Как изменить несущественные условия контракта

Оглавление

Алгоритм

Итак, если исполнитель контракта обнаружил что не в состоянии выполнить обязательства на текущих условиях, он должен следовать этому алгоритму:

  1. Направить письмо в адрес заказчика с подробным изложением причин, расчетами и просьбой увеличить цену.
  2. Заказчик рассматривает письмо исполнителя и создает специальный запрос в вышестоящий контрольный орган.
  3. Орган власти принимает решение о созыве комиссии, которая и выносит окончательный аргумент в сложившейся ситуации.

Проверяющая комиссия проводит аналитическую работу по проверке поступивших данных и расчетов с фактическим положением дел на рынке. Проверяются тарифные планы в регионе действия условий контракта, соответствие стоимости номенклатуры товаров и услуг правительственным нормам и рыночным реалиям, а также рассматриваются аргументы в пользу изменения цены.

В случае урезания бюджета и невозможности проведения закупочной процедуры в полном объеме, заявление в контрольный орган должен направлять лично заказчик. К нему прикладывается акт о снижении бюджета и расчеты на уменьшение цены контракта. В остальном процедура идентична, а окончательное решение также будет принято комиссией.

Если уменьшение цены планируется в процедуре с единственным поставщиком, решение принимается непосредственно заказчиком, а в контрольный орган направляется соответствующее извещение, не позднее, чем за 1 рабочий день. При этом с исполнителем заключается дополнительное соглашение, которое может быть оспорено контрольным органом в течение 3 рабочих дней с момента получения извещения.

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19).  В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются  о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить  свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

Понятие

Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия контракта должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке. Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.

Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением штрафных санкций. Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта.

Согласно определению, которое приведено в ст. 425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.

Под сроками исполнения госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.

  • Что значит ограниченно годен к военной службе
  • Что должно быть в тревожном чемодане
  • Численность солдат в подразделениях Российской армии
  • ФКЗ о военном положении
  • Что входит в стаж муниципальной службы
  • Что входит в общую продолжительность военной службы
  • ФКЗ о правительстве российской федерации

В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.

В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.

Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.

Одностороннее расторжение

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

Как действует заказчик при расторжении в одностороннем порядке

В первую очередь заказчику необходимо принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить соответствующий документ. Затем он должен разместить данное решение в ЕИС.

Уведомить поставщика необходимо в течение трёх дней с момента публикации решения в системе. Для этого используются все доступные каналы — почта России, электронная почта, курьерская служба.

Теперь нужно ждать, когда уведомление достигнет поставщика. Уведомление считается полученным мгновенно, когда оно передаётся непосредственно на руки, а в остальных случаях по истечении 30 дней с момента публикации решения в ЕИС.

Получив уведомление, поставщик обязан устранить проблему в десятидневный срок. Если он действительно это сделал, то заказчику полагается отменить своё решение. Контракт будет расторгнут, если же нарушения не устранены.

Досрочное одностороннее расторжение

Если появились необходимые основания, инициировать одностороннее расторжение могут обе стороны контракта.

Для этого крайне необходимо иметь на руках доказательства того, что вторая сторона нарушила обязательства, проинформировать её о своём намерении, а после следовать порядку одностороннего расторжения контракта, предписанному законом.

Досрочное одностороннее расторжение не остаётся без последствий как для поставщика, так и для заказчика.

Что получит заказчик:

  • невозможность получить предмет контракта
  • бесполезная потеря ресурсов и времени
  • возможность взыскания с партнёра убытков, которые понёс из-за одностороннего расторжения контракта (они подтверждаются в арбитражном суде)

Что будет с поставщиком:

  • потеря обеспечение исполнения контракта
  • попадание в реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик должен разорвать контракт, когда поставщик или его товар не отвечают требованиям, указанным в закупочной документации и в договоре. Кроме того, заказчик будет обязан разорвать контракт, если он откажется от его выполнения в одностороннем порядке, когда товар окажется неподходящим по условиям.

Допустимые основания для одностороннего расторжения

К законным основаниям относятся:

  • дефекты товара, устранять которые либо долго и затратно, либо невозможно в принципе
  • поставщик отказался доукомплектовать товар в адекватный срок
  • регулярно срываются сроки поставки товара
  • строительные и ремонтные работы проводятся с нарушением соответствующих технологий
  • строительство с нарушенным СНИП
  • в строительстве и ремонте применяются материалы и техника плохого качества

К примеру, подрядчик сорвал срок выполнения договора. Заказчик в одностороннем порядке разорвал договор и направил в ФАС информацию о поставщике. При этом у поставщика нашлись доказательства, это заказчик виновен в просрочке, так как он не выполнил свои обязательства — не обеспечил подключение к источникам электроснабжения, в связи с чем поставщик не смог уложиться в срок (у поставщика есть письменные подтверждения многократных просьб к заказчику дать возможность работать в соответствии с контрактом). ФАС не увидела законных оснований для внесения в Реестр недобросовестных поставщиков данных об этом поставщике.

Для максимального снижения рисков следует после заключения договора следить за ходом работ и фиксировать каждый факт хозяйственной деятельности.

2.4. Регистрация сделок.

Момент вступления в силу договора продажи недвижимости определяется в соответствии с общими правилами, предусмотренными пунктом 1 статьи 425 и пунктом 1 статьи 433 ГК РФ: договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, каковым признается момент подписания договора продавцом и покупателем.

Исключение составляет договор купли-продажи жилых помещений и предприятий (п. 2 ст. 558, ст. 560 ГК РФ). ГК РФ не предусматривает обязательной государственной регистрации сделок купли — продажи иных, кроме указанных, видов недвижимого имущества.

Сделки с недвижимым имуществом подлежат регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ и Законом о регистрации (п. 1 ст. 164 ГК РФ). Таким образом, исключения из обязательности регистрации содержатся и в ГК РФ, и могут быть предусмотрены специальным законом, но не подзаконным нормативным актом (ведомственным или правительственным).

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (статья 551 ГК РФ)

Следует обратить особое внимание на то, что регистрация перехода права собственности не означает регистрации самого договора купли — продажи

Как уже ранее говорилось, порядок государственной регистрации сделок купли-продажи недвижимости и прав на нее установлен Федеральным Законом «О государственной регистрации» от 21 июля 1997 г. Регистрация осуществляется в едином государственном реестре органами юстиции по регистрации прав на недвижимость.

При заключении договора купли-продажи недвижимости момент купли-продажи не совпадает с моментом перехода прав собственности на нее. Согласно п. 2 ст. 233 ГК РФ право собственности у покупателя недвижимости возникает с момента государственной регистрации перехода этого права, при этом регистрация необязательно осуществляется одновременно с передачей недвижимости по акту. Передача недвижимости покупателю может происходить как до, так и после регистрации права собственности.

Из этого следует, что до момента регистрации перехода права собственности покупатель, даже получив объект договора во владение и (или) пользование, не вправе им распоряжаться в отношениях с третьими лицами (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.). Одновременно продавец теряет право распоряжаться этой вещью любым способом. В случае, если какая-либо из сторон совершит эти действия, другая сторона вправе предъявить иск о признании такой сделки недействительной, а в соответствующих случаях – один из исков, предусмотренных ст.301-304 ГК РФ.

Некоторые авторы считают, что продавец может заключить договор с другим покупателем до момента регистрации перехода права собственности, т.к. отказ от осуществления права не означает его прекращения (ст.9 ГК РФ). Таким образом, несмотря на наличие договора с первым покупателем продавец имеет право изменять волю собственника-продавца и отчуждать имущество другому конкретному лицу. Однако, ст. 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательства (в данном случае от исполнения первого договора). Подобные действия считаются правонарушениями, за которые возлагается гражданско-правовая ответственность в соответствии со ст.401 ГК РФ.

Срок, в течение которого договор и (или) переход права собственности подлежит регистрации, законом не установлен. Чтобы обезопасить себя от подобного поведения продавца, покупателю необходимо максимально сократить время между заключением договора и государственной регистрацией перехода прав по нему.

Существует различный порядок представления документов на государственную регистрацию прав в соответствии со ст. 16 Закона о регистрации. Заявление о государственной регистрации подают все стороны договора (сделки), если не требуется нотариального удостоверения сделки, в противном случае – одна из сторон.

Если покупатель соглашается принять имущество с ограничениями (обременениями), они регистрируются наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с п.1 ст.4 Закона о регистрации и ст.131 ГК РФ.

Если срок аренды не определен договором?

Если стороны в договоре аренды не определили срок аренды, то договор считается заключенным, так как срок аренды не является существенным условием договора аренды.

В случае отсутствия в договоре срока аренды он будет равен сроку действия договора. Если при этом срок действия договора не согласован, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок. Это означает, что любая сторона может во всякое время отказаться от договора аренды, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.

Определение срока аренды календарными датами

Если передача объекта в аренду не обусловлена какими-либо событиями или обстоятельствами и стороны заранее знают точные даты начала и окончания пользования имуществом, начальный и конечный сроки аренды рекомендуется согласовывать путем указания на календарные даты.

Пример условия:

“Начало аренды – “___”.______________.20__ г.

Окончание аренды – “____”.____________.20__ г”.

На практике срок аренды зачастую определяют указанием на промежуток времени, ограниченный календарными датами (например, “с “01” января 2020 года по “31” марта 2022 года”). Согласование срока таким способом влияет на определение продолжительности срока аренды, в том числе на исчисление арендной платы.

Определение срока аренды до определенный даты

Если срок действия договора аренды установлен до определенной даты, включается ли эта дата в сам срок аренды?

Судебная практика по вопросу толкования того, входит ли дата, указанная после предлога “до”, в срок, неоднозначна.

Чтобы избежать разногласий о включении даты окончания срока в срок аренды, рекомендуется использовать после указания даты окончания наречие “включительно“. Указание этого слова при определении окончания срока аренды будет однозначно свидетельствовать о включении в срок аренды даты его окончания.

Примеры условия:

“Срок аренды имущества устанавливается с “01” января 2017 года по “31” марта 2018 года включительно”.

Определение срока аренды истечением периода времени

Начальный и (или) конечный сроки аренды согласно ст. 190 ГК РФ могут определяться истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями или часами.

При таком способе согласования необходимо указать сам период и его начало.

Началом периода может быть календарная дата или наступление события (ст. 191 ГК РФ).

Примеры условия:

“Срок аренды имущества начинается с “_____”.____________.20__ г. и оканчивается по истечении 11 (одиннадцати) месяцев”.

“Срок аренды имущества составляет 11 (одиннадцать) месяцев с момента заключения договора аренды”.

“Срок аренды имущества составляет 11 (одиннадцать) месяцев с даты подписания акта приема-передачи”.

Согласно ст. 191 ГК РФ срок аренды при определении его периодом времени начинает течь не с календарной даты, указанной в договоре, или с момента наступления события, а на следующий день после этой даты или события.

Соответственно, если арендатору необходимо начать использовать имущество, например, с 1 июня, в качестве даты начала срока аренды в договоре следует определить 31 мая. Стороны могут установить срок передачи 31 мая, чтобы арендатор мог полноценно пользоваться имуществом с 1 июня. В таком случае передача имущества должна быть произведена до конца дня 31 мая.

Если стороны договора – юридические лица, то по правилам абз. 2 п. 1 ст. 194 ГК РФ истечение срока передачи имущества наступит в час, когда в организации, являющейся арендатором, прекращаются соответствующие операции.

Окончание срока аренды, определяемого периодом времени, рассчитывается по правилам ст. 192 ГК РФ.

Так, срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Например, если в качестве начала срока аренды указано 2 июня 2015 г., то срок аренды, равный одному году, будет начинаться 3 июня 2015 г. и заканчиваться 2 июня 2016 г.

Определение срока аренды указанием на неизбежное событие

Пользование имуществом иногда целесообразно только при определенных обстоятельствах или после наступления какого-либо события (например, начала ледохода или посевной). Но согласовать срок начала и (или) окончания аренды путем указания на событие можно, только если его наступление неизбежно. Это означает, что оно не зависит от воли и действий сторон.

Пример условия:

“Оборудование, указанное в п. 1.1 настоящего договора, передается арендатору во временное владение и пользование со дня начала навигации на реке Амур в районе г. Хабаровска в 20__ г. до дня, следующего за днем окончания этой навигации”.

Письмо Минфина России от 07.10.2019 г. № 24-03-08/76873

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев Ваше обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части применения части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено дополнение статьи 95 Закона № 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.
Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78 , первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Также отмечаем, что частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ указаны документы и информация, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Кроме того, согласно части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, статьей 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта в указанный реестр контрактов.

Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:

Состав административного правонарушения

Размер ответственности

Норма КоАП РФ

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Административный штраф:

  • на должностное лицо – 20 000 руб.
  • на юридическое лицо – 200 000 руб.

статья 7.32 часть 4

Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Административный штраф:

  • на должностное лицо – 50 000 руб.
  • на юридическое лицо – 500 000 руб.

статья 7.32 часть 4.1

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Административный штраф:

на должностное лицо, юридическое лицо – двукратный размер дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

статья 7.32 часть 5

 Ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ

 Письмо Минфина России от 01.12.2017 N 24-03-07/79960, от 09.11.2017 N 24-03-07/73936

 Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 N 301-ЭС20-21798 по делу N А31-15420/2018.

 Ст.19 Закона 44-ФЗ

 Письма Минэкономразвития России от 31.12.14 №Д28и-2884, от 21.09.16 №Д28и-2476, от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, письма Минфина России от 10.09.19 N24-03-07/69644, от 21.11.19 N24-03-07/90275

 Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-06/95838.

 Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015  N Д28и-3532

 Письмо Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, письмо Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166

 Постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21.01.2020 N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400

 Постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18

 Ч.3 ст.103 Закона 44-ФЗ

Оснований для изменения существенных условий станет больше

22.03.2021 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, которым расширяют список оснований для изменения существенных условий контрактов.

ВАЖНО!

Проект распространяется на сделки со сроком не меньше 1 года на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заказчики и поставщики по согласованию смогут корректировать условия, если выполняются такие требования:

  • существенно изменилась стоимость 1 или более позиции ценообразующих ресурсов, что привело к изменению общей стоимости строительства, реконструкции или других работ более чем на 5%;
  • без изменения госконтракта не исполнить обязательства по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • есть решение правительства, региональных властей или местной администрации.

Корректировка не должна увеличивать срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%. А правила обоснования изменения существенных условий в дальнейшем утвердит правительство.

Что считать несущественными условиями

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.