Кому нужен обязательный аудит в 2021 году: изменение критериев аудита и не только

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Сколько стоит аудит

Основное возражение, которое мы встречаем от собственников и директоров при продаже аудиторских услуг — «за что я плачу деньги, почему так дорого?» Раскрываю секреты. Аудит — услуга специфическая, со своими правилами игры и сложившимся рынком. Аудиторские услуги относятся к категории профессиональных. Это значит, что основная стоимость услуг формируется за счет оплаты труда специалиста, который выполняет работу.

Аудитор — это специалист высшей категории, который должен быть аттестован Министерством финансов РБ и иметь квалификационный аттестат аудитора. Число аудиторов в стране — 1383, причем примерно половина из них работают главбухами (профессионалам в бухгалтерии платят больше). Налицо — кадровый дефицит.

В среднем на сегодняшний день стоимость одного человеко-дня работы аудитора Национальной аудиторской компании в Беларуси составляет около $ 120−150, а аудитора — индивидуального предпринимателя — $ 60−80.

При выборе аудитора обратите внимание на его практический опыт работы — это самое ценное. Чтобы стать профессиональным аудитором, надо много лет ежедневно этим заниматься

Работа от случая к случаю не дает необходимых навыков и опыта. Кроме того, в аудиторы часто идут бывшие ревизоры из налоговой инспекции. Эта категория специалистов наиболее востребована в аудиторской профессии — они имеют аналитический склад ума, работают с большим объемом информации, умеют психологически влиться в процесс проверки.

Средняя зарплата аудитора — штатного работника организации на рынке равна примерно $ 750 (на руки). Хороший аудитор в сезон получает $ 900–1000 и больше. При стоимости одного человеко-дня аудита $ 125 оплата труда аудитора (возьмем стоимость $ 900) с налогами составляет примерно $ 65, или 52,4% от стоимости человеко-дня.

Похожие термины:

  • бухгалтер, имеющий аттестат на право заниматься аудиторской деятельностью и работающий в аудиторской фирме.

  • Existing auditor) — Аудитор финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий отчетный период.

  • Other auditor) — Аудитор, не являющийся основным и несущий ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой информации компонента, включенного в финансовую (бухгалтерскую) отчетност

  • Лицо, обладающее квалификацией для проведения экологических аудитов (2.2).

  • Лицо, обладающее квалификацией для руководства экологическим аудитом (2.2) и его проведения.

  • Лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

  • Successor auditor) — Аудитор, пришедший на смену действующему аудитору (также именуется новым аудитором).

  • аудиторская организация, осуществляющая проверку инвестиционного фонда в соответствии с заключенным с ним договором.

  • (Principal auditor) — аудитор, отвечающий за подготовку заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности объекта в случае, когда такая отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольки

  • аудитор, имеющий лицензию на осуществление аудиторской деятельности и практикующий в качестве индивидуального предпринимателя, не являясь сотрудником аудиторской фирмы.

  • лицо, действующее на основании лицензии и заключившее договор с инвестиционным фондом на проведение аудиторских проверок учета и отчетности, связанных с доверительным управлением имуществом ин

  • Дипломированный бухгалтер (certifiedpublic accountant, СРА), бухгалтер-ревизор, который дает заключение в качестве внешнего аудитора (accountants opinion).

  • Incoming auditor) — Аудитор финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период в тех случаях, когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период проводился другим аудитором (в это

  • Experienced auditor) Лицо (сотрудник или привлеченный эксперт), обладающее достаточным пониманием (а) аудиторских процессов, (б) профессиональных стандартов и действующих требований нормативных правовых а

  • Principal auditor) — аудитор, несущий ответственность за составление аудиторского отчета по финансовой отчетности субъекта в случаях, когда эта финансовая отчетность содержит финансовую информацию по од

  • (Senior) — сотрудник аудиторской фирмы, стаж работы которого обычно превышает три года, руководит проведением всех аудиторских процедур в рамках утвержденной программы аудита, контролирует работу ас

  • (Incoming auditor) — аудитор/ аудиторская фирма, проводящий аудит финансовой отчетности компании за отчетный период, но не проводивший его за предыдущий период. См. Аудит первичный.

  • специалист, курирующий определенное направление в Счетной палате, состоящее из ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. А.С.п. могут быть назна

  • Incoming auditor) — аудитор текущего периода, который не проводил аудит финансовой отчетности за предыдущий период.

  • (Continuing auditor) — аудитор, проводивший аудит финансовой отчетности компании за отчетный и предыдущий периоды.

Права и обязанности сторон аудита

В ст. 13, 14 ФЗ об обязательном аудите перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.

«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об обязательном аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.

В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):

  • всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите);
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите).

«Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 Закона об обязательном аудите)».

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющую собственникам бизнеса выявлять слабые места в деятельности фирмы, своевременно их устранять и находить скрытые резервы повышения эффективности деятельности.

Сроки проведения аудита.

Cроки представления аудиторского заключения должны быть согласованы с экономическим субъектом и связаны со сроками представления аудиторского заключения в контролирующие органы.

Напомним, что п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Аудиторское заключение не представляется в налоговую инспекцию, поскольку не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (Письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение трех последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

б.1) должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 года, принимается саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов и лиц, не являющихся членами ни одной саморегулируемой организации аудиторов.

3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 — 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­Посмотрим, что в 2021 году поменялось в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Права и обязанности

Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г. индивидуальный аудитор и фирма, созданная для предоставления услуг, наделены следующими правами:

  1. Избирать способы и методы проведения проверки в рамках стандартов по собственному усмотрению.
  2. Количество аудиторов на предприятии, определяет сама аудиторская организация.
  3. Аудиторы уполномочены запрашивать любые документы для проверки, включая бумаги, содержащие коммерческую тайну.
  4. Проверять соответствие данных в документации, сообщающих о наличии того или иного имущества.
  5. Запрашивать пояснения от ответственных лиц предприятия в случае возникновения вопросов, относительно выданных бумаг.
  6. Аудиторская группа вправе отказать в проведении проверки в случае не предоставления всей документации или осуществления давления на группу аудиторов.

К обязанностям аудиторов и фирм, осуществляющих аудиторскую деятельность, относятся:

  1. Предоставлять документ, подтверждающий квалификацию аудитора и членство в аудиторской организации.
  2. Предоставление обоснований сделанных выводов в ходе проверки.
  3. Оказание услуг в сроки, установленные контрактом на оказание услуг аудиторской фирмы.
  4. Составлять документы по результатам проверки строго на русском языке.
  5. Гарантировать сохранность документации, выданной по запросу аудиторской группы.
  6. Хранить документацию о результатах проверки на протяжении пяти лет. Отсчет ведется с года проверки.
  7. Оповещение руководства предприятия, на котором происходит аудиторская проверка, о выявлении факта коррупции.
  8. В случае бездействия руководителя относительно открывшегося факта коррупции, аудитор обязан оповестить прокуратуру муниципалитета.

Не менее трех

Для того, чтобы организация считалась аудиторской и могла быть членом СРО, надо будет иметь численность работников-аудиторов не менее трех по основному месту работы. Такое уточнение вносится в статью 18 закона.  Это вступит в силу с 1 июня 2022 года.

В настоящее время согласно сведениям из базы данных Audit-it около 40% фирм имеют в штате ровно трех аудиторов. Остальные примерно 60% – более трех (менее трех по трудовому договору и сейчас быть не может). Не известно, сколько при этом трудятся в этих фирмах именно по основному месту работы. Но можно предположить, что 30-40% фирм буквально на грани – рискуют новому критерию не отвечать.

Во всех аудиторских фирмах числится 19867 аудиторов (выборка по той же базе) при общем числе аудиторов в РФ согласно реестру Минфина 17410 человек. То есть, минимум 2,5 тысячи аудиторов числятся в двух и более аудиторских фирмах. Это 14% от их общего числа – цифра, в принципе, не угрожающая. Однако надо иметь в виду, что среди аудиторов практикуется совместительство также и с другими сферами, например, с образованием. Тот, кто по основному месту работы устроен в вузе или где-то еще вне аудиторской отрасли, дважды среди работников аудиторских фирм в упомянутой статистике не фигурирует. Соответственно, реальное количество совместителей гораздо выше, чем указанные 14%.

Принятым законом вводится понятие «руководитель аудита» – это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Новой статьей 5.2 закона будут установлены обширные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе к опыту работы, к обучению и «кристальной чистоте» в течение последних трех-пяти лет.

Аудит в 2021 году: выгоды и преимущества

Аудит дает бизнесу помимо помощи в соблюдения требований законодательства много других бонусов.

Например, предоставляет достоверную информацию о финансовом состоянии компании, ее доходах и прибыли для принятия различных стратегических и управленческих решений.

Дает уверенность в компетентности сотрудников финансовой службы, а также оказывает им поддержку в части помощи в исправлении ошибок, консультировании по сложным вопросам учета и трактовки законодательства.

Помогает выявить слабые места в учете и предпринять меры по устранению проблем до их выявления контролирующими органами и таким образом свести к минимуму вероятность назначения выездной налоговой проверки. Так как ФНС использует риск-ориентированный подход для отбора претендентов на выездную налоговую проверку и рассматривает тех, кто попал в высокую зону налогового риска.

Отметим еще дополнительные «фишки» аудита для бизнеса:

  • минимизацию рисков для собственников и руководства в части привлечения к ответственности за неполную уплату налогов.
  • помощь в проведении инвентаризаций;
  • корректность расчета чистой прибыли для выплаты дивидендов.

Компания может также пригласить экспертов для проведения инициативного аудита с учетом индивидуальных потребностей предприятия. Однако мы считаем, что наиболее эффективным подходом к проверке компании является системный комплексный аудит. Такую услугу предлагает одна из крупнейших аудиторских фирм г. Москвы ООО «Правовест Аудит».

Помимо самой проверки финансово-хозяйственной деятельности организации системный комплексный аудит включает в себя:

  • консультационную помощь в течение всего периода подготовки бухгалтерской отчетности;
  • отслеживание корректности налогового учета, формирования налоговой базы;
  • анализ скрытых налоговых рисков и финансовых резервов;
  • консультации с аудиторами, экспертами по бухучету, налоговыми юристами;
  • поддержку и при необходимости судебную защиту налоговых юристов в течение трех лет с даты окончания проверки;
  • в случае выездной проверки — ее сопровождение: анализ правомерности требований, совместное присутствие на опросах, подготовка и подача разногласий.

Например, по результатам системного комплексного аудита у одного из клиентов «Правовест Аудит» выявил, что компания в налоговом учете не создавала резерв на оплату отпусков работникам, что составило 29 080 тыс. руб. Таким образом, если бы компания воспользовалась возможностью по созданию резерва, она законным образом могла бы уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на 29 080 тыс. руб. и, следовательно, сумму уплаченного налога на прибыль на 5 816 тыс. руб.

Занимаем 17 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России

Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008

Членство в Институте профессиональных бухгалтеров

В составе WiseAdvice Consulting Group

Мнение редакции

Обязательный аудит не стоит воспринимать исключительно как навязанную государством «обязаловку». Это действительно важная и полезная процедура, которая поможет вовремя обнаружить не только проблемы и серьезные налоговые риски, но и законные финансовые резервы, которые до поры были скрыты.

Главное – доверить проведение полезного аудита надежным и профессиональным аудиторам.

Последние изменения

К изменениям 2020-2107 года относятся:

  1. Добавление к списку предприятий, обязанных проходить аудиторский контроль, публично-правовых компаний. О данной поправке сказано в Федеральных законах «О публично-правовых компаниях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
  2. В ст. 5 изучаемого закона изменена фраза «и (или) публикует» на «и (или) раскрывает годовую». О факте внесения поправки написано в Федеральном законодательстве «об изменении закона о консолидированной финансовой отчетности».
  3. Дополнение пятой статьи дополнительным пунктом. В новом пункте говориться о том, что результаты обязательных аудиторских проверок подлежат публикации в едином реестре по сбору сведений о юр. лицах.

Виды финансового аудита

Базово аудит принято делить на внешний и внутренний.

Внешний аудит — проверка финансовой отчетности организации, поиск и исправление ошибок, осуществляемые независимой аудиторской компанией или индивидуальным аудитором, где в итоге выводы суммируются в аудиторском заключении. Инициаторами финансового аудита в зависимости от ситуации здесь выступают собственники компании, акционеры, инвесторы, кредитные организации, госорганы.

Внешняя финансовая аудиторская проверка разделяется – обязательную и инициативную (добровольную).

Проведение ежегодной обязательной проверки регламентируется законом и предполагает всесторонний анализ хозяйственной деятельности организации. Добровольная внешняя проверка может охватывать деятельность в целом или отдельные области.

Внешняя финансовая проверка осуществляется на возмездной основе. Оплата финансового аудита согласовывается организацией и аудиторами после определения условий и объема работ.

Внутренняя аудиторская проверка проводится работниками самой организации. Чаще всего службы внутреннего аудита создаются в больших организациях, имеющих сеть филиалов и подразделений.

В соответствии с законом, обязательный финансовый аудит должны проводить:

  • акционерные общества;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, БКИ;
  • страховщики, общества взаимного страхования;
  • кредитные организации;
  • компании с доходами более 800 млн р. за предыдущий год;
  • компании, размер активов бухгалтерского баланса которых более 400 млн р. за предыдущий год и др.
  • фонды, если размер поступлений превысил 3 млн р. за предыдущий год;

Права и обязанности сторон аудита

В ст. 13, 14 ФЗ об обязательном аудите перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.

«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об обязательном аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.

В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):

  • всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите);
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об обязательном аудите).

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора.

В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

Обязательный аудит и заключение аудитора

Независимую проверку своей отчетности обязаны проводить:

  • акционерные общества (АО);
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • фирмы, выручка которых за предыдущий год составляет более 400 млн. руб.;
  • компании с валютой баланса на 31 декабря прошлого года больше, чем 60 млн. руб.;
  • организации, раскрывающие консолидированную отчетность за год;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании с долей госсобственности от 25% в их уставном капитале;
  • другие организации в иных установленных законами случаях.

Перечень организаций, обязанных проводить ежегодную аудиторскую проверку, очень широк.

В 2019 году Федеральным законом от 26.11.2019 № 378-ФЗ из перечня фондов, подлежащих обязательному аудиту, исключены фонды, имеющие статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».

«Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ об обязательном аудите его проводят каждый год».

Сведения об итоге проведенной обязательной проверки вносятся проверяемой компанией в Единый федреестр.