Конституция российской федерации

Оглавление

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсами

Б) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской Федерации

B) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынка

Г) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­нов

Д) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники

1) ведение РФ

2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
2 2 1 2 1

О последних изменениях

Инициаторами любых корректировок в документе могут выступать только следующие лица:

  • Группа из минимум 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.
  • Законодательные органы регионов.
  • Правительство.
  • Государственная Дума.
  • Совет Федерации.
  • Президент.

В виде Федеральных Законов оформляют любые изменения, связанные с Конституцией. Госдума и Совет Федерации должны одобрить этот проект, минимум на 2/3 голосов.

Только по решению Конституционного собрания вносятся поправки в главы, которые связаны с основами конституционного строя, правами и свободами гражданина. То же касается самого порядка изменения документа. Конституционное собрание созывается, если предложение поддержали 3/5 от Совета Федерации или Государственной Думы.

Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Повлияют ли поправки в Конституции РФ на экзамены по обществознанию?

Да, повлияют. Но давайте разберёмся, каким образом. Во-первых, не стоит переживать, думая о том, что нужно всё переучивать или учить абсолютно все поправки. Во-вторых, новых заданий или заданий только на новые положения Конституции РФ не появится.

Вот что говорят сами эксперты ФИПИ: «Никаких изменений в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. не будет. Некоторые коррективы будут внесены в содержание задания 14 с учетом изменений в Конституции Российской Федерации, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020». Еще знание поправок может пригодиться вам во второй части экзамена.  Что касается ОГЭ по обществознанию, небольшие коррективы могут внести в задание 15.

Подведём мини-итог: существенных изменений в ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию в связи с поправками в Конституции не будет. Изменят задание 14 в ЕГЭ и задание 15 в ОГЭ, еще знание поправок пригодится во второй части экзамена, если задание будет связано с Конституцией.

Хотите сдать ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового
сообщества.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская
Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им
часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не
влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит
основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере
государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной
основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной
основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого
Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также
принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно
находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая
неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на
него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только
единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3
ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он
привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но
лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство —
неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым,
если представляет собой политическую организацию гражданского общества.
Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического
плюрализма.

Комментарий к Ст. 73 КРФ

Формулировка комментируемой статьи об обладании субъектами Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий по предметам совместного ведения с субъектами провозглашает презумпцию их полномочий, компетенции их органов государственной власти в тех областях, которые составляют их собственный, исключительный предмет регулирования, управления, организации и принятия решений. Подобный метод определения полномочий и предметов ведения субъектов Федерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актах своих полномочий, компетенции органов власти и т.д. Это позволяет не устанавливать закрытые, исчерпывающие перечни, открывает простор для самостоятельности в реализации государственной власти на территории субъекта, разумеется, в соответствии с основами конституционного строя, с учетом верховенства Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случае противоречия им законов и иных правовых актов субъекта Федерации.

Конституционный Суд в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» указал, что признанием содержащихся в Конституции Республики Алтай положений о ее суверенитете не соответствующими Конституции не затрагивается вся полнота власти, которой она обладает в силу ст. 5 (ч. 3), 73 и 76 (ч. 4) Конституции РФ. По смыслу ст. 73 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 3-5, 11, 71, 72 и 76, вся полнота государственной власти республики как субъекта Федерации в указанных пределах не означает, что такую власть она осуществляет в качестве суверенного государства, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления республик, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти многонационального народа России (СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728).

Наконец, при раскрытии смысла и значения положений рассматриваемой статьи, ее терминологии необходимо исходить из того, что разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется как самой Конституцией, федеральными законами, так и договорами (см. комм. к ст. 11). Последние, однако, не могут сузить или расширить пределы ведения субъектов, отражают договорную сферу федеративных отношений, наличие асимметричности в федеративном устройстве и фактической «разностатусности» субъектов при общем для всех конституционно-правовом статусе равноправных субъектов Федерации

Важно, чтобы сочетание всех этих свойств, начал федерализма, их соотношение способствовали как развитию Федерации, так и устранению деструктивных моментов, нарушающих единство, целостность и другие фундаментальные основы конституционного строя России

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

↑ Конституция РФ, задачи, признаки, функции.

Конституция РФ — основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом.Основные задачи Конституции РФ:1. Преобразование России в демократическое государство.2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта: 1. Верховенство (занимает первое место в иерархии нормативных актов России).2. Высшая юридическая сила (Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, все другие нормативные акты не должны ей противоречить). 3. Прямое действие (нормы, закрепленные в Конституции, не нужно подтверждать другими актами). Функции Конституции:

  • политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие;
  • правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права;
  • гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • учредительная — устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти;
  • мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения.

Доклад №2

Конституция – главный закон Российской Федерации.

Россия включает в свой политический свод множество законов и правил. Одни из них значительно влияют на развитие политики нашей страны. Другие же и вовсе считаются абсолютно бесполезными. Однако, какими бы законы ни были полезными или вредными для людей, главный из них всегда оставался и останется таковым. Имя этому закону – Конституция. Что же она собой представляет? Как и кем создавалась? И какую роль для Российской Федерации она играет?

Что такое Конституция РФ?

Проще говоря, Конституция – это самый главный и важный правовой документ Российской Федерации. Действовать данный закон начал в середине декабря 1993 года. Главная особенность Конституции, которая сразу бросается в глаза – это то, что в этом законе заключена наибольшая юридическая сила. Впрочем, про особенности речь пойдет чуть – чуть попозже.

Как создавалась Конституция?

Стоит отметить, что сначала была создана не сама Конституция, а комиссия, отвечающая за ее сформирование. Главным в этой комиссии был Ельцин, а заместителем – Хасбулатов. Первоначально в комиссии было 102 человека, но к концу 1992 года численность сократилась до 98 человек. Одной из причин этому стало то, что троих из депутатов пригласили в Конституционный суд России. Из-за достаточно сложной расстановки сил в политике вышло так, что принятие Конституции весьма затянулось. Вообще, надо сказать, что весь смысл создания новой Конституции заключался в том, чтобы вносить поправки в старую Конституцию РСФСР. Такой подход к решению проблемы стал причиной противоречия одних норм другим. Это заставило две ветви властей противостоять друг другу. Ельцин, президент Российской Федерации на тот момент, начал издавать различные указы, которые не совсем нравились Конституционному суду. В конце концов, суд вынес решение об уходе Ельцина с поста президента. Но вот беда: Ельцин не признал этого решения. Критической точкой данного спора можно считать события октября 1993 года, которые разрешились после военных действий. Казалось бы, конфликт разрешен, но не тут – то было: наступил политический кризис. Тут спасти могло только принятие новой Конституции, так как она стала бы главным элементом для стабилизации общества. В Конституцию было включено много законов и указов, самыми главными из которых были следующие:

  • Проект Конституционной комиссии
  • Проект Конституционного совещания

Как же смогли принять Конституцию РФ?

Да очень просто. В середине октября 1993 года Ельцин заявил, что Конституция будет принята только в том случае, если за нее проголосует больше половины людей. Голосование было уже в декабре того же года. За принятие новой Конституции проголосовало почти 58, 5 %, за то, чтобы не принимать – 41, 5 %. Таким образом, Конституцию приняли 25 декабря 1993 года.

Чем Конституция РФ отличается от остальных законов?

Да, отличия присутствуют, и много. Про главную особенность Конституции уже было сказано – абсолютная юридическая власть. Однако, это не все, что выделяет Конституцию среди всех остальных законов и правил. Вот все остальные отличия:

Именно Конституция закрепляет за собой государственный строй и главные права, в том числе и право на свободу.
Опять же, про это уже было сказано, но повторюсь. Конституция – это база для современного законодательства.
Конституции присуще прямое действие

То есть, все ее положения выполняются, и неважно, противоречат ли им остальные акты.
Конституция абсолютно стабильна.

4, 5, 6, 9 класс

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

РОССИЯ — ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Эти исходные положения выражают суть демократии как «власти народа». Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской.

Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

На ее территории сегодня проживает около 130 национальностей и этнических групп. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации

Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом). Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами. Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.  Россия – государство с республиканской формой правления. Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.  Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною. Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Группы прав

Личные ( гражданские)права  — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия,  при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права  
Право на жизнь 20
Право на достоинство  личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право  не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
 
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность.  35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых  37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду.  42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные —  закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,-  обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

Зачем и для чего нужна Конституция в РФ

Закрепление существующего государственного строя – главная задача, с которой разработана Конституция.

В этом документе даются точные определения для следующих понятий:

  1. Государственность.
  2. Нация.
  3. Государственно-сохраняющие ценности политического бытия.

Здесь устанавливаются основы государственного строя, определяется его устройство

Это особенно важно для стран, где проживает большое количество народов. Отдельно устанавливаются области компетенции Государства, которые допускают такое регулирование

Документ распространяется на все юридические акты вне зависимости от того, с какими сферами деятельности они связаны.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Как менялась Конституция

Как известно, в рамках ежегодного послания Федеральному собранию (кстати, это конституционная обязанность) президент России Владимир Путин объявил о том, что в основной закон будут внесены некоторые изменения. Процесс пошел очень быстро – поправки попали в Госдуму через неделю.

Кажется, будто изменить Конституцию можно без проблем. На самом же деле это достаточно сложная процедура. Прежде всего, круг тех, кто может вносить такие поправки, ограничен: это президент, обе палаты парламента, правительство, законодательные органы регионов, группы депутатов или членов Совета Федерации (не менее 5 человек).

Речь идет о внесении поправки в статьи с 3 по 8 (в остальные, как известно, поправки внести нельзя). Для этого оговаривается определенный алгоритм:

  1. проект поправок вносится на рассмотрение Госдумы, где за него должны проголосовать не менее 2/3 депутатов;
  2. затем проект передается в Совет Федерации, где за его одобрение должны проголосовать не менее 3/4 представителей регионов;
  3. после этого проект передается в законодательные собрания регионов, и в течение года его должны одобрить минимум в 2/3 субъектов РФ;
  4. когда регионы проголосовали, Совет Федерации направляет проект президенту, который в течение 14 дней подписывает его.

Чуть более простой порядок принятия в состав РФ нового субъекта (например, слияния двух в один, или разделения одного на два) – тогда достаточно принять федеральный конституционный закон, одобрение регионов не требуется.

Еще проще внести поправки, если регион был просто переименован – это делается без участия Федерального собрания по указу президента.

Сложнее всего пересмотреть фундаментальные положения – главы 1, 2 и 9. Согласно самой же Конституции, Федеральное собрание не вправе это сделать. Однако есть один вариант – принять новый основной закон:

  • предложение должны поддержать не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы;
  • это открывает путь к созыву Конституционного Собрания;
  • если Собрание одобрит проект новой Конституции, его нужно утвердить на всенародном голосовании или в Конституционном Собрании;
  • в первом случае нужны голоса «за» более половины избирателей, которые примут участие в голосовании, при этом явка должна быть не менее 50%;
  • во втором случае достаточно получить одобрение от 2/3 Конституционного Собрания.

То есть, этот вариант внесения поправок самый сложный, и его за прошедшие десятилетия не использовали.

Тем не менее, другие поправки к Конституции России вносили. Больше всего было поправок, касающихся переименования, разделения и объединения разных регионов России. Например, в 2004-2006 годах объединили Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ в единый Пермский край, в 2005-2006 годах к Красноярскому краю присоединили Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

Регулярно менялись названия регионов – например, Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, у «Республики Калмыкия – Хальмг Тангч» забрали вторую часть названия, а «Ханты-Мансийский автономный округ» получил второе название «Югра».

В 2008 году пришло время более серьезных поправок к Конституции:

  • срок полномочий президента РФ увеличен с 4 до 6 лет;
  • срок полномочий Государственной думы РФ увеличен с 4 до 5 лет;
  • правительство обязали ежегодно отчитываться о результатах работы перед Госдумой.

Следующие поправки были внесены в Конституцию в 2013-2014 годах, это такие изменения:

  • слияние Высшего Арбитражного суда РФ с Верховным судом РФ;
  • повышение конституционного статуса прокуратуры и расширение полномочий президента при назначении на прокурорские должности.

Последние на сегодняшний день поправки к Конституции РФ были приняты в 2014 году и связаны они с Крымом и Севастополем.

Роль конституции в стране

В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.

В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.

Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:

  1. Общество.
  2. Экономика.
  3. Политика.
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Социальная сфера.

Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.

Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.

Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.

Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:

  • Право.
  • Функции государственных органов.
  • Методы, формы действия контролирующих учреждений.

Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.