Статья 29.6. сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Оглавление

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса :

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них федеральным законодательством, лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет

А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.

Для этого нужно просто убедить должностное лицо, которое его проводит, в необходимости проведении экспертизы. Эта затея занимает много времени, а это вам будет на руку. И еще, есть неточность в статье. Применяется термин административное преступление. Такой терминологии наше законодательство не предусматривает. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение административных правонарушения.

Правильное применение терминологии позволяет более квалифицированно выстроить свою линию поведения.

Что такое протокол об административном правонарушении, смотрите в видео:

Особенности административных дел

В целом, принципы любого судопроизводства совпадают. Но ряд особенностей присущ административному разбирательству:

  • допускается требовать рассмотрения дела по месту жительства (пункт 1 статьи 29.5 КоАП РФ), а не по месту совершения;
  • процесс занимает, как правило, меньше времени. Срок составит до двух месяцев и до трёх, если дело передаётся в суд;
  • дела в отношении юридических лиц и ИП рассматриваются Арбитражными судами, но основываются на протоколах, фиксирующих нарушения должностными лицами. Должностное лицо при таких обстоятельствах подаёт заявление в Арбитражный суд (статья 203 АПК РФ).

Лица, которые ведут экономическую деятельность, например, организации и ИП, привлекаются к ответственности как с учётом норм КоАП РФ, так и с учётом норм АПК РФ. Судебное разбирательство проводится в соответствии с правилами, установленными статьёй 205 АПК РФ.

Комментарий к статье 29.5. КоАП РФ:

1. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Это в большинстве случаев способствует формированию доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых обстоятельств дела (см. комментарий к ст. 26.2).

Важно обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005

19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность

2005. 19 апр.) разъясняется, как следует определять место совершения правонарушения. В случае противоправного действия — это место совершения данного действия независимо от места наступления его последствий, а если деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; в случае противоправного бездействия — это место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на соответствующее лицо обязанность.

2. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может рассматриваться по месту его жительства (см. комментарий к ст. 24.4). При рассмотрении такого ходатайства учитываются конкретные обстоятельства дела (наличие потерпевших, свидетелей и др.). В Определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 г. N 2-О-О подчеркнуто, что такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

3. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

Согласно ст. 28.7 Кодекса при совершении некоторых категорий правонарушений, требующих осуществления экспертизы или других процессуальных действий, сопряженных со значительными временными затратами, проводится административное расследование. Оно заключается в углубленном исследовании обстоятельств совершения правонарушения и нанесенного ущерба, выяснении вины конкретных лиц и т.п. (см. комментарий к ст. 28.7).

4. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Упомянутое установление места рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении его, можно обосновать необходимостью углубленного выяснения личности несовершеннолетнего. Имеется в виду изучение семейных, бытовых условий жизни несовершеннолетнего, его поведения дома, в учебном заведении и т.п.

5. В соответствии с упомянутым Постановлением Пленума Верховного Суда РФ при наличии по одному делу совокупности критериев определения места рассмотрения дела, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить приоритет между соответствующими нормами (например, если по делу о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей место рассмотрения дела, следует считать ч. 3 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 Кодекса и зафиксированном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением указанных устройств.

Судебные органы

Большинство административных дел рассматривают суды. Как правило, это наиболее серьезные правонарушения, при расследовании которых нужны профессионализм и компетентность в правовых вопросах. К тому же большинство наказаний может назначить только судья, например, административный арест, конфискация орудия преступления, дисквалификация.
Читайте: Что такое суд первой инстанции? Определение суда первой инстанции.

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица.  Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Если после возбуждения дела проводилось предварительное расследование, в ходе которого запрашивали показания свидетелей, назначали экспертизу, изучали показания технических средств, то дело будет рассматривать районный суд.

Он же решает вопросы выдворения из РФ иностранных граждан, дисквалификации или приостановления деятельности организации.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Глава 29 КоАП РФ определяет порядок рассмотрения с момента возбуждения дела.

Возбуждение допускается при условии наличия факторов, указанных в статье 28.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо обнаружило факт совершения проступка;
  • поступила информация от третьих лиц;
  • совершена фиксация нарушения в области ПДД специальной камерой.

Дело возбуждается должностным лицом, обладающим полномочиями. Оно же составляет протокол. Далее, если конкретное дело может быть решено во внесудебном порядке, протокол и постановление передаются виновному лицу. Он вправе обжаловать это в вышестоящий орган или суд, а также согласиться с актом.

Внимание! Законодатель чётко устанавливает перечень лиц, которые вправе выносить протоколы (28.3 КоАП РФ). При необходимости (статья 28.7 КоАП РФ), впоследствии проводится расследование

При необходимости (статья 28.7 КоАП РФ), впоследствии проводится расследование.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

Административное нарушение — это…

Знать, какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении положен при тех или иных обстоятельствах, необходимо всем гражданам. Но перед этим придется уяснить, о каких нарушениях идет речь.

В Российской Федерации предусматривается несколько типов ответственности. Речь идет об административных и уголовных делах. Принято считать, что уголовное дело — это высшая мера наказания. Административная ответственность же собой представляет что-то вроде «мягкой» меры пресечения повторного нарушения. Зачастую она выражается в виде штрафов.

https://www.youtube.com/watch?v=https:Oyu37xMnZKE

Административным правонарушением является деяние, за которое по закону установлена административная ответственность. Отличается подобное действие/бездействие тем, что фактически оно не наносит существенной опасности окружающим. Некоторые действия могут признаваться как нарушением, так и преступлением.

Участники административного производства

Участники административного процесса условно могут быть подразделены на четыре основные группы:

  • лица, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении;
  • лица, имеющие личный интерес в деле, – лица, в отношении которых ведется производство, потерпевшие, их представители;
  • лица, не имеющие личного интереса и способствующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики и т. д.);
  • прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности

Статья 30.1 КоАП РФ указывает на право лица обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности. Так, постановление обжалуется:

  • если вынесено судом — в вышестоящем суде;
  • если вынесено коллегиальным органом — в районном или городском суде;
  • если вынесено должностным лицом, то в вышестоящий орган или в суд;
  • если вынесено иным органом, то в районный суд.

Жалоба подаётся в орган, который вынес постановление, а он, в свою очередь, в трёхдневный срок передаёт материалы дела по подведомственности или подсудности (статья 30.2 КоАП РФ). Если постановление предполагало арест или выдворение, подавать жалобу нужно сразу в вышестоящий суд (пункт 2 статьи 30.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с КоАП РФ, а также при рассмотрении дел в отношении юр. лиц АПК РФ. Законодатель чётко определил порядок рассмотрения таких дел, а также обжалование их результата в зависимости от практических особенностей и обстоятельств. Данные дела имеют ряд особенностей, отличающих их от уголовных, так как такие правонарушения хоть и обладают общественной опасностью, но представляются менее тяжкими.

Сроки давности

Если, к примеру, по уголовным делам предусмотрены достаточно длительные сроки привлечения к ответственности, то в административном праве они максимально короткие.

По основным делам постановление соответствующим органом или судом выносится не позднее двухмесячного срока после совершения проступка. В случае нарушения налогового или антимонопольного законодательства, законов, связанных с таможенным или валютным регулированием, закона о рекламной деятельности или о защите прав потребителей, а также в некоторых других областях привлечь к ответственности могут не позднее года после обнаружения правонарушения.

Таким образом, для основных видов административных дел предусмотрен общий срок проведения процесса и вынесения постановления, равный 15 дням. Максимум, на что может рассчитывать одна из заинтересованных сторон, — это 2 месяца с момента поступления документов для рассмотрения. Нарушение сроков можно обжаловать в вышестоящий орган.

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Далее представлена таблица по отдельным видам административных правонарушений в сфере здравоохранения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, и лицам, уполномоченным рассматривать дела по таким административным правонарушениям.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 6.2:
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Статья 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)
Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.4:
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг
Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)
Часть 2 статьи 14.4:
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4
Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.

К доказательствам относят:

  • записи видеокамер;
  • свидетельства очевидцев и т.д.

Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.

Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.

На заседании ведите себя корректно:

  1. Обращайтесь к суду «уважаемый суд» или «ваша честь». Все другие обращения будут восприниматься, как неуважение.
  2. Пререкаться в суде недопустимо. За это могут оштрафовать.
  3. Не вмешивайтесь в действия любого из участников заседания, в том числе судьи.
  4. Не мешайте ходу дела.
  5. Исполняйте все требования судьи.

Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.

Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.

Как убедить судью смягчить наказание

У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.

Арест и выдворение

Речь идет о ситуациях, при которых на гражданина налагается административный арест или выдворение за пределы территории. Сколько тогда составляет срок рассмотрения дела об административном правонарушении? На законодательном уровне установлено ограничение в один день. Это значит, что при необходимости выдворения или наложения административного ареста, дело будет рассмотрено за сутки с того момента, когда был получен протокол или доказательства деяния.

Исключение составляют случаи, при которых в нарушении участвует уже задержанное лицо. Тогда срок рассмотрения дела об административном правонарушении будет составлять два дня. А точнее, не больше сорока восьми часов. Отсчет следует начинать с момента задержания нарушителя.

Контрольно-надзорные органы

Читайте: За что штрафует трудовая инспекция согласно законодательству

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Должностные лица этих ведомств могут рассматривать административные дела и назначать наказания только в пределах своих полномочий. К ним относятся руководители данных учреждений и их заместители.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

На этапе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, решают следующие вопросы:

  • относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения, данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.

Признание виновным

Какой срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Ответить на этот вопрос предстоит чуть позже. Сначала придется понять, в каком случае человек или предприниматель является виновным в конкретном нарушении административного кодекса.

Дело все в том, что по установленному законодательству (статья 2.1) юр. лицо является виновным в нарушении, если было доказано, что организация могла соблюдать нормы поведения, но лицо ничего не предприняло для этого.

То же самое касается и обычных граждан. Если было доказано то или иное нарушение административного характера, человек признается виновным. Ничего трудного или особенного в этом нет.