Организация работы по охране труда в организации в соответствии с законодательством россии

Оглавление

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;• правильности ведения документации по ОТ;• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Основные этапы по внедрению

Внедрение СУОТ разбивается на следующие этапы:

  1. Предварительный анализ. Анализируется вид деятельности организации, входит ли она в какой-либо класс профессионального риска, определяется наиболее безопасный вид производственного процесса, выбираются оборудование и технологические линии, подготавливается территория и т.д. Для сотрудников подбираются СИЗ, организуется предварительный и периодический медосмотры. Подготавливаются гарантии и компенсации за работу в опасных или вредных условиях;
  2. Планирование СУОТ. Определяются концепция, цели и задачи в области охраны труда;
  3. Разработка и применение. Распределяются обязанности и проводится подготовка и обучение персонала. Обеспечивается доступность информации и подготавливается документация. Проводятся меры по предупреждению профзаболеваний и травматизма;
  4. Проверка СУОТ. Обеспечивается как текущий, так и реагирующий контроль. Проводится аудит СУОТ.
  5. Анализ функционирования.

Работодателю необходимо анализировать работу СУОТ с определенной периодичностью, так как это обеспечит ее постоянную адекватность ситуации и результативность. В ходе анализа обязательно оцениваются возможности для улучшения, необходимость изменений.

Для анализа используется следующая информация:

  • результаты аудита;
  • жалобы и иные сообщения от заинтересованных сторон;
  • показатели предприятия в сфере ОТ;
  • степень выполнения поставленных перед СУОТ целей;
  • результаты проведенных на предприятии расследований, а также действий по коррекции и предупреждению производственного травматизма;
  • итоги предыдущих анализов;
  • описание изменяющихся обстоятельств, в том числе новых требований со стороны законодательства;
  • список рекомендаций по улучшению.

После проведения анализа могут появиться решения или предприниматься действия, направленные на изменения в параметрах СУОТ, которые направлены на ее улучшение. При этом все выводы обязательно документируются и доводятся до сведенья ответственных лиц и комитета по охране труда.

Кто осуществляет управление охраной труда в организации

Комиссия собирается исключительно из специалистов с высшим образованием и опытом в данной сфере, со знаниями и навыками. Сюда могут включаться члены Профсоюза данной компании, если Профсоюз есть, инженеры, медики и так далее. При этом, условия создания будут разными для организаций разных масштабов.

Если организации насчитывает менее 50 работников

Государственное управление охраной труда: кем осуществляется

Для маленьких организаций со среднесписочным количеством занятых не более 50 человек ответственность лежит на одном из работников, который подходит на должность ответственного по минимальным требованиям. Как правило, отдельного работника не ищут, а поручают ответственность руководителю или собственнику субъекта. А если выбирается все же какой-либо работник, то это необходимо утвердить специальным приказом.

Если организации насчитывает от 50 до 700 работников

Если штат сотрудников превышает 50 человек, то руководитель ответственным быть не может, назначается отдельное ответственное лицо, которое будет управлять.

Справка! Для крупных предприятий с большой численностью работников имеет смысл создать целую службу, если в организации есть необходимые специалисты.

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка

Работник обязан:

  • соблюдать требования
    охраны труда;

  • правильно применять
    средства индивидуальной и коллективной
    защиты;

  • проходить обучение
    безопасным методам
    и приёмам выполнения
    работ и оказанию первой помощи
    пострадавшим на производстве, инструктаж
    по охране труда, стажировку на рабочем
    месте, проверку знаний требований
    охраны труда;

  • немедленно извещать
    своего непосредственного или вышестоящего
    руководителя о любой ситуации, угрожающей
    жизни и здоровью людей, о каждом
    несчастном случае, происшедшем на
    производстве, или об ухудшении состояния
    своего здоровья;

  • проходить обязательные
    предварительные (при поступлении на
    работу) и периодические (в течение
    трудовой деятельности) медицинские
    осмотры (обследования), а также проходить
    внеочередные медицинские осмотры
    (обследования) по направлению работодателя.

Краткий перечень нормативных документов по охране труда, который поможет выполнить конкретные задачи

Правильно:

< организовать обеспечение трудящихся молоком, спецпитанием или компенсировать их отсутствие помогут постановление Правительства РФ от 13.03.2008 №168, приказы Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №45н и №46н;

< организовать спецоценку условий на рабочих местах помогут постановления Правительства от 14.04.2014 №290 и от 03.07.2014 №614, приказы Минтруда от 25.12.2012 №625н и Роструда от 30.10.2014 №384;

< наладить выдачу СИЗ помогут приказы Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н, от 20.04.2006 №97, от 25.04.2011 №340н, от 31.12.2010 №1247н, от 14.12.2010 №1104н, от 07.12.2010 №1077н, от 18.06.2010 №454н, от 22.06.2009 №357н, от 09.12.2009 №970н, от 24.12.2009 №1028н, от 12.08.2008 №416н, от 22.10.2008 №582н, от 16.07.2007 №477н и приказы Минтруда РФ от 09.12.2014 №997н, от 03.11.2015 №844н, от 01.11.2013 №652н, от 02.08.2013№341н и его же постановление от 31.12.1997 №70, которые устанавливают соответствующие правила и нормы охраны труда для разных отраслей;

< организовать работу трудящихся младше 18 лет, женщин и инвалидов помогут постановления Правительства РФ от 25.02.2000 №162 и №163, от 06.02.1993 №105, постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 №7 и его же приказ от 19.11.2013 №685н, а также СП 2.2.9.2510-09;

< организовать работу кабинета, уголков ОТ поможет постановление Минтруда от 17.01.2001 №7. В нем освещены основные задачи, для решения которых они оборудуются, перечень необходимого оснащения (оборудование, наглядная агитация, документы, макеты, образцы СИЗ и др.) и рекомендации по организации их работы;

< организовать работу уполномоченного трудового коллектива по ОТ поможет постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 №30;

< разработать и внедрить СУОТ помогут приказ Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н, ГОСТ 12.0.230.1-2015, а оценить качество ее построения и эффективность работы – ГОСТ 12.0.230.2-2015;

< разработать инструкции по ОТ специалисты смогут после изучения требований РД 11 12.0035-94 «ССБТ. Инструкция по ОТ. Требования к разработке, оформлению, изложению и обращению»;

< создать комиссию по ОТ поможет приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н;

< укомплектовать службу ОТ персоналом помогут постановления Минтруда от 22.01.2001 №10 и 08.02.2000 №14;

< укомплектовать аптечки поможет приказ Минздрава и соцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н, в котором прописаны названия необходимых изделий и медикаментов, нужное их количество и параметры (форма выпуска, размеры).

Ответственность за нарушение требований законодательства о труде

Лица, виновные в
нарушении требований охраны труда несут
ответственность в соответствии с
законодательством РФ.За нарушения
предусмотрена дисциплинарная,
административная и уголовная
ответственность.

Согласно ст.
143 Уголовного Кодекса РФ 1

Нарушение
требований охраны труда, совершенное
лицом, на которое возложены обязанности
по их соблюдению, если это повлекло по
неосторожности причинение тяжкого
вреда здоровью человека, —

наказывается
штрафом в размере до четырехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
до восемнадцати месяцев, либо обязательными
работами на срок от ста восьмидесяти
до двухсот сорока часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо
принудительными работами на срок до
одного года, либо лишением свободы на
тот же срок с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
одного года или без такового.

2

Деяние,
предусмотренное частью первой настоящей
статьи, повлекшее по неосторожности
смерть человека, —

наказывается
принудительными работами на срок до
четырех лет либо лишением свободы на
тот же срок с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.

3

Деяние,
предусмотренное частью первой настоящей
статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —

наказывается
принудительными работами на срок до
пяти лет либо лишением свободы на тот
же срок с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.

Когда применять профстандарт

Профстандарты нужно обязательно применять в двух случаях, которые прописаны в Трудовым кодексе РФ:

  • если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
  • требования к квалификации установлены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Профстандарты перечисляют минимальные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности. Здесь предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы.

Специалисты по охране труда в ближайшее время должны будут пройти проверку на соответствие требованиям профстандарта. Законодательство пока не регламентирует этот порядок, поэтому каждый работодатель может определить его самостоятельно. Процедуру закрепляют локальным нормативным актом.

Провести оценку на соответствие стандарту работодатель может, создав специальную комиссию. Итогом работы такой комиссии станет отчет о соответствии работников профстандарту, а также рекомендации по обучению работников, чья квалификация не соответствует требованиям.

Профстандарт ввели, чтобы актуализировать требования к квалификации специалистов по охране труда. Он дополняет во многом устаревшие, но все еще действующие Единый тарифно-квалификационном справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Сейчас эти документы содержат свыше 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих.

Уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте. Например, направить на обучение. Однако несоответствие требованиям профстандарта может стать косвенным поводом для увольнения сотрудника. Работодатель начнет подробную процедуру аттестации, по итогам которой у него появится законное основание расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Что будет, если требования профстандарта проигнорировать

Если работодатель проигнорирует требования о применении профессиональных стандартов, его могут привлечь к административной ответственности. В этом случае юридическое лицо оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Судебная практика показывает, что работодателя могут привлечь к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если при этом обнаружат несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленных до 1 июля 2016 года.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Другой комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Вопросы по действию положений ст. 216 ТК

Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?

Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).

Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.

Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?

О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.

Похожие:

Отчет по проведению «Недели охраны труда»С 21 апреля по 28 апреля 2012 года в школе была проведена «Неделя охраны труда». В «Неделе охраны труда» принимали учащиеся всех… Приказ №13 Поминовой О. ЛВ соответствии с Постановлением администрации города «О проведении месячника охраны труда» от 01. 04. 2013 года №9 –п, посвященного…
Положение о службе охраны трудаПоложение разработано в целях реализации ст. 12 закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» на основании «Рекомендаций… Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности Общие положенияФЗ, согласно приказу Минобразования РФ от 11 марта 1998г. №662 «О службе охраны труда образовательного учреждения», типового положения…
Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности мбдоу №21 «Белоснежка» Общие положенияФЗ, согласно приказу Минобразования РФ от 11 марта 1998 г. №662 «О службе охраны труда образовательного учреждения», Типового положения… Программа по обеспечению защиты жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда работающих в мосш №8 на 2011-2013 годыОбучение и переподготовка специалистов по охране труда. Информационное обеспечение в области охраны труда 22
Молчанова А. П. Положение о службе охраны труда муниципального образовательного учреждения Общие положениия Положение разработано в целях реализации ст. 12 закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»Положение разработано в целях реализации ст. 12 закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» на основании «Рекомендаций… Методическое пособие по проведению проверки знаний требований охраны труда руководящих работников и специалистовТиповой программы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководящих работников и специалистов строительных…
Инструкция по охране труда при работе на компьютерах Общие требования охраны трудаПэвм и проверку знаний требований охраны труда при выполнении работ с использованием пэвм График контроля за состоянием охраны труда в моу «оош №7» на 2011 2012 учебный годГотовность классных комнат и кабинетов к приему учащихся. Состояние охраны труда в учреждении
Постановление От 22 января 2001 г. N 10 об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляетОхватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации

Документы

Документы

Комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса РФ

1. Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда возложено на Правительство РФ. По поручению последнего эти полномочия выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Ориентиром нормотворческой деятельности исполнительных органов является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. В числе основных задач демографической политики указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3 Концепции).

Полномочия по разработке порядка оценки уровня профессионального риска, положения о системе управления профессиональными рисками предоставлены Министерству труда и социальной защиты РФ.

3. Названное Министерство в соответствии с Положением о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе такое структурное подразделение, как Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31), названное Министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

4. Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь в качестве главных составляющих организационной структуры успешно используют функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а также метод производственной демократии или активного участия жителей в охранительных мероприятиях. Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве» предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать правовые и технические инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, предписания которых являются обязательными для работодателей.

5. Муниципальный уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих «ступеней», поскольку введен в связи с изменениями в ТК РФ от 18 июля 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Тоншаевском районе на 2011 — 2016 годы, утв. Постановлением главы местного самоуправления Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 г. N 6. Примечательно, что в данной Программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Также советуем почитать:

  • Требования безопасности при работе на высоте
  • Кто контролирует охрану труда в организациях?
  • Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе
  • Как оказать первую помощь пострадавшему