять, что без закона невозможно рациональное использование недр

Изменения коснулись разных статей. Комментарии к статье 19 федерального закона говорят о необходимости согласования с органами власти строительства сооружений под землей, добычи ископаемых, обустройства скважины или колодца. Нередко региональные и другие органы власти выходят за рамки полномочий и заставляют получать лицензию собственников земли, которые не обязаны получать разрешение. Очень часто дело доходит до суда.

Похожие

  • Может ли работодатель уволить сотрудников из-за коронавируса
  • Нужна ли лицензия на не медицинский массаж
  • Трудовая деятельность: производительность и расчет
  • Что такое прямая продажа квартиры и какие плюсы у такой сделки
  • Какую помощь государство оказывает многодетным семьям в 2020 году
  • Что такое непрерывный трудовой стаж и для чего он применяется
  • Сколько получает мать одиночка ежемесячно в 2020 году
  • Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте
  • Как составить смету на ремонт квартиры
  • Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск

Текст Закона РФ N 2395-1 «О недрах»

Многие обыватели знают лишь основные пункты Закона «О недрах», но не все представляют, о чем говорит этот закон, какие моменты он рассматривает. Текст закона подробно рассматривает следующие пункты:

  • Необходимость регулирования в области использования или исследования недр, а также их добычи;
  • Регулирует отношения между гражданами и государством (собственником недр);
  • Определяет понятия государственных недр резервного, а также федерального значения и местного;
  • Описывает виды использования недр и основания на добычу;
  • Рассматривает применение, а также содержание лицензии на использование недр, учитывается срок использования;
  • Описывает условия, а также способы проведения всевозможных конкурсов или аукционов;
  • Характеризует все нюансы добычи ископаемых;
  • Обозначает условия, на которых возможно досрочное прекращение лицензии;
  • Отвечает на вопрос, чем характеризуется рациональная добыча недр земли;
  • Описывает необходимые требования безопасности;
  • Говорит о том, как проводится государственный учет и в чем заключается;
  • Описывает условия, на которых открываются новые месторождения, а также награждения за выявление таких участков;
  • Разделяет платежи по использованию недр на подгруппы;
  • Говорит о том, какая предусмотрена ответственность за нанесение вреда и поясняет, на каких принципах строится международное сотрудничество.

Для удобства предлагаем вам скачать текст закона, принятого недавно в Российской Федерации.

0 file(s)

Please login to download

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Орган федерального государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивает государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняет контрольные (надзорные) функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами — лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

9) управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;

10) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений — профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется в следующих случаях:

  1. Если полезные ископаемые добыты из недр, расположенных на территории РФ, если участок передан в пользование лицу как требует законодательство.
  2. Если природные ресурсы будут извлекаться из переработанных отходов добывающих компаний, при условии получения лицензии на данную деятельность как предписывает федеральный закон.
  3. Когда полезные ископаемые добыты за пределами территории РФ на территории, находящейся под юрисдикцией нашего государства. Базой для начисления налогов на данное недропользование является стоимость полезных ископаемых добытых из недр. Об этом говорит новая редакция закона о недропользовании.

Исключением является нефть, природный газ и уголь, где налог начисляется по количеству добытых ресурсов. Эти ресурсы законодательство выделяет особо.

Метод налогообложения должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика в течение осуществления им деятельности по добыче полезных ископаемых. Законодательство предписывает не изменять этот пункт пока ведется данная деятельность. База, по которой начисляется налог, формируется по каждому виду ресурсов отдельно. Оценка стоимости добытых налогоплательщиком ископаемых определяется им самостоятельно. Существуют также льготы на налог. Это нулевые ставки, понижающие коэффициенты и специальные вычеты. Случаи их использования описаны в ст. 336 Налогового закона РФ. Об этом же говорит новая редакция документа о недропользование.

Федеральный закон о недропользовании призван регулировать отношения в области разведки, разработки и эксплуатации природных недр и охраны окружающей среды. В нем содержатся правовые и экономические аспекты рационального использования государственных недр, а также обеспечения защиты интересов государства и всех граждан РФ.

Получение лицензии через конкурс или аукцион

Статья 13.1 Закона о недрах указывает на то, что лицензия на пользование участком недр выдаётся на основании результатов конкурсов или аукционов. Причём право на разведку и добычу полезных ископаемых на УНФЗ юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, может предоставляться только на основании решения Правительства Российской Федерации (ст. 6 Закона о недрах). Для юридических лиц с участием иностранных инвесторов могут устанавливаться ограничения для допуска к участию в конкурсах или аукционах в отношении предоставления права пользования УНФЗ (ст. 13.1 Закона о недрах).участков недр местного значения и порядке пользования указанными участками недр», или постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 г. № 213 «Об утверждении Порядка пользования участками недр местного значения, Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр».

Получение лицензии на пользование недрами

Согласно изменениям статьи 19 ФЗ «О недрах», добыча вод должна производиться по лицензии, за исключением некоторых случаев, оговоренных в законе. В новой трактовке ст 19 данного закона четко указаны все моменты, по которым лицензия не требуется. Ранее такое разграничение было несколько размытым. Но последняя редакция о правилах недропользования прояснила данный момент.

Так, собственники земельных участков, пользователи и арендаторы имеют право осуществлять свою деятельность строго в отведенных рамках без проведения взрывных работ и добычи, найденных в процессе эксплуатации полезных ископаемых для своих нужд без внесения их в государственный реестр согласно ФЗ. Участки недр местного значения должны быть зарегистрированы в соответствующих органах исполнительной власти. Этого требует законодательство.

Объем извлекаемых вод не должен превышать 100 м 3 за сутки, если только это не сети водоснабжения. Строительство коммуникационных и других сооружения до 5 метров осуществляется в порядке, прописанном в законе РФ и нормативно правовых актов субъектов государства. Полезные ископаемые и воды, расположенные в границах участка и используемые владельцами или арендаторами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не могут являться предметом сделок по передаче прав собственности. Это определяет федеральный закон.

Использование подземных вод без получения лицензии разрешено только из водоносных горизонтов. Таким образом, пользоваться скважиной без лицензии имеют право только физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью по продаже или сдаче в аренду данных ресурсов. При этом скважина или колодец не должны мешать функционированию систем централизованного водоснабжения. Лицензия на участки недр местного значения выдается на местах согласно соответствующим статьям о недропользование, отраженным в ФЗ.