§ 1. понятие и признаки юридического лица. органы юридического лица, филиалы и представительства

Назначение деятельности органов управления

Каждая часть системы испольнительного органа наделена конкретными функциями. Формат компетенции определяется на законодательном уровне или учредительными документами организации.

Компетенция самостоятельного исполнительного органа юридических лиц

Законодатель уполномочил самостоятельный исполнительный орган юридического лица к определенным функциям (ГК РФ регламентирует данный вопрос в пункте 3 статьи 40). Но список его полномочий определен не как исчерпывающий, а как не полностью установленный и разрешающий в перспективе осуществлять больший объем полномочий, учитывая вопросы и цели работы конкретного учреждения.

  1. Не имея доверенности, функционирует от имени организации, включая представительство прав и интересов при подписании бумаг.
  2. Подписывает доверенности на право осуществления представительства учреждения, включая возможность передоверить доверенность.
  3. Издает приказы о зачислении на должность сотрудников в компанию, о переводе, об освобождении от должности.

  4. Издает распоряжения о принятии мер премирования (поощрения) и, наоборот, назначает согласно законодательству различные виды дисциплинарных взысканий.
  5. Выполняет другие полномочия, не указанные в нормативных актах либо уставных документах организации и не отнесенные как компетенция всеобщего заседания участников общества, собрания руководителей и коллективного исполнительного органа конкретной организации.

Деятельность самостоятельного исполнительного органа юридических лиц

Функции самостоятельного административного органа юридических лиц.

  1. Представление интересов граждан в государственных органах и органах местного самоуправления.
  2. Представление интересов граждан в суде.
  3. Представление интересов граждан во взаимоотношении с компаньонами.
  4. Представление интересов граждан с финансовыми, кредитными и другими группами.
  5. Проверка и подписание финансовых, хозяйственных и любых других документов организации.
  6. От имени руководителя – заключение сделок, договоров, открытие расчетных счетов, кредитных линий и т.д.
  7. Управление денежными средствами компании, ее имуществом в рамках компетенции указанной в уставных документах.

  8. Самостоятельный исполнительный орган также выполняет подготовку и предоставляет собранию директоров, коллегиальному собранию партнеров годовой финансовый отчет, бухгалтерский баланс. На совете директоров вносит на рассмотрение предложение по распределению годовой чистой прибыли между всеми партнерами, предоставляет всю текущую информацию по хозяйственной деятельности, подготавливает определение всеобщего собрания, коллегиального совета.
  9. Руководит сотрудниками организации, устанавливает координационную систему штатного расписания, формирует учет и своевременное предоставление бухгалтерской и учетной отчетности о работе предприятия в компетентные органы (налоговая полиция, государственная статистика).

Одно их прав самостоятельного административного органа – выдача доверительного документа на права представительства от имени предприятия.

Исполнительный орган имеет право на выдачу доверенности

Учредительная документация

Деятельность компаний может осуществляться после того, как все необходимые сведения будут переданы в налоговые органы. Юридические лица считаются созданными после постановки их на учет. Данное предписание содержится в ст. 51 ГК. Орган регистрации юридических лиц ведет учет в соответствии с ФЗ №129. Согласно общему правилу, организации действуют на основании:

  1. Устава (за исключением хозяйственных товариществ).
  2. Учредительного договора.

Уставы утверждаются участниками. Деятельность хозяйственного товарищества осуществляется в соответствии с учредительными договорами. К ним применяются общие правила об уставе юрлиц.

Коммерческая и некоммерческая деятельность

Понятие правового статуса юридического лица содержит в себе разделение на коммерческие и некоммерческие виды деятельности. Согласно пункту 1 статьи 48 ГК РФ, организация может приобретать и реализовывать от своего имени права имущественного и личного неимущественного характера. Приоритет отдается первой или второй группе полномочий. От этого и будет зависеть конечный статус юр. лица.

Под коммерческой организацией понимается лицо, которое ставит цель извлечь максимальную прибыль из своей деятельности. У такого лица есть четко определенная организационно форма и фирменное наименование. Вся прибыль распределяется между участниками организации, при этом все члены задействованы в управлении юр. лицом. Организации коммерческого типа могут создаваться в виде кооперативов, унитарных предприятий и товариществ.

Некоммерческое юр. лицо, напротив, не имеет своей целью извлечение прибыли. Все заработанные финансы поступают на благотворительность или улучшение организации. Как правило, некоммерческий характер имеют спортивные, научные, образовательные, культурные и прочие инстанции.

Как тогда определяется правовой статус юридического лица? Все зависит от типа деятельности, которую реализует организация.

Унитарные юридические лица

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права, не становясь, при этом, участниками этих юридических лиц и не приобретая прав членства в них, признаются унитарными юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Обновленная классификация юридических лиц (здесь – именно унитарных) с сохранением прежнего деления на коммерческие и некоммерческие выглядит следующим образом:

1) Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Следует отметить, что право собственности на имущество, которое закреплено за предприятием собственником, этому предприятию не предоставляется. Оно также не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия (абз. 1 п. 1 ст. 113 ГК РФ), что, соответственно, характеризует это имущество как неделимое.

2) Некоммерческие унитарные организации:

а) фонды;

б) учреждения (частные, государственные и муниципальные);

в) автономные некоммерческие организации;

г) религиозные организации;

д) публично-правовые компании (также введены реформой 2014 г., а в июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о публично-правовых компаниях);

е) государственные корпорации (со 2 октября 2016 г.).

Приведенная классификация, по мнению некоторых теоретиков, не является безупречной. Например, достаточно спорным признается выделение религиозных организаций, ранее признававшихся разновидностью общественных организаций, в самостоятельную организационно-правовую форму. Так как фактическое закрепление приоритета специального законодательства и внутренних установлений над гражданско-правовым статусом данных юридических лиц не позволяет закрепить правовое положение религиозных организаций как участников гражданского оборота.

К сожалению, Закон о публично-правовых компаниях не смог решить многие вопросы в отношении юридических лиц публичного права. Так, понятие «публично-правовых компаний» определено достаточно широко. При этом один из ключевых признаков (несовместимость целей с предпринимательской деятельностью) чётко не выражен. Кроме того, предполагалось, что публично-правовые компании заменят государственные корпорации, чей по сути привилегированный правовой статус по сравнению с иными юридическими лицами является предметом многочисленных дискуссий. Однако в итоге две эти формы юридических лиц будут сосуществовать в российском праве.

Следует отметить, что приведенное разделение организаций на унитарные и корпоративные — достаточно условно, так как и в унитарной организации учредитель, не имея членства формально, все же обладает безусловным правом на управление. В качестве примера можно привести нормы об автономной некоммерческой организации, учредителям которой законодатель предоставляет достаточно значимые права и наделяет их существенными полномочиями по управлению организацией (ст. 123.25 ГК РФ), что свидетельствует о смешении признаков корпорации и унитарного юридического лица.

8 сентября 2016 г.

Понятие административно-правового статуса юридических лиц

Разобравшись с конституционным и гражданским статусом организаций, стоит уделить внимание административной сфере. Какое место здесь занимают юридические лица?. Административно-правовым статусом организаций называется совокупность обязанностей и полномочий, которые реализуются за счет совершения следующих действий:

Административно-правовым статусом организаций называется совокупность обязанностей и полномочий, которые реализуются за счет совершения следующих действий:

  • формирование управленческого органа;
  • создание организации по решению собственника либо по решению трудового коллектива;
  • получение разрешения на занятие отдельными видами деятельности;
  • государственная регистрация организации в местном органе государственной власти;
  • ведение статистической и бухгалтерской отчетности;
  • определение круга полномочий государственных органов в отношении юридического лица.

Административно-правовой статус организаций, таким образом, складывается из представленных компонентов. Здесь же следует выделить основные гарантии прав:

  • запрет на государственное вмешательство в деятельность организаций (за исключением случаев, определенных законом);
  • защита имущества;
  • недопущение монополий;
  • запрет на нецелесообразный отказ в регистрации организации.

Для удобства применения административных норм все организации делятся на государственные (федеральные и региональные), муниципальные (районные, городские, сельские и прочие), и частные.

Таким образом, административный статус организаций регулирует вопросы безопасности и качественного осуществления законных функций.

Понятие органа юридического лица

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с правовыми актами и учредительным документом. Юридическое лицо через свои органы реализует свою правоспособность.

Действующее законодательство не содержит определения органа юридического лица. Большинство современных правоведов рассматривают орган юридического лица как часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Действие органа юридического лица считается действием самого юридического лица.

Можно дать такое определение органа юридического лица: это организационно оформленная (структурно обособленная) часть юридического лица, представленная одним либо несколькими лицами, создаваемая в соответствии с порядком, установленным законом и учредительным документом, обладающая компетенцией, определенной законом и учредительным документом, через действия которых юридическое лицо формирует и выражает вовне свою волю и тем самым принимает на себя права и обязанности.

Важно разграничивать орган юридического лица и представителя юридического лица. Орган не является представителем юридического лица с точки зрения гражданского законодательства (в процессуальном законодательстве единоличный исполнительный орган юридического лиц назван в числе его процессуальных представителей)

Действия органа юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.

Орган юридического лица является структурно обособленной частью юридического лица. Как правило, состоит орган из физических лиц и с ними не отождествляется. Состав органа юридического лица может измениться, но это не означает изменения самогооргана. Согласно последним изменениям ГК РФ в качестве единоличного исполнительного органа управления может выступать юридическое лицо (конечно, от его имени реализовывать функции органа будут конкретные физические лица).

Обычно среди органов юридического лица выстраивают иерархическую систему. Это может быть сделано с определенной долей условности, так как каждый орган обладает определенной компетенцией, и никакой другой орган не вправе принимать решения по вопросам компетенции другого органа. Компетенция – это предмет деятельности органа юридического лица, т. е. перечень вопросов, по которым он уполномочен принимать решения. Понятием «компетенция» охватываются также права, которые необходимы органу для осуществления его функций, и обязанности, которые возложены на него законом и учредительным документом. Формирование компетенции органов осуществляется от высшего органа к низшему (не может быть определена компетенция совета директоров, если не определена компетенция общего собрания). Круг вопросов, относящихся к компетенции каждого органа, должен быть определен исчерпывающим образом. Компетенции разных органов не могут включать одинаковые составляющие. Компетенция единоличного исполнительного органа формируется по остаточному принципу, хотя есть вопросы, которые в соответствии с законодательством решает только этот орган.

Постоянно действующий руководящий орган НКО

Действующим законодательством предусмотрено, что в общественной организации должен быть сформирован коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, который действует в период между заседаниями высшего органа управления. 

Такой орган при создании общественной организации избирается Учредительным собранием из числа учредителей Организации в количестве, которое определено Учредительным собранием.

Коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления осуществляет права юридического лица от имени НКО и исполняет ее обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

Как правило, такой орган:

  • разрабатывает и представляет на утверждение высшего органа управления Некоммерческой организации основные направления и программы деятельности НКО;
  • вырабатывает систему мер по реализации уставных целей НКО в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых организацией или с ее участием;
  • созывает высший орган управления Некоммерческой организации, подготавливает документы и материалы к заседанию высшего органа управления Организации, утверждает повестку дня заседания высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • организует выполнение решений, которые принимаются высшим органом управления Некоммерческой организации; 
  • утверждает функциональные обязанности каждого члена коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления организации; 
  • утверждает структуру и штат рабочих организации;
  • распоряжается средствами и имуществом НКО в порядке, предусмотренном Уставом организации; принимает членов в организацию, исключает членов из организации и ведет учет членов организации в порядке, определенном высшим органом управления некоммерческой организации;
  • утверждает Положение о взносах в организацию в порядке, определённом высшим органом управления НКО;
  • утверждает Положения о приеме, выходе и исключения членов Организации в порядке, определенном высшим органом управления НКО;
  • принимает решения по другим вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и других органов организации. 

Важный момент

Следует учитывать, что:

  1. Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
  2. При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.

Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.

Гражданско-правовой статус юридического лица

Органы могут классифицироваться по трем правовым группам. Так, они могут выступать в качестве субъектов гражданского, административного и конституционного права. Как субъекты конституционной сферы отношений, юр. лица обладают наиболее общими правами и обязанностями. Это, например, направленность на развитие прав и свобод человека, свобода экономической деятельности и многое другое. В Гражданском кодексе статус юр. лиц раскрыт чуть подробнее.

Как субъекты гражданских правоотношений организации обладают правосубъектностью — важнейшим компонентом юридического статуса. В правосубъектность включаются полномочия, обязанности, правовые гарантии и элементы ответственности организаций. Во многом статус организаций зависит от направления их деятельности. Так, некоммерческая инстанция будет сильно отличаться от коммерческой — начиная от формирования и реализации деятельности, и заканчивая порядком ликвидации. О понятии правоспособности стоит чуть подробнее рассказать далее.

Коллегиальный исполнительный орган

Коллегиальный исполнительный орган ( правление, дирекция) может быть образован на срок от одного года до пяти лет. По истечении условленного срока общее собрание акционеров или совет директоров должны либо продлить полномочия коллегиального исполнительного органа на очередной срок, либо утвердить его новый состав.

Коллегиальный исполнительный орган ( правление, дирекция) может быть образован на срок от одного года до пяти лет. По истечении определенного уставом срока общее собрание участников или совет директоров должны либо продлить полномочия коллегиального исполнительного органа на очередной срок, либо утвердить его новый состав.

Коллегиальный исполнительный орган может при необходимости создавать комитеты из числа своих членов или других сотрудников общества для решения конкретных вопросов.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, при этом не важно, является оно участником общества или нет. В последнем случае член коллегиального исполнительного органа может участвовать в общем собрании участников общества лишь с правом совещательного голоса.
 . Работой коллегиального исполнительного органа руководит председатель, функции которого выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.

Работой коллегиального исполнительного органа руководит председатель, функции которого выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.

Члены коллегиального исполнительного органа принимают решения и организуют работу по своему усмотрению. Кворумом является присутствие половины ( если уставом не оговорено большее количество) членов коллегиального исполнительного органа. Решения на заседании коллегиального исполнительного органа принимаются голосованием. Каждый член коллегиального исполнительного органа обладает одним голосом. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов коллегиального исполнительного органа, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.

Члены коллегиального исполнительного органа назначают секретаря для ведения протоколов заседаний. Протокол заседания правления ( дирекции) представляется членам совета директоров ( наблюдательного совета), ревизионной комиссии ( ревизору) и аудитору общества по их требованию.

Члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в Совете директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров.

В заседаниях коллегиального исполнительного органа ведется протокол. Законом об АО не определяются и обязательные реквизиты протокола. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа может быть исполнен в произвольной форме, но за его содержание отвечает подписавший протокол директор ( генеральный директор), осуществляющий функции единоличного исполнительного органа.

Фондовая биржа должна иметь коллегиальный исполнительный орган управления.

Правление ( дирекция) как коллегиальный исполнительный орган акционерного общества осуществляет текущее руководство деятельностью общества в пределах своей компетенции, определенной уставом, решениями общего собрания, внутренним документом общества, утверждаемым советом директоров. Работа правления возглавляется генеральным директором и контролируется советом директоров.

Закона об АО совмещение членами коллегиального исполнительного органа ( правления, дирекции) акционерного общества должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров ( наблюдательного совета) акционерного общества.

Учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.

Уставом общества может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа наряду с единоличным исполнительным органом.

Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации регулируются главой 43 Трудового кодекса РФ.

Система управления в корпорациях на примере хозяйственных обществ

Особое место в системе органов занимают органы управления.

Управление – это процесс планирования, руководства, координации и контроля над действиями юридического лица. Закон устанавливает определенную иерархию органов управления и предусматривает существование нескольких моделей управления хозяйственным обществом. Каждая модель характеризуется определенным набором органов управления. При этом система органов выбирается исходя из требований действующего законодательства и усмотрения учредителей. Рассмотрим модели управления хозяйственным обществом.

Минимально необходимый набор органов управления для общества – это система двух органов: общего собрания участников, которое осуществляет общее руководство деятельностью общества, и единоличного исполнительного органа управления (директора), который занимается управлением текущей деятельности.

Для крупных акционерных обществ (с числом акционеров более пятидесяти), где общее собрание акционеров нецелесообразно собирать часто и оно не может выполнять функции профессионального управленца, обязательно создание совета директоров (наблюдательного совета), который будет осуществлять общее руководство деятельностью общества в периоды между проведениями общих собраний акционеров. В остальных обществах существование такого органа, как совет директоров, зависит от усмотрения учредителей. Соответственно может существовать трехзвенная система органов управления, которая является достаточно традиционной: общее собрание участников, совет директоров, единоличный исполнительный орган управления.

Учредители могут предусмотреть для своего общества иную трехзвенную систему органов управления, состоящую из общего собрания участников и двух исполнительных органов: коллегиального и единоличного (например, дирекция и директор, правление и председатель правления). Формирование коллегиального исполнительного органа не является обязательным для подавляющего большинства юридических лиц.

Самая многозвенная система органов управления такова: общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган. Такая система управления обязательна, например, для кредитных организаций. Учредители остальных юридических лиц могут создать такую систему по своему желанию.

Дополнительные варианты системы управления допускается использовать по желанию учредителей в связи с существованием разных видов единоличного исполнительного органа. Как уже указывалось, им может быть не только физическое лицо, но и юридическое лицо. Кроме того, могут существовать несколько единоличных исполнительных органов управления, действующих совместно или отдельно.

Особая ситуация – это хозяйственное общество, созданное одним лицом, в этом случае функции общего собрания участников выполняет единственный учредитель. При этом он вправе сам себя назначить единоличным исполнительным органом.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ФОРМЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Российское гражданское законодательство предусматривает две категории участников правовых отношений: физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ). По отношению к участию в предпринимательстве у них есть права на извлечение дохода от собственных трудовых вложений. При этом юридические лица, которыми являются организации, априори имеют сложную структуру управления.

Основополагающее определение юридического лица и нормативное описание всех видов организаций содержит ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):

«Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Государство обеспечивает контроль за всеми организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации. Для этого каждая организация подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

Информация ЕГРЮЛ является публичной. Любое заинтересованное лицо вправе получить определенные сведения об организации (например, на сайте налогового органа www.nalog.ru). В реестре есть информация о дате регистрации, организационной форме, собственниках и исполнительном органе на текущую дату.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом также включены в ЕГРЮЛ.

Для утверждения схемы управления создаваемого юридического лица должна быть выбрана форма ЮЛ. Предусмотренные законом формы юридического лица отражены в ГК РФ. Каждую форму создания юридического лица регламентирует отдельный федеральный закон.

Федеральные законы, регламентирующие отдельные формы создания юридического лица:

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах».

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Выбранную форму юридического лица учредители организации должны закрепить в Уставе организации.

Наибольшее число вариантов форм управлений присутствует в законодательстве об обществе с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерном обществе (АО). Рассмотрим их подробнее.

Срок полномочий управляющего ООО

Все сроки полномочий управляющего в ООО устанавливаются и регламентируются в уставных документах организации (об этом говорится в Федеральном законе «Об ООО» — статье 40). Вместе с тем, компетентные органы имеют право преждевременно прекратить его деятельность (пп.4 п. 2 ст. 33 и пп.2 п. 2.1. ст. 40 Федерального закона “Об ООО”).

Полномочия управляющего ООО начинаются и заканчиваются, как только компетентным органом принимается необходимое решение (постановления Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2006 г. № 12049/05).

Сроки полномочий устанавливаются в уставных документах организации

Признаки органа юридического лица

Орган юридического лица обладает соответствующими признаками:

  1. Часть или элемент структуры юридического лица, включающая одно или несколько лиц.
  2. Его образование происходит по алгоритму, отображенному в учредительных документах, придерживаясь буквы закона.
  3. Владение правами и инструментами для принятия решений в пределах назначенной компетенции.
  4. Все решения и распоряжения юридического лица должны быть документально оформленными в рамках законодательства при помощи специальных актов. Сюда можно отнести решения, документацию, заключение сделок, предусмотренных компетенцией юридического лица.

В связи с перечисленными особенностями, управленческий отдел юридического лица несет полную ответственность за принятые решения и действия (или бездействие) перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»). При этом кредитные обязательства, в которые вступил орган юридического лица, возлагают на юридическое лицо. Но если финансовая несостоятельность юридического лица является следствием действий учредителей юридического лица и членов его органов управления, то этот факт является исключением. И ответственность по этим действиям ложится на указанных частных лиц.

Какие органы юридического лица бывают:

  • органы контроля (это те органы, которые создаются для ревизии действий нижестоящих органов. Создавать их может орган управления);
  • органы совещательного уровня (органы, компетентные в узких вопросах, выполняющие рекомендательную функцию)
  • органы управления юридического лица (непосредственно принимающие значимые решения, заключающие имущественные, финансовые и иные сделки в соответствии с волей юридического лица)

Замечание 1

Каждое отдельно взятое юридическое лицо имеет свою структуру, которая зависит от многих факторов, включая его правовую форму и вид деятельности. При этом каждый отдельный орган юридического лица имеет строго определенную компетенцию.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Классификация управления

Органы управления юридического лица классифицируются по ряду признаков:

  1. Количество членов. Первым по количеству участников выделяют коллегиальные органы юридического лица. Сюда относится общее собрание, наблюдательный совет. Членами коллегиального органа юридического лица также признается совет директоров. Следующей количественной единицей является единоличный исполнительный орган – физлицо или организация. Часто на практике бывает, что собрание представляет один учредитель или акционер. Процедура принятия решений значительно упрощается.
  2. Характер ведения управленческой деятельности. Органы управления юридического лица по этой квалификационной характеристике разделяются на две подгруппы – стратегические и оперативные. В стратегической подгруппе находится общее собрание, директорат и наблюдательный совет.
  3. Тип входящих участников. Управление организацией может осуществляться физлицом и организациями. Курирование хозяйственной деятельности предприятия допускается возлагать на управляющую компанию (ст.42 ФЗ №14-ФЗ и ст.69 ФЗ №208-ФЗ).
  4. Правовая отрасль, регулирующая полномочия органов юридического лица. Существуют управляющие структуры, чья деятельность регламентируется нормами гражданского кодекса (совет директоров, собрание участников), а есть такие, что подпадают под действие трудового законодательства, как дополнительного правового института.

Деликтоспособность

Она представляет собой ответственность органов юридического лица, их способность самостоятельно возмещать причиненный их действиями имущественный ущерб. В связи с тем, что поведение уполномоченных структур компании считается активностью самого предприятия, то очевидно, что именно оно должно нести это бремя. Вместе с этим, юридическое лицо отвечает и за действия своих сотрудников, которые совершаются во время исполнения последними своих обязанностей, как за собственные. Данное положение установлено в ст. 1068 ГК (п. 1). Обусловлено это тем, что указанные действия совершаются во исполнение распоряжений (воли) юрлица.

Юр. лицо в России: понятие и сущность

В гражданском обороте юридические лица принимают наиболее активное участие. Согласно статье 48 ГК РФ, юр. лицом называют организацию, имеющую в собственности обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам. Известно, что такие организации могут приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные полномочия, а также исполнять обязанности и нести за них ответственность.

Основными атрибутами любого российского юр. лица будет наличие печати, документа о государственной регистрации и открытого расчетного счета в банковской организации. Однако это лишь внешние элементы, дающие наиболее общие представление о субъекте гражданских правоотношений. А что можно сказать о правовом статусе юридического лица? Какие признаки характерны для организаций рассматриваемого типа? Во-первых, это формальное единство. Лицо считается юридическим лишь в том случае, если у него есть устав, учредительная документация и специальное положение. Во всех этих бумагах должны быть четко обозначены цели, задачи организации, ее сущность и структура. Во-вторых, у организации должно быть обособленное имущество. По нему юр. лицо несет ответственность и исполняет свои обязанности. Наконец, в-третьих, любое юридическое лицо обязано выступать в гражданском обороте от своего имени.