Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Оглавление

Квалификация в образовании

Заканчивая то или иное учебное учреждение, гражданин получает документ, свидетельствующий о его квалификации.

Уровень квалификации выпускника зависит от уровня учебного заведения и усвоенного учебного курса:

Уровень учебного заведения Квалификация Документ, подтверждающий квалификацию
средняя школа основное школьное (9 классов) аттестат об основном школьном образовании
среднее школьное (11 классов) аттестат о среднем образовании
среднее профессиональное учебное заведение специалист определенного профиля диплом о среднем профессиональном образовании
высшее учебное заведение бакалавр диплом о соответствующем высшем образовании
специалист диплом о соответствующем высшем образовании
магистр диплом о соответствующем высшем образовании

Более подробно – о квалификации в высшем образовании (бакалавр, магистр, специалист):

Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?

Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:

  • методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
  • макета, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
  • приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации…» от 12.04.2013 № 148н.

Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.

Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.

Виды повышения квалификации работников, их особенности

В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.

  1. Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
  2. Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
  3. Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.

Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.

Человек один и тот же, но занимаемые им должности, судя по всему, разные.

Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера.

Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.

Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.

По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).

Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОФСТАНДАРТЫ?

Профстандарты появились в Трудовом кодексе РФ еще в 2012 г., но тогда на них мало кто обратил внимание. И только 2014 г

положил начало активной разработке этого «новшества».

Это случилось, потому что некоторые сферы производства и услуг могут стать очень опасными, если туда допустить неквалифицированного рабочего или специалиста, а еще хуже — недоученного руководителя. Образование у нас никак не успевает за развитием производства. Более того, далеко не все работают по той специальности, которую получили в учебном заведении.

На этом фоне часто можно слышать пугающие утверждения о том, что работников, не соответствующих профстандарту, нужно немедленно уволить, а их руководителей — наказать.

И все же давайте посмотрим на это «страшное» явление — профстандарты — спокойно и без паники.

Сами по себе они не становятся обязательными сразу после утверждения. Есть два случая, когда работодатель обязан им следовать. Рассмотрим их подробнее.

1. Требования к квалификации работника указаны в нормативном правовом акте

Если существует нормативный правовой акт федерального уровня, в котором и без профессионального стандарта описаны требования к квалификации, то и профстандарт подлежит применению (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Например, вряд ли ставить диагнозы больным будет человек со специальностью слесаря-сантехника. Требования к квалификации установлены не только врачам, но и фармацевтам, педагогам, адвокатам, водителям на транспорте и т. д. А также всем работникам, которые выполняют работы под землей. А еще главным бухгалтерам ПАО (ранее ОАО), страховых организаций, банков, НПФ (не всем главным бухгалтерам).

Но соответствующие организации и так исполняли требования этих нормативных актов в отношении квалификации своих работников. Так что введение профстандартов не сильно повлияет на их деятельность.

Таким образом, из ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ следует, что профстандарты носят транснормативный характер и, применяя нормативные документы, мы автоматически применяем и профессиональные стандарты в той части, в которой они обязательны для применения. В остальной части профстандарты носят рекомендательный характер.

2. Для должности или профессии установлены компенсации, льготы или ограничения

Согласно абзацу 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, если 1) по конкретной должности или профессии 2) федеральным законом 3) установлены компенсации, льготы или есть какие-либо ограничения, то соответствовать профстандарту либо Единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочникам должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) должны:

• наименования должностей, профессий, специальностей;

• квалификационные требования к ним.

Ответ на вопрос, что понимается под ограничениями и компенсациями, можно найти в разделе «Типовые вопросы и ответы о применении профстандартов» на сайте ВНИИ Труда Минтруда России:

Самый яркий пример льготы — досрочное пенсионное обеспечение. Опытные кадровики могли сталкиваться с ситуацией, когда работнику не назначали льготную пенсию, так как в его трудовой книжке название профессии отличалось от названия в Списке № 1 или № 2.

То есть еще задолго до введения профстандартов мы сверяли названия должностей и профессий всех своих «вредников» со Списками.

А что, если в Списках, справочниках и профстандарте указаны разные названия профессий? По логике, мы должны ориентироваться на названия из более нового нормативного акта, то есть профстандарта. Именно такое разъяснение и дано. Но Пенсионный фонд РФ работает по Спискам, поэтому и нам приходится действовать аналогично, чтобы не лишить работника льгот.

Если ваши работники не подпадают ни под один из двух описанных выше случаев, то применение профессиональных стандартов для вас носит рекомендательный характер.

Особенности повышения квалификации

У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.

Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.

Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.

Показатели уровней квалификации

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определенную трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту

Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником

Что делать после того, как узнали квалификационный уровень работника?
Лучше всего организовать для него и его подразделения корпоративное обучение в нашей академии.
Оставьте заявку на бесплатный расчет стоимости обучения!
Заказать расчет корпоративного обучения

Как оценивают квалификацию персонала в вашей компании?

Определение уровня квалификации работника

Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:

  • опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
  • наличие образования (общего и специального);
  • мера ответственности за порученное дело и так далее.

Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.

Квалификационные требования (пример)

Однако работодатель может внести изменения в должностную инструкцию, о чем предварительно информирует сотрудника. Трудовое законодательство обозначает обязанность нанимателя утверждать квалификацию принимаемых сотрудников. Однако исключением выступает поступление на работу учеников, не имеющих профподготовки. В этом случае квалификация им не присваивается.

Классификация персонала предприятия

Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:

  • Имущественные отношения. Есть собственники (учредители) юридического субъекта. Они владеют долей предприятия, извлекают прибыль от его деятельности. Есть также наемные сотрудники.
  • Степень вовлечения в производственную деятельность. Производственный персонал вовлечен в деятельность напрямую, непроизводственный – опосредованно.
  • Место основной службы. Работники могут как состоять в штате предприятия, так и не состоять в нем.

Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Квалификация в спорте

Уровень спортивной подготовки человека (и это не обязательно лицо, профессионально занимающееся спортом) оценивается следующими квалификационными спортивными разрядами:

  • 3, 2, 1 юношеский разряд (разряды перечислены в порядке возрастания квалификационного уровня);
  • 3, 2, 1 разряд;
  • кандидат в мастера спорта;
  • мастер спорта;
  • мастер спорта международного класса.

Каждый из разрядов квалификации присваивается в соответствии со строгим регламентом.

Например, установленные нормативы квалификационного разряда должны быть подтверждены спортсменом на состязаниях определенного ранга в присутствии необходимого количества судей соответствующего уровня.

Присвоенная квалификация спортсмена подтверждается записью в зачетной книжке, официально зарегистрированной спортивной федерацией, со ссылкой на приказ об утверждении разряда.

Основные признаки персонала

Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:

  • Вовлеченность в трудовые отношения. Последние должны быть закреплены документально. В частности, должно быть оформлено трудовое соглашение.
  • Характеристики, на базе которых осуществляется деятельность. К примеру, это может быть квалификация, специальность, образование, наличие опыта.
  • Наличие цели деятельности. Цели работы специалиста должны соотноситься с целями деятельности предприятия.

Управление персоналом отличается такими особенностями, как:

  • Интеграция в общую управленческую структуру.
  • Соответствие имеющейся корпоративной культуре.
  • Наличие планирования должностных мест, подготовки сотрудников.
  • Учет профессиональных качеств и оценка деятельности сотрудников.
  • Централизация управленческих процессов.

Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.

Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.Посмотреть характеристику видов ответственности

Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?

Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:

  • Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
  • Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
  • Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
  • Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.

Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.

  • Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
  • Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
  • Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
  • Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.

Образование

Образование могут быть получены разными способами и признаны различными способами. Ниже приведены примеры образовательных соглашений.

  • Обучение на рабочем месте — (Примеры: бармен, манекенщица, продавец, санитарный работник, водитель грузовика, официант)
  • Ученичество — (Примеры: плотник, электрик, линейный монтажник, каменщик, механик, сантехник, техник по ОВК, сварщик)
  • Профессиональная аттестация — (Примеры: повар, косметолог, ассистент стоматолога, помощник юриста)
  • Степень специалиста — (Примеры: специалист по диагностической ультразвуковой сонографии, рисовальщик, помощник врача, лицензированная практическая медсестра, лаборант, оптик, веб-разработчик)
  • Выше Ученичество — (Примеры: дипломированный инженер, дипломированный бухгалтер, консультант по вопросам управления, юрист)
  • Степень бакалавра — (Примеры: бухгалтер, журналист, медсестра, инженер-программист, учитель начальной или средней школы)
  • Профессиональная степень — (Примеры: архитектор, дантист, инженер, руководитель, инвестиционный банкир, юрист, фармацевт, врач)
  • Высшее образование — (Примеры: космонавт, историк, математик, медсестра-анестезиолог, ученый, профессор университета)

Основные вопросы по ст. 195.1 ТК

Где можно более подробно посмотреть понятия, упомянутые в разбираемой статье?

В Приказе Минтруда № 170н от 29.04.13, посвящённом методическим аспектам создания профстандартов, содержатся следующие определения:

  • разновидность профессиональной деятельности – это группа обобщённых трудовых функций, близких по характеру труда, его условиям и результатам;
  • обобщённая трудовая функция – это группа близких между собой рабочих действий, сформировавшаяся в процессе разделения труда в бизнес-процессе или производственной операции;
  • трудовая функция – это система определённых действий в границах обобщённой функции;
  • трудовое действие – это процесс взаимодействия сотрудника с предметом труда, в результате которого достигается определённая производственная задача.

Разбираемая статья ориентируется именно на эти базовые понятия.

Зачем в ТК появилась отдельная статья, посвящённая определению профстандартов и квалификации?

Это необходимо, т.к. происходит постепенная модернизация системы должностных квалификаций. Предполагается, что в ходе этой модернизации на смену Единым справочникам профессий, часть из которых была создана ещё при СССР, придёт комплексная система профстандартов. Данная система позволит, по мысли разработчиков, увязать потребности экономики с системой подготовки соответствующих кадров, на которые будет реальный спрос.

Пока же профстандарты используются в следующих областях трудовой деятельности (Постановление Правительства № 23 от 22.01.13):

  • формирование политики в области профессиональных кадров;
  • управление персоналом;
  • организация профобучения сотрудников;
  • аттестация специалистов;
  • составление должностных инструкций.

Основные параметры такого перехода были указаны в Приказе Минтруда № 667н от 29.09.14. Как результат – требуется определение соответствующей терминологии на уровне ТК.

Где используется понятие квалификации из данной статьи?

В трудовом законодательстве, в том числе на уровне ТК, довольно много упоминаний о квалификации сотрудника. Так, данное понятие используется в:

  • ст. 129 – при определении понятий зарплаты сотрудника;
  • ст. 132 – при определении факторов, влияющих на оплату трудовой деятельности;
  • ст. 261 – при описании гарантий беременным работницам;
  • ст. 179 – при определении, кто из сотрудников пользуется преимущественным правом на работу при массовом сокращении штата.

Помимо этого, понятие квалификации персонала активно применяется на уровне:

  • судебной практики по аспектам трудовых взаимоотношений;
  • профильных законодательных актов на федеральном и региональном уровнях;
  • правительственных распоряжений и постановлений по соответствующим вопросам;
  • Постановлений Минтруда и других профильных ведомств;
  • межотраслевых соглашений;
  • локальных нормативных актов;
  • отраслевых распоряжений;
  • трудовых договоров коллективного и индивидуального форматов.

Как определяется уровень квалификации

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Как часто аттестацию проходят педагоги дошкольного образования?

Впервые — через два года после начала работы, а потом — раз в пять лет.

Если воспитатель уверен в своих силах и хочет повысить категорию, он не обязан дожидаться указанного срока. Но нужно учитывать ограничения:

  • Подать заявление можно не раньше, чем через 2 года после окончания последней проверки.
  • Заявление педагога могут отклонить. В этом случае подать заявление повторно можно будет только через год.
  • Беременные женщины и молодые мамы. Они проходят аттестацию не раньше, чем через 2 года после выхода из отпуска по беременности и родам или из отпуска по уходу за ребенком.
  • Воспитатели, которые провели на непрерывном больничном больше 4 месяцев. Они проходят аттестацию через год после выхода на работу.
  • Педагоги, у которых уже есть квалификационная категория (они подтверждают категорию, а не право занимать должность).
  • Воспитатели, которые меньше 2 лет занимают одну должность в организации, где проводится аттестация.

Если педагог провалит испытание, комиссия вынесет решение о несоответствии должности. После этого решение принимает работодатель — либо уволить педагога (это законно, смотрите п. 3 статьи 81 ТК РФ), либо дать ему второй шанс, направить на курсы повышения квалификации, а затем на повторное испытание.

Использование педагогики М. Монтессори в самостоятельной деятельности детей раннего и дошкольного возраста

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Организация процесса взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) в условиях реализации ФГОС ДО

108 часов (1 мес.)

4500 руб. 2261 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Планирование образовательного процесса дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Миграция [ править ]

Все страны находятся в процессе изменений и переходного периода, что делает возможной миграцию квалифицированных рабочих из мест с более низкими возможностями для обучения и улучшения условий труда. Хотя материальные вознаграждения играют определенную роль в миграции квалифицированных рабочих, именно отсутствие безопасности, возможностей и подходящих вознаграждений на родине в основном делает возможным массовое перемещение людей из мест менее развитого в более благополучные общества.

Иммиграция квалифицированных рабочих в Канаду

1 января 2015 года правительство Канады внедрило иммиграционную систему экспресс-въезда в рамках экономического класса, включая Федеральную программу квалифицированных рабочих. В рамках Express Entry федеральные квалифицированные работники 347 подходящих профессий, отвечающие минимальным критериям приема, отправляют профиль выражения своей заинтересованности в пул Express Entry. Профили кандидатов в пуле ранжируются согласно Комплексной рейтинговой системе.

Южная Африка

При апартеиде подготовка квалифицированных рабочих была сосредоточена на белых жителях, но после социально-политических потрясений 1990-х годов эти же квалифицированные рабочие эмигрируют, что является очень деликатной темой в современном южноафриканском обществе. СМИ ЮАР все чаще освещали «утечку мозгов» в 1990-е годы. Начиная с 1994 года, когда демократически избранное правительство взяло под свой контроль бразды правления, официальная статистика Южной Африки показывает рост эмиграции квалифицированных рабочих. Достоверность этих данных поставлена ​​под сомнение.

Евросоюз

Европейский Союз ввел в действие политику, которая открыла путь квалифицированным рабочим из других стран для работы и проживания в ЕС в соответствии со схемой Голубая карта» (Европейский союз) . Основными причинами введения этой политики являются старение населения в целом и растущая нехватка квалифицированных рабочих во многих государствах-членах.

Интенсивность миграции высококвалифицированной рабочей силы

Спрос на квалифицированных специалистов в области информационных технологий (ИТ) постоянно растет. Это привело к уменьшению иммиграционных ограничений, распространенных в различных странах. Миграция квалифицированных рабочих из Азии в Соединенные Штаты, Канаду, Великобританию и Австралию является обычным явлением, особенно среди студентов и временной миграции квалифицированных ИТ-специалистов. Однако данные показывают, что миграция квалифицированных рабочих из Канады, Германии, Великобритании и Франции в Соединенные Штаты носит временный характер и больше похожа на обмен умами, чем на «утечку умов».

Политика Всемирного банка в отношении честного обмена

В литературе по « утечке мозгов» основное внимание уделяется дороговизне квалифицированной миграции для родины или страны происхождения. Эти потери можно частично компенсировать, если миграция носит временный характер

Развивающиеся страны вкладывают большие средства в образование. Однако временная миграция может привести к значительному оттоку капитала на родину. Этот поток капитала плюс полученные дополнительные знания сделают больше, чем просто компенсируют родине инвестиции, первоначально сделанные в обучение квалифицированного рабочего. Ключом к временной миграции является изменение торговой и иммиграционной политики принимающей страны и усиление требований страны происхождения в отношении обратной миграции квалифицированных рабочих.

Степени квалификации

В настоящее время из Европы к нам пришло деление выпускников вузов на бакалавров, специалистов и магистров. Диплом бакалавра учащийся может получить через 4 года обучения. Это определение новое, и многие считают, что бакалавр хуже специалиста, для получения диплома которого придется учиться 5 лет. Обучение бакалавра и специалиста отличается в принципе. Деление на бакалавра и специалиста происходит уже на третьем году обучения, что позволяет провести анализ образовательного процесса. Бакалавр может иметь неплохую квалификацию для работы менеджером, маркетологом, бухгалтером и пр.

Знания специалиста направлены на практическую работу. Если вы намерены получить квалификацию для работы ученым, надо проучиться 6 лет, чтобы получить диплом магистра. В разных странах понятие бакалавр имеет разное значение. Во Франции, к примеру, бакалавром называют выпускников средней школы. В США к званию бакалавр приплюсовывают уточнение, в какой науке вы специализировались: бакалавр истории, бакалавр химии и пр.

Студент выпускного курса учебного заведения должен написать выпускную квалификационную работу и защитить ее. Это научно-исследовательский труд выпускника, позволяющий судить о его научных и практических навыках и присвоить ему определенную квалификацию при окончании учебного заведения. Такую дипломную работу пишут выпускники как вузов, так и средних специальных учебных заведений. При поступлении на работу квалификацию работнику уже присваивают специальные органы по месту службы.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).